Программа "красота радость творчество"
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБОУ СПО РО «ВПК»)
Контрольная работа
Специальность: Дошкольное образование 050144
Учебная дисциплина: Теоретические основы ДО
Тема: Презентация. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
«Красота. Радость. Творчество»
Выполнил (а):
студент (ка) Хаева Вера Сергеевна
(Ф.И.О. студента)
Группа: ДЗ-2.1
Проверил (а):
Преподаватель: Володина И. В.
(Ф.И.О. преподавателя)
(название дисциплины)
Рег.№ _______________
Дата сдачи: ___________
Волгодонск
2014
Содержание
- Введение стр. 3
- ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ «КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО» стр. 5
- ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С
ИСКУССТВОМ (примерный план) стр. 10
- Примерные творческие задания по изобразительной деятельности стр. 17
- Примерные творческие задания по музыке стр. 19
- Интегрированный цикл занятий на тему «Твоя любимая игрушка» стр. 21
- Литература стр. 22
Введение
В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звеньях системы. Процесс обучения детей, находящихся на домашнем воспитании, не поддается четкой характеристике и анализу, поэтому мы будем рассматривать процесс обучения и воспитания в условиях дошкольных учреждений: детского сада, где существуют жесткий регламент и стандарт.
Детский сад имеет определенное количество групп для детей, как правило, от трех до семи лет. Сады, имеющие одну или несколько групп раннего возраста называются «ясли-сад», иные, полностью ориентированные на возраст до трех лет – ясли. Поскольку нас интересует образовательный процесс детей раннего возраста, в дальнейшем мы будем рассматривать все дошкольные образовательные учреждения, где существуют группы раннего возраста, обозначая их сокращенной аббревиатурой ДОУ.
Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги – перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.
Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:
- Детский сад;
- Детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);
- Детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;
- Детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);
- Центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ.
В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.
Таким образом: комплексные или общеразвивающие - это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.
Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Красота – радость – творчество». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру - это комплекс из нескольких программ по эстетическому развитию.
ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ
«КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО»
(Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.)
Программа разработана авторским коллективом преподавателей кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М.А. Шолохова — Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой и М.Б. Зацепиной, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой. Программа эстетического воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания. Основывается на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного — как классического, так и народного, театрального), осуществляемых средствами природы, эстетической развивающей средой, разнообразием художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной: рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.
Программа предназначена для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, а также для педагогов дополнительного образования.
Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота, Радость. Творчество» содержит разделы:
- «Искусство в жизни ребенка»,
- «Эстетическая развивающая среда»,
- «Красота природы»»
- «Знакомство с архитектурой»,
- «Литература»,
- «Изобразительная деятельность»,
- «Музыкальная деятельность»,
- «Досуг и творчество»,
- «Творчество»,
- а также Приложения.
Программы направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей), произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других), как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.
Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического), перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений.
При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности и др.) и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, художественно-речевого развития). Эти принципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности. Авторы к ним относят:
- Тесную связь с базовым видом искусства и другими видами, дополняющими и углубляющими образное познание действительности.
- Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности.
- Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования творческой личности.
- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.
Строится на основе обучения, которое носит развивающий характер, а оно ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.
Важный принцип данной программы — принцип интеграции как важнейшей качественной характеристики, определяемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности. Интеграция базируется на ряде положении, вытекающих из специфики искусства и заключающихся в следующем:
- на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искусства и основанной на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания образа;
- образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства путем использования специфичных для каждого искусства средств выразительности;
- в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой — помогает более широкому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами;
- принципиально важно единство психических процессов, лежащих в основе каждого вида художественной деятельности и обеспечивающих ее успешное осуществление. В то же время та или, иная художественная деятельность ребенка способствует развитию у него этих психических процессов.
Интеграция рассматривается авторами программы как глубокая форма взаимосвязи образования детей, охватывает все виды художественно-творческой деятельности: игры — дидактические, подвижные, игры — драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительная, музыкальная и театрализованная, а также художественно-речевая деятельность. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание).
Особое внимание в программе обращено на такие принципы как принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы исходят из того, что важное значение в формировании личности имеет народное искусство.
