Дидактические материалы

Ноговицина Лилия Викторовна

Комплексный анализ текста

ВПР - 2017

Конструктор уроков по ФГОС

Проектирование современного урока

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kat_1.doc31 КБ
Microsoft Office document icon kat_2.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon kat_3.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon kat_4.doc33 КБ
Microsoft Office document icon kat_5.doc38 КБ
Microsoft Office document icon kat_6.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon kat_7.doc33 КБ
Microsoft Office document icon kat_8.doc33 КБ
Microsoft Office document icon kat_9.doc30 КБ
Microsoft Office document icon kat_10.doc30 КБ
Microsoft Office document icon kat11.doc30.5 КБ
Файл kat12.docx15.81 КБ
Файл kat13.docx15.83 КБ
Файл kat14.docx16.06 КБ
Файл kat15.docx16.83 КБ
Файл kat16.docx15.73 КБ
Файл slovarnye_diktanty.docx15.58 КБ
PDF icon vpr_po_russkomu_yazyku.pdf66.25 КБ
PDF icon vpr_po_russkomu_yazyku._2_variant.pdf397.37 КБ
PDF icon proektirovanie_sovremennogo_uroka1.pdf795.3 КБ
PDF icon metodicheskie_rekomendatsii_po_russkomu_yazyku.pdf1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 1. 8 класс

1. Запишите текст «О пользе знаков препинания» А.Каневского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Человек п..терял запятую, стал боят(?)ся сложных предложений. (2)Искал фразу п..проще. (3)За (не)сложными фразами пр(е/и)шли (не)сложные мысли. (4)Потом он п..терял знак  восклицательный и начал гов..рить тихо, с одной интонацией. (5)Его уже ничто (не)радовало и (не)возмущало, он ко всему отн..сился без эмоций. (6)Затем он п..терял знак вопросительный и перестал зад..вать всякие вопросы. (7)Никакие события (не)вызывали его любопытства, где бы они ни происх..дили - в космос.., на Земле или даже в собственной квартир...
       (8)Еще через пару лет он п..терял двоеточие и перестал объ..снять людям свои поступки. (9)К концу жизн.. у него остались только кавычки. (10)Он (не)высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь ц(и/ы)тировал - так он совсем разучился мыслить и дош..л до точки.
       (11)Берегите знаки препинания!

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номер сложного предложения. Подчеркните в нём грамматические основы.

7. Выпишите из предложения №2 прилагательное.

8. Выпишите из предложения №4 наречие.

9. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.

10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.

11. Выполните фонетический разбор одного из существительных предложения №9

12. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.


Комплексный анализ текста № 1. 8 класс

1. Запишите текст «О пользе знаков препинания» А.Каневского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Человек п..терял запятую, стал боят(?)ся сложных предложений. (2)Искал фразу п..проще. (3)За (не)сложными фразами пр(е/и)шли (не)сложные мысли. (4)Потом он п..терял знак  восклицательный и начал гов..рить тихо, с одной интонацией. (5)Его уже ничто (не)радовало и (не)возмущало, он ко всему отн..сился без эмоций. (6)Затем он п..терял знак вопросительный и перестал зад..вать всякие вопросы. (7)Никакие события (не)вызывали его любопытства, где бы они ни происх..дили - в космос.., на Земле или даже в собственной квартир...
       (8)Еще через пару лет он п..терял двоеточие и перестал объ..снять людям свои поступки. (9)К концу жизн.. у него остались только кавычки. (10)Он (не)высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь ц(и/ы)тировал - так он совсем разучился мыслить и дош..л до точки.
       (11)Берегите знаки препинания!

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номер сложного предложения. Подчеркните в нём грамматические основы.

7. Выпишите из предложения №2 прилагательное.

8. Выпишите из предложения №4 наречие.

9. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.

10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.

11. Выполните фонетический разбор одного из существительных предложения №9

12. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.




Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 2. 8 класс

1.Запишите текст, выставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1) Человек, лишё(н/нн)ый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую, безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека, уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек – пл..хая мишень для злых шутников.

(7) Попав в см..шное пол..жение, он (не)смутится, (не)испыта..т желания «пров..литься сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним.   (8) Чувство юмора надо ц..нить, разв..вать и  беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин, помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. .  (С. Михалков)

2.Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Из предложения 4 выпишите два  словосочетания с типом подчинительной связи согласование.

7.Из текста выпишите одно словосочетание с типом подчинительной связи управление.

8. Выпишите из текста три причастия, выделите в них суффиксы.

9. Укажите номера трёх предложений с обособленными определениями.

10. Выпишите из текста деепричастие, выполните его морфемный разбор.

11. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

12. Объясните схемой постановку ТИРЕ в предложении №6.

13.Выпишите из предложения 1 два кратких прилагательных; графически докажите, что они краткие.

14. Выпишите грамматическую основу предложения № 7.

Комплексный анализ текста № 2. 8 класс

1.Запишите текст, выставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1) Человек, лишё(н/нн)ый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую, безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека, уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек – пл..хая мишень для злых шутников.

(7) Попав в см..шное пол..жение, он (не)смутится, (не)испыта..т желания «пров..литься сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним.   (8) Чувство юмора надо ц..нить, разв..вать и  беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин, помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. .  (С. Михалков)

2.Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Из предложения 4 выпишите два  словосочетания с типом подчинительной связи согласование.

7.Из текста выпишите одно словосочетание с типом подчинительной связи управление.

8. Выпишите из текста три причастия, выделите в них суффиксы.

9. Укажите номера трёх предложений с обособленными определениями.

10. Выпишите из текста деепричастие, выполните его морфемный разбор.

11. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

12. Объясните схемой постановку ТИРЕ в предложении №6.

13.Выпишите из предложения 1 два кратких прилагательных; графически докажите, что они краткие.

14. Выпишите грамматическую основу предложения № 7.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 3

1.Запишите стихотворение С.Г.Острового «Узелок на память», вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)(Ни)каких (не)д..пускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побежда..т именно

Поступок,

Зорко управля(я/ю)щий судьбой.

