МОЁ ПОРТФОЛИО
Я, Казакова Надежда Владимировна, работаю в СОШ № 11 с 1984 года: первые годы учителем начальных классов, а затем учителем русского языка и литературы.
Я окончила в 1985 году факультет русского языка и литературы Владимирского института имени П.И.Лебедева-Полянского по специальности «преподаватель русского языка и литературы средней школы». Мой педагогический стаж 28 лет. Из них уже 17 лет работаю в среднем и старшем звене по данной специальности.
Основная цель моей педагогической деятельности заключается в создании методической системы для реализации развития интеллектуального, коммуникативного, нравственного потенциала учащихся через формирование у них необходимых навыков мыслительной деятельности, последовательного, логически оправданного анализа художественного текста.
Поэтому главными задачами моей деятельности являются:
1. Создание оптимальных условий для развития каждого учащегося, его самореализации на основе знаний его
индивидуальных способностей, склонностей, потребностей.
2. Формирование у учащихся элементарной языковой компетенции и свободы речевого общения через повышенный уровень
литературного развития на основе работы с текстом.
3. Выработка у учащихся механизма самообразования через создание устойчивой мотивации к учению.
4. Развитие творческого мышления, необходимого для познания практической деятельности, ориентации в быстроменяющемся
окружающем мире.
Моими основополагающими принципами являются: постановка чётких диагностических целей при изучении конкретной темы, определение критериев их достижения, значимости данной темы в годовом курсе русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs._shkola_no_11_2011.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические материалы для подготовки учащихся к Г(и)А, используемые на уроках русского языка в 9 классе
.
Данный методический материал разработан в соответствии с учебным комплексом В.В.Бабайцевой (Дрофа.: Москва, 2001) и направлен на подготовку учащихся 9-х классов к итоговой аттестации. Готовиться к экзаменам мы начали ещё с 8 класса как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
На этих уроках старалась максимально охватить теоретический и практический материал, который может быть включён в экзамен, выработать у учащихся навык выполнения заданий, аналогичных тем, которые могут встретиться в работе, а также отрабатывала навыки , сопутствующие развитию речи, логике мышления, развитию ассоциативного воображения. В 9 классе имеющийся материал постаралась привести в некую систему. Так все уроки русского языка содержали задания, так или иначе связанные с экзаменационными. Предлагаю как образец уроки по теме «Сложносочинённое предложение» в 9 классе, где более подробно даны фрагменты такой работы. Уроки проводились как в классах среднего уровня развития, так и низкого. Если для первых это были задания в основном для самостоятельной работы с последующей проверкой, то для последних наиболее трудные для усвоения темы учащиеся разбирали под руководством учителя (исходить следует из уровня подготовки школьников).
Урок № 4.
Тема: Основные виды сложных предложений.
Цели:: Повторить и углубить знания о сложном предложении.Учить различать простые предложения с однородными членами от сложных предложений с союзами «и», «а», «но». Проконтролировать уровень усвоения пройденного в 8 классе материала. Продолжать работу по развитию интереса школьников к родному языку, вызвать желание кропотливой работы в его изучении.
Ход урока.
I. Проверочный тест.
Часть А.
1. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) моё б) конь в) поле г) ёжик
2. В каком слове произносится гласный звук [а]?
а) частотный б) счастливый в) ясный г) щавель
3. В каком слове произносится гласный звук [о]?
а) ёлка б) говорливый в) протопить г) сотворение
4. В каком ряду во всех словах следует писать Е?
а) уб..ру, заст..лить, соч..тать, зап..реть
б) уб..раю, отп..реть, выч..сть, зам..реть
в) бл..стеть, выб..решь, прост..ралось, оп..реться
г) заб..рёмся, ст..лилась, уп..раться, ум..р
5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется НН?
а) карти..ая, ути..ая, мощё..ая дорога
б) песча..ая, гости..ая, кожа..ая
в) клюкве..ый, особе..ый, жаре..ый в масле
г) стекля..ый, деревя..ый, жаре..ый картофель
6. В каком слове пишется Н?
а) рассчита..ый б) преда..ый в) оловя..ый г) глиня..ый
7. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?
а) он пил..т, он дыш..т, он пиш..т в) он тащ..т, он ненавид..т, он крут..т
б) он се..т, он кле..т, он мел..т г) он плач..т, он увяда..т, он держ..т
8. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:
Блестя на солнце (1) снег лежит.
Снег лежит ровным ковром (2) блестя на солнце.
А он (3) мятежный (4) просит бури.
а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2 в) №. 3, 4 г) 1
9. Укажите предложениУрок № 5.е, в котором не нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым.
а) Дважды два четыре. в) Антон ученик нашего класса.
б) Зимний лес это сказка. г) Он ученик нашего класса.
10. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
а) О Волга колыбель моя...
б) Я рада ребята вас всех видеть.
в) Ни днём ни ночью не затихала работа на пашне.
г) Вьюга и лютая стужа были нашими спутниками.
Часть В.
При выполнении заданий этой части ответы на вопросы 1 и 4 запишите словами.
1. Напиши, какой вид связи используется в словосочетании ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНА?
2. Укажи, какая характеристика соответствует предложению
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими
поэтами, писателями и художниками об осени.
а) простое предложение, осложнённое однородными членами
б) простое предложение, осложнённое обособленным дополнением
в) сложное бессоюзное предложение
г) сложносочинённое предложение
3. Напиши номер того предложения, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.
