Социальная педагогика

Документы, отражающие деятельность социального педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon oshibki_semeynogo_vospitaniya_i_ih_posledstviya.ppt493 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ошибки семейного воспитания и их последствия Игошина С.К. Социальный педагог МОУ «СОШ №2» г.Всеволожска

Слайд 2

Ошибки семейного воспитания могут не только деформировать личность, но и негативно отразиться на социальной обстановке в обществе в целом. Причины неправильного воспитания различны: это и определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание, низкая психолого-педагогическая культура родителей, либо склонность родителей решать свои проблемы за счет ребенка, и, конечно же личностные особенности самих родителей, которые сами взрослые этого зачастую не осознают.

Слайд 3

Методы и приемы социальной поддержки, направленные на нейтрализацию ошибок семейного воспитания. Эмоционально теплые взрослые Эмоционально холодные взрослые Слева- взрослые, ограничивающие проявление личностной свободы детей; Справа- взрослые, разрешающие детям проявлять личностную свободу зона II VI Б Зона I V А V Б зона III VI А Зона IV

Слайд 4

Зона I Стиль воспитательных отношений - демократический Девиз воспитания «Вместе» Особенности воспитания: учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; равноправие; взаимная забота и ответственность; поддержка, помощь и т.п. Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива Формирующиеся черты характера: доброжелательность, открытость, инициативность, воля, ответственность, самостоятельность, заботливость, уверенность, трудолюбие и т.п .

Слайд 5

Зона II Стиль воспитательных отношений – гиперопека (мелочная опека) Девиз воспитания «Вместо» Особенности воспитания: пристальное внимание; удовлетворение прихотей; покровительство; освобождение от неприятных обязанностей и труда; преувеличение талантов и способностей. Роль ребенка в семье: кумир. Сокровище, маменькин сыночек, болезненный, маленький. Формирующиеся черты характера: эгоцентризм, иждивенчество, потребительство, тунеядство, требовательность, капризность, зависимость, нерешительность, безынициативность, хамство, буйство, агрессия, жестокость (как сплав мести и самоутверждения

Слайд 6

Пути коррекции Давать возможность экспериментировать, учить отвечать за свои поступки, самостоятельно заботиться о себе, приучать жить по правилам, учитывать интересы других людей, учить оценивать себя по справедливости. Помочь такому ребенку трудно, т.к. он не хочет знать о себе правду. Чем больше он убеждается в том, что не так уж хорош, тем яростнее отрицает он факты и возвращается к образу, созданному родителями

Слайд 7

Зона III Стиль воспитательных отношений - авторитарный Девиз воспитания « Делай как сказано» Особенности воспитания: ограничение свободы, выбора, самостоятельности; игнорирование нужд, потребностей, желаний; высокие требования; много обязанностей; отсутствие поддержки; жесткая система запретов; моральная ответственность; жестокое обращение; деспотизм, тирания; эмоциональное отвержение Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька . Формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, неполноценности, вины за что-то, подобострастие, угодничество, лживость, забитость, пессимизм, бунтарство, мстительность, агрессивность, самостоятельность, ответственность, нерешительность, безынициативность, озлобленность, обида, недоверчивость, неувереннность.

Слайд 8

примечание Характер ребенка проявляется в зависимости от того, как сам себя воспринимает ребенок: 1. «Я плохой, поэтому меня никто не любит». В этом случае ребенок пытается заслужить расположение: льсти, ласкается, угождает или прячется, замыкается, уходит в мир иллюзий (токсины, алкоголь, наркотики). 2. «Я неплохой, а ВЫ плохие». В этом случае ребенок демонстрирует враждебность (грубость, гневность, раздражительность, обвинение, провокации) или избегает контактов в социальных отношениях. Образ взрослого у таких детей не ассоциируется с теплотой и любовью. Таких ребят примерно в три раза больше, чем в первом случае.