(2)Цел..устремлён  и бе(з/с)покоен

Каждый прод..лжающийся день.

(3)Разные сл..ва – единый корень:

Поступь, Наступление, Ступень.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текта.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из первого предложения словосочетание с типом подчинительной связи  примыкание. Выделите и отметьте в нём всё, что полагается.

7. Выпишите из первого предложения словосочетание с типом подчинительной связи  согласование. Выделите и отметьте в нём всё, что полагается.

8.  Выпишите из первого предложения словосочетание с типом подчинительной связи  управление. Выделите и отметьте в нём всё, что полагается.

9. Выпишите из текста четыре причастия. Выделите в них суффиксы. Укажите над каждым из них время причастия.

10. Выпишите из текста кратких причастия . Докажите графически их краткость.

11. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

12. Укажите номер предложения с обособленным определением. Выделите обособленное определение в тексте.

13. Выполните фонетический разбор одного из глаголов первого предложения.

14. Выпишите из первого предложения все глаголы. Выделите в них морфемы.

Комплексный анализ текста № 3

1.Запишите стихотворение С.Г.Острового «Узелок на память», вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)(Ни)каких (не)д..пускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побежда..т именно

Поступок,

Зорко управля(я/ю)щий судьбой.

(2)Цел..устремлён  и бе(з/с)покоен

Каждый прод..лжающийся день.

(3)Разные сл..ва – единый корень:

Поступь, Наступление, Ступень.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текта.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из первого предложения словосочетание с типом подчинительной связи  примыкание. Выделите и отметьте в нём всё, что полагается.

7. Выпишите из первого предложения словосочетание с типом подчинительной связи  согласование. Выделите и отметьте в нём всё, что полагается.

8.  Выпишите из первого предложения словосочетание с типом подчинительной связи  управление. Выделите и отметьте в нём всё, что полагается.

9. Выпишите из текста четыре причастия. Выделите в них суффиксы. Укажите над каждым из них время причастия.

10. Выпишите из текста кратких причастия . Докажите графически их краткость.

11. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

12. Укажите номер предложения с обособленным определением. Выделите обособленное определение в тексте.

13. Выполните фонетический разбор одного из глаголов первого предложения.

14. Выпишите из первого предложения все глаголы. Выделите в них морфемы



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 4

1.Запишите слова известного  русского педагога К.Д.Ушинского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Наше отечество, наша родина – матушка Россия. (2)Отечеством мы з..вём Россию потому, что в ней ж(и/ы)ли испокон веку отцы и деды наши. (3)Родиной мы з..вём её потому, что в ней мы род..лись, в ней гов..рят р..дным нам языком, и всё в ней для нас р..дное. (4)А матерью – потому, что она вск..рмила нас своим хлеб..м, в(з/с)поила св..ими водами, выучила св..ему языку, как мать, она защища..т и береж(о/ё)т нас от всяких вр..гов. (К.Д.Ушинский)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения № 2 три словосочетания, укажите вид подчинительной связи и часть речи, к которой относят зависимое слово.

7. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.

8. Выполните фонетический разбор одного из глаголов предложения № 2.

9. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд.

10. Укажите номера сложноподчинённых предложений.

11. Выпишите из текста три глагола II спряжения.

12. Выпишите из текста прилагательное, укажите его разряд.

13. Выпишите из текста существительные 2 склонения.

14.Выпишите из предложения № 3 глаголы, укажите способ словообразования каждого из них.

Комплексный анализ текста № 4

1.Запишите слова известного  русского педагога К.Д.Ушинского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Наше отечество, наша родина – матушка Россия. (2)Отечеством мы з..вём Россию потому, что в ней ж(и/ы)ли испокон веку отцы и деды наши. (3)Родиной мы з..вём её потому, что в ней мы род..лись, в ней гов..рят р..дным нам языком, и всё в ней для нас р..дное. (4)А матерью – потому, что она вск..рмила нас своим хлеб..м, в(з/с)поила св..ими водами, выучила св..ему языку, как мать, она защища..т и береж(о/ё)т нас от всяких вр..гов. (К.Д.Ушинский)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения № 2 три словосочетания, укажите вид подчинительной связи и часть речи, к которой относят зависимое слово.

7. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.

8. Выполните фонетический разбор одного из глаголов предложения № 2.

9. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд.

10. Укажите номера сложноподчинённых предложений.

11. Выпишите из текста три глагола II спряжения.

12. Выпишите из текста прилагательное, укажите его разряд.

13. Выпишите из текста существительные 2 склонения.

14.Выпишите из предложения № 3 глаголы, укажите способ словообразования каждого из них.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 5. 8 класс

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Изобр..тением привычн..го нам пр..стого каранд..ша человечество обяза(н/нн)о случаю. (2)Однажды владелец одной из чешск..х фабрик по изгот..влению химическ..й посуды ра(с\сс)матривал готовую продукц(ы\и)ю. (3)Нечаянно он ур..нил одну из раскалё(н/нн)ых чашек. (4)Какой(то) осколок, прол..тая, оставил на бумаг.. чёткий ч..рный сле..  . (5)Гармут з..интересовался этим и вы..снил, что в глину был д..бавлен порош(ё\о)к графита. (6)В результат.. родились стержни письма, которые их создатель назвал «кохинор» - «(не)имеющий равных». (7)Произошло это в к..нце XVIII века.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения № 1 три словосочетания. Укажите вид подчинительной связи.

7. Укажите номера предложений, в которых есть составные именные сказуемые.

8. Выполните синтаксический разбор предложения № 4.

9. Укажите номера сложноподчинённых предложений. Начертите их схемы.

10. Выпишите из предложения № 2 прилагательные. Укажите их разряд по значению.

11. Выпишите из текста два наречия. Укажите их разряд по значению.

12. Выпишите из текста собственное имя существительное.

13. Выпишите из текста глаголы  совершенного вида.

14. Выполните морфемный разбор деепричастия из текста.

