Программы

Садовникова Юлия Анатольевна

Программы по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_i_kultura_rechi.docx61.24 КБ

Предварительный просмотр:

                     Министерство образования Московской области            

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

                                          Московской области

              " Подольский   промышленно-экономический техникум

                                     имени  А.В.Никулина"

 

           СОГЛАСОВАНО                                                           УТВЕРЖДАЮ

        Зам. директора по  УМР                    Директор ГБПОУ МО  "ППЭТ им. А.В.Никулина"

 ________Лебедь-Шарлевич М.Д.                         ________________ Ступин С.В.

    "_____"_____________2015г.                          "_____"______________2015г.                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ".

Профессия :

46.01.01 Секретарь.

      Составлена в  соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:

46.01.01 Секретарь.

Автор: Садовникова Юлия Анатольевна

                                                           Программа рассмотрена на заседании ЦМК

                                                           общеобразовательных дисциплин

                                                           Протокол № __ "____"_____________201__г.

                                                           Федеральный компонент реализован полностью.

                                                            Председатель ЦМК

                                                             _________________/Мардасова Н.А./

                                                        г. Подольск

                                                           2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы по  профессии  46.01.01 Секретарь со сроком обучения 2 года 10 месяцев.

                

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» составлена на основе примерной программы "Русский язык и литература. Русский язык предназначена для изучения русского языка в профессиональных  образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего  общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов) образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам учебной дисциплины и устанавливает последовательность изучения тем (разделов) учебной дисциплины с учетом междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в цикле профессиональных дисциплин в разделе «Общий гуманитарный и социально-экономический цикл» и опирается на знания, полученные студентами в процессе школьного изучения дисциплины «Русский язык», имеет межпредметные связи с дисциплинами общеобразовательного цикла «Русский язык и литература».

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Изучение дисциплины предполагает достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- закрепление и углубление знаний по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности студентов, а также расширение знаний по культуре речи;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общений;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать  языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- закрепление и расширение знаний студентов о тексте, функциональных стилях;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры орфографической и пунктуационной грамотности;

- способствование развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Целью изучения любой дисциплины является формирование общих и профессиональных компетенций:

Обучение на основе данной рабочей программы должно строиться на основе компетентностного подхода. У студентов необходимо развивать и совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую (языковедческую) и культуроведческую компетенции. Формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Общие компетенции:

коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в связи с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка студентами устных выступлений, рефератов, информационной переработки текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.) (ОК 1);

языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, овладения основными нормами русского литературного языка, отработки умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся (ОК 2);

▪ формирование культуроведческой компетенции  проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов (ОК 3).

Профессиональные компетенции:

изучение профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать / понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- различия между языком и речью;

- смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

- специфику устной и письменной речи;

- правила продуцирования текстов разных деловых жанров.

уметь и обладать следующими навыками:

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

-анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка.

Аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого  общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

▪ осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

▪ развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

▪ увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

▪ совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

▪ самообразованию и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося___51___часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ____34__;

самостоятельной работы обучающегося ___17___ часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

     практические занятия

26

     контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

     работа со словарями и дополнительной литературой, составление конспектов;

     выполнение заданий по учебнику.

9

8

Итоговая аттестация  в форме    зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система.

1

Введение. Понятие культуры речи. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

1

1

2

Практическая работа №1. Построение речевых высказываний в устной и письменной форме..

1

2

СРС №1

Доклад «Язык как развивающееся явление»

1

Тема 2.  

Фонетика, орфоэпия.

1

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Лексическое ударение.

Практическая работа №2. Орфоэпические нормы.

2

2

2

Практическая работа №3,4. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

2

2

СРС №2,3

Сообщение «Фонема и орфограмма»;

«Книжный и разговорный стили произношения»

2

Тема 3.

Лексика и фразеология

1

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия).

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов.

2

2

2

Практическая работа №5,6. Выявление основных видов лексических ошибок.

2

2

СРС №4,5

Сообщение «Клише и этикетные слова в речи»;

Решение теста

2

Тема 4.

Морфемика и словообразование

1

Практическая работа № 7.  Морфема, типы морфем.

1

2

2

Практическая работа №8 . Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

2

СРС №5,6

Сообщение «Этимологический анализ слова».

Словообразовательный анализ (по заданию преподавателя).

2

Тема 5.

Части речи.

1

Практическая работа № 9 Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова.

1

2

2

Практическая работа №10. Выявление ошибок на употребление форм слова.  

1

Тема 6.

Синтаксис и пунктуация.

1

Практическая работа № 11. Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом.

Практическая работа № 12. Простое предложение. Грамматическая основа предложение.

Практическая работа №13. Сложные предложения и его виды.

3

2

2

Практическая работа № 14. Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция  и др. фигуры речи).

