Мой конкурс "Учитель года-2015"
«Аллайховское улусное (районное) управление образования»
МО «Аллайховский улус»
Конкурс «Учитель года-2015»
Конкурсное задание. Эссе «Я - учитель»
Портнягин П.А., учитель биологии МОУ «ЧСОШ им. А.Г. Чикачева.
Я работаю в школе 15 лет. Данный конкурс дал мне уникальную возможность оглянуться назад, остановиться и подумать, взглянуть на свою педагогическую деятельность со стороны.
Еще в школьные годы я был достаточно противоречив в выборе увлечений: мне нравилась творческая работа, в то же время я всерьез увлекался естественными и точными науками. Поэтому выбор профессии был неслучаен. По окончанию школы я поступил на биолого-географический факультет Якутского государственного университет. Горжусь своими учителями – Мордосовым И.И., Соломоновым Н.Г., Осогосток Д.Н., Кершенгольц Б.М. и другими
В студенческие годы я увлекался идеями Станислава Тиофиловича Шацкого - представителя концепции свободного воспитания. Идеи этого великого педагога впоследствии легли в основу моей системы обучения.
Незаурядный преподавательский коллектив, невероятная атмосфера и уникальные знания, передаваемые опытными наставниками университета, только усилили желание навсегда связать свою жизнь с этой интереснейшей профессией.
После окончания учебы я вернулся в родной край, в Аллаиху. С самого первого дня ощутил огромную поддержку коллектива школы, примером были мои педагоги, которые учили меня в недавнем прошлом и стали моими коллегами. Когда становилось трудно, хотелось все бросить и уйти из профессии, их энтузиазм, терпение, увлеченность заражали меня новой энергией и идеями. Вместе с моими наставниками мы разрабатывали доклады на семинары, принимали участие в конкурсах, делились идеями на педагогических чтениях.
Основными проблемами сегодняшней педагогики, на мой взгляд, являются: оторванность школьного образования от реальной жизни, отсутствие у большинства школьников умения применять знания, полученные в процессе обучения, на практике, в реальной жизни.
Будущее педагогики за осознанным применением новых технологий, так как это преобразует ребёнка и формирует творческое лицо учителя.
Я очень люблю биологию, но она относится к сложным предметам. Как и другие предметы, биология призвана формировать у учащихся умения применять знания, использовать их в измененной ситуации, осознать проблему, делать выводы и обобщения, развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
На мой взгляд, основными целями обучения и воспитания учащихся можно считать следующие:
• изучение возрастных и индивидуальных особенностей учеников, межличностных отношений в классе;
• создание ситуации успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
• проведение индивидуальной и коллективной работы по вовлечению учащихся в разные виды деятельности, включая проектную и научно- исследовательскую;
• применение осторожного, выверенного, системного подхода к новым технологиям и программам;
• воспитание интереса к различным формам обучения, в том числе дистанционному обучению;
• создание среды, формирующей терпимость к чужому мнению;
• воспитание уважения прав других людей, человеческого достоинства, толерантности;
• повышение конкурентоспособности выпускников школ Арктики;
• воспитание уважения к культуре своего народа и народов мира, культуры речи, активности, самостоятельности, стремления к развитию собственных способностей.
Подход к обучению и воспитанию должен быть системным и разумным, здесь главный принцип: не навреди. Применяемые формы, методы, технологии должны проходить апробацию, быть уместными, способствовать постоянному росту качества обучения, профессиональному росту педагога.
Для подготовки учащихся к предстоящей деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы учащихся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.
Такие занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. Они позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе исследовательской деятельности.
Дополнительное образование детей позволяет им приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
С введением профильного обучения я создал и апробировал элективный курс: «Система подготовки к ЕГЭ по биологии». Считаю, что эту работу необходимо начинать как можно раньше, подготовка к экзамену должна носить системный характер - в этом ключ к успеху.
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Применение информационных технологий способствует интеграции различных областей знаний и совершенствованию методической системы обучения общеобразовательным предметам.
С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных информационно-коммуникативных технологий происходит перелом в сознании педагога.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет сделать его интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным, разнообразным, расширяющим возможности педагога. ИКТ очень эффективно решают проблему наглядности обучения, позволяют расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, свободно осуществлять поиск необходимого учителю и школьникам учебного материала в удаленных базах данных. Компьютерные технологии отличаются направленностью не только на личность школьника, но и преобразуют возможности педагога. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества всех участников педагогического процесса: ученика и учителя.