Комплексный анализ текста № 5. 8 класс

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Изобр..тением привычн..го нам пр..стого каранд..ша человечество обяза(н/нн)о случаю. (2)Однажды владелец одной из чешск..х фабрик по изгот..влению химическ..й посуды ра(с\сс)матривал готовую продукц(ы\и)ю. (3)Нечаянно он ур..нил одну из раскалё(н/нн)ых чашек. (4)Какой(то) осколок, прол..тая, оставил на бумаг.. чёткий ч..рный сле..  . (5)Гармут з..интересовался этим и вы..снил, что в глину был д..бавлен порош(ё\о)к графита. (6)В результат.. родились стержни письма, которые их создатель назвал «кохинор» - «(не)имеющий равных». (7)Произошло это в к..нце XVIII века.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения № 1 три словосочетания. Укажите вид подчинительной связи.

7. Укажите номера предложений, в которых есть составные именные сказуемые.

8. Выполните синтаксический разбор предложения № 4.

9. Укажите номера сложноподчинённых предложений. Начертите их схемы.

10. Выпишите из предложения № 2 прилагательные. Укажите их разряд по значению.

11. Выпишите из текста два наречия. Укажите их разряд по значению.

12. Выпишите из текста собственное имя существительное.

13. Выпишите из текста глаголы  совершенного вида.

14. Выполните морфемный разбор деепричастия из текста.

Комплексный анализ текста № 5. 8 класс

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Изобр..тением привычн..го нам пр..стого каранд..ша человечество обяза(н/нн)о случаю. (2)Однажды владелец одной из чешск..х фабрик по изгот..влению химическ..й посуды ра(с\сс)матривал готовую продукц(ы\и)ю. (3)Нечаянно он ур..нил одну из раскалё(н/нн)ых чашек. (4)Какой(то) осколок, прол..тая, оставил на бумаг.. чёткий ч..рный сле..  . (5)Гармут з..интересовался этим и вы..снил, что в глину был д..бавлен порош(ё\о)к графита. (6)В результат.. родились стержни письма, которые их создатель назвал «кохинор» - «(не)имеющий равных». (7)Произошло это в к..нце XVIII века.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения № 1 три словосочетания. Укажите вид подчинительной связи.

7. Укажите номера предложений, в которых есть составные именные сказуемые.

8. Выполните синтаксический разбор предложения № 4.

9. Укажите номера сложноподчинённых предложений. Начертите их схемы.

10. Выпишите из предложения № 2 прилагательные. Укажите их разряд по значению.

11. Выпишите из текста два наречия. Укажите их разряд по значению.

12. Выпишите из текста собственное имя существительное.

13. Выпишите из текста глаголы  совершенного вида.

14. Выполните морфемный разбор деепричастия из текста.

Комплексный анализ текста № 5. 8 класс

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Изобр..тением привычн..го нам пр..стого каранд..ша человечество обяза(н/нн)о случаю. (2)Однажды владелец одной из чешск..х фабрик по изгот..влению химическ..й посуды ра(с\сс)матривал готовую продукц(ы\и)ю. (3)Нечаянно он ур..нил одну из раскалё(н/нн)ых чашек. (4)Какой(то) осколок, прол..тая, оставил на бумаг.. чёткий ч..рный сле..  . (5)Гармут з..интересовался этим и вы..снил, что в глину был д..бавлен порош(ё\о)к графита. (6)В результат.. родились стержни письма, которые их создатель назвал «кохинор» - «(не)имеющий равных». (7)Произошло это в к..нце XVIII века.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения № 1 три словосочетания. Укажите вид подчинительной связи.

7. Укажите номера предложений, в которых есть составные именные сказуемые.

8. Выполните синтаксический разбор предложения № 4.

9. Укажите номера сложноподчинённых предложений. Начертите их схемы.

10. Выпишите из предложения № 2 прилагательные. Укажите их разряд по значению.

11. Выпишите из текста два наречия. Укажите их разряд по значению.

12. Выпишите из текста собственное имя существительное.

13. Выпишите из текста глаголы  совершенного вида.

14. Выполните морфемный разбор деепричастия из текста.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 6.

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Нельзя сначал..  уб..вать, потом ш..птать: «Я не нарочно!..»
(2)Нельзя все время пред..вать, потом м..лить: «Исправлюсь!.. Точно!»
(3)Нельзя сначал..  пр(е/и)нижать, потом пр..сить: «Пр..сти за шутку!..»
(4)Нельзя трусливо уб..гать, ск..зав, что «Вышел на минутку»!..
(5)Нельзя, вернувшись, (з/с)делать вид, что все как прежде ост..ётся...
(6)Ведь Жизнь на месте (не)стоит!..

(7)За всё!.. Всегда!.. Всем возд..ётся!...(О.Климчук)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из текста три составных глагольных сказуемых.

7. Укажите номера предложений, в составе которых есть простое глагольное сказуемое.

8. Выпишите из текста три словосочетания типа связи ПРИМЫКАНИЕ.

9. Выпишите из текста три словосочетания типа связи УПРАВЛЕНИЕ.

10. Подчеркните в тексте обособленные обстоятельства. Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

11. Выпишите из текста  три местоимения, укажите их разряд.

12. Выполните синтаксический разбор предложения №6.

13.Выполните фонетический разбор одного из существительных.

14.Выпишите из текста две частицы.

Комплексный анализ текста № 6.

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Нельзя сначал..  уб..вать, потом ш..птать: «Я не нарочно!..»
(2)Нельзя все время пред..вать, потом м..лить: «Исправлюсь!.. Точно!»
(3)Нельзя сначал..  пр(е/и)нижать, потом пр..сить: «Пр..сти за шутку!..»
(4)Нельзя трусливо уб..гать, ск..зав, что «Вышел на минутку»!..
(5)Нельзя, вернувшись, (з/с)делать вид, что все как прежде ост..ётся...
(6)Ведь Жизнь на месте (не)стоит!..

(7)За всё!.. Всегда!.. Всем возд..ётся!...(О.Климчук)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из текста три составных глагольных сказуемых.

7. Укажите номера предложений, в составе которых есть простое глагольное сказуемое.

8. Выпишите из текста три словосочетания типа связи ПРИМЫКАНИЕ.