1

2

3

Практическая работа № 15,  16.

Работа с текстами различных типов и стилей.

2

2

СРС №9,10,11

Конспект по теме: «Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение».

3

Тема 7.

Нормы русского правописания.

1

Практическая работа № 17, 18. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.  

2

2

2

Практическая работа №19, 20. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания.  Роль пунктуации в письменном общение, смысловая роль знаков препинания в тексте.

2

2

3

Практическая работа №  21. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи.

1

2

4

Практическая работа №22. Проверка соблюдения орфографических и пунктуационных  норм.  

1

2

СРС № 12,13,14

Сообщения:

«Междометия и звукоподражательные слова»;

«Роль наречий в предложении»;

«Роль в предложении слов категории состояния»

3

Тема 8.

Текст: структурно- смысловые признаки. Функциональные стили русского языка.

1

Текст как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста.

3

2

2

Практическая работа № 23,24. Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы.

2

2

3

Официально-деловой стиль речи.

Практическая работа № 25. Нормы речевого этикета в деловом общении.

2

2

4

Практическая работа №26.  Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи.

1

2

5

Контрольная работа по темам 1-8.

1

2

СРС № 15, 16,17

Выполнение заданий по учебнику.

Создание текстов в разных жанрах и стилях.

3

34

СРС 17 ч.

Всего:

51

        


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».

Оборудование учебного кабинета:

  • Посадочные места по количеству обучающихся (столы и стулья);
  • Рабочее место преподавателя;
  • Раздаточные опорные карточки по разделам дисциплины.

Технические средства обучения:

  • Компьютеры с лицензированным программным обеспечением;
  • Мультимедиапроектор с экраном;
  • Интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Воителева Т. М.. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учебное пособие для студентов среднего проф. образ./ Т.М. Воителева. – 8-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

4. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов. учреждений / Греков В.Ф., Крючков С.Е.,  Чешко Л.А. – 2-е изд. – М.: Просвещении е, 2011.

5.Саяхова Л.Г.,  Галлямова Н.Ш. Русский язык. СПБ. – Просвещение, 2010.-215с.

6. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. – М. «Просвещение»2011. 287с. Гриф Минобр.

Дополнительные источники:

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с.

2. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В. Фразеологический словарь русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ». 2010. 640с.

3. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ». 2010. 672с.

4. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.

5. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2012. 648с.

6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2010. 672с.

7. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2012. 768с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка

- наблюдение за выполнением практических работ .

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

- наблюдение за выполнением практических работ ;

- письменные проверочные работы;

- устный опрос.

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности

- наблюдение за выполнением практических работ ;

- самостоятельная работ;

- письменный опрос.

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка

- наблюдение за выполнением практических работ .

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров

- наблюдение за выполнением практических работ.

- самостоятельная работа.

Знания:

- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ ;

- письменный опрос.

- понятие о нормах русского литературного языка

- устный опрос.

- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ;

- самостоятельная работа;

- письменный опрос.

-  орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ;

- самостоятельная работа;

- письменный опрос.

-  лексические нормы, использование изобразительно-выразительных средств

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы;

- самостоятельная работа ;

- письменный опрос.

- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы ;

- самостоятельная работа;

- письменный опрос.

-  основные единицы синтаксиса; русская пунктуация

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы ;

- самостоятельная работа.

-  функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы ;

- самостоятельная работа ;

- письменный опрос.

-  структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №8;

- самостоятельная работа ;

- письменный опрос.

-  функционально-смысловые типы текстов

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы ;

- самостоятельная работа ;

- письменный опрос.

-  специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы ;

- самостоятельная работа ;

- письменный опрос.

-  жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы ;

- самостоятельная работа ;

- письменный опрос.

 - сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  ;

- самостоятельная работа;

- письменный опрос.

- языковые формулы официальных документов;

- самостоятельная работа .

-  правила оформления документов;

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы ;

- самостоятельная работа ;

- письменный опрос.

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ ;

- самостоятельная работа ;

- устный опрос;

- письменный опрос.


                     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Примерная программа "Русский язык и литература. Русский язык". ФГАУ " ФИРО", 2015.

  • Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.-4-е изд.,-М.: Издательский центр "Академия", 2013.

  • Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред. проф. образования/ Т.М.Воителева.-3-е изд.,-М.: Издательский центр "Академия", 2013.

  • Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.

  • Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2010.

  • Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.

  • Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2012.

  • Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2011.

Интернет – ресурсы:

http://www.uchportal.ru/

http://pedsovet.org/

http://www.rusedu.ru/

Программа разработана:

Организация-разработчик:

Государственное  образовательное  профессиональное учреждение Московской области "Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".

Разработчик:

Садовникова Ю.А.,  преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО

"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина"/__________/