ШМО гуманитарного цикла.
Гуманитарный цикл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_tezis.doc | 46 КБ |
analaz_shmo_2013g.doc | 38 КБ |
analiz_po_istorii.doc | 65.5 КБ |
analiz_shmo.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сергачская СОШ №1
Тема круглого стола:
«Методика подготовки школьников к участию в олимпиадах по обществознанию»
Евдокимова Светлана Викторовна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ№1 г.Сергач,
Нижегородская область.
svet.evdokimova2013@yandex.ru
г.Сергач-2015г.
Кто не знает, за что взяться, беритесь за ум.
Юрий Рыбников
1)У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.
2)Можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первой уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.
3) В настоящее время олимпиадная подготовка является механизмом, позволяющим использовать новые эффективные методы работы с одаренными детьми, которые способствуют появлению и развитию у школьников навыков содержательного анализа обществоведческого материала и развитию проектного мышления.
4)Участие в олимпиадной подготовке позволяет учителю расширить свой методологический багаж, коммуникативные и образовательные навыки, что в свою очередь способствует росту квалификационного педагогического уровня.
В основном олимпиады целесообразно проводить как внеурочное мероприятие, чтобы не нарушать обучающий процесс.
5) Участие в олимпиаде требует специальной подготовки учащихся. В настоящее время очень важно уметь ориентироваться в море информации, отличить верную версию от ложной, находить причины ошибок. Готовясь к олимпиаде по обществознанию, учащиеся должны не просто прочитать материал, а разобраться в сути , которые предложены источником.
6)Обществознание – предмет, содержащий немало дискуссионных вопросов, требующих детального осмысления и методологической проработки. Обществознание в школе отличают:
- направленность на теоретическое обобщение учебного материала;
- особая в сравнении с многими школьными дисциплинами нацеленность на межпредметные связи;
- практико-ориентированный характер.
7) Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к обществознанию;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области обществознания.
1
8)Главное требование к ученикам всегда было и остается одним – они должны хотеть учиться, то есть иметь желание идти вперед.
9)Если говорить о качествах учеников, которых можно готовить к участию в олимпиадах, то желательно, чтобы они обладали навыками самостоятельной работы, умели читать научную книгу, учебник, сложные тексты, документы, обладали хорошей памятью, умели грамотно говорить и защищать свою позицию .
10)Сразу делаю установку ребятам, что либо мы глубоко, насколько это, возможно, погружаемся в предмет, либо не принимаем никакого участия в олимпиадах. На занятиях работаем как деловые партнеры.
11)Слово, мысли ученика, так же как и учителя являются весомыми и значимыми. Домашняя подготовка учеников к занятиям обязательна и все они воспринимают ее как нечто должное.
12)При подготовке к олимпиаде важно использовать дополнительную литературу, вот список литературы , который я использую при подготовке к олимпиаде по обществознанию :учебники (от школьных 9-11 классы до Вузовских, причем разных авторов)словари, справочники, энциклопедии ,кодексы по всем отраслям права, олимпиадные задания всех уровней, начиная с 2009года и т.д.
14)Конечно, проработать всю необходимую литературу невозможно, не реально. Но ребята довольно легко ориентируются и быстро находят нужную им информацию.
15)При составлении тематического планирования занятий по подготовке учащихся к олимпиадам по обществознанию учитываются следующие положения:
-отработка с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются материалы олимпиад прошлых лет);
-переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим;
-развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий;
-индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся, их -познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии);
-деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и -использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих высказыванию своих взглядов, идей.
16)Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.
17)Индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики достаточно глубоко усвоили содержание основных обществоведческих и исторических понятий.
18)Больше проблем учащимся доставили тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа.
19)Особое место в процессе подготовки к олимпиаде занимали практические занятия по решению юридических, экономических, исторических задач и выполнению проблемно-познавательных заданий.