(1) Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством. (2) Осень на картинах Левитана очень разнообразна. (3) Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. (4) Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. (5) Оставил нам красоту осеннего пейзажа. (6) На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками.
4. Назовите тип сказуемого в предложении 2.
5. Укажи предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
а) Однажды на охоте мы пришли к полянке с давно погибшими берёзами.
б) Перед окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков.
в) Прилетел болотный лунь большой любитель птичьих яиц.
г) В озерке ещё не совсем растаявшем лягушки высунулись и урчат.
6. Укажи предложение с обособленным приложением.
а) Нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников леопардов
волков и даже от орлов.
б) Дятел летел насадив себе на клюв большую еловую шишку.
в) Голые птенцы покрытые пёрышками раскрывали широкие красные рты.
г) Из-под снега выходит листва плотно слежалая серая.
7. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Ничто (1) кроме смерти (2) не может примирить (3) зависть с добродетелью.
а) 1, 2, 3 б) 1, 2 в) 1 г) 2
8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Правда (1) точно горькое питьё (2) неприятное на вкус (3) но зато восстанавливающее
здоровье.
а) 1, 2 б) 1, 2, 3 в) 2, 3 г) 1, 3
ОТВЕТЫ: Часть А.
1 – б 3 – а 5 – в 7 – в 9 – г
2 – в 4 – а 6 – г 8 – а 10 – а
Часть В.
1 – примыкание 3 – 6 5 – г 7 – б
2 – а 4 – составное именное 6 – а 8 – в
II. Новый материал.
Запись: 1. Зелень травы и деревьев чернела, покрываясь росой.
2. В глубине дупла послышался шорох, и мы вдруг увидели там толстую змею,
свернувшуюся в огромное кольцо.
3. Ломоносов справедливо сравнивал русский язык с морем, которое едва ли и
пределы имеет.
- Найди третье лишнее (первое – оно простое).
- Какую функцию выполняет союз И в этих предложениях?
- Чем отличаются сложные предложения друг от друга?
[ = - ], и [ - = , / /].
[ - = ], (которое = ).
№ 23. - Запиши. Выдели основы.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
[ - = ], [ - = ], [ = - ], [ - = ], [ = - ], [ - = ]: [ = - ]; [ = - ].
- Что означает слово «сень»?
- Вид предложения?
- Тип сложного предложения?
- Что изменится, если мы это предложение разобьём на простые?
№ 24 (у). - Прочти простые предложения.
- Из данных простых предложений составьте сложные, используя союз И.
Запись: Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
- Каким мотивом пронизано всё четверостишие?
- Какие средства выразительности использует для этого автор?
- Почему автор воспользовался сложным предложением?
III. Итог урока.
IV.Дома. 1) § 202, № 26.
2) Индивидуально: Рассказ о многоточии.
Урок № 5.
Тема: Р.Р. Текст. Композиционные формы сочинений.
Описание по воображению и памяти.
Умолчание.
Цели: Повторить и углубить знания о тексте и его видах.Дать понятие «умолчание», «описание по воображению». Учить различать композиционные формы сочинений, вывести алгоритм написания
описательного текста на основе воображения. Продолжать работу по развитию интереса школьников к родному языку, вызвать желание кропотливой работы в его изучении.
Ход урока.
I. Повторение.
Читаю (учебники закрыты).
Дорога вышла из леса в поле. Невидимые жаворонки тотчас запели над рожью. Впечатление было такое, будто они перебрасывали друг другу стеклянную нитку. Они то роняли её, то тут же на лету подхватывали, и дрожащий её звон не затихал ни на минуту.(К.Паустовский.)
- Можно прочитанное назвать текстом? Почему?
- Какую представили картину по данному повествованию?
- Прочти текст самостоятельно ещё раз (№1, Рус.речь, с.8) и подумай, как бы ты
дополнил схему.
дорога
вышла
невидимые жаворонки запели
будто перебрасывали то роняли дрожащий звон
стеклянную нитку то подхватывали не затихал ни на минуту
- Какова же тема? (песня жаворонков)
- Идея? (как прекрасна песня жаворонков)
II. Подготовка к восприятию нового.
- Чего в этом тексте больше: реальности или воображения?
- Что помогло автору сделать это?
- Как же развить в себе воображение? Прочтём об этом в упражнении № 2 (Рус.речь, с.8).
- Что же необходимо для развития воображения?
- Что такое «синтезия»?
- Какой второй вопрос напрашивается при чтении этого текста?
- А вы можете привести свой пример синтезии?
- Почему так всё взаимосвязано? Прочти тексты упражнений № № 3, 4 и дай ответ.
III. Тема урока.
Вклейка: И.И.Левитан. «Весна. Большая вода».
- Рассмотри картину.
- Опишем её.
IV. Теоретический материал.
- Перечти первое предложение последнего абзаца.
- Почему многоточие?
- Когда в предложении ставится многоточие?
Слушаем выступление
(делаем пометки).
- Для чего используется Кабалевским многоточие в последнем предложении первого
абзаца?
- Можно ли использовать многоточие в ваших работах? Для чего?
V. Итог урока.
VI. Дома. № 14 письменно.
Один: сочинение по музыке Чайковского «Август».
Четверо: подготовить к пересказу, близкому к тексту (почти дословно) № 8, 10.