В профильных классах, на занятиях элективных курсов, с учащимися олимпиадного уровня, имеющими хорошую базу за 8-9 класс, склонных к исследовательской деятельности применяю научно-исследовательские методы обучения. Эти методы позволяют создать в классе развивающую среду, способствует развитию личных качеств, формированию исследовательских способностей. Заметно расширяется кругозор, формируется наблюдательность.
Прочно вошла в нашу жизнь проектная деятельность. Занимаясь проектами, ученики самостоятельно «приходят» к решению вопросов и проблемы проекта. Метод проектов позволяет получить конкретный результат труда: презентацию, справочник, статью, реферат, задачник, пособие, можно добиться глубокого и надежного усвоения изучаемого материала. В проектах по биологии, учащиеся учатся мыслить конструктивно, находят примеры применение теоретических знаний на практике.
Описывать собственный опыт, подводить итоги своей деятельности дело очень непростое, но нужное. Важно научиться обобщать опыт работы, передавать его другим, публиковать лучшее из педагогической копилки в Интернете, методических журналах, научной литературе. Опыт участия в различных конференциях, педагогических чтениях, семинарах показал, что накопленный материал должен стать источником новых достижений и высот, и превратиться из груза в ценность. Основная идея успешности в любом конкурсе состоит в том, чтобы видеть перспективу и не пасовать, если что-то не готово или отсутствует. Можно доработать имеющееся, что-то пересмотреть, переделать в соответствии с требованиями.
Профессию педагога принято считать трудной, но она из тех, которые были, есть и будут во все времена. Я не боюсь жизненных трудностей, ведь, как известно - что не ломает нас, то делает нас сильнее. Может поэтому я - учитель...
Этот конкурс рассматриваю как очередное испытание, как возможность вновь заявить о себе и четко обозначить для себя место в этой жизни. Да, я педагог, и горжусь этим! И хочу, чтобы и мои ученики гордились своим учителем.
Выше были красивые и умные слова. Но сейчас я хочу по-простому, потому как из села я, из простой семьи, каких в России миллионы. Хочу так, как я бы рассказал своим детям, внукам, своим ученикам, когда они меня спросят: «Когда и почему папа (дедушка, Павел Александрович), ты решил, что будешь (-те) учителем?».
Надо вспомнить…
… Знаю одно – после школы я хотел поступить на биолога. Готовился целенаправленно, и поступил. Якутский Госуниверситет, биолого-географический факультет на 5 лет стал моим домом.
III курс – период учебы, когда нужно было выбирать между просто биологом и учителем-биологом. Это было в 1995 году. Их сейчас принято называть «лихие девяностые». Не очень приятные времена для нашего народа. Отцу месяцами задерживали зарплату, обесценивание денег, приватизация, МММ... Жить было тяжело и сложно. Но государство находило деньги для учителей. Моя мама Клавдия Павловна, учитель с 30-летним стажем, отличник народного просвещения РФ, более-менее стабильно приносила домой деньги. (Заметили? Моя мама тоже учитель.). Могу даже сказать, что наше село «кормили» учителя.
Я не знал, как долго будет страна в кризисе. Но сложив все плюсы и минусы, я выбрал специализацию – учитель биологии. Может тогда, в 95-ом я сделал первый шаг в учительство. Но сейчас я понимаю, что мной тогда двигало материальное благополучие.
В 1996 году по распределению я попал на педагогическую практику в школу №31 г. Якутска к ведущему химику Мичуриной Елене Викторовне. По окончании практики мой наставник сказала: «Твоя дорога ведет в школу. Ты будешь хорошим учителем». Может тогда я захотел стать учителем?
Будучи студентом IV курса, я призвался в Армию. Во время службы заменял учителей биологии и географии в гарнизонной школе (не знаю как, но каким-то образом узнали, что учусь на биолога). Детям нравились уроки. Может тогда?
А может уверенность в том, что буду учителем, появилась, когда слышал воспоминания дедушки с бабушкой, мамы и папы о «великих» людях-учителях района – Алексееве В.М., Константинове И.К., Федорове Д.С.