20)При подведении итогов занятий анализировались альтернативы: различные решения юридических и экономических задач, варианты выполнения проблемно-познавательных заданий.
2
21)Следует отметить, что некоторые учащиеся с большим интересом работали над заданиями преобразующего уровня, где необходимо было сформулировать причинно-следственные связи, выделить общие черты и отличительные особенности того или иного явления, процесса.
22)Также со стороны родителей необходима поддержка, родители должны разделять интересы ребенка и понимать, какую большую работу проделывает ребенок.
23) Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и учителей и систематической работе с одарёнными детьми
24)Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.
25) Думаю от педагогов во многом зависит как личная судьба одарённых школьников, так и, по большому счету, будущее страны.
3
Литература
Методическое пособие по обществознанию Авторы-составители: М.Ю. Брандт, С.И. Козленко, А.В. Лукутин, В.В. Тороп, Т.И. Тюляева Под ред. С.И. Козленко Москва 2005г
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОТЫ ШМО МБОУ СОШ№1
учителей истории и обществознания
ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Участие в олимпиадах:
Уровень | Предмет | Результат |
Район | Обществознание | 3 место – Юрова Екатерина |
2. Участие в районных олимпиадах по истории, обществознанию.
3. Участие в конкурсах:
- Бычков Андрей - районный этап областного Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ в номинации проект мое «Отечество» по теме «Сталинградская битва»(1 место)
- Чернеева Анастасия(9кл) - в номинации проект мое «Отечество» по теме «Курская битва»(2 место)
- участие в конкурсе «Братцы славим!» (Щербакова Арина- 8кл)
- Хайдяров Руслан -14олимпиада по менеджменту и бизнесу районный тур среди уч-ся 10-11классов (1 место)
Сахарова Дарья и Слонова Ксенья в номинации «За веру и Отечество»(грамоты за участие)
Гуськова Юлия , Древаль Полина, Весновский Арсений районный конкурс «Государственные символы России»(грамоты за участие).
3. Школьная Неделя Истории
5 класс – Древний мир
6 класс – Мир Средневековья
7 класс – История открытий и путешествий Нового времени
8 класс – Великие личности 19 века.
9 класс – Великая Отечественная война.
10-11 классы – Интересные факты истории России.
Игра «Знатоки истории»
6-е классы
Интеллектуальный марафон
9-е классы
Турнир эрудитов
10 класс
Обществоведческий аукцион «Купи-продай»
10 класс
Игра «Путешествие в Древний мир»
5-е классы
Круглый стол «Белые пятна истории»
11 класс
Исторический КВН
8-е классы
- Участие в школьной научной конференции
- Савлинова Ксенья(8кл) «Загадки древних пирамид»
Захаревич Марина(8кл) « Учитель»
- Чернеева Анастасия(9кл) по теме «Горьковчане в истории Сталинградской битвы»
Федорова Екатерина «Сергач топонимика названия»
- предметы для экзаменов по выбору:
Предмет | 9 кл. | 11 кл. |
история | - | 6 |
обществознание | 7 | 13 |
5)Участие в районной научной конференции «Шаг в науку».
- Савлинова Ксенья(8кл) «Загадки древних пирамид»(2 место)
- Чернеева Анастасия(9кл) по теме «Горьковчане в истории Сталинградской битвы» (грамота за участие)
Федорова Екатерина «Сергач топонимика названия» (грамота за участие)
6) Результаты государственной (итоговой) аттестации (качество знаний по обществознание «3»-1, «4»-1, «5»-5(9класс)
Результаты ЕГЭ в 11 классе обществознание -60,3% , по истории-63,8%(качество знаний)
7). Собрание МО – раз в два месяца
Предварительный просмотр:
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XI КЛАСС ЗА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД.
В 2009 г. ЕГЭ по истории сдавали 11 учеников. Задания были направлены на проверку материала курса школьной программы.