9. Выпишите из текста три словосочетания типа связи УПРАВЛЕНИЕ.

10. Подчеркните в тексте обособленные обстоятельства. Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

11. Выпишите из текста  три местоимения, укажите их разряд.

12. Выполните синтаксический разбор предложения №6.

13.Выполните фонетический разбор одного из существительных.

14.Выпишите из текста две частицы.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 7

1.Запишите текст «Подарок лентяя», вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Было у л..нтяя два дела. (2)Надоели они ему, вышел он на базар и кр..чит:

(3)- Эй, люди, покупайте мои д..ла!

(4)- А какие тв..и д..ла? – спраш..вают его люди.

(5)- Одно (не)нач..тое, другое (не)додела(н/нн)ое.

(6)- Да они лома(н/нн)ого гр..ша (не)стоят!

(7)- Ну, так я их даром отдам, - г..ворит л..нтяй. (8)И отдал. (9)А кто взял, у того и сейчас эти д..ла есть: одно (не)начатое, другое (не)додела(н/нн)ое.

 (По В.Осеевой)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из текста два причастия, выделите в них суффиксы.

7. Выпишите из текста отглагольное прилагательное. Выполните его морфемный разбор.

8. Выпишите из теста одно словосочетание типа связи ПРИМЫКАНИЕ.

9. Выпишите из текста  два словосочетания типа связи УПРАВЛЕНИЕ.

10. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выполните его морфемный разбор.

11. Выпишите из предложения № 2 грамматические основы.

12. Укажите номер сложноподчинённого предложения. Составьте его схему.

13. Укажите номер предложения с обращением. Подчеркните его в тексте галочками.

14. Выполните синтаксический разбор предложения № 8.

Комплексный анализ текста № 7

1.Запишите текст «Подарок лентяя», вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Было у л..нтяя два дела. (2)Надоели они ему, вышел он на базар и кр..чит:

(3)- Эй, люди, покупайте мои д..ла!

(4)- А какие тв..и д..ла? – спраш..вают его люди.

(5)- Одно (не)нач..тое, другое (не)додела(н/нн)ое.

(6)- Да они лома(н/нн)ого гр..ша (не)стоят!

(7)- Ну, так я их даром отдам, - г..ворит л..нтяй. (8)И отдал. (9)А кто взял, у того и сейчас эти д..ла есть: одно (не)начатое, другое (не)додела(н/нн)ое.

 (По В.Осеевой)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из текста два причастия, выделите в них суффиксы.

7. Выпишите из текста отглагольное прилагательное. Выполните его морфемный разбор.

8. Выпишите из теста одно словосочетание типа связи ПРИМЫКАНИЕ.

9. Выпишите из текста  два словосочетания типа связи УПРАВЛЕНИЕ.

10. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выполните его морфемный разбор.

11. Выпишите из предложения № 2 грамматические основы.

12. Укажите номер сложноподчинённого предложения. Составьте его схему.

13. Укажите номер предложения с обращением. Подчеркните его в тексте галочками.

14. Выполните синтаксический разбор предложения № 8.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 8

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1) Любовь к театру у Гоголя особенно про..вилась в годы учения в Нежинской гимнази(е/и). (2) (З/С)десь будущий писатель прин..мал активное участие в создани(е/и) спектаклей. (3) Обычно Гоголь был и п..становщиком, и декоратором, и актёром. (4) Окончив гимназию, Гоголь ед..т в Петербург, однако столица (не)ласково встретила его. (5) После прод..лжительных поисков работы в различных департаментах Гоголь обращается в театр, где нужно было (з/с)дать экзамен на звание актёра. (6) Тогда считалось, что истинный актёр должен декламировать чуть ли не с завываниями, Гоголь же читал монологи просто, это и погубило его. (7)Актёром он (не)стал.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из текста три составных именных сказуемых.

7. Выпишите из текста два составных глагольных сказуемых.

8. Выпишите из предложения № 2 словосочетание типа связи УПРАВЛЕНИЕ.

9. Выпишите из предложения № 2 словосочетание типа связи СОГЛАСОВАНИЕ.

10. Выпишите грамматическую основу из предложения № 1.

11. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. В тексте выделите его графически.

12. Выпишите из текста два разносклоняемых существительных.

13. Укажите номера двух сложноподчинённых предложений.

14*. Укажите номер сложносочинённого предложения.

Комплексный анализ текста № 8

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1) Любовь к театру у Гоголя особенно про..вилась в годы учения в Нежинской гимнази(е/и). (2) (З/С)десь будущий писатель прин..мал активное участие в создани(е/и) спектаклей. (3) Обычно Гоголь был и п..становщиком, и декоратором, и актёром. (4) Окончив гимназию, Гоголь ед..т в Петербург, однако столица (не)ласково встретила его. (5) После прод..лжительных поисков работы в различных департаментах Гоголь обращается в театр, где нужно было (з/с)дать экзамен на звание актёра. (6) Тогда считалось, что истинный актёр должен декламировать чуть ли не с завываниями, Гоголь же читал монологи просто, это и погубило его. (7)Актёром он (не)стал.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из текста три составных именных сказуемых.

7. Выпишите из текста два составных глагольных сказуемых.

8. Выпишите из предложения № 2 словосочетание типа связи УПРАВЛЕНИЕ.

9. Выпишите из предложения № 2 словосочетание типа связи СОГЛАСОВАНИЕ.

10. Выпишите грамматическую основу из предложения № 1.

11. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. В тексте выделите его графически.

12. Выпишите из текста два разносклоняемых существительных.

13. Укажите номера двух сложноподчинённых предложений.