Вновь возвращаюсь в детство и перед глазами мама. Стол, стул, светильник, мама над стопкой тетрадей и дневников. Ее радостные глаза и улыбку в ответ на открытку, нарисованную карандашом с поздравлением, написанным с ошибками. Ее мокрые глаза на Последнем звонке…
Теперь я знаю, что путь к учительству у меня был долгим. Слишком долгим, чтоб взять и уйти…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_na_konkurs.docx | 29.67 КБ |
izuchenie_osnov_toponimiki.doc | 41.5 КБ |
toponimika_v_kurse_geografii.ppt | 369.5 КБ |
seminar_otsenka_kachestva_uroka_po_fgos.docx | 23.76 КБ |
seminar._portnyagin_p.a._urok_v_sootvetstvii_s_fgos.ppt | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Аллайховское улусное (районное) управление образования»
МО «Аллайховский улус»
Конкурс «Учитель года-2015»
Конкурсное задание. Эссе «Я - учитель»
Портнягин П.А., учитель биологии МОУ «ЧСОШ им. А.Г. Чикачева.
Я работаю в школе 15 лет. Данный конкурс дал мне уникальную возможность оглянуться назад, остановиться и подумать, взглянуть на свою педагогическую деятельность со стороны.
Еще в школьные годы я был достаточно противоречив в выборе увлечений: мне нравилась творческая работа, в то же время я всерьез увлекался естественными и точными науками. Поэтому выбор профессии был неслучаен. По окончанию школы я поступил на биолого-географический факультет Якутского государственного университет. Горжусь своими учителями – Мордосовым И.И., Соломоновым Н.Г., Осогосток Д.Н., Кершенгольц Б.М. и другими
В студенческие годы я увлекался идеями Станислава Тиофиловича Шацкого - представителя концепции свободного воспитания. Идеи этого великого педагога впоследствии легли в основу моей системы обучения.
Незаурядный преподавательский коллектив, невероятная атмосфера и уникальные знания, передаваемые опытными наставниками университета, только усилили желание навсегда связать свою жизнь с этой интереснейшей профессией.
После окончания учебы я вернулся в родной край, в Аллаиху. С самого первого дня ощутил огромную поддержку коллектива школы, примером были мои педагоги, которые учили меня в недавнем прошлом и стали моими коллегами. Когда становилось трудно, хотелось все бросить и уйти из профессии, их энтузиазм, терпение, увлеченность заражали меня новой энергией и идеями. Вместе с моими наставниками мы разрабатывали доклады на семинары, принимали участие в конкурсах, делились идеями на педагогических чтениях.
Основными проблемами сегодняшней педагогики, на мой взгляд, являются: оторванность школьного образования от реальной жизни, отсутствие у большинства школьников умения применять знания, полученные в процессе обучения, на практике, в реальной жизни.
Будущее педагогики за осознанным применением новых технологий, так как это преобразует ребёнка и формирует творческое лицо учителя.
Я очень люблю биологию, но она относится к сложным предметам. Как и другие предметы, биология призвана формировать у учащихся умения применять знания, использовать их в измененной ситуации, осознать проблему, делать выводы и обобщения, развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
На мой взгляд, основными целями обучения и воспитания учащихся можно считать следующие:
• изучение возрастных и индивидуальных особенностей учеников, межличностных отношений в классе;
- создание ситуации успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
- проведение индивидуальной и коллективной работы по вовлечению учащихся в разные виды деятельности, включая проектную и научно- исследовательскую;
- применение осторожного, выверенного, системного подхода к новым технологиям и программам;
- воспитание интереса к различным формам обучения, в том числе дистанционному обучению;
- создание среды, формирующей терпимость к чужому мнению;
- воспитание уважения прав других людей, человеческого достоинства, толерантности;
- повышение конкурентоспособности выпускников школ Арктики;
- воспитание уважения к культуре своего народа и народов мира, культуры речи, активности, самостоятельности, стремления к развитию собственных способностей.
Подход к обучению и воспитанию должен быть системным и разумным, здесь главный принцип: не навреди. Применяемые формы, методы, технологии должны проходить апробацию, быть уместными, способствовать постоянному росту качества обучения, профессиональному росту педагога.
Для подготовки учащихся к предстоящей деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы учащихся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.
Такие занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. Они позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе исследовательской деятельности.
Дополнительное образование детей позволяет им приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
С введением профильного обучения я создал и апробировал элективный курс: «Система подготовки к ЕГЭ по биологии». Считаю, что эту работу необходимо начинать как можно раньше, подготовка к экзамену должна носить системный характер - в этом ключ к успеху.
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Применение информационных технологий способствует интеграции различных областей знаний и совершенствованию методической системы обучения общеобразовательным предметам.
С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных информационно-коммуникативных технологий происходит перелом в сознании педагога.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет сделать его интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным, разнообразным, расширяющим возможности педагога. ИКТ очень эффективно решают проблему наглядности обучения, позволяют расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, свободно осуществлять поиск необходимого учителю и школьникам учебного материала в удаленных базах данных. Компьютерные технологии отличаются направленностью не только на личность школьника, но и преобразуют возможности педагога. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества всех участников педагогического процесса: ученика и учителя.