Часть 1 экзаменационной работы направлена на проверку знаний базового уровня (места, обстоятельств, участников событий) и знаний в изменённой ситуации ( понимание связей единичных фактов и общих исторических явлений), умение указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Низкие баллы получены учащимися при выполнении следующих заданий: А-1(63,6%),А-3(45,4%),А-2(81,2%),А-10(36,3),А-13(54,5%).
Высокие баллы: А-5(72,7%),А-9(63,6%).
В целом, больше половины учеников с заданиями части А справились.
Минимальный балл не набрали : Иткина Наташа-23, Александрова Александра- 28 баллов.
Часть2: ( часть В) предусматривает следующие виды деятельности: установление последовательности событий, соотнесение двух видов информации, умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.
Низкие баллы получены при выполнении следующих заданий:
В-1(63,6%),В-2(63,6%),В-5(90,9%)
Высокие баллы: нет.
К сожалению, большинство заданий части В вызвало у учащихся затруднения при их выполнении.
Часть 3 содержит задания с открытым развёрнутым ответом, они позволяют оценить высокий уровень подготовки учащихся. Лучше всего выпускники справились с заданиями С1-С3. Наивысший результат по заданию С-3(90,9%), в котором раскрывается позиция автора документа. В группе заданий С4-С7 выпускники хуже всего справились с заданием, связанным с обобщённой характеристикой, систематизацией исторического материала-С5
Справился только один человек. Плохой результат получен при выполнении задания С7-С8 Это говорит о том, что учащиеся плохо справились с анализом двух объектов, выделением общих и особенных черт и характеристик.
Результаты выполнения выпускниками заданий типа С говорят о необходимости широкого использования типовых заданий не только при подготовке к экзамену, но и при изучении курса истории России в целом. Серьёзной проблемой является и отсутствие базового учебника по истории России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ XI КЛАСС ЗА 2008-2009 учебный год.
В 2009 г. ЕГЭ по обществознанию выполняли 22 учащихся.
Первая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа, как базового уровня сложности, так и повышенного. Задания базового уровня проверяли достижения уровня общеобразовательной подготовки выпускников, а повышенного - умение применять освоенные знания и умения в изменённой ситуации.
Высокие баллы: А-1(90,9%), А-2(50%), А-4(72,7), А-17(81,8%), А-18(68,86%).А-29(66,67%).
Низкие баллы: А30(32,72%), А5(50,79%).
В учебном процессе следует обратить внимание на следующие содержательные элементы и типы заданий: вопросы о критериях общественного процесса, о революциях как форме социальных изменений; духовная жизнь общества (задания на анализ двух суждений). Истина, виды человеческих знаний, научное познание (задания на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений). Тем не менее большинство учащихся успешно справились с заданиями типа А.
Часть 2 содержит 6 открытых заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. В целом большинство экзаменующихся успешно справились с заданиями типа В.
Высокие баллы: В2(77,2%), В5(86,3%), В4(72,7%).
Низкие баллы: В1(45,4%).
В преподавании обществоведческого курса следует обратить внимание на задания В1, что подтверждает необходимость формирования у учащихся навыков и умений работать с текстом (задание В6).
Восемь заданий типа С состоят из заданий повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности. В этих заданиях проверяется умение учащихся находить в оригинальном неадаптированном источнике информацию, данную в явном виде, дать интерпретацию информации с опорой на предложенный текст и применить знания о характерных чертах, признаках явлений.
Высокие баллы: С1(86,3%), С3(72,7%).
Низкие баллы: С 2(40,9%), С7(22,7%).
Проведённый анализ свидетельствует о необходимости обратить внимание на задания С2, С7, при подготовке выпускников к ЕГЭ по обществознанию. Лишь наиболее подготовленная часть экзаменуемых продемонстрировала умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия, формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.
К написанию эссе (задание С8) приступили и выполнили с положительным результатом 63,6%% экзаменуемых.
.