14*. Укажите номер сложносочинённого предложения.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 9

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

          (1)Слово добр..го п..желания и приветствий (здравиц, то есть п..желаний здоровья при встреч(и/е) и на п(и/е)ру) пр..зыва(и/е)т на того, кому оно высказ(ы/о)вается, счастье, довольство, креп..сть тела и успех в д..лах. (2)Наоборот, слово проклятия или злого п..желания влеч(о/ё)т за собой гибель, б..лезни и разные беды…

           (3)У нас вер..ли в ст..рину, что бывают счастливые и (не)счастные часы, и доселе существу..т поговорка: (4)«В добрый час сказать, в худой промолчать». (5)Ра(с/сс)казывая о каком(нибудь) (не)счасти(и/е), люди сп..шат пр..бавить: (6)«Не при нас будь сказа(н/нн)о». (7)Таким образом, верование в могущество слова сл..валось с верою в судьбу, которая определя..т людские доли. (А.Афанасьев)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Из предложений 1, 5 выпишите сказуемые. Укажите вид сказуемого.

7. Из предложений 1, 5 выпишите по одному примеру словосочетаний типа подчинения согласование, управление, примыкание.

8. Укажите номера предложений с вводными словами. Подчеркните в тексте их + + + + +

9. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в тексте соответственно синтаксической роли.

10. Выпишите из текста краткое причастие. Выделите в нём морфемы.

11. Выпишите из текста три глагола II спряжения.

12. Какие пожелания добра вы знаете? Запишите.

Комплексный анализ текста № 9

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

          (1)Слово добр..го п..желания и приветствий (здравиц, то есть п..желаний здоровья при встреч(и/е) и на п(и/е)ру) пр..зыва(и/е)т на того, кому оно высказ(ы/о)вается, счастье, довольство, креп..сть тела и успех в д..лах. (2)Наоборот, слово проклятия или злого п..желания влеч(о/ё)т за собой гибель, б..лезни и разные беды…

           (3)У нас вер..ли в ст..рину, что бывают счастливые и (не)счастные часы, и доселе существу..т поговорка: (4)«В добрый час сказать, в худой промолчать». (5)Ра(с/сс)казывая о каком(нибудь) (не)счасти(и/е), люди сп..шат пр..бавить: (6)«Не при нас будь сказа(н/нн)о». (7)Таким образом, верование в могущество слова сл..валось с верою в судьбу, которая определя..т людские доли. (А.Афанасьев)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Из предложений 1, 5 выпишите сказуемые. Укажите вид сказуемого.

7. Из предложений 1, 5 выпишите по одному примеру словосочетаний типа подчинения согласование, управление, примыкание.

8. Укажите номера предложений с вводными словами. Подчеркните в тексте их + + + + +

9. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в тексте соответственно синтаксической роли.

10. Выпишите из текста краткое причастие. Выделите в нём морфемы.

11. Выпишите из текста три глагола II спряжения.

12. Какие пожелания добра вы знаете? Запишите.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 10

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Когда зима на ледя(н/нн)ые пряжки
Застег(и/е)вает (с/з)дешние леса,
Снежинки пр(и/е)вращаются в ромашки,
Метелью заст(и/е)лая н(и/е)беса.

(2)Морозом воздух весь прониза(н/нн).
(3)Ст(о/а)ят бере(с/з)ки в ювелирном сер(и/е)бре.
(4)Пушистый солнцем снег (не)слизан,
И иней свет(и/е)тся на бриллиантовой коре.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6.Выпишите из предложения №2 грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.

7.Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в  тексте.

8.Выпишите из текста два кратких причастия. Выполните их морфемный разбор.

9.Укажите номер сложноподчинённого предложения. Начертите его схему.

11.Из предложения № 4 выпишите подчинительные словосочетания с типом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ и УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста четыре относительных прилагательных.

13.Выпишите из предложения № 4 слово, в котором все звуки звонкие.

14.Выполните синтаксический разбор предложения № 3.

15.Выпишите из текста пять существительных 1-го склонения.

Комплексный анализ текста № 10

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Когда зима на ледя(н/нн)ые пряжки
Застег(и/е)вает (с/з)дешние леса,
Снежинки пр(и/е)вращаются в ромашки,
Метелью заст(и/е)лая н(и/е)беса.

(2)Морозом воздух весь прониза(н/нн).
(3)Ст(о/а)ят бере(с/з)ки в ювелирном сер(и/е)бре.
(4)Пушистый солнцем снег (не)слизан,
И иней свет(и/е)тся на бриллиантовой коре.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6.Выпишите из предложения №2 грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.

7.Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в  тексте.

8.Выпишите из текста два кратких причастия. Выполните их морфемный разбор.

9.Укажите номер сложноподчинённого предложения. Начертите его схему.

11.Из предложения № 4 выпишите подчинительные словосочетания с типом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ и УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста четыре относительных прилагательных.

13.Выпишите из предложения № 4 слово, в котором все звуки звонкие.

14.Выполните синтаксический разбор предложения № 3.

15.Выпишите из текста пять существительных 1-го склонения.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 11

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

       (1)Стало тихо и темно во всей деревн(е/и). (2)Через окно были в..дны две зв..зды, еле св..тившие от своей слабости, и по временам они прип..тухали вовсе, а потом опять св..тились, неясно, как во сне. (3)В дальн(е/и)х полях изредк(о/а) покрик..вали поздние перепела – один голос спраш..вал, а другой отв..чал. (4)И опять было м..лчание, и через пр..открытую дверь в сени прохладно пахло со двора свеж(е/и)й травой, напитавш(е/и)йся росой. (А.Платонов)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номер односоставного простого предложения. Подчеркните в нём грамматическую основу.

7. Укажите номер сложного предложения, в состав которого входит односоставное предложение.

8. Укажите вид односоставных предложений этого текста.

9. Укажите номера предложений с обособленным определением. Выделите обособленные определения в тексте.

10.Укажите номер предложения, в состав которого входят ТРИ простых. Составьте его схему.

11. Выполните синтаксический разбор предложения №1.

12. Выпишите из текста два слова состояния.

13. Выпишите из текста шесть наречий. Укажите их разряд по значению.

14. Выпишите из текста два числительных. Укажите их разряд по значению.

15. Укажите вид сказуемых из предложения № 1.

16. Выпишите из текста по одному примеру подчинительных словосочетаний каждого вида.