В профильных классах, на занятиях элективных курсов, с учащимися олимпиадного уровня, имеющими хорошую базу за 8-9 класс, склонных к исследовательской деятельности применяю научно-исследовательские методы обучения. Эти методы позволяют создать в классе развивающую среду, способствует развитию личных качеств, формированию исследовательских способностей. Заметно расширяется кругозор, формируется наблюдательность.
Прочно вошла в нашу жизнь проектная деятельность. Занимаясь проектами, ученики самостоятельно «приходят» к решению вопросов и проблемы проекта. Метод проектов позволяет получить конкретный результат труда: презентацию, справочник, статью, реферат, задачник, пособие, можно добиться глубокого и надежного усвоения изучаемого материала. В проектах по биологии, учащиеся учатся мыслить конструктивно, находят примеры применение теоретических знаний на практике.
Описывать собственный опыт, подводить итоги своей деятельности дело очень непростое, но нужное. Важно научиться обобщать опыт работы, передавать его другим, публиковать лучшее из педагогической копилки в Интернете, методических журналах, научной литературе. Опыт участия в различных конференциях, педагогических чтениях, семинарах показал, что накопленный материал должен стать источником новых достижений и высот, и превратиться из груза в ценность. Основная идея успешности в любом конкурсе состоит в том, чтобы видеть перспективу и не пасовать, если что-то не готово или отсутствует. Можно доработать имеющееся, что-то пересмотреть, переделать в соответствии с требованиями.
Профессию педагога принято считать трудной, но она из тех, которые были, есть и будут во все времена. Я не боюсь жизненных трудностей, ведь, как известно - что не ломает нас, то делает нас сильнее. Может поэтому я - учитель...
Этот конкурс рассматриваю как очередное испытание, как возможность вновь заявить о себе и четко обозначить для себя место в этой жизни. Да, я педагог, и горжусь этим! И хочу, чтобы и мои ученики гордились своим учителем.
Выше были красивые и умные слова. Но сейчас я хочу по-простому, потому как из села я, из простой семьи, каких в России миллионы. Хочу так, как я бы рассказал своим детям, внукам, своим ученикам, когда они меня спросят: «Когда и почему папа (дедушка, Павел Александрович), ты решил, что будешь (-те) учителем?».
Надо вспомнить…
… Знаю одно – после школы я хотел поступить на биолога. Готовился целенаправленно, и поступил. Якутский Госуниверситет, биолого-географический факультет на 5 лет стал моим домом.
III курс – период учебы, когда нужно было выбирать между просто биологом и учителем-биологом. Это было в 1995 году. Их сейчас принято называть «лихие девяностые». Не очень приятные времена для нашего народа. Отцу месяцами задерживали зарплату, обесценивание денег, приватизация, МММ... Жить было тяжело и сложно. Но государство находило деньги для учителей. Моя мама Клавдия Павловна, учитель с 30-летним стажем, отличник народного просвещения РФ, более-менее стабильно приносила домой деньги. (Заметили? Моя мама тоже учитель.). Могу даже сказать, что наше село «кормили» учителя.
Я не знал, как долго будет страна в кризисе. Но сложив все плюсы и минусы, я выбрал специализацию – учитель биологии. Может тогда, в 95-ом я сделал первый шаг в учительство. Но сейчас я понимаю, что мной тогда двигало материальное благополучие.
В 1996 году по распределению я попал на педагогическую практику в школу №31 г. Якутска к ведущему химику Мичуриной Елене Викторовне. По окончании практики мой наставник сказала: «Твоя дорога ведет в школу. Ты будешь хорошим учителем». Может тогда я захотел стать учителем?
Будучи студентом IV курса, я призвался в Армию. Во время службы заменял учителей биологии и географии в гарнизонной школе (не знаю как, но каким-то образом узнали, что учусь на биолога). Детям нравились уроки. Может тогда?
А может уверенность в том, что буду учителем, появилась, когда слышал воспоминания дедушки с бабушкой, мамы и папы о «великих» людях-учителях района – Алексееве В.М., Константинове И.К., Федорове Д.С.