Общие выводы и рекомендации:
-- Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показал, что большинство выпускников достигло базового уровня обществоведческой подготовки, а более половины - повышенный и высокий уровень подготовки.
-- Знания и умения, проверяемые КИМами, в целом усвоены учащимися по содержательным линиям. Вместе с тем, в преподавании курса обществознания следует обратить внимание на содержательные блоки, задания которых выполнены на среднем уровне(«Человек. Познание человеком», «Экономическая сфера») и значительно ниже среднего уровня («Политика»).
-- Направленность ЕГЭ по обществознанию на сформированность умений требует усиления прикладной (практической) составляющей подготовки выпускников школы.
-- В преподавании обществоведческого курса учащихся следует нацелить на осознанное освоение знаний, усилить проработку базовых обществоведческих категорий и понятий, привлекая внутрикурсовые и междисциплинарные связи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XI КЛАСС ЗА 2009-2010УЧЕБНЫЙ ГОД.
В 2010 г. ЕГЭ по истории сдавали 3 учащихся. Задания были направлены на проверку материала курса школьной программы.
В 2010 году в части А сокращение числа заданий базового уровня сложности до 27 заданий.
Часть 1 экзаменационной работы направлена на проверку знаний базового уровня (места, обстоятельств, участников событий) и знаний в изменённой ситуации ( понимание связей единичных фактов и общих исторических явлений), умение указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Низкие баллы получены учащимися при выполнении следующих заданий: А-1(63,6%),А-3(45,4%.)
Высокие баллы: А-5(72,7%),А-9(63,6%).
В целом, все учащиеся справились хорошо с заданиями части А.
Часть2: ( часть В) предусматривает следующие виды деятельности: установление последовательности событий, соотнесение двух видов информации, умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.
Низкие баллы получены при выполнении следующих заданий:
В7(50%).
Высокие баллы: В-1,В-2, В-3(90,9%).
К сожалению, большинство заданий части В вызвало у учащихся затруднения при их выполнении.
Часть 3 содержит задания с открытым развёрнутым ответом, они позволяют оценить высокий уровень подготовки учащихся. Лучше всего выпускники справились с заданиями С1-С3. Наивысший результат по заданию С-3(90,9%), в котором раскрывается позиция автора документа. В группе заданий С4-С7 выпускники хуже всего справились с заданием, связанным с обобщённой характеристикой, систематизацией исторического материала-С5
Справился только один человек. Плохой результат получен при выполнении задания С6-С8 Это говорит о том, что учащиеся плохо справились с анализом двух объектов, выделением общих и особенных черт и характеристик.
Результаты выполнения выпускниками заданий типа С говорят о необходимости широкого использования типовых заданий не только при подготовке к экзамену, но и при изучении курса истории России в целом. Серьёзной проблемой является и отсутствие базового учебника по истории России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ XI КЛАСС ЗА 2009-2010 учебный год.
В 2010 г. ЕГЭ по обществознанию выполняли 5 учащихся.
Первая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа, как базового уровня сложности, так и повышенного. Задания базового уровня проверяли достижения уровня общеобразовательной подготовки выпускников, а повышенного - умение применять освоенные знания и умения в изменённой ситуации.
Высокие баллы: А-1(90,9%), А-4(72,7), А-18(81,8%), А-23(68,86%).
Низкие баллы: А19(32,7%), А5(60%).
В учебном процессе следует обратить внимание на следующие содержательные элементы и типы заданий: вопросы о критериях общественного процесса, о революциях как форме социальных изменений; духовная жизнь общества (задания на анализ двух суждений). Истина, виды человеческих знаний, научное познание (задания на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений). Тем не менее большинство учащихся успешно справились с заданиями типа А.
Часть 2 содержит 6 открытых заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. В целом большинство экзаменующихся успешно справились с заданиями типа В.
Высокие баллы: В2(77,2%), В5(86,3%), В4(72,7%).