Урок №6.
Тема: Р.Р. Описание по воображению и памяти.
Сочинение по воображению.
Цели: Расширить представления о тематических возможностях написания сочинений по воображению.Сопоставить образцы творческих работ учащихся с высказываниями мастеров слова. Учить находить и исправлять речевые ошибки в письменных работах. Продолжать работу по развитию интереса школьников к родному языку, вызвать желание кропотливой работы в его изучении.
К уроку: подготовить музыкальное сопровождение (Чайковский «Времена года» :
1) Январь; 2) Февраль; 3) Апрель; 4) Осенняя песня; 5) Август.).
Ход урока.
I. Тема урока.
- Что узнали по теме урока на предыдущем занятии?
II. Проверка домашнего задания.
III. Новый материал.
№ 15 - Читаем текст.
- Чем интересен данный фрагмент?
- Что помогало Губчевскому проводить такие экскурсии?
Воображение и память.
Пофантазируем и мы.
- Вглядись в этот предмет. Чем он интересен?
- Какие эпитеты тебе необходимы, чтобы описать его?
- А метафоры?
(Убираю этот предмет.)
Опиши его по памяти.
- Прочтите, что у вас получилось.
- У кого самая удачная работа? Почему?
- А есть ещё один тип рассказа, где мы пользуемся воображением.
№ 32, стр.31 «Тридцать зёрен».
- Читаем.
- О каком воображении идёт речь?
IV. Итог урока.
- В каких творческих работах вы можете использовать своё воображение?
- Перечислим в тетрадях, в каких работах чаще всего используется воображение.
- Для чего нам воображение?
V. Дома. № 33 по Рус.речи.
Урок 7.
Тема: Союзы в сложносочинённых предложениях.
Цели:: Дать понятие об основных группах сложносочинённых предложений и смысловых отношениях между частями сложносочинённого предложения. Учить различать простые предложения с однородными членами от сложных предложений с союзами «и», «а», «но». Проконтролировать уровень усвоения данного материала в предыдущих классах. Продолжать работу по развитию интереса школьников к родному языку, вызвать желание кропотливой работы в его изучении.
Ход урока.
I. Повторение.
Запись (один у доски):
1. Чтение и учение – вечное питание мысли, её бесконечное развитие. 2. Интеллигентность – это способность понимать. 3. Бедность не порок. 4. Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития.
- Образуй устно родственные слова от слова «прогресс».
- Подбери синоним слову «прогрессивный».
- Побери антоним к этому слову.
- Объясни пунктограмму в тексте.
- Когда в простом предложении ставится тире?
- Какую общую схему можно составить к этим предложениям?
II. Лингвистическая разминка.
- Определи на слух вид сложного предложения и составь схему (один у доски).
1. Ближний лес затихает, и в нём
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый.
[ - = ], и [ = - ], и [ = - , / прич.об. /]
2. Тёмный лес стоял стеной и прислушивался, как трещат от мороза
деревья. [ - = и = ], как ( = - ).
3. Занималась заря; от воды поднимался густой туман, было холодно
и сыро. [ = - ], [ = - ], [ = и = ].
- Какие виды сложных предложений ты знаешь?
- Как их отличить друг от друга?
- Какие предложения называются сложносочинёнными?
Прочти: 1. Комментарии Белинского и Чернышевского очень ц`енны для
начинающего читателя.
2. Он был хорошим комментатором и все сожалели о его уходе.
- Что означает слово «комментарий»?
- Чем различны эти предложения?
- Как отличить сложное предложение от предложений с однородными членами?
- Где ошибка?
- К какой группе сложных предложений вы его отнесёте?
§ 203. Читаем.
- На какие же три группы делятся сложносочинённые предложения?
- Значит, различаются группы сложносочинённых предложений …
IV. Тренировочные упражнения.
№ 30. - Выпиши сложносочинённые предложения и определи: к какой группе они относятся.
- Выделяем основы.
- Что общего и в чём различие в постановке запятых между однородными членами и
частями сложносочинённого предложения?
Конструирование предложений по началу.
1. Весна, но …
2. Снег искрился на льду, … тоже ….
3. Ветерок лишь приносил запах травы, да …
4. Сегодня всё должно решиться, или мне …
- Выделите основы.
V. Проверка усвоение знаний.
- Обведи в тексте те союзы, которые соединяют части сложносочинённого предложения.
Пророк.
Духовной жаждою томим И вырвал грешный мой язык
В пустыне мрачной я влачился И празднословный и лукавый
И шестикрылый серафим И жало мудрыя змеи
На перепутье мне явился. В уста замёрзшие мои
Перстами лёгкими как сон Вложил десницею кровавой.
Моих зениц коснулся он. И он мне грудь рассёк мечом
Отверзлись вещие зеницы И сердце трепетное вынул
Как у испуганной орлицы. И угль пылающий огнём
Моих ушей коснулся он Во грудь отверстую водвинул.
И их наполнил шум и звон: Как труп в пустыне я лежал
И внял я неба содроганье И бога глас ко мне воззвал
И горний ангелов полёт Восстань пророк и виждь и внемли
И гад морских подводный ход Исполнись волею моей
И дальней розы прозябанье. И обходя моря и земли
И он к устам моим приник Глаголом жги сердца людей.
А.Пушкин.
VI. Итог урока.
VII. Дома. § 203, № 32, правописание союзов тоже, также.
Урок № 8.