Вновь возвращаюсь в детство и перед глазами мама. Стол, стул, светильник, мама над стопкой тетрадей и дневников. Ее радостные глаза и улыбку в ответ на открытку, нарисованную карандашом с поздравлением, написанным с ошибками. Ее мокрые глаза на Последнем звонке…
Теперь я знаю, что путь к учительству у меня был долгим. Слишком долгим, чтоб взять и уйти…
Предварительный просмотр:
Изучение основ топонимики как средство повышения мотивации к обучению и развитию познавательных способностей обучающихся.
П.А. Портнягин, учитель географии МОУ «Чокурдахская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Чикачева»
С недалекого прошлого в школе по ряду причин география, к сожалению, стала относиться к, так называемым, «второстепенным» предметам. И это отражается на отношении учителя к своему предмету, к преподаванию. У учителя географии уменьшилась значимость его собственной роли в воспитании мировоззрения у подрастающего поколения. Отсюда, чувствуя общий настрой учителя, у обучающихся теряется важность познания географических знаний.
В реформах системы образования, в Концепции модернизации российского образования, перед современной школой поставлена задача «всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого индивидуума и общества в целом». Отсюда, мы не вправе откидывать географию как школьный предмет на задний план.
Изучение новой Концепции географического образования, а также веление времени и ситуации (увеличение требований к качеству знаний обучающихся со стороны заказчика образовательных услуг, увеличение количества информации к усвоению, уменьшение часов на предмет) подтолкнуло меня к поиску выхода из непростой ситуации.
Во исполнение государственного заказа по географии и Концепции модернизации российского образования была проведена работа по определению современного состояния преподавания географии в школе. При анализе качества обученности, было отмечено снижение показателей - оценка «удовлетворительно» значительно превалировала над «хорошо» и «отлично». Встречались отметки «неудовлетворительно» по результатам четвертей. География в заявках обучающихся отсутствовала в списках предметов по выбору для сдачи переводных экзаменов и в виде ЕГЭ. Количество исследовательских работ географического и краеведческого характера, участие обучающихся в конкурсах различного ранга снижалось. Ситуация заставила искать выход из непростой ситуации.
Анкетирования и опросы, личные беседы с обучающимися показали, что у детей низкая мотивация к получению географических знаний. Я поставил перед собой ряд вопросов «Как заинтересовать детей получать знания по географии?», «Чем повысить мотивацию к обучению?», «Как сделать уроки максимально интересными и полезными?».
Первая работа была проведена над самим собой как учителем географии. Необходимо было по новому переосмыслить формы и методы преподавания географии. Я начал поиск новых подходов и средств обучения.
Во-вторых, поиск ответа на вопрос «Что и, затем, как использовать?». Было решено, основываясь на собственном опыте преподавания учителя географии, попробовать «Топонимию».
В базовом школьном курсе географии отсутствует самостоятельный раздел, блок или тема «Топонимика». Многие учителя российских школ стараются и стремятся объяснить учащимся значение «Топонимика» в более-менее полном объеме через элективные курсы, факультативы, спецкурсы. Согласимся с тем, что проведение вышеназванных учебных мероприятий хорошее дело. Но приходится констатировать, что в них нет того охвата учащихся, какой присутствует на уроках. К тому же, зачастую, по объективным или иным причинам проведение вышеназванных курсов бывает невозможным или малопродуктивным.
Я в своей работе выстроил определенную линию «Основы топонимики» именно на уроках, не выделяя ее в самостоятельный раздел, блок или тему. «Основы топонимики» включаются в темы (разделы, главы) курса географии. При этом важно не нарушать системность и преемственность, принцип «от простого к сложному» с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Первые «азы» даю в 6 классе. Здесь идет объяснение науки, видов топонимов. Отлично проходит в связке практически со всеми темами курса географии.
В 7 классе (Материки и океаны) развиваем и усложняем. Здесь очень хорошо вклинивается межпредметная связь с иностранными языками, историей.
В 8 классе (Природа России) учащиеся уже систематизируют на основе полученных в 6, 7 классах знаний топонимы своей Родины – РФ, своего региона. В нашем случае, Дальневосточного ФО и Республики Саха (Якутия). Работают с топонимами, в основе которых языки народов (народностей) России. Здесь велика роль историзма, НКЯ, дисциплин, изучающих национальные языки.
В 9 классе систематизируют топонимы, появившиеся в связи с хозяйством (экономикой) страны (ПТК, базы, города, предприятия, производства и т.д.).
В 10-11 классах в курсе региональной географии мира у обучающихся расширяется кругозор. РФ активно внедряется в мировое пространство и знание выпускниками происхождение и значение географических названий разных уголков планеты увеличивает их самооценку.