Низкие баллы: В6 оказалось слабым.
В преподавании обществоведческого курса следует обратить внимание на задания В1, что подтверждает необходимость формирования у учащихся навыков и умений работать с текстом (задание В6).
Восемь заданий типа С состоят из заданий повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности. В этих заданиях проверяется умение учащихся находить в оригинальном неадаптированном источнике информацию, данную в явном виде, дать интерпретацию информации с опорой на предложенный текст и применить знания о характерных чертах, признаках явлений.
Высокие баллы: С1(86,3%), С3(72,7%).
Низкие баллы: С7(60%).
Проведённый анализ свидетельствует о необходимости обратить внимание на задания, С7, при подготовке выпускников к ЕГЭ по обществознанию. Лишь наиболее подготовленная часть экзаменуемых продемонстрировала умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия, формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.
К написанию эссе (задание С8) приступили и выполнили с положительным результатом 73,7% экзаменуемых.
.
Общие выводы и рекомендации:
-- Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показал, что большинство выпускников достигло базового уровня обществоведческой подготовки, а более половины - повышенный и высокий уровень подготовки.
-- Знания и умения, проверяемые КИМами, в целом усвоены учащимися по содержательным линиям. Вместе с тем, в преподавании курса обществознания следует обратить внимание на содержательные блоки, задания которых выполнены на среднем уровне («Общество», «Экономическая сфера») и значительно ниже среднего уровня («Право»).
-- Направленность ЕГЭ по обществознанию на сформированность умений требует усиления прикладной (практической) составляющей подготовки выпускников школы.
-- В преподавании обществоведческого курса учащихся следует нацелить на осознанное освоение знаний, усилить проработку базовых обществоведческих категорий и понятий, привлекая внутрикурсовые и междисциплинарные связи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XI КЛАСС ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.
В 2010 г. ЕГЭ по истории сдавали 8 учеников. Задания были направлены на проверку материала курса школьной программы.
Часть 1 экзаменационной работы направлена на проверку знаний базового уровня (места, обстоятельств, участников событий) и знаний в изменённой ситуации ( понимание связей единичных фактов и общих исторических явлений), умение указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Самый высокий балл у Дмитриева Игоря 96 баллов.
Минимальный балл у Литвинчук Людмилы 30 баллов.
Низкие баллы получены учащимися при выполнении следующих заданий: А-4(50%), А-2(50%)
Высокие баллы: А-5(75%),А-6(75%), А-7(90,9%).
В целом все учащиеся справились с частью А хорошо, это показывает , что по сравнению с 2009 годом ребята лучше справляются с заданиями части А.
Часть2: ( часть В) предусматривает следующие виды деятельности: установление последовательности событий, соотнесение двух видов информации, умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.
Низкие баллы получены при выполнении следующих заданий:
В-1(37,5%),В-2(27,25%).
Высокие баллы: В-6(75%).
К сожалению, большинство заданий части В вызвало у учащихся затруднения при их выполнении.
Часть 3 содержит задания с открытым развёрнутым ответом, они позволяют оценить высокий уровень подготовки учащихся. Лучше всего выпускники справились с заданиями С1-С3. Наивысший результат по заданию С-3(90,9%), в котором раскрывается позиция автора документа. В группе заданий С4(62,3%), выпускники хуже всего справились с заданием, связанным с обобщённой характеристикой, систематизацией исторического материала-С5.
С6(37,5%), Плохой результат получен при выполнении задания С7-С8 Это говорит о том, что учащиеся плохо справились с анализом двух объектов, выделением общих и особенных черт и характеристик.
Результаты выполнения выпускниками заданий типа С говорят о необходимости широкого использования типовых заданий не только при подготовке к экзамену, но и при изучении курса истории России в целом. Серьёзной проблемой является и отсутствие базового учебника по истории России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ XI КЛАСС ЗА 2010-2011учебный год.