Большое место в программе отводится детской художественной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки) как искусству, которое используется в работе с детьми достаточно широко и в разных формах. При этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим миром. К средствам эстетического воспитания и условиям его эффективного осуществления авторы программы относят и эстетически организованную среду.
Программа разработана на основе отечественных и зарубежных исследований. Вместе с тем в основу программы положены многолетние исследования авторов программы и сотрудников кафедры эстетического воспитания МГОПУ.
Апробирована программа в дошкольных учреждениях Москвы и Московской области.
Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С
ИСКУССТВОМ (примерный план)
I цикл «А.С. Пушкин в литературе, музыке и творчестве художников» | Познавательные беседы на занятиях по развитию речи, по музыке и изобразительной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Название тем занятия | Программное содержание | Материалы | Методы и приемы | Советы | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||||||||||||||||
1. | Знакомство детей со «Сказкой о царе Салтане» | Закрепить знания детей об А.С. Пушкине как великом русском поэте, учить слушать литературные произведения, вызывать чувство радости, познакомить со «Сказкой о царе Салтане» | Портрет А.С. Пушкина, текст сказки и иллюстрации к ней | Выразительное чтение, беседа, уточнения | Повторить стихи А.С. Пушкина, оформить книжный уголок | |||||||||||||||||||||||
2. | Анализ содержания «Сказки о царе Салтане» | Учить детей разбирать сказку, давать характеристику героям, использовать образные выражения при создании словесного образа сказочного героя | — « — | Беседа, проблемные вопросы по образным выражениям поэта | Провести игру-импровизацию по передаче образов сказочных героев - через движения | |||||||||||||||||||||||
3. | «Сказка о царе Салтане» в музыке Н.Римского- Корсакова | Познакомить с историей написания о перы, учить слушать музыку и вызывать интерес к ней, познакомить с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане» | Портрет композитора, аудиозаписи фрагментов оперы | Искусствоведческий рассказ, слуховая и зрительная наглядность | Слушать фрагменты из данной оперы в повседневной жизни ДОУ | |||||||||||||||||||||||
4. | Музыкальные характеристики образов в опере «Сказка о царе Салтане» (2 занятия» | Дать детям представление о музыкально-выразительных средствах при создании образа, показать взаимосвязь художественного слова и музыки | — « — | Рассказ о музыкально- выразительных средствах, вариативность эмоционального исполнения | — « — » | |||||||||||||||||||||||
5. | Знакомство с иллюстрациями И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» | Учить рассматривать иллюстрации и обратить внимание детей на создание сказочных образов художником, показать синтез художественного слова, музыки и живописи | Иллюстрации художника | Сравнение, слуховая и зрительная наглядность, поисковые вопросы | В свободное от занятий время закрепить материал | |||||||||||||||||||||||
6. | Создание детьми иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» | Учить ребят создавать художественные образы, используя разные выразительные средства | Краски, кисти, бумага большого формата, вода и т.д. | Практическая работа детей, указания, пояснения | По результатам занятий организовать выставку детских работ для родителей | |||||||||||||||||||||||
II цикл «Создание коллективной аппликации «Царевна Лебедь» по иллюстрации художника И.Билибина» | Беседы об иллюстрации «Царевна Лебедь» на занятиях по изобразительной деятельности и созданию аппликац | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Рассмотрение иллюстраций художника И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» | Продолжать учить детей рассматривать иллюстрации, выделять художественные выразительные средства; обратить внимание на особую манеру рисования и орнамент художника, сочетание цвета в его работах, вызвать интерес у ребят к созданию коллективной работы в технике аппликации, формировать у них умения выражать свое отношение к живописи и музыке | Иллюстрации художника, выставки детских работ по аппликации | Рассказ о художнике, собственное отношение педагога к разбираемой картине, чтение и слушание фрагментов художественного произведения и оперы | Еще раз обратить внимание детей на иллюстрацию «Царевна Лебедь» и повторить разбор | |||||||||||||||||||||||
