Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Актуальность: В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Приказ Минобразования и науки РФ за № 1155 от 17 ноября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» обращает внимание на обязательные требования к дошкольному образованию. Весь образовательный процесс в детском саду направлен не на обучение (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание. Говоря о развитии ребенка чаще всего имеют ввиду интеллектуальное развитие, об эмоциональном развитии мало кто думает. Между тем, каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Малыши меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны.
Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка.
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.
Глава 1 называется «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема » и состоит из трех параграфов.
Параграф 1.1. называется «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе», в нем мы рассматриваем исследования отечественных и зарубежных психологов в области эмоций. Рассмотрев научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников мы пришли к заключению, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Некоторые даже отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека.
Параграф 1.2. называется «Особенности использования музыкальных занятий в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста», в нем мы рассматриваем центральную роль искусства (музыки в наибольшей степени) в формировании эмоциональной сферы дошкольников. Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства.
Параграф 1.3. называется «Методика ознакомления с музыкой детей дошкольного возраста», в нем мы рассматриваем виды музыкальной деятельности, активизирующие музыкальное восприятие. Таким образом, восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка. Участие детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание и исполнительская деятельность - пение, танец) проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.
Глава 2 называется «Методическое обеспечение музыкальных занятий, направленных на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» и состоит из трех параграфов.
Параграф 2.1. называется «Организация и методы исследования эмоционального развития детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях», в нем мы рассматриваем подтверждение практикой теоретических аспектов эмоционального развития дошкольников на музыкальных занятиях. Диагностика помогает выявить показатели достижений каждого ребенка и группы в целом в эмоциональной отзывчивости на музыку. Это позволяет музыкальному руководителю проанализировать результаты своей работы и наметить необходимые линии ее коррекции.
Параграф 2.2. называется «Методические приемы эмоционального развития детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях», в нем мы рассматриваем методы и приемы обучения по развитию эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Музыкальному руководителю необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка, учитывать индивидуальный опыт его жизнедеятельности, чувствовать эмоциональное состояние каждого ребенка и оказать педагогическую поддержку в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и т.д.
Параграф 2.3. называется «Результативность работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях», в нем мы рассматриваем результаты исследования
уровня проявления эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. В исследовании приняли участие 24 ребенка возраста 5-6 лет детского сада № 47 «Золотой ключик» г.Белово. По результатам диагностики и в соответствии с критериями уровней эмоционального развития дети были распределены по уровням (Приложение 7, 8).
Уровень сформированности:
Н- низкий уровень
С-средний уровень
В- высокий уровень
В процессе исследования на начальном этапе были получены следующие данные:
Таблица 1
Уровень эмоционального развития детей на начальном этапе исследования
Уровень | Количество детей | |
чел. | % | |
низкий | 7 | 29 |
средний | 13 | 54 |
высокий | 4 | 17 |
В результате проведенной работы произошло заметное улучшение эмоциональной сферы детей: они стали более раскрепощенными, приобрели способность определять эмоциональное состояние окружающих людей и эмоциональную отзывчивость на музыку. У дошкольников с негативными эмоциональными проявлениями наметилась положительная динамика.
Таблица 2
Уровень эмоционального развития детей на заключительном этапе исследования
Уровень | Количество детей | |
чел. | % | |
низкий | 0 | 0 |
средний | 17 | 71 |
высокий | 7 | 29 |
Анализ результатов исследования представлен на рис. 1.
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования
Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Исследование подтвердило, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольной организации должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.
Таким образом, гипотеза о том, что развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста будет более успешным при определенных условиях, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Разумеется, данное исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения исследовательской работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
И в заключении привожу слова доктора педагогических наук Натальи Алексеевны Ветлугиной «Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции».
Каждый раз, приходя на работу, я с нетерпением жду детей. Ведь мы с ними отправляемся в волшебную страну, в страну МУЗЫКИ!!!
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
Цель исследования: разработать методическое обеспечение музыкальных занятий, направленных на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста посредством музыкальных занятий.
Гипотеза исследования: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста посредством музыкальных занятий будет результативным, если педагог учитывает особенности использования музыкальных занятий в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста; разработано и используется методическое обеспечение эмоционального развития детей дошкольного возраста в ДОО.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности использования музыкальных занятий в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста.
3. Разработать методическое обеспечение эмоционального развития детей дошкольного возраста в ДОО.