В 2011 г. ЕГЭ по обществознанию выполняли 20 учащихся.
Первая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа, как базового уровня сложности, так и повышенного. Задания базового уровня проверяли достижения уровня общеобразовательной подготовки выпускников, а повышенного - умение применять освоенные знания и умения в изменённой ситуации
. Наиболее высокий бал набрали Киселев Андрей-83 балла, Дмитриев Игорь-72 балла. Самый низкий Мишина Надежда- 39 баллов.
Высокие баллы: А-1(90%), А-2(60%), А-3(72%), А-4(72%), А-5(68,86%).А-2
Низкие баллы: А15(32,72%).
В учебном процессе следует обратить внимание на следующие содержательные элементы и типы заданий: вопросы о критериях общественного процесса, о революциях как форме социальных изменений; духовная жизнь общества (задания на анализ двух суждений). Истина, виды человеческих знаний, научное познание (задания на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений). Тем не менее большинство учащихся успешно справились с заданиями типа А, по сравнению с 2009 годом.
Часть 2 содержит 6 открытых заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. В целом большинство экзаменующихся успешно справились с заданиями типа В.
Высокие баллы: В2(65%), В3(72,7%),В6(90%)
Низкие баллы: В1(55%).
В преподавании обществоведческого курса следует обратить внимание на задания В1.
Девять заданий типа С состоят из заданий повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности. В этих заданиях проверяется умение учащихся находить в оригинальном неадаптированном источнике информацию, данную в явном виде, дать интерпретацию информации с опорой на предложенный текст и применить знания о характерных чертах, признаках явлений.
Высокие баллы: С2(60%), С5(72,7%).
Низкие баллы: С 1(50%), С3(25,7%), С-4(35%).
Проведённый анализ свидетельствует о необходимости обратить внимание на задания С1, С3, при подготовке выпускников к ЕГЭ по обществознанию, обычно ученики с заданиями С1-С4 справляются хорошо. Лишь наиболее подготовленная часть экзаменуемых продемонстрировала умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия, формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.
К написанию эссе (задание С9) приступили и выполнили с положительным результатом 55%экзаменуемых.
.
Общие выводы и рекомендации:
-- Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показал, что большинство выпускников достигло базового уровня обществоведческой подготовки, а более половины - повышенный и высокий уровень подготовки.
-- Знания и умения, проверяемые КИМами, в целом усвоены учащимися по содержательным линиям. Вместе с тем, в преподавании курса обществознания следует обратить внимание на содержательные блоки, задания которых выполнены на среднем уровне («Общество. Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера») и значительно ниже среднего уровня («Политика»).
-- Направленность ЕГЭ по обществознанию на сформированность умений требует усиления прикладной (практической) составляющей подготовки выпускников школы.
-- В преподавании обществоведческого курса учащихся следует нацелить на осознанное освоение знаний, усилить проработку базовых обществоведческих категорий и понятий, привлекая внутрикурсовые и междисциплинарные связи.
Предварительный просмотр:
Анализ работы ШМО учителей обществоведческого цикла
МБОУ за 2010-2011 учебный год
Руководитель: Евдокива Светлана Викторовна
Основываясь на результатах уровня обученности, требований и запросов родительской общественности и государства, в рамках реализации методической темы школы методическое объединение учителей обществоведческого цикла определили следующую тему работы: «Повышение качества образования средствами современных образовательных технологий». Данная тема требует от педагогов тщательного изучения и освоения.
При определении методической темы была поставлена следующая цель:
- совершенствование уровня профессионального мастерства учителей, их компетенции в области методики преподавания предмета, использование новых образовательных технологий с целью повышения качества образования школьников.
Задачи работы ШМО:
- изучение и осмысление теоретических основ новых образовательных технологий (проектная деятельность, модульное обучение, ИКТ и т.д.) с целью реализации в педагогической практике учителей истории, обществознания.