Комплексный анализ текста № 11

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

       (1)Стало тихо и темно во всей деревн(е/и). (2)Через окно были в..дны две зв..зды, еле св..тившие от своей слабости, и по временам они прип..тухали вовсе, а потом опять св..тились, неясно, как во сне. (3)В дальн(е/и)х полях изредк(о/а) покрик..вали поздние перепела – один голос спраш..вал, а другой отв..чал. (4)И опять было м..лчание, и через пр..открытую дверь в сени прохладно пахло со двора свеж(е/и)й травой, напитавш(е/и)йся росой. (А.Платонов)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номер односоставного простого предложения. Подчеркните в нём грамматическую основу.

7. Укажите номер сложного предложения, в состав которого входит односоставное предложение.

8. Укажите вид односоставных предложений этого текста.

9. Укажите номера предложений с обособленным определением. Выделите обособленные определения в тексте.

10.Укажите номер предложения, в состав которого входят ТРИ простых. Составьте его схему.

11. Выполните синтаксический разбор предложения №1.

12. Выпишите из текста два слова состояния.

13. Выпишите из текста шесть наречий. Укажите их разряд по значению.

14. Выпишите из текста два числительных. Укажите их разряд по значению.

15. Укажите вид сказуемых из предложения № 1.

16. Выпишите из текста по одному примеру подчинительных словосочетаний каждого вида.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 12

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

     (1)Реч(?) человека (его произн..шение, характер интонаци(и/е), особенно н..бор и выбор слов) всегда служ(и/е)т яркой и, как правило, безошибочн(а/о)й хар..ктеристикой культурн(а/о)го и интеллектуальн(а/о)го уровня каждого из нас. (2)И значит, реч(?) наша, если пользоваться извес(?)ной пословицей, - это и та одёжка, по которой нас встр..чают, и тот ум, по которому обычно пров..жают. (3)Заметьте – и то и другое вместе! (4)Как (не)вспомнить (з/с)десь слова древн..греческого философа Сократа: (5)«З..говори, чтоб я тебя увид(и/е)л!» (Н.Матвеева)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номера предложений, в составе которых есть односоставное о/л предложение. Подчеркните в них сказуемые.

7. Выпишите из текста  два составных именных сказуемых.

8.Из предложения № 4 выпишите словосочетание с типом подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

9. Из предложения № 4 выпишите словосочетание с типом подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.

10. Из предложения № 1 выпишите словосочетание с типом подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.

11. Выпишите из текста два глагола в повелительном наклонении. Выделите в них морфемы.

12. Выпишите из текста глагол в изъявительном наклонении.

13. Из предложения № 5 выпиши слово, в котором все звуки мягкие.

14. Выпишите из текста  два разносклоняемых существительных.

Комплексный анализ текста № 12

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

     (1)Реч(?) человека (его произн..шение, характер интонаци(и/е), особенно н..бор и выбор слов) всегда служ(и/е)т яркой и, как правило, безошибочн(а/о)й хар..ктеристикой культурн(а/о)го и интеллектуальн(а/о)го уровня каждого из нас. (2)И значит, реч(?) наша, если пользоваться извес(?)ной пословицей, - это и та одёжка, по которой нас встр..чают, и тот ум, по которому обычно пров..жают. (3)Заметьте – и то и другое вместе! (4)Как (не)вспомнить (з/с)десь слова древн..греческого философа Сократа: (5)«З..говори, чтоб я тебя увид(и/е)л!» (Н.Матвеева)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номера предложений, в составе которых есть односоставное о/л предложение. Подчеркните в них сказуемые.

7. Выпишите из текста  два составных именных сказуемых.

8.Из предложения № 4 выпишите словосочетание с типом подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

9. Из предложения № 4 выпишите словосочетание с типом подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.

10. Из предложения № 1 выпишите словосочетание с типом подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.

11. Выпишите из текста два глагола в повелительном наклонении. Выделите в них морфемы.

12. Выпишите из текста глагол в изъявительном наклонении.

13. Из предложения № 5 выпиши слово, в котором все звуки мягкие.

14. Выпишите из текста  два разносклоняемых существительных.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 13

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

      (1)Антон Павлович Чехов сч(е/и)тал, что созн..вать св..ё достоинство – знач..т ув..жать и ч(у\ю)жую личн..сть: полная (не)возможн..сть оскорбить другого человека ни груб..стью, ни ложью. (2)(Не)заиск..вать, (не)жаловаться на судьбу, (не)искать с(о/а)чувствия, (не)лезть в чужую душу – вот что входило в понятие достоинства у Чехова. (3)Работать на совесть, выполнять свой внутре(н/нн)ий долг, с(о/а)вершать (не)афиширу(е/и)мое добро, (не)ожидая воздаяний и наград. (4)И все эти требования Чехов пр(е/и)дъявлял прежде всего к себе самому.

      (5)Чехов оставил для потомков очень высокую планку нравственного человека.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номер предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Составьте его схему.

7. Укажите номер предложения, в составе которого есть односоставное назывное предложение.

8.Выпишите грамматическую основу назывного предложения из этого текста.

9. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.

10. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в тексте графически.

11. Из предложения № 4 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

12. Выпишите из предложения № 5 словосочетание с типом подчинительной связи – ПРИМЫКАНИЕ.

Комплексный анализ текста № 13

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

      (1)Антон Павлович Чехов сч(е/и)тал, что созн..вать св..ё достоинство – знач..т ув..жать и ч(у\ю)жую личн..сть: полная (не)возможн..сть оскорбить другого человека ни груб..стью, ни ложью. (2)(Не)заиск..вать, (не)жаловаться на судьбу, (не)искать с(о/а)чувствия, (не)лезть в чужую душу – вот что входило в понятие достоинства у Чехова. (3)Работать на совесть, выполнять свой внутре(н/нн)ий долг, с(о/а)вершать (не)афиширу(е/и)мое добро, (не)ожидая воздаяний и наград. (4)И все эти требования Чехов пр(е/и)дъявлял прежде всего к себе самому.

      (5)Чехов оставил для потомков очень высокую планку нравственного человека.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номер предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Составьте его схему.

7. Укажите номер предложения, в составе которого есть односоставное назывное предложение.