Тема: Значение сложносочинённых предложений.
Цели:: Вырабатывать умения определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.Учить различать простые предложения с однородными членами от сложных предложений с союзами «и», «а», «но». Продолжить работу по расстановке знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Продолжать работу по развитию интереса школьников к родному языку, вызвать желание кропотливой работы в его изучении.
Ход урока.
I. Повторение.
Вместе: Один:
Прогрессивные взгляды, провозглашать (вставь пропущенные буквы)
принципы равенства, современные танцы, зам..рает, ст..реть написа..ое,
декларировать положение, подлинное ис- прик..снуться, р..стениевод, вы-
кусство , экспериментировать , галерея , р..сший, разг..рается, прикл..нить-
комментировать , пьедестал , симфония ся, отм..реть, бл..стнул, з..ревой,
звуков, территория, беллетристика, шорохи. Четверо ( на карточках)
- Объясни значение слов:
декларировать – провозглашать
симфония – гармоническое соединение,
сочетание
беллетристика – изящная словесность,
проза
- Исправь ошибки и прокомментируй их.
- Верно ли справился с орфограммой учащийся у доски?
- Что это за орфограмма?
- Какое слово лишнее? (написанное)
- Какие две орфограммы вы бы выделили в первом слове предложения, записанного
на доске?
Приближение осени чувствовалось всюду в лесу в поле на реке.
- Запишите предложение, составьте схему к нему.
©: О, О, О.
- Как бы звучало это предложение по этой схеме?
О, О, О - ©.
- Запиши это же предложение по этой схеме.
©: О, О, О - …
II. Проверка домашнего задания (№ 32).
- Над какой пунктограммой работали дома?
- К какому предложению подходит схема?
[ - = ], [ - = ], [ - = ], [ = - , / /].
- Какой недостаток в данной схеме?
Пропущен союз «да».
- Объясни пунктограммы 2 и 6 предложения.
Расскажи, когда «также» пишется
слитно, а когда раздельно?
- К какой группе союзов относится союз «также»?
- Перечислите соединительные союзы.
И, да, тоже, также, да и, ни-ни, не только-но и, как-так и…
- Какое значение имеют сложносочинённые предложения с данными союзами?
Одновременность, последовательность, причинно-следственные.
III. Тема урока.
Даны два предложения:
1. Рассказ был о птицах. и, но
2. Брату он понравился. однако
- Устно соедини их сначала союзом «и», затем «но», «однако».
- Изменилось ли что-то в предложениях, кроме союза?
Расскажи о противительных союзах.
Запись миниатюры М.Пришвина «В синеве высоты» (и у доски).
Коршун набрал высоту, махая крыльями, как всякая птица, и, набрав, стал парить и царствовать там, в синеве высоты.
- Подчеркните грамматические основы.
- Объясни постановку знаков препинания.
- Какое значение имеет союз «и» в этом предложении?
Творческое списывание.
IV. Самостоятельная работа.
№ 31. (если не позволяет время списать все предложения, можно ограничиться 1, 2, 5-ым, работая
по заданию в конце упражнения).
- Назови основы. Определи вид сказуемого.
V. Итог урока.
VI. Дома. §§ 202 - 203, № 34
Урок № 9.
Тема: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Цели:: Учить расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Вырабатывать умения определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Учить различать простые предложения с однородными членами от сложных предложений с союзами «и», «а», «но». Продолжать работу по развитию интереса школьников к родному языку, вызвать желание кропотливой работы в его изучении.
Ход урока.
I. Орфографическая пятиминутка.
Встаю в одно и то же время; делаю то же, что вчера; спешу так же, как все; интересно то же, что другу; это тоже элеватор; летят той же вереницей.
Вереница – «в`ерень» - ряд.
- Как различить союз «тоже» и местоимение с частицей «то же»?
- К какой группе союзов относим «тоже»?
Посмотрим, какие союзы использовали вы в домашнем упражнении.
- Проверка домашнего задания (№34). Трое:
Расскажите, что вы должны знать о
сложносочинённом предложении.
- Проверочный тест.
1в.
Ознакомься с предложениями и выполни задания.
А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается
ото сна.
1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
2. Укажите сложносочинённые предложения.
3. Строение какого предложения соответствует схеме:
[ неопределённо-личное], и [безличное]?
4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?
А. одновременность явлений В. чередование явлений
Б. последовательность Г. противопоставление
5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).
А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Б В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.
6. Найди сложносочинённое предложение с противительным союзом
А. Но в конце декабря приглашённый графом А.Толстым он переехал в нанятый им
дом Талызиных у Никитских ворот.
Б. Через несколько дней Гоголь уехал из Абрамцева а Сергей Тимофеевич Аксаков
написал ему письмо.
В. В имении Смирновых Гоголь много гулял любовался сенокосом восхищался
национальной одеждой калужских крестьян а вечерами читал вслух «Одиссею» в переводе В.Жуковского.
2в.
Ознакомься с предложениями и выполни задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли, и вдруг увидел
корабль.
1. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.
2. Укажите сложносочинённые предложения.
3. Строение какого предложения соответствует схеме:
[ определённо-личное], и [двусоставное]?
4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение Первые паровозы
потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?
А. одновременность явлений В. чередование явлений
Б. последовательность Г. противопоставление
5. Найдите предложение с союзом тоже (знаки препинания не проставлены).