- знакомство с опытом работы педагогов, применяющих в процессе педагогической деятельности новые образовательные технологии;
- освоение новых образовательных технологий в практике организации деятельности учащихся с учетом их возрастных особенностей;
- использование новых образовательных технологий при организации урочной и внеурочной деятельности учителя и ученика;
- систематизация и обобщение коллективного опыта учителей в предметной области «Обществознание» по данному направлению (создание сборников, брошюр, сайта);
- обобщение опыта работы с одаренными детьми;
- выбор темы по самообразованию и организация собственной деятельности в соответствии с методической темой школы и темой методического объединения;
- овладение различными образовательными технологиями, формами учебных и внеучебных занятий, адекватными содержанию учебного материала и целям обществоведческого образования учащихся;
- разработка учебных и внеклассных занятий с использованием различных образовательных технологий с учетом возрастных особенностей учащихся;
- создание личной методической копилки;
- выявление и развитие творческого потенциала педагогов и условий самореализации личности учителя;
- обобщение положительного опыта коллег;
- методическая и техническая поддержка.
В рамках реализации целей и задач работы ШМО был определен ряд мероприятий.
Основные мероприятия:
- Консультирование по вопросам нормативного и учебно-методического обеспечения обществоведческого образования в 2010-2011 учебном году
- Составление и рецензирование тематического планирования в соответствии с требованиями РМО
- Работа педагогов по темам самообразования, изучение теоретических и практических основ новых образовательных технологий
- Организация участия школьников и педагогов в олимпиадах, конкурсах, проектах.
- Изучение уровня обученности учащихся (проведение входного, промежуточного и итогового контроля)
- Заседание ШМО «Использование новых информационных технологий с целью повышения качества образования школьников»
- Обзор журналов «Преподавание истории и обществознания», «Экономика в школе», обзор ресурсов сети Интернет, посвященных проблемам преподавания уроков обществоведческого цикла, применению образовательных технологий.
Практически все запланированные мероприятия были проведены в соответствующие сроки. В течение учебного года педагоги изучали теоретические материалы по использованию современных образовательных технологий в учебном процессе и их влияние на повышение уровня обученности школьников. Технологии выбирались в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, спецификой класса. Ведется работа по разработке проектов уроков с использованием различных образовательных технологий на различных этапах урока. Все материалы впоследствии будут представлены в методическом сборнике школы и на сайте МО.
В течение 2010-2011 учебного года школьники приняли участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня:
1. Участие в районном этапе олимпиады по предмету.история:
Миронова Кристина( нет призового места.
2.Участие в районном конкурсе по обществознанию
Карпова Мария
Карлина Евгения(призовых мест), но ребята были отмечены за участие.
2. участие в областном конкурсе « Право со знанием»: Машкова Ирина стла призером этого конкурса, была тмечено грамотой, подарком.
3.- Чернева Настя приняла участие в районном конкурсе «Овеянные славою флаг и герб» и стала победительницей районного конкурса.
.
3. Участие школьников в олимпиаде по истории, обществознанпию (по школе)
– 18 школьников приняли участие в олимпиадах по этим предметам
Так же был составлен план работы ШМО по подготовке ГИА в новой форме и ЕГЭ в 9-11 классах, где проводились тренировочные тесты по обществознанию , истории, диагностические работы.
В этом году в 11 классе ЕГЭ в новой форме сдавали 20 человек и двух классов.
Самый высокий результат по Истории России у Дмитриева Игоря 96 баллов,по обществознанию так же у Дмитриева Игоря 70 баллов.
Задачи на следующий учебный год:
- Освоение, внедрение и представление опыта работы по изучению новых образовательных технологий.
- Создание системы работы с одаренными детьми в рамках реализации интеллектуального развития школьников.
- Планирование входного, промежуточного и итогового контроля школьников по выявлению эффективности использования новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
- Создание методического сборника по итогам работы педагогов.