2. | Создание аппликации по иллюстрации «Царевна Лебедь» (3 занятия) | Рассказать, какие цвета подходят для выполнения работы, подобрать цветную бумагу, показать детям, как пользоваться копировальной бумагой для получения форм, приучать их аккуратно выполнять свою работу | Цветная и копировальная бумага, большие и маленькие ножницы, клей и т.д. | Практический показ, словесные объяснения, указания и пояснения | В свободное от занятий время предложить ребятам нарисовать или вылепить «Царевну Лебедь» | |||||||||||||||||||||||
3. | Создание по желанию детей других аппликаций по иллюстрациям И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» (4 занятия) | Учить подбирать цветовую гамму для передачи образа, развивать умения пользоваться ножницами, клеем, копировальной бумагой, приучать к аккуратному выполнению работы | — « — | — « — | ||||||||||||||||||||||||
III цикл «Времена года - осень в поэзии, музыке и живописи» | Во время прогулок - в ходе наблюдения за осенними явлениями в природе, беседы; интегрированных занятий по изобразительной деятельности, музыке и развитию речи | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Ознакомление с репродукцией А.Пластова «Золотая осень» и слушание стихов А.С. Пушкина об осени | Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее замысел, выделять основные средства выразительности (цвет, композиция); развивать эстетическое видение, различать оттенки настроений в живописи и поэзии | Картина А.Пластова «Золотая осень» и тексты стихов об осени | Беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение, пояснения | До занятия провести экскурсию в парк,где наблюдать за происходящими изменениями в природе | |||||||||||||||||||||||
2. | Слушание песни «Осень», стихи А.Пле- щеева, муз. П.Чайковс- кого | Учить детей вслушиваться в содержание песни, выделять выразительные средства, которыми композитор и поэт передают настроение осени, побуждать ребят высказывать личное эмоциональное отношение к изменениям, происходящим в природе | Ноты песни «Осень» | Вступительная беседа, уточнения, пояснения, выразительное исполнение | Продолжать наблюдения за осенними изменениями, происходящими на участке детского сада | |||||||||||||||||||||||
3. | Знокомство с | Закреплять умения | Репродукция | Беседа, | Предложить | |||||||||||||||||||||||
картиной | рассматривать картину, | картины | слуховая и | детям в | ||||||||||||||||||||||||
ИЛевитана | чувствовать красоту | И.Левитана | зрительная | свободное | ||||||||||||||||||||||||
«Золотая | осеннего пейзажа, | «Золотая | наглядность | время | ||||||||||||||||||||||||
осень» | выделять самостоятельно выразительные средства живописи, поощрять самостоятельность и творческую активность при описании картины, воспитывать интерес к | осень» | изобразить осенние явления через движения (идет дождь, качаются деревья, | |||||||||||||||||||||||||
пейзажной живописи; | кружатся | |||||||||||||||||||||||||||
предложить детям прочитать наизусть любимые стихи об осени | листочки, улетают ПТИЦЫ и т.д.) | |||||||||||||||||||||||||||
4. | Слушание | Учить детей различать | Аудиозапись | Искусство | — « — | |||||||||||||||||||||||
муз. пьесы | оттенки настроений в | или ноты | ведческий | |||||||||||||||||||||||||
П.Чайковс- | музыке, выразительные | музыкального | рассказ об | |||||||||||||||||||||||||
кого | интонации; словесно | фюизведсния, | истории | |||||||||||||||||||||||||
«Октябрь» из | нарисовать картину осени | осенний букет | написания муз. | |||||||||||||||||||||||||
цикла | к прослушанному | произведения, | ||||||||||||||||||||||||||
«Времена | музыкальному | слуховая | ||||||||||||||||||||||||||
года» | произведению | наглядность, | ||||||||||||||||||||||||||
объяснения | ||||||||||||||||||||||||||||
5. | Рассмотрение картин А.Пластова и И.Левитана «Золотая осень» | Путем сравнения показать детям как художники по- разному передают осень, находить общее и различное в содержании и выразительных средствах произведений живописи, понимать чувства, переданные художниками в картинах | Репродукции картин « | Беседа, проблемные вопросы, указания и пояснения | На прогулке наблюдать явления природы, характерные для осени | |||||||||||||||||||||||
6. | Рисование красками на тему «Осень» | Учить детей подбирать цветовую гамму красок для передачи образа осени, приучать их работать аккуратно | Бумага, краски, вода | Практический показ, объяснения | Оформить выставку детских работ в фойе детского сада | |||||||||||||||||||||||
IV щ 1кл «Е. Чарушин - писатель и художник» | Искусствоведческие познавательные беседы на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, лепке и рисованию, а также по музыке | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Знакомство детей с творчеством Е. Чарушина | Познакомить ребят с биографией русского писателя, историей написания рассказов о животных, вызвать интерес к его творчеству и художественным произведениям для детей | ||||||||||||||||||||||||||