А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.
Б. Дней через десять, уже заканчивался поход, мы вновь попали в то(же) село.
6. Найди сложносочинённое предложение с разделительным союзом
А. Прошло шесть лет и Гоголь вернулся в Россию.
Б. Васильевка или в просторечье хутор Яновщина красиво раскинулась в привольных
украинских степях.
В. В Абрамцеве Гоголь работал всё утро или приходили Аксаковы и работа
прерывалась беседами о литературе.
ОТВЕТЫ: 1в. 1 – А 3 – Б 5 - А
2 – А, Б 4 – В 6 – Б
2в. 1 – Б 3 – А 5 – А
2 – А, Б 4 – Б 6 - В
IV. Тема урока.
- Что вы знаете о пунктуации сложносочинённого предложения?
§ 204. - Что узнали нового?
V. Упражнения.
Запишем и составим схемы:
1. По утрам, которые пропитались дождевой сыростью, они отправлялись на рыбалку, или после обеда он вместе с отцом шёл в ближайший лес.
[ , ( - = ), - = ], или [ - = ].
2. Луна вошла багровая и хмурая, и, если пристальней всмотреться в небо, звёзды тоже хмурились.
[ - = ], и [ (если = ), - тоже = ].
№ 39. - Прочти.
- Тип текста?
- Выписываем самостоятельно только сложносочинённые предложения и чертим к
ним схемы, указывая, из чего состоят части сложного предложения.
- По какой причине в первом предложении стоит тире?
Стр. 25, пунктограмма.
№ 44 (у). - Объясни постановку тире.
VI. Итог урока.
VII. Дома. §§ 203 - 204, № 35 изученные и повторенные орфографические правила
Урок № 10.
Тема: Отсутствие запятой в сложносочинённых
предложениях.
Цели : Учить расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Познакомиться с ситуациями, когда перед «и» запятой не ставится в сложном предложении. Отрабатывать умения определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Учить различать простые предложения с однородными членами от сложносочинённых предложений.
Продолжать работу по развитию интереса школьников к родному языку, вызвать желание кропотливой работы в его изучении.
Ход урока.
I. Тестовая орфографическая пятиминутка.
Выбери правильный вариант ответа.
1. Слово пишется с Ь.
а) стереч… б) хорош… в) много туч…
2. Слово пишется с -НН-.
а) ветрен..ый б) прирождён..ый в) маслян..ый
3. Слово пишется слитно.
а) по..человечески б) по…русски в) в…верху
4. Выражение, которое пишется раздельно.
а) мало..по..малу б) в..миг в) бок..о..бок
5. Слово с чередованием гласных.
а) разб..рать б) разб..жаться в) пров..литься
6. Слово пишется с приставкой ПРИ-.
а) пр..небрегать б) пр..высить в) пр..норовиться
7. Слово пишется с Ё.
а) больш..го б) разожж..т в) горяч…
ОТВЕТЫ: 1 – а 3 – в 5 – а 7 – б
2 – б 4 – в 6 – в
II. Проверка домашнего задания (№ 35).
- Объясни орфографию предложений, данных Один:
под № 1, из домашнего упражнения. Начерти схемы к 3, 4, 5 предложениям.
- Назови предложения с составными именными сказуемыми.
- Проверь пунктуацию 3, 4, 5 предложений.
3. Ветер проносился за стеной, шумел в мокрых голых кустах, и лампа
потрескивала, как бы разговаривала от скуки сама с собой.
[ - =, = ], и [ - =, как бы = ].
4. После чая стрелк`и начали вьючить коней, Дерсу тоже стал
собираться. [ - = ], и [ - тоже = ].
5. Лишь самовар пел задумчивую мелодию, да порой что-то шуршало в
траве. [ - = ], да [ - = ].
Расскажи о постановке знаков препинания
в сложносочинённых предложениях.
III. Тема урока.
- В каком случае запятая перед И не ставится?
- Какой пример приводится в параграфе?
Отрабатываем данную пунктограмму.
IV. Упражнения для закрепления.
№ 45. - Объясни подчёркнутые орфограммы 6 предложения.
- Когда же перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится запятая?
Определи на слух, что соединяет союз И в следующих предложениях из стихотворений
Фета.
1. Назло жестоким испытаньям 2. Зреет рожь над жаркой нивой,
И злобе гаснущего дня И от нивы и до нивы
Ты (роза) очертаньем и дыханьем Гонит ветер прихотливый
Весною веешь на меня. Золотые переливы.
О и О. [ ], и [ ]. О и О
3. Тихонько движется мой конь 4. Плакала трава
По вешним заводям лугов, И ветви о недавнем зное,
И в этих заводях огонь И роз, проснувшихся едва,
Весенних светит облаков. Сжималось сердце молодое.
[ ], и [ ]. О и О [ ], и [ ].
- Проверь себя. У вас на партах 8 предложений. Запишите номера
сложносочинённых предложений.
1. Заря прощается с землёю 5. Осыпал лес свои вершины,
Ложится пар на дне долин, Сад обнажил своё чело,
Смотрю на лес, покрытый мглою, Дохнул сентябрь, и георгины
И на огни его вершин. Дыханьем ночи обожгло.
2. Знать, долго скитаться наск`уча 6. И грезит пруд,
Над ширью земель и полей, и дремлет тополь сонный,
На родину тянется туча Вдоль туч скользя
Чтоб только поплакать над ней. Вершиной заострённой.
