Анализ внеурочной деятельности в 4-х классах

Ребась Ольга Михайловна

Анализ внеурочной деятельности в 4-х классах

В 2016-17 учебном году в 4»А» и 4 «Б» классах  велось 3 курса внеурочной деятельности: «Литературное краеведение», «Грамотный читатель», «Умники и умницы» (учитель Ребась О.М.).

«Литературное краеведение» как систематический курс ведётся со 2 класса. Цели курса: 

1)    обогатить  учащихся новыми сведениями о родном крае, расширять кругозор;

2)    ознакомление учащихся с творчеством поэтов-земляков, как средство активного, действенного познания Родины, ее культуры; ознакомление учащихся с особыми видами фольклора народов Севера

3)    воспитание доброго отношения к природе родного края, уважения к человеку – труженику.

4)    создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении произведений писателей – земляков;

Для обеспечения успешного выполнения программы используются следующие материально-технические ресурсы:

1.     Северные родники / Автор-составитель Л.В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. 448 с.

2.     Край Ямальский: Учебное пособие по литературному краеведению. 3 класс/ Сост. Л.Ф. Федорова. 2006;

3.     Диски с песнями, стихами ямальских авторов.

Чтобы добиться наилучшего эффекта, учитель использовала нестандартные формы работы: экскурсии в Шурышкарский историко-краеведческий музей,  в районную библиотеку имени И.Г.Истомина, литературная гостиная, викторины, конкурс чтецов, встречи с интересными людьми.

Цели и задачи, поставленные в начале учебного года, выполнены. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному поселку, городу, Отечеству. Изучая тему «Сказки и эпические сказания северного края», учащиеся научились ориентироваться в многообразии фольклорных произведений  родного края,  научились различать особые виды фольклора народов Севера.

            Сведения о писателях Ямала, о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках учащиеся приобрели на занятиях по теме «Твои люди, Север!».  Произведения Л.Лапцуя, Р. Ругина, Ю.Вэлла, П.Явтысыя, Ю.Афанасьева (тема «Храните землю со всеми на ней живущим!») не только раскрывают красоту родной природы, но и позволяют формировать внимательное, доброе отношение ко всему окружающему.

Система работы по литературному краеведению  предусматривает специальное обучение деятельности с книгами,  что формирует ученика  как читателя, обладающего  читательской самостоятельностью.  На занятиях четвероклассники учились работать со словарём, справочниками, энциклопедиями разных видов.

Данный курс посещало  21 ученик 4А и 21 ученик 4Б класса. Самыми активными краеведами были Соломатова Алёна, Конев Данил, Попова Любовь, Панащенко Ангелина, Пинаев Александр, Колобова Алина, Исаева Арина, Баженова Елизавета, Романова Ирина, Попов Иван.  Они старались принимать участие в викторинах, в конкурсах чтецов, рисунков, фотографий по краеведению, научно-исследовательской конференции и т.п. Соломатова Алёна - абсолютный победитель школьного конкурса чтецов «Моя малая Родина»,  Панащенко Ангелина  и Попова Люба заняли 1 место в конкурсе фотографий «Здесь Родины моей начало», посвящённых 86-летию ЯНАО и Шурышкарского района.

Без сотрудничества с родителями,  вовлечения их в проведении мероприятий  изучение курса «Литературное краеведение» было неполноценным и недостаточно  эффективным. Родители  учащихся  4 А класса приняли активное участие в подготовке и проведении занятия литературной гостиной «Певец заснеженного края»  по творчеству Р.Ругина: читали стихи на русском и ханты языках, пели песни, делились воспоминаниями о писателе.  Родители помогли приготовить национальные блюда для школьного конкурса «Национальное блюдо», 4А класс отмечен  в номинации «Национальный колорит». 

Успешность достижений  учащихся 4А и 4 Б классов во Всероссийской проверочной работе по  окружающему миру и краеведению (качество-100%) достигнута и благодаря  курсу «Литературное краеведение».  С целью подготовки ко Всероссийской проверочной работе  были организованы встречи с земляками-краеведами.  Брусницына А.Г., мама Поповой Любы,  рассказала об исторических и культурных памятниках Ямало-Ненецкого автономного округа. 

Курс «Литературное краеведение» позволяет расширить границы знаний об истории родного края. Учащиеся 4-х классов используют эти знания в исследовательской работе. В 2016-17 учебном году Соломатова Алёна  и Попов Иван подготовили исследовательские  работы краеведческого направления:  «Сходство и различие коми кукол «акань» и русских кукол - «потешек», «История пионерской организации Шурышкарского района». Свои работы они представили на школьной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее. Юниор» и являются призёрами.

 

Курс «Грамотный читатель» посещало 25 человек: 15 учащихся 4А класса и 10 учащихся 4б класса.

Цели курса – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус,  формировать культуру чувств, общения. Реализация целей достигнута была благодаря используемым ресурсам: наличию художественной литературы в школьной библиотеке, электронных презентаций, ресурсам Интернета.

Учителем использовались следующие формы занятий: занятия-диспуты, занятия-интервью, устный журнал, конференции, литературная игра.  Представленная  система работы позволила  осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование мультимедийных технологий  значительно повысило эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

В результате освоения содержания программы внеурочной деятельности «Грамотный читатель» у учащихся сформированы общие учебные умения, навыки и способы  познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию, что подтвердили результаты регионального мониторинга образовательных достижений обучающихся 4А и 4Б классов.

 

Курс «Умники и умницы» посещало 12 учащихся 4А класса.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Курс «Умники и умницы» состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми задач.  В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, чувствовали уверенность в своих силах. Обучающиеся на этих заняти­ях сами оценивают свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Для проведения занятий использовался учебно-методический комплект, состоящий из  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе и методического руководства для учителя.

Цели и задачи курса «Умники и умницы» выполнены. Результатами изучения курса являются умение определять этические нормы, сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, умение обобщать, классифицировать, сравнивать и т.п. Динамика развития учащихся фиксировалась учителем совместно со школьным психологом. Для отслеживания результатов  проводились такие формы контроля: тестирование, практические работы, творческие работы учащихся. Результаты проверки зафиксированы в зачётном листе учителя в рамках накопительной системы (создание портфолио).

Программой курса «Умники и умницы» предусмотрено проведение КВНов, конкурсов эрудитов, викторин. С целью формирования интереса детей к математике, развития их творческих и интеллектуальных способностей в 4 классах была проведена предметная  неделя математики, в рамках которой обучающиеся приняли участие в КВНе «Математика – царица наук», в Математической зарядке, представили проекты «Числа вокруг нас».

В 2016-2017 учебном году 14 учащихся 4А класса приняли участие в I он-лайн олимпиаде «Русский с Пушкиным», из них 5 учащихся (Панащенко А, Пинаев А, Попова Л., Пузырёв Г, Тасьманов Б) являются победителями, 10 учащихся – в V он-лайн олимпиаде по математике «Олимпиада Плюс» (Тасьманов Б. - получил диплом победителя), 3 учащихся – во Всероссийской межпредметной Дино-олимпиаде на сайте Учи.ру и являются лауреатами.  Все учащиеся 4 А класса участвовали во Всероссийском метапредметном конкурсе «Размышляй-ка» (Электронная дистанционная школа «Знаника»), из них 6 учащихся имеют призовые места ( Рочев Н, Сухарин А, Конева М, Соломатова А, Тасьманов Б, Панащенко А.).