2. | Чтение произведений Е. Чарушина | Учить детей вслушиваться в текст произведения, чувствовать красоту и юмор при описании жизни животных, испытывать чувство радости от этого, отвечать на вопросы по содержанию прочитанной книги | Книги: «Большие и маленькие», «Птичье озеро», «Про Томку», «Моя первая зоология» | Выразительное чтение, беседа, вопросы, рассказ | Сохраняется • книжный уголок | |||||||||||||||||||||||
3. | Пересказ произведений Е. Чарушина | Учить детей пересказывать тексты, используя иллюстрации художника и образные описания животных | Иллюстрации Е. Чарушина к книгам о животных | Вопросы, уточнения, примеры образных выражений писателя | Побуждать ребят использовать образные выражения на занятиях и в повседневной жизни | |||||||||||||||||||||||
4. | Е. Чарушин - художник, изображающий животных (анималист) | Дать детям знания о художнике-анималисте, учить рассматривать иллюстрации и выделять выразительные средства, обратив внимание на красоту формы тела животных | Иллюстрации Е. Чарушина к своим произведениям | Беседа (о целостности в передаче образа: форма тела, движение, фактура меха), пояснения | — « — | |||||||||||||||||||||||
5. | Коллективная лепка: звери в зоопарке | Учить выбирать тему для лепки, передавать характерные особенности формы животных, их деталей и пропорций; лепить животных в движении, в состоянии покоя, чувствовать декоративность формы | Глина, ангоба, стеки, кисти и т.п., иллюстрации, фарфоровые скульптурки животных | Практические занятия, рассказ, уточнения, объяснения | Заранее посетить выставку в изостудии детского сада | |||||||||||||||||||||||
6. | Рисование детьми иллюстраций к книгам Е. Чарушина | Учить дошкольников передавать в рисунках впечатления от прочитанных произведений, создавать образы разных животных, передавая характерные особенности их формы тела | Разные материалы для рисования, бумага большого формата и т.д. | Словесные и практические, сосредоточение их на выразительности выполняемых работ | При условии, что ребята имеют хорошие навыки в области рисования, можно пред- ложить использовать тушь | |||||||||||||||||||||||
7. | Образы животных в творчестве композиторов | Учить детей вслушиваться в музыкальное произведение и слышать выразительные средства, используемые при передаче музыкальных образов животных | Произведения из сборника О. Радыновой «Музыкальное развитие детей» | Слуховая наглядность, выразительно- эмоциональное исполнение, беседа, пояснение | До занятия познакомиться с пособием О. Радыновойвой |
№ пи | Содержание работы | Формы работы | Выразительные средства |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Чтение и разучивание стихотворения А. Барто «Игрушки» | Занятие по развитию речи | Сравнения (весь до ниточки и промок, как будто я огонь зажег), определения (Мишка хороший, Миш 1 > сонный, сад зеленый), словообразование (слон слониха), ритм, рифма, краткая форма стиха и юмор («Кот кататься не привык - опрокинул грузовик»; «И скачут лягушки за мной по пят, и просят меня - прока 1 п. капитан!») |
2. | Слушание и разучивание песен из цикла «Игрушки» композитора О. А. Девочкиной | Муз. занятия | Характер песни (веселая, грустная), динамические оттенки (громко, тихо), темп (умеренно, быстро, ми спеша), ритм, звукоподражание |
3. | Чтение стихотворения В. Маяковского «Конь - Огонь» | Занятия по развитию речи | Сравнение (Конь - Огонь. и желтых яблоках), определение («Что за лошадь, что за конь горячее чем огонь»); историзм (фабрика писчебумажная); неологизмы (лошажье тело); ритм, рифма |
4. | Слушание музыки Р. Шумана «Смелый наездник» | Муз. занятия | Музыкальное произведение изобразительного характера. Изображение скачущей лошадки передается отрывистой, стремящейся вперед мелодией, короткими аккордами в басу, яркими, сильными акцентами, оживленным характером музыки, быстрым темпом и силой звука |
5. | Игровая композиция «Лошадки и всадники». Автор А.Е. Чиб- рикова- Луговская | Муз. занятия | Пластичность и образность, точность выполнения; движения (подскоки, на прямом галопе, спокойная ходьба с высоко поднятыми коленями), ритм, динамика, темп, звукоподражание ! 1 1 |
6. | Игра «Разные лошадки» из «детского альбома» П. И. Чайковского «Игра в лошадки», из «Детского альбома» А. Гречани- нова «Верхом на лошадке». «Полька» А. Наседкина | Муз. занятия | Изобразительный характер музыки, темп (оживленный, быстрый), мажорное звучание, переход от 5 среднего звучания к громкому и постепенное возвращение к исходному, отрывистая мелодия, Яркий аккомпанемент и т.д. | 1 |
7. | Разучивание и повторение песен: «Наша лошадка» сл.