8.Выпишите грамматическую основу назывного предложения из этого текста.

9. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.

10. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в тексте графически.

11. Из предложения № 4 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

12. Выпишите из предложения № 5 словосочетание с типом подчинительной связи – ПРИМЫКАНИЕ.

13. Укажите номер неполного предложения.                                                                13. Укажите номер неполного предложения.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 14

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

        (1)Первый послевое(н/нн)ый год. (2)Краснодар. (3)Четырёхлетний мальчик игра(е/и)т возле забора. (5)Пр..ходивший мимо солдат останавл(е/и)вается, чтобы п..говорить с ним и даже (не)много поучаств(о/ы)вать в его играх. (6)Быть может, мальчик похож на его сыночка, к которому он теперь возвраща(е/и)тся.(7) Солдату пора идти. (8)Он достаёт кусоч(е/и)к  сахара и протяг(е/и)вает его мальчику. (9)А тот, вместо того чтобы тотчас п..ложить сахар себе в рот, нач(е/и)нает рисовать им на забор(е/и). (10)Он ещё (не)знает, что такое сахар, но он уже знает, что такое рисовать. (11)Кем же мог стать этот мальчик? (12)Конечно, художн..ком. (13)И он стал им – Константином Васильевым.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номера назывных предложений. Выделите в них грамматическую основу.

7. Укажите номера односоставных безличных предложений (возможно, входящих в состав сложного предложения). Выделите в них грамматическую основу.

8**. Выпишите из текста четыре составных именных сказуемых.

9. Выпишите из текста составное глагольное сказуемое.

10. Укажите номера предложений, осложнённых вводными конструкциями. Выделите вводные слова в тексте графически.

11. Укажите номер предложения с причастным оборотом. Выделите п/о в тексте графически.

Комплексный анализ текста № 14

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

        (1)Первый послевое(н/нн)ый год. (2)Краснодар. (3)Четырёхлетний мальчик игра(е/и)т возле забора. (5)Пр..ходивший мимо солдат останавл(е/и)вается, чтобы п..говорить с ним и даже (не)много поучаств(о/ы)вать в его играх. (6)Быть может, мальчик похож на его сыночка, к которому он теперь возвраща(е/и)тся.(7) Солдату пора идти. (8)Он достаёт кусоч(е/и)к  сахара и протяг(е/и)вает его мальчику. (9)А тот, вместо того чтобы тотчас п..ложить сахар себе в рот, нач(е/и)нает рисовать им на забор(е/и). (10)Он ещё (не)знает, что такое сахар, но он уже знает, что такое рисовать. (11)Кем же мог стать этот мальчик? (12)Конечно, художн..ком. (13)И он стал им – Константином Васильевым.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номера назывных предложений. Выделите в них грамматическую основу.

7. Укажите номера односоставных безличных предложений (возможно, входящих в состав сложного предложения). Выделите в них грамматическую основу.

8**. Выпишите из текста четыре составных именных сказуемых.

9. Выпишите из текста составное глагольное сказуемое.

10. Укажите номера предложений, осложнённых вводными конструкциями. Выделите вводные слова в тексте графически.

11. Укажите номер предложения с причастным оборотом. Выделите п/о в тексте графически.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 15

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

СТАРАЯ АЗБУКА

(1)Так нян(?)чат сына.

(2)Так сено кос(я/ю)т.

(3)Так тесто мес(я/ю)т.

(4)Так воду нос(я/ю)т.

          (5)Так хлеб м..лот(я/ю)т.

          (6)Так стены крас(я/ю)т.

          (7)Так дёготь кур(я/ю)т.

          (8)Так известь гас(я/ю)т.

(9)Так раны леч(а/у)т.

(10)Так косы точ(а/у)т.

(11)А так вот плач(а/у)т.

(12)А так хохоч(а/у)т.

          (13) Так меч куётся,

          Чтоб завтра в сечу.

          (14)Так конь н..сётся

          Судьбе навстречу.

(15)Так мать из сечи

Ждёт сына, сына…

(16)Так над могилой

Скр..пит осина.(Ю.Д.Левитанский)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения № 1 словосочетание. Укажите вид подчинительной связи.

7. Укажите номер сложноподчинённого предложения.

8. Из предложений 5-8 выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков.

10. Из предложения № 13 выпишите два слова, в которых все согласные звуки мягкие.

11. Выпишите из текста два наречия. Укажите их разряд по значению.

12. Укажите наклонение глаголов из текста.

13. Укажите вид глаголов из текста.

14. Выпишите из текста три одушевлённых существительных.

15. Выполните фонетический разбор одного из существительных предложения № 13.

16. Выполните синтаксический разбор предложения № 16.

17. Выполните морфемный разбор  глагола из предложения № 2.

18. Как вы понимаете название стихотворения. Запишите предложение-рассуждение.

19. Выпишите из текста глаголы-антонимы.

20. Укажите вид односоставных предложений 1-12.

Комплексный анализ текста № 15

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

СТАРАЯ АЗБУКА

(1)Так нян(?)чат сына.

(2)Так сено кос(я/ю)т.

(3)Так тесто мес(я/ю)т.

(4)Так воду нос(я/ю)т.

          (5)Так хлеб м..лот(я/ю)т.

          (6)Так стены крас(я/ю)т.

          (7)Так дёготь кур(я/ю)т.

          (8)Так известь гас(я/ю)т.

(9)Так раны леч(а/у)т.

(10)Так косы точ(а/у)т.

(11)А так вот плач(а/у)т.

(12)А так хохоч(а/у)т.

          (13) Так меч куётся,

          Чтоб завтра в сечу.

          (14)Так конь н..сётся

          Судьбе навстречу.

(15)Так мать из сечи

Ждёт сына, сына…

(16)Так над могилой

Скр..пит осина.(Ю.Д.Левитанский)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения № 1 словосочетание. Укажите вид подчинительной связи.

7. Укажите номер сложноподчинённого предложения.

8. Из предложений 5-8 выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков.

10. Из предложения № 13 выпишите два слова, в которых все согласные звуки мягкие.