3. Серый день ползёт лениво, 7. Порвёшь случайно повилику
И болтают нестерпимо Нетерпеливою ногой
На стене часы стенные И вдруг откроешь землянику
Языком неутомимо. Красней и слаще, чем весной.
4. С полей несётся голос стада, 8. В печи трещит огонь -
В кустах малиновки звенят, и серый дым ковром
И с побелевших яблонь сада Тихонько стелется
Струится нежный аромат. Над кровлею с коньком.
- Какие номера записали?
3, 4, 5, 6, 8 – сложносочинённые
1 – бессоюзное
2 – сложноподчинённое
7 – простое
V. Самостоятельная творческая работа.
- Запиши предложения, включив в одну часть однородные члены предложения.
1. Наступила тишина, и стал явственно слышен стук будильника и …
2. Неожиданно заросли прервались, и мы увидели гладь реки и …
- Запиши предложения, перестроив их в простые с однородными членами .
1. Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом.
( Месяц светил в окно и заливал холодным светом комнату.)
2. Солнце поднялось, и роса высохла.
( Солнце поднялось и высушило росу.)
- Запиши предложения, перестроив их в сложносочинённые.
1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.
(Начался сильный дождь, и всё вокруг быстро намокло.)
2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
( Розы цвели чудесно, и маленькая хозяйка была рада.)
VI. Итог урока.
VII. Дома. §§ 203 - 204, № 40
Урок № 11.
Тема: Р.Р. Сжатое мини-изложение.
Цели: Учить определять основную мысль текста, микротемы для сжатого изложения. Познакомить с основными способами сжатия текста. Написать сжатое изложение мини-текста. Продолжать работу по развитию интереса школьников к родному языку, вызвать желание кропотливой работы в его изучении.
Ход урока.
I. Вступительная беседа.
Читаю отрывок:
Была ночь. по всему лесу потрескивал мороз. Верхушки вековых елей, призрачно освещённые звёздами, блестели и дымились, словно были натёрты фосфором. (В.Катаев.)
- Что представили?
Читаю этот же отрывок под «мягкую» музыку.
- Что-то изменилось в вашем восприятии этого текста?
Появилась грусть.
Читаю то же самое под «грозную» музыку.
- А какие мысли наводит эта картина?
П.А.Федотов.
«Сватовство майора».
- Какая деталь картины говорит об ироническом отношении автора к майору и всему
изображаемому в целом?
- Прочтём, как её воспринял один из созерцателей. № 23 (Рус.речь).
- Что смог уловить этот созерцатель?
- Кто автор этой картины?
- Прочтём сведения о Федотове в конце учебника на стр.211.
(по ходу чтения демонстрируются картины Федотова)
II. Знакомство с текстом.
- Объединив два текста воедино, я получила «небольшой рассказ» о картине. Прочти и скажи, чего в этом тексте не хватает?
Федотов Павел Андреевич – русский живописец и рисовальщик. Выдающийся искусствовед ХIХ века. В.В.Стасов называл Федотова «Гоголем в русской живописи», потому что художник питал глубокое сочувствие к так называемому «маленькому человеку», бесправному и беззащитному. Кроме того, он изображал разоряющееся дворянство, нищих душою чиновников, ханжей, лицемеров, а в картине «Сватовство майора» - чванливое купечество. Рассмотрите её.
На картине изображена внутренность парадной комнаты в купеческом доме. Комната убрана богато, но безвкусно. В доме переполох. Сам хозяин, длиннобородый купец, старается застегнуть непривычный сюртук, очевидно, готовясь принять какого-то необыкновенного гостя. В середине сцены всполошившаяся , жеманящаяся дочка пытается убежать из комнаты. Мать удерживает её в комнате, хватая за оборки платья. Сзади суетятся слуги и приживалки, накрывая на стол. На самом переднем плане – кошка, тоже по-своему ждущая гостя: она умывается лапкой, как говорят, «намывает гостей».
За дверьми справа дожидается и виновник всего переполоха – бравый майор. В парадном мундире, лихо подбоченясь, он крутит длинный ус.
- Чего же в этом тексте не хватает? (концовки)
- Какой она может быть?
- Какова тема этого текста?
- Идея?
III. Работа с текстом.
- Из чего состоит любой текст?
- О чём каждая микротема данного текста?
- Как строится в основном микротемы в тексте?
- Находим основную мысль микротемы и подчёркиваем.
- Прочти только тезисы каждой микротемы.
- Можно это назвать текстом?
- Этого достаточно для его понимания? Можно оставить в таком виде?
IV. Теоретический материал по сжатию текста.
- Каким приёмом воспользовались мы?
- Как ещё можно подкорректировать данный текст? Что добавить, что исправить,
обобщить?
(учитель открыто подсказывает ребятам)
Федотов Павел Андреевич – русский живописец и рисовальщик. Он изображал разоряющееся дворянство, нищих душою чиновников, ханжей, лицемеров, а в картине «Сватовство майора» - чванливое купечество. Рассмотрите её.