Н.Вердюг; «КонЬ» сл. Н.Найденовой, муз. Е.Теличее- вой; «Лихой наездник» сл.
| Муз. занятия | Веселый характер песен; живое, энергичное звучание мелодий; звукоподражание, образность слов и музыки, ритм, темп, динамические оттенки |
8. | Чтение книги и пересказывание отдельных эпизодов повести «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» | Занятие по развитию речи | Определение (голубые глаза, немытые уши. Малыш - самый обыкновенный мальчик, Карлсон - это маленький толстенький, самоуверенный человечек), сравнение (как радостный долгожданный сюрприз, как начищенный пятак), юмор (лукавое лицо, одинокий петух, меня будет кусать шарф) |
9. | Просмотр мультфильмов «Малыш и Карлсон» и «Чебурашка и крокодил Гена» и др. | Вечера развлечений | Синтез выразительных средств: мультипликация, музыка и литература |
10. | Дидактические игры: «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек» | На занятиях, в повседневной жизни | Эмоциональная и яркая речь педагога с целью создания игровой обстановки и художественно оформленные игры |
11. | Изготовление игрушек и дидактических игр | Занятия по конструированию | - |
12. | Рисование и лепка разных игрушек. Коллективная композиция «Витрина магазина игрушек» | Занятия по изобразительной деятельности | Цвет, форма, пропорции, передача фактуры изображаемого в игрушке объекта, композиция и пр. |
Примерные творческие задания по изобразительной деятельности
- Собери красивые осенние листочки. Рассмотри их, обведи пальчиком по контуру формы. Подумай и скажи, на что похож каждый листок.
- Расскажи, в какие цвета раскрасила осень листья. Найди одинаковые по цвету; найди листочки, окрашенные не одним цветом, а несколькими.
- Выложи из собранных листочков что захочешь: узор, картинку, какие-то предметы.
- Положи листок на бумагу, обведи его по контуру карандашом (легко нажимая на карандаш), чтобы на бумаге остался рисунок листочка. Дорисуй и раскрась листок, чтобы получилась картинка с изображением предмета, птицы или животного.
- Создай картину волшебного (сказочного) леса, расположив на листе бумаги листья разной формы и величины и обрисовав их контур. У тебя на листе бумаги получатся кроны деревьев, пририсуй им стволы, затем разрисуй кроны деревьев какими хочешь линиями, штрихами, пятнышками разного цвета, чтобы получились необычные деревья (такую картину дети могут создать и коллективно).
- Создай изображения разных предметов на бумаге различной геометрической формы (воспитатель готовит для каждого ребенка набор вырезанных геометрических форм небольших по размеру — не более 3 см.). Каждому надо дать набор форм одного цвета, но у всех детей они различны.
- Составь изображения разных предметов (какие сам захочешь и сколько захочешь), наклей их.
- Разрежь листки бумаги (4x6 или 6x10) на полоски, придумай и наклей из них, какие захочешь картинки.
- Нарисуйте кто какой хочет сказочный домик (вспомнить с детьми, какие сказочные домики они знают).