11. Выпишите из текста два наречия. Укажите их разряд по значению.

12. Укажите наклонение глаголов из текста.

13. Укажите вид глаголов из текста.

14. Выпишите из текста три одушевлённых существительных.

15. Выполните фонетический разбор одного из существительных предложения № 13.

16. Выполните синтаксический разбор предложения № 16.

17. Выполните морфемный разбор  глагола из предложения № 2.

18. Как вы понимаете название стихотворения. Запишите предложение-рассуждение.

19. Выпишите из текста глаголы-антонимы.

20. Укажите вид односоставных предложений 1-12.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста № 16

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

           (1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2)Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3)Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4)Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся.

          (5)В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)

 2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.

7. Укажите вид односоставных предложений №1-4.

8. Укажите вид односоставного предложения № 5.

9. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.

10. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.

11. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.

13. Выпишите  из текста два глагола в форме повелительного наклонения.

14. Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени.

Комплексный анализ текста № 16

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

           (1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2)Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3)Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4)Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся.

          (5)В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)

 2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.

7. Укажите вид односоставных предложений №1-4.

8. Укажите вид односоставного предложения № 5.

9. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.

10. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.

11. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.

13. Выпишите  из текста два глагола в форме повелительного наклонения.

14. Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени.



Предварительный просмотр:

Словарные диктанты при подготовке к экзаменационному изложению

9-й класс

При подготовке учащихся к письменному экзамену по русскому языку в 9-м классе можно использовать словарные диктанты, включающие те слова, которые отобраны из нескольких текстов изложений, объединенных одной тематикой.
При составлении словарных диктантов становятся хорошо видны те темы, которые необходимо повторить в первую очередь. Прежде всего это безударные и чередующиеся гласные в корне, приставки, 
н и нн в различных частях речи, не ини, причастные и деепричастные обороты, -тся и -ться в глаголах, окончания причастий и прилагательных, тире и двоеточие в простых и сложных предложениях. Это не означает отсутствия необходимости повторения других орфографических и пунктуационных правил, но требует от учителя внимания к наиболее часто повторяющимся в изложении орфограммам при обобщающем повторении в конце года.
Чтобы повторение орфографии и пунктуации было тесно связано с текстами изложений, которые ребятам предстоит писать, имеет смысл подбирать примеры из текстов, объединенных по тематическому принципу, – это позволяет предлагать дополнительные творческие задания и облегчает запоминание слов и выражений.

1. Правописание приставок

Пробивающийся из мрака; перелески, отблеск воды; перебирать; подденешь навильник сена; прохлада; беспрепятственно; безграничный, бестравная пустыня, безнадежное зрелище, безвестные деревни, раздолье, распустившийся гусятник, разбрасывать пригоршнями, бесформенное основание; долина, расстилающаяся внизу; воздействие пейзажа, придорожная канава; примитивная прелесть; прибрежный камышник; пригорок, приточная трава, торжество природы.

2. Орфограммы в корне слова

Росточек, заросли липы, тронутые желтизной, черное зеркало.

3. Глухие и непроизносимые согласные

Солнце, кукушкины слезки, редкий цветок, безвестные деревни, помещичья усадьба.

4. Правописание слов с ь и буквосочетаниями чк, чн, нч, ниц и др.

Сочная зелень, природа вечна, безграничная пустыня; кирпичный и тряпичный хлам, сказочный воздух, приточная трава, заросшая речка, сухие чашечки неизвестных цветов, крошечный городок;

услышишь сдержанный смех; стог постепенно расширяется, заостряется; спуститься с вершины стога; бежишь, ведешь, не воротишь, сблизиться, забыться, услышишь в ответ.

5. Правописание слов с н и нн

Бетонное крошево; туманные предосенние сады; деревянная баржа; вилы с длинными черенками; драгоценный, единственный, торжественный; восхищены блеском природы; туман недолговечен; обугленная поверхность; успокоенный человек; окропленная брызгами; нечаянно встреченная весна; природа вечна и почти неизменна; вода лакированно блестит; необыкновенное чудо; постепенно сужать; возвышенность; бесформенное основание.

Словосочетания и фрагменты предложений

Перезвон лесных жаворонков; наилучшее выражение русской природы; с необыкновенной зоркостью заметить; освещены голубоватым отблеском воды; состояние необыкновенное, похожее на чудо.

Неожиданная девичья улыбка; сияющие цветы; склонность к краеведению и историческим изысканиям; счастливая любовь; спокойная старость.

Вписываться в пейзаж; наподобие купола; долина, расстилающаяся внизу; в степи грустят стога; полыхают непостижимо яркие цветы; зацвести яркой радугой; торжество природы.

Будить порывы творчества; будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой березовый лист; глубокая и тихая вода лакированно блестит; широкий простор; сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту; красота живет в сердце каждого человека; важно суметь разбудить ее (красоту).

Туман недолговечен и пуглив; оттолкнется солнце от острых вершин леса; под срез тенистых берегов; упасть росою на травы и листья; полыхают непостижимо яркие цветы; бушует разнотравье; насмотреться на нечаянно встреченную весну; зарябить птичьим косяком; свалиться на ребро, задрожать в солнечном блике, затонуть вдали; забушевать, зацвести яркой радугой; торжество природы.

Ласкать глаз человека, смягчать нрав; приносить успокоение и отдых.

Прелесть хорошо знакомых обжитых мест, живописные богатства никому не известные и бывшие в пренебрежении; богатства подлинно народные по своей непосредственности; взгляд утонченных ценителей; сила воздействия пейзажа; скромные дали, восхищены блеском природы; лиловый пожар Эгейского моря, алые олеандры Эллады; сказочный воздух Сицилии; золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем; болезненная острота; туманные предосенние сады Версаля; почернелая, как старая позолота, листва; крошечный городок Спас-Клепики.

Контрольный словарный диктант

Воздействие пейзажа; сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту; нечаянно встреченная весна; долина, расстилающаяся внизу; необыкновенная зоркость; наподобие купола; туманные предосенние сады; никому не известный; непосредственность; торжество природы; успокоенный человек.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: