Работа над аппликатурой в классе фортепиано
Аппликатура является неотъемлемой частью работы пианиста. От правильного выбора аппликатуры во многом зависит техническое и художественное совершенство исполнения. Выбор аппликатуры - это творческая работа. Знание аппликатурных принципов поможет музыканту найти для музыкального произведения наиболее целесообразную аппликатуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatura.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
7
Аппликатура и принципы ее подбора, как общепринятые, так и обусловленные индивидуальными особенностями учащегося являются важной частью пианизма.
Преподавателям знакома нелюбовь многих учеников к работе над аппликатурой, однако обойтись без нее просто невозможно.
Аппликатура – это распределение пальцев при игре на инструменте, а также запись этого распределения в нотах цифрами.
Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в фортепианной педагогике. Аппликатуре уделялось значительное внимание на протяжении почти всего периода существования клавирного и фортепианного искусства. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно меняются: подвергаются критике самые незыблемые принципы аппликатуры, возникают новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.
Ознакомление с аппликатурными принципами различных мастеров пианистического искусства убеждает о чрезвычайной пестроте взглядов на эти вопросы.
Аппликатура с достаточной убедительностью говорит и о техническом мастерстве, и о художественном лице исполнителя. Зачастую бывает достаточно посмотреть (даже не слушая), какими пальцами играет ученик, чтобы понять и уровень его технического развития, и уровень его музыкального мышления.
Бытуют два принципиально различных подхода к аппликатуре. Первый заключается в том, что аппликатура с тщательностью «высчитывается» по определенным и узаконенным правилам, примерно так: если клавиша «до» берется, допустим, пятым пальцем левой руки, то клавишу «ми», следовательно, надо взять третьим пальцем, так как между ними расстояние в терцию. Второй подход диаметрально противоположен первому. Основным и решающим моментом в выборе аппликатуры является не «высчитывание», не так называемое «удобство», а ее целесообразность с точки зрения определенных художественных намерений. Характерно, что все крупные музыканты-художники стояли на позиции художественного подхода к расстановке аппликатуры. К.Ф.Э. Бах писал: «Почти каждая новая музыкальная мысль требует новой и своей аппликатуры». Не раз подчеркивал эту же мысль и Г. Бюлов: «Аппликатура хороша, если она облегчает фразировку, плоха – если затрудняет ее. Строит аппликатуру музыкальное чувство».
Пианист должен, прежде всего, стремиться найти ту аппликатуру, которая наилучшим образом позволяет выразить его музыкальные намерения. Такая аппликатура далеко не всегда совпадает с так называемой «удобной» аппликатурой; то, что «удобно», не всегда художественно полноценно.
Существует, в основном, два типа аппликатур: «трёхпалая», ведущая своё начало от Черни, и «пятипалая», идущая от Листа и его последователя Бузони. В свое время «трехпалая» аппликатура была оправданным шагом и сыграла полезную роль в пианистической практике. При тогдашних приемах игры – сочетании легатности с почти неподвижной рукой – это избавляло пианистов от некоторых неразрешимых проблем (подкладывание первого пальца после пятого и четвертого). В последующем в пианистических приемах произошли значительные перемены: legato стало менее «связанным», его место частично заняло non legato, рука получила свободу движений, начал широко применяться «собирающий» бросок руки к пятому пальцу. В этих условиях первый палец может не подкладываться, а перебрасываться через четвертый или пятый. Слабость последних пальцев компенсируется переносом в их сторону центра тяжести руки при помощи собирательного движения. Тогда приведенные выше примеры выглядят обоснованно и удобоисполнимо. А использование «трёхпалой» аппликатуры все более утрачивает свое разумное основание. Впрочем, вопрос о сравнительных достоинствах этих двух аппликатурных систем нельзя считать окончательно решенным. Он продолжает вызывать споры в среде педагогов. И вообще здесь нельзя опираться на одни лишь общие принципы, пусть даже и правильные. Многое тут зависит от строения руки и других индивидуальных особенностей исполнителя.
Аппликатурную дисциплину надо воспитывать в учащемся с первых шагов обучения игре на инструменте и постоянно совершенствовать ее в дальнейшем.
В работе с начинающими учениками полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде. В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные аппликатурные требования: соседние ноты играются соседними пальцами; если играем через ноту, то соответственно и через палец, и т.д. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины. Приучать ученика к использованию естественной последовательности пальцев, воспитывать сознательное отношение к аппликатуре необходимо с первых уроков.
В методике преподавания фортепиано существуют определенные принципы аппликатуры.
Педагог, работая над аппликатурой, должен помнить ее главный, художественно верный принцип. Он заключается в следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой. Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это – важнейший и основной аппликатурный принцип.
Из главного принципа аппликатуры естественно вытекают следующие ее принципы:
принцип физического удобства, удобства данной руки. При этом надо учитывать, что удобство («устройство») музыкально-смысловое порой не только не совпадает с удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему;
принцип гибкости, изменчивости («вариантности») аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Следует помнить, что в искусстве нет мелочей, всё подчинено законам красоты вплоть до последней детали;
принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями. Всякий знает, что рука, которая с трудом берет четырёхзвучный аккорд до-минора, совершенно по-другому будет «устраиваться» на клавиатуре, чем большая рука. Этот принцип подчинён двум первым. Пианист, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможет соблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает музыку и имеет хорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип.
Следует заметить, что хотя аппликатура и должна носить индивидуальный характер, но это не должно служить основанием к тому, чтобы не приучать учащихся к ее определенным закономерностям. Более того, основные фортепианные технические формы – гаммы, арпеджированные последовательности, двойные ноты и аккорды – имеют строго определенную, типичную аппликатуру, которой учащийся должен обязательно овладеть. В противном случае наступит полнейшая анархия в области владения аппликатурой. Аппликатура основных фортепианных технических форм должна быть усвоена учащимся настолько прочно и глубоко, чтобы, встретив в музыкальном произведении ту или другую техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой, занимали нужную позицию.
Приступая к работе над аппликатурой в музыкальном произведении, педагог должен внимательно просмотреть аппликатуру редактора и, если это потребуется, внести в нее необходимые, с его точки зрения (конечно, обоснованные), коррективы. Затем следует обозначить пальцы в нотном тексте. Но обозначая пальцы, не нужно выписывать их все подряд, следует обозначить лишь те из них, в отношении которых может возникнуть неясность. При подборе пальцев педагог должен обращать внимание на то, чтобы рука играющего по возможности находилась в естественно-собранном положении. Иногда сильное растяжение руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука.
В работе над аппликатурой очень важно бороться с невнимательным отношением учащегося к обозначенным в нотах пальцам. Особую борьбу педагогу следует вести с часто встречающимся в исполнении учащегося, начинающего разучивать какое-либо произведение, разнобоем в аппликатуре: один раз та или другая нота или последовательность исполняются одной аппликатурой, другой раз то же самое – иной. Это приведет в дальнейшем к техническим трудностям в исполнении: накопленные в процессе упражнений противоречивые двигательные ощущения вступят в борьбу и повредят автоматизации. Как правило, эти противоречивые двигательные ощущения, затушеванные последующей правильной работой ученика, всплывают наружу после длительного промежутка времени при ответственном исполнении музыкального произведения (например, на эстраде). Поэтому педагог должен требовать от учащегося тщательного выучивания одной, твердо установленной, наилучшей из возможных, аппликатуры. В тех же случаях, когда изменение аппликатуры учащимся – не результат небрежности («как пальцам удобнее»), а логично и обоснованно, у педагога не должно быть никаких оснований возражать против проявления учеником инициативы; наоборот, педагог должен всячески поощрять такую инициативу.
Также следует приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае (для этого учащийся должен знать основные аппликатурные требования). Но здесь надо учитывать, что подлинное понимание аппликатуры развивается у учащегося далеко не сразу: оно требует, с одной стороны, хорошего «инстинктивного» ощущения, а с другой – высокого уровня музыкального развития. Поэтому самостоятельность в вопросах аппликатуры ни в коем случае не должна быть предоставлена учащемуся слишком рано, иначе такая самостоятельность приведет лишь к бессистемности и беспорядку в расстановке пальцев.
Подбирая аппликатуру, педагог должен учитывать следующие моменты:
Следует руководствоваться естественными особенностями пальцев. Пальцы у нас все разные. И «выравнивать» их звучание можно только слухом, верным представлением о звуке.
Первый палец уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков. Но наряду с этим он должен знать ощущение легкости и подвижности. Важно, чтобы первый палец не «уходил» с клавиатуры, когда играют другие пальцы.
Второй палец умелый, сильный, способный к разнообразной деятельности.
Третий палец занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационные функции.
Четвертый палец не столь свободен и самостоятелен, но очень ценен при игре кантилены.
Пятый палец не смотря на малую величину выполняет важную функцию. Часто именно кульминационные звуки исполняет именно он. Каждый палец требует особого внимания и ежедневной тренировки.
Аппликатуру нужно выбирать сознательно, так как правильный выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе.
Выбирать аппликатуру следует в начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо изучить редакционные и особенно авторские указания. Но не следует слепо, бездумно заучивать все то, что написано в нотах. Встречаются (и нередко!) неудачные, неудобные и антихудожественные (противоречащие художественному смыслу музыки!) аппликатуры.
Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. Если какой-то отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Затем соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. Полезно также проиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу.
В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся значительно реже. Однако это правило имеет немало исключений, диктуемых особенностями музыки. Аппликатура должна соответствовать характеру музыки.
Учащийся должен овладевать аппликатурной дисциплиной, стараться не нарушать аппликатурные требования.
В аппликатурных вопросах нет несуществующих мелочей. Очень часто от кажущейся «мелочи» зависит удобство или неудобство аппликатуры, её соответствие или несоответствие характеру музыки.
Учащемуся нужно внушить, что хорошая аппликатура – серьезная техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.