- Раскрасьте красиво перышки для картинки «Сна зонная птица» (воспитатель готовит для каждого ребенка силуэт перышка, лучше с некоторым запасом, на случай, если кто-то из детей захочет раскрасим, не одно перышко).
- Положите кисть руки с разведенными (или соединенными вместе) пальцами, кто как захочет, об/ш суйте ее по контуру. Посмотрите на рисунок, поду майте, на что похожа кисть руки, дорисуйте и рис красьте, так, чтобы получилось то, что каждый и из вас задумал.
- Слепите необычное животное (предложим вспомнить, какие необычные животные в литера туре).
- Создайте керамическую плитку с красивым цветком, бабочкой, придумайте еще кто что захочет.
- Создадим все вместе сказочное царство (в разных видах деятельности: в рисунке, лепке, аппликации). Это может быть и панорама, включающая все виды деятельности.
Примерные творческие задания по музыке
- Позови своего друга при помощи какой-ни- будь мелодии. «Саша, где ты?» А он тебе ответит: «Я здесь».
- Пропой свое имя. «Та-ня», «Са-ша», «Ми-тя».
- Спроси при помощи какой-нибудь мелодии, как зовут твоего друга. «Как тебя зовут?» А он тебе ответит.
- Попробуй сымпровизировать маленькие песенки, где есть звукоподражание животным, птицам или
| каким-либо явлениям окружающего мира.
«Чу—чу! Чу—чу! Чу—чу!
Бежит паровоз.
Далеко, далеко
Нас поезд повез.
Ку—ку! Ку—ку!
Привольно я живу,
И слышно издалека
Одно мое ку—ку!».
- Спой маленькую песенку, а мелодию к ней сочини сам.
«Зайчик, зайчик, где ты был? На лужок гулять ходил»,
или «Гуси, гуси, где ваш дом? Возле речки под кустом».
- Перед тобой лежат несколько карточек с изображением животных: мишка, кошка, лягушка, петух и др. Выбери те, о которых можешь сочинить песенку. Например:
«Утром на опушке
Квакали лягушки».
- Сочини и пропой песенку на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете».
- Сочини грустную песенку на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».
- Сочини и пропой песенку, где сочетаются две мелодии (веселая и грустная): «Машенька идет, не село поет, Машенька упала, всем нам грустно стало».
- Послушай музыку и выбери для движения под музыку атрибуты, с которыми ты можешь танцевать
- Послушай музыку и нарисуй то, что ты чувствуешь.
- Изобрази кошку, собаку, петуха, корову, лягушку, комара. Передай их настроение (кошка — ласкается, собачка — сердится и т.п.).
- Сочини танцевальные движения к народным танцам, к польке и вальсу.
Интегрированный цикл занятий на тему «Твоя любимая игрушка»
Чтение книг: А. Барто «Игрушки», В. Маяковского «Конь-Огонь», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» и другие.
Пересказ литературных произведений. Разучивание стихотворений.
Музыкальные занятия: «Мои игрушки», «Лошадка — моя самая любимая игрушка» и другие. Слушание музыки, разучивание песен, музыкальные игры,
Просмотр мультфильмов: «Малыш и Карлсон», «Чебурашка и крокодил Гена» и другие. Беседа и он суждение процесса создания выразительных средств, которые использованы мультипликаторами.
Дидактические игры «Какой игрушки не стало»
«Чудесный мешочек», «Домино» и другие, в процессе которых дети знакомятся с игрушками, рассматривают их, описывают их качества. Рассматривание игрушек в процессе ролевых игр.
Изготовление игрушек из бумаги, картона, природного материала, тканей (мягкая игрушка) и др.
Рисование, лепка разных игрушек. Коллективная композиция (аппликация) «Витрина магазина игрушек».
Создание вместе с детьми (средней и старшей групп) дидактических игр с изображением игрушек: «Лото», «Домино», «Парные картинки» и др.
Сочинение ребятами сказок об игрушках.
Количество занятий в цикле, которое может провести воспитатель, зависит от уровня подготовленности детей, мастерства и интересов педагога. Если в дошкольном учреждении нет указанных произведений, можно заменить их другими.
Литература
1. Т.С. Комарова, А. Антонова, М.Б. Зацепина «Программа эстетического воспитания дошкольников» - учебное пособие; январь 2002 года