На картине V Перед нами изображена внутренность парадной V богатая безвкусная комната в купеческом доме. Комната убрана богато, но безвкусно. В доме переполох. Сам хозяин, длиннобородый купец, старается застегнуть непривычный сюртук, очевидно, готовясь принять какого-то необыкновенного гостя. В середине сцены всполошившаяся , жеманящаяся дочка пытается убежать из комнаты вон. Мать удерживает её в комнате, хватая за оборки платья. Сзади суетятся слуги и приживалки, накрывая на стол. На самом переднем плане – V «намывает гостей» кошка, тоже по-своему ждущая гостя: она умывается лапкой, как говорят, «намывает гостей».
За дверьми справа дожидается и виновник всего переполоха – бравый майор. В парадном мундире, лихо подбоченясь, он крутит длинный ус.
V. Подготовка к написанию сжатого изложения.
- Прочти, что у нас получилось.
- Перескажи полученный текст.
VI. Написание изложения.
Читаю последний раз получившийся текст.
- Передайте содержание данного текста сжато.
VII. Дома. № 25 (Рус.речь), Сожми текст и запиши. или № 24 (задание 5)
Урок № 12.
Тема: Повторим орфографию.
Цели: Совершенствовать орфографические навыки по написанию «непроверяемых написаний». Познакомить с значением новых слов «палисад», «палисадник», «эстетический». Развивать орфографические навыки, орфографический слух. Продолжать работу по развитию интереса школьников к родному языку, вызвать желание кропотливой работы в его изучении.
Ход урока.
I. Словарно-орфографическая работа. Трое:
Запись (один у доски):
Длинные сапоги, стеклянные двери, водяная мельница, мазаные хаты, засеянной поле, увешанную пучками, песчаный карьер, ремесленное училище, званые гости, огороженный палисадник.
- Какая орфограмма?
- Когда пишем Н-, когда НН-?
- Что означает слово «палисадник»?
- Какие же родственные слова можно от них образовать?
Запись: палис`адный, палис`адниковый.
- Составь и запиши с любым из этих слов предложение.
- Проверяем: один читает своё предложение, а другой даёт этому предложению
характеристику.
II. Пунктуация предложений.
Запись: 1) Небо за/волок/ло тучами, и по земле гулял ветер, поднимая с земли пыль, бумажки и перья.
- Объясни правописание безударной гласной в корне.
- Начерти схему этого предложения.
[ = ], и [ = -, / д.об. О, О и О / ].
Запись: 2) Я глядел на счастливое лицо дяди, и мне, почему-то, было жаль
его.
- В каком слове в корне сразу 3 орфограммы? счастливое
- Начерти схему. [ - = ], и [ , в.сл. , = ].
- Дай характеристику второму простому предложению в составе сложного.
Запись: 3) Мы чувствовали над собой тяжёлые тучи, чувствовали их
желание разразиться дождём, и нам было душно, несмотря
на ветер и холод.
- Дай характеристику этому предложению.
[ - = , = ], и [ = , / обст. /].
- В каком слове дана орфограмма «непроизносимая согласная»?
- В каком слове дана орфограмма «гласная после шипящих»?
- В каком слове дана орфограмма «правописание частиц»?
III. Упражнения.
- Какие слова для словарного диктанта вы бы взяли из № 57?
- Что означает слово «эстетический»?
Запишем несколько слов под диктовку.
- Проверь тетрадь соседа.
№ 52 (самостоятельно).
- Проверь верность написанного по карточке.
IV. Тестовая работа по орфографии.
1. Буква И пишется в слове
а) прот..реть в) пр..вилегия д) накр..нившийся ствол
б) д..ликатес г) соч..тание
2. Буква А пишется в слове
а) неук..снительно в) выт..чить деталь д) к..шемировое платье
б) к..тапультироваться г) вым..кнуть под дождём
3. Буква А пишется в слове
а) аб..немент в) заск..чить д) вытв..рить
б) н..тариус г) ант..гонизм
4. Буква О пишется в слове
а) алыч..вый в) бесш..рстный д) дириж..р
б) еж..нок г) внуш..нный
5. Согласная буква пишется в слове
а) благос..ный в) рас..а д) рус..ист
б) бацил..а г) безынтерес..ный
6. Буква Е пишется в слове
а) пр..восходство в) выздоравл..вать д) есть пр..дел всему
б) солом..нка г) пр..ложение
7. Буква Е пишется во всех словах ряда (глаголы даны в форме 3л., ед.ч.)
а) пол..т, сор..т в) несгиба..мый, приемл..мый д) об епархи.., на одном
б) ненавид..т, се..т г) без реализаци.., в Венеци.. колен..
8. -НН- пишется во всех словах ряда
а) горта..ый, неуста..ый в) неслыха..ый, карта изуче..а
б) рубле..ый дом, всеми хвалё..ый г) запута..ый, эрудирова..ый
д) журавли..ый, труже..ик
ОТВЕТЫ: 1 – в 3 – г 5 – а, б, в 7 – в
2 – б, д 4 – а, б 6 – а, д 8 – а, г
V. Итог урока.
VI. Дома. № 53.
Урок № 13.
Тема: Повторим орфографию.
Цели: Совершенствовать орфографические навыки по написанию «непроверяемых написаний». Развивать орфографические навыки, орфографический слух. Проконтролировать уровень усвоения пройденного материала по теме «Сложносочинённое предложение». Продолжать работу по развитию интереса школьников к родному языку, вызвать желание кропотливой работы в его изучении.
Ход урока.
I. Словарно-орфографическая работа.
Запись (и у доски): Шумели птицы, не смолкая, и зеленели ковыли, и, чью-то юность
окликая, вновь возвращались журавли.