Помимо технических соображений существуют ещё и художественные требования, которым везде, где это возможно, должно принадлежать решающее слово. Характер эпизода, задуманная звучность могут продиктовать и оправдать совсем неожиданную, противоречащую всяким «правилам» аппликатуру. Изобретательность в данной области, способность находить остроумные аппликатурные решения трудных звуковых или моторно-технических задач – одна из примет пианистической одаренности и мастерства.
Обозначенная в нотном тексте аппликатура не всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей. Из этого можно сделать вывод, что подбирая аппликатуру для конкретного ученика надо учитывать его индивидуальные физиологические особенности (физиологические качества его рук – их величину, силу, эластичность, пальцевую растяжку).
С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Точно ориентироваться в выборе аппликатурных средств в зависимости от выразительности мелодии, характерных особенностей ритмики, голосоведения, артикуляции.
Необходимо постепенно знакомить учащихся с основными аппликатурными принципами.
Он должен знать самый важный принцип: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом.
Так, исполняя гаммообразную мелодию, изложенную композитором в виде «вздохов», приходится играть для передачи верной фразировки только 2-м и 3-м пальцами вместо использования гораздо более удобной традиционной аппликатуры ни будь здесь коротких лиг.
По возможности надо стремиться к естественной последовательности пальцев. Надо разъяснить, что рядом ноты – рядом пальцы.
Большие трудности для учеников представляют те места, требующие достижения максимальной связности при помощи пальцевого legato. Это относится к исполнению повторяющихся звуков legato. Используется подмена пальцев, придающая игре больше плавности.
При повторении несвязных звуков, когда они должны прозвучать с одинаковой силой, целесообразнее применять одинаковые пальцы.
Внимание учащихся должна привлекать задача полного художественного раскрытия одного из важнейших выразительных средств музыки – мелодии.
Постепенно учащегося следует познакомить с более сложными видами аппликатуры, использующимися для достижения legato перекладыванием пальцев, беззвучной подменой и скольжением пальцев с клавиши на клавишу. (Пример: М.Мусоргский «Слеза»)
Особенно часто эти приемы используются в полифонической музыке, но нередко они применяются в сочинениях гомофонно-гармонического склада.
При перекладывании пальцев (4-5,3-4) важно обратить внимание на гибкость запястья, нужное ощущение в кончиках пальцев. Ни один палец не должен покидать клавишу, пока другой не возьмет следующую.
Один из важных аппликатурных принципов – соответствие пальцев правой руки и левой руки. Это дает возможности значительно быстрее осваивать трудность. Соответствие аппликатур может быть достигнуто при противоположном движении. К соответствию аппликатур нужно стремиться и в параллельном движении.
Пример аппликатуры, основанной на принципе соответствия, – авторская аппликатура в пьесе С. Майкапара «Маленький командир» (одиночные группы по 4 звука в каждой руке).
Иной раз требуется довольно большое растяжение, и для учеников с маленькой растяжкой возможно распределение звуков между двумя руками, отступая от авторского изложения. Впрочем, на фортепиано есть средство, помогающее сочетать непринужденные, свободные движения рук со связностью звучания. – это правая педаль.
И еще раз об особенностях применения пальцев. При исполнении тихих окончаний коротких кантиленных мотивов следует минимально применять 1-3 пальцы.
Часто заменяется 5 палец в аккомпанементах левой руки 3 пальцем или каким-нибудь другим (на f и ff). Для того чтобы было удобнее, надо брать клавишу «плашмя» мякотью и тогда будет удобно 5 пальцем.
Большой палец «наиболее тяжелый» уместно применять, если это окажется возможным, для извлечения особенно насыщенных звуков. Также первый палец берется, естественно, в случаях когда руку надо переводить из одного положения в другое (менять позицию).
4-й палец – там, где требуется некоторая утонченность звучания.
Заключение
Выучивать надо, как правило, одну твердо установленную, наилучшую аппликатуру. Уверенное исполнение опирается на слуховую, на логическую и на моторно-осязательную память. При отсутствии постоянной аппликатуры моторно-осязательная память функционирует недостаточно, поскольку нет привычки брать определенные клавиши требуемыми пальцами. Во время исполнения, когда основное внимание должно быть направлено на реализацию художественного замысла, происходит процесс обдумывания аппликатуры. Это может привести к срывам на выступлении. Постоянная тщательная работа над аппликатурой дисциплинирует учащихся.
Аппликатурная дисциплина – один из важнейших принципов методики обучения игре на фортепиано. Целесообразность выбора аппликатуры помогает осуществлять разнообразные технические и художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей.
Изучение аппликатуры в тесной связи с техническими приемами исполнения способствует более осмысленному подходу учащихся к развитию пианистического мастерства.
Изучение авторской аппликатуры, сравнение аппликатуры различных редакторов развивает мышление, способствует выработке своего собственного отношения к исполнительским задачам.
Выявление специфических особенностей разных пальцев развивает слуховое воображение и тембровый слух учащихся.
Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели
.