Слайд 9

Пути коррекции 1. Проявление со стороны взрослых доброжелательного отношения, забота о нуждах, интересах, здоровье ребенка, настроении, успешности и т.д.; 2. Участие в социально-психологических тренингах (саморегуляция, развитие речи, понимание «Я» «другие» и т.п.; 3. Приучение к самостоятельности и труду; 4. Формирование положительного «Я» через совместную деятельность; 5. Справедливое наказание; 6. Дружба, расширение товарищеских отношений; 7. Привязанность к животному; 8. Постепенное формирование доброжелательного отношения к ребенку у родителей через изменение стереотипа восприятия ребенка; 9. Обучение социальным и жизненным навыкам; 10. налаживание социальных контактов; 11. вовлечение в сферу досуга; 12. участие в психолого-педагогическом театре.

Слайд 10

Зона IV Стиль воспитательных отношений – Гипоопека (равнодушие, безнадзорность) Девиз воспитания «Живи как хочешь, делай как знаешь» Особенности воспитания: Отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; Игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; Эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; Попустительство в сфере контроля за поведением; Вседозволенность; Жесткие требования; Деспотизм, тирания; Роль ребенка в семье: Козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья. Формирующиеся черты характера: самостоя тельность, склонность к ассоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, раздражительность, агрессивность, мстительность, гневность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость (как сплав мести и самоутверждения), бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, «все, как с гуся вода», манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинится дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается и т.д.)

Слайд 11

Пути коррекции 1. Есть такие подростки, которых называют «дурное семя» или «первичными психопатами» их поведение и проявления связаны не столько с влиянием воспитания и окружающей среды, сколько с наследственностью. Обычно такой ребенок совершает хронические ассоциальные поступки и правонарушения в течение всей своей жизни. Это отклонение проявляется с раннего детства и здесь уже ничто не поможет. У него нет чувства ответственности, стыда, страха, вины. Они зачастую бывают умны, логичны в рассуждениях и красноречивы, они отличные манипуляторы. Слушать такого ребенка или подростка, верить ему, полагаться на него – большая ошибка. Чтобы понять его, надо оценивать его поступки и ни в коем случае не доверять его словам и намерениям. Такой ребенок может родиться и в хорошей семье, хоят риск рождения такого психопата у родителей – алкоголиков, психопатов, истериков значительно выше (именно эти родители в основном используют VI стиль воспитания) 2. Для остальных воспитанников из IV пути коррекции такие же как в III

Слайд 12

Зона V и VI Стиль воспитательных отношений – неустойчивый Девиз воспитания: «То так, то эдак» Особенности воспитания в зоне V : неустойчивость эмоционального отношения, контроля за поведением; Неустойчивость в применении санкций ( V А); Родители ребенка пасуют перед ребенком, неуверенны в правильности своих действий; Родители подвержены настроению ( V А); Испытывают чувство вины перед ребенком; Навязывают ребенку роль собственной подружки, друга, плакательной жилетки ( V Б) Формируются черты характера в зоне V : раздражительность, истеричность, упрямство, негативизм, своеволие, словесная и физическая агрессия; усиление акцентуации: сенситивной, тревожно-мнительной, неустойчивой, истероидной, астено-невротической.

Слайд 13

Пути коррекции для зоны V Единство действий и требований по отношению к ребенку; Доброжелательное, спокойное отношение; Приучение к адекватным формам поведения и реагирования; Трудотерапия; Психотренинг

Слайд 14

Особенности воспитания в зоне VI А : То жестокая гиперпротекция (повышенное внимание), то жестокая гипопротекция (никакого внимания), сочетающаяся с тиранией и деспотизмом. Роль ребенка: козел отпущения, мальчик для битья. Формирующиеся черты характера в зоне VI : см. зона III , IV ;

Слайд 15

Особенности воспитания в зоне VI Б: этот стиль свойственен сверхзанятым родителям, которые испытывая чувство вины перед ребенком, компенсируют недостаток внимания потаканием прихотей, откупом. Формирующиеся черты характера в зоне VI Б: развитие демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера

Слайд 16

Пути коррекции Для зоны VI А: см. зона III ; Для зоны VI Б – психотренинг; расширение социальных контактов; вовлечение в интересные формы досуга