- Объясни расстановку пунктуационных знаков.
- Объясни орфограммы данного предложения.
II. Проверка домашнего задания (№ 53).
- Какие орфограммы в слове «композиция» из домашнего упражнения вы можете
объяснить? Композиция
- Что означает это слово?
- Прочти предложение, в котором встречается это слово.
Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырёх больших страницах можно прочесть в несколько минут.
- Объясни орфограммы.
III. Объяснительное письмо.
- Пишем предложения и объясняем орфограммы и пунктограммы.
1. Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
[ = - ], и [ - = , / д.об. /]
2. Безветрие, и всё небо залито ровной синевой.
[ - ], и [ - = ].
- Дай устно характеристику простых предложений в составе сложного.
- Вид сказуемого?
3. Прохладой дунуло – и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
[ = ] – и [ - = ].
- Объясни постановку тире.
Проверь себя (один у доски):
4. И, торопясь огню помочь, он бросил веточку посуше – и тотчас отбежала ночь,
легла в траву и стала слушать.
5. Выжидали не менее минуты, но никто не стрелял, и вообще не было слышно ни
звука, ни шороха.
- Проверь верность написания.
- Составь схему последнего предложения.
[ = ], но [ - = ], и [ = ни О, ни О].
- Определи вид этого предложения.
IV. Графический диктант.
- Начерти схемы следующих предложений:
1. Шоссе чистили бульдозером, и поэтому по сторонам выросли крутые
сугробы. [ = ], и [ = - ].
2. Я сидел на маленьком островке в своём тесном шалаше и, затаив дыхание,
слушал и наблюдал. [ - = и , / д.об. /, = и = ].
- Выпишем основу каждого предложения, объясним орфограммы, укажем вид
сказуемого.
Чистили; выросли сугробы.
Я сидел, слушал и наблюдал.
V. Проверочный тест.
1. Какие из следующих утверждений верны?
а) Простые предложения, объединяясь в сложные по смыслу, обладают
интонационной законченностью.
б) Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
в) Союзные сложные предложения бывают сложносочинёнными и
сложноподчинёнными.
2. Прочитайте предложение: Голова болела, сознание же было ясное, отчётливое.
Простые предложения соединены в нём в сложное при помощи…
а) подчинительного союза в) сочинительного союза
б) союзного слова г) интонации
3. Какими союзами соединяются части сложносочинённого предложения, в котором одно
явление противопоставляется другому?
а) и, да (в значении и), ни-ни, тоже
б) или (иль), либо, то-то, не то – не то
в) а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения: Стиснутая чёрными чащами и освещённая впереди
паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
а) простое в) сложносочинённое
б) сложноподчинённое г) бессоюзное
5. Найдите среди данных предложений сложносочинённое.
а) Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как
говорится, с пустыми руками.
б) Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем
расположении духа.
в) Белые медведи, похоже, вскоре исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на
них.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) В избушке, распевая, дева прядёт, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
б) Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в
воздухе закружилась пыль.
в) Допевают свои весенние песни соловьи, ещё сохранились в затишных местах
одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
7. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания в
самих предложениях не расставлены):
[ безличное ], и [ безличное ].
а) Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
б) Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свёклы.
в) Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
8. Назови верный вариант ответа, который указывает все случаи постановки запятых.
Уже вечерело (1) и народ возвращался с полей. Ветер срывал листья с деревьев (2) и дорожки сада усыпал разноцветным ковром. Мальчики сидели за столом (3) склонив головы (4) и (5) произнося шёпотом слова (6) выполняли (7) по-видимому (8) какую-то работу (9) и я старался им не мешать. Их добрые глаза (10) светились ясным светом (11) и худые лица казались прекрасными.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 в) 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11
б) 1, 3, 6, 7, 8, 9 г) 1, 3, 6, 7, 8, 9, 11
9. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки
препинания не расставлены).
а) Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
б) Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
в) Я бродил подолгу и видел много примет осени.
г) Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.
д) Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
10. Найди правильный ответ.
а) Человек всегда был и будет самым любопытным явлением.
б) Человек всегда был и будет самым любопытным явлением.
в) Человек всегда был и будет самым любопытным явлением.
г) Человек всегда был и будет самым любопытным явлением.
11. Укажите предложение с грамматическими ошибками.
а) В обоих квартирах было темно.
б) У нас совсем нет времени.
в) Мы были в восторге от декораций в «Вишнёвом саде».
г) Это произведение более худшее.
д) Она ложит продукты в холодильник.
е) Я удивляюсь его силе.
12. В предложении Днём дул лёгкий ветерок и перепадал снежок опустите общий
второстепенный член и запишите полученное предложение.
13. Прочитайте предложение: Отец заправил бензином машину и … . Продолжите его
дважды, добавив:
а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
14. Запиши предложение, вставив обособленный оборот после союза И.
К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
ОТВЕТЫ: 1 – б, в 4 – а 7 – а 10 – б
2 – в 5 – б 8 – б 11 - а, г, д
3 – в 6 – в 9 – а, г, д
12 – Дул лёгкий ветерок, и перепадал снежок.
13 – 1) … и уехал. 2) … мотор дружелюбно заурчал.
14 - … несмотря на утихший ветер …
VI. Итог урока.
VII. Дома. §§ 203 – 204, № 60 (у) – подготовиться к словарному диктанту.