Идеи новой Концепции географического образования, в которой призывается отход от фактологического подхода и усиление деятельностного подхода, подсказывало, что я на верном пути и «Основы топонимики на уроках» сыграют свою положительную роль. Выделю некоторые положительные моменты топонимики как науки на уроках географии:
- учащиеся запоминают географические названия обычно механически. Приведённое учителем пояснение-объяснение происхождения и смыслового значения географического термина в значительной степени облегчает его усвоение и воспроизведение учащимися;
- если же обучающийся сам доходит до истины, отвечая на вопрос «Откуда топоним? Что значит топоним?», он этого никогда не забудет (проблемный подход в изучении географии);
- неоспоримо значение топонимики в формировании знаний о родном крае (краеведческий аспект);
- понимание того, что в каждом топониме живет язык народа, побуждает уважительно относиться к народам, их создавшим (культурологический подход);
- изучение основ топонимики можно рассматривать как подготовку к поисково-исследовательской деятельности учащихся;
- топонимика, находясь на стыке нескольких наук, усиливает межпредметные связи, сотрудничество учителей с учителями, учителей с обучающимися;
- увеличение практических работ благотворно влияет на развитие познавательных способностей обучающихся, на их самостоятельность;
- совершенствование поисковой деятельности у детей.
Первый год внедрения «Основ топонимики» был интересным. Анализ, произведенный в конце учебного года, заставил меня пересмотреть многие моменты. Получилось так, что второй год стал наиболее сложным – исправлять всегда труднее, нежели строить новое. Увеличение потока информации и некоторое сокращение времени на изложение новой темы подтолкнуло нас на максимальное использование IT-технологий. Стало понятно, что необходим рост в этой сфере. Следующие годы стали лишь площадкой для шлифовки наработанного.
Предварительные результаты за 3 года апробации линии «Основ топонимики» позволяют сделать некоторые выводы. Сейчас я готов констатировать:
1. Выправление ситуации, когда география у учащихся была «второстепенным» предметом, т.е. у детей появилась мотивация к овладению географическими знаниями, заинтересованность в предмете;
2. Повышение качества обученности и овладения ЗУН;
3. Появились выпускники, которые стали выбирать ЕГЭ по географии;
4. Отзывы родителей о повышении интереса их детей к географии;
5. Ежегодные защиты учащимися исследовательских работ по разделу «География, краеведение»;
6. Рост педагогического мастерства и личной компетенции учителя.
Слова и отзывы обучающихся о том, что уроки географии в связке с «Топонимикой» занимательные и интересные - мой главный стимул к продолжению работы в данном направлении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конкурс «Учитель года – 2015»
Семинар «Критерии оценки качества урока в соответствии с ФГОС»
Автор: Портнягин П.А.,
учитель биологии
Цель:
Познакомить с разработанными критериями оценки качества любого урока по требованиям ФГОС.
Актуальность и практическая значимость:
Разработанные критерии оценки качества урока применимы к любому предмету по требованиям ФГОС
В новом стандарте на первое место выходят требования к результатам образования: предметным (усвоение знаний, умений и навыков, социального опыта в рамках отдельного учебного предмета); метапредметным (освоение различных способов деятельности); личностным (формирование системы ценностных отношений обучающихся). Общие требования к результатам должны быть учтены при проектировании и анализе урока.
Нашим методическим объединением разработана модель анализа современного урока. За основу взята технология анализа, предложенная Н. Л. Галеевой. Мы изменили названия и содержание основных критериев анализа, учитывая требования новых стандартов к организации учебной деятельности.
Новыми при анализе современного урока являются критерии, связанные с деятельностью учителя по целеполаганию и мотивации учащихся, формирование и развитие универсальных учебных действий, результативность совместной деятельности по достижению учебных целей.
Кроме критериев оценки качества урока мы разработали уровни реализации каждого из выделенных критериев, что позволит оценить качество отдельного урока и проследить в динамике уровень профессиональных компетентностей учителя.
Надеемся, что данные методические рекомендации будут полезны методистам, учителям при подготовке открытых уроков и их анализе.
Требования | Что оценивается |
1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности | Оценивается работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся. Оценивается четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников |
2. Тип, форма и содержание урока | Оценивается соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Оценивается соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Оценивается соответствие формы урока раскрытию предметных, метапредметных и личностных целей урока |
3. Структура урока | Оценивается оптимальность структуры данного урока, логическая связь этапов урока по достижению учебных задач |
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей | Оцениваются особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная). Оценивается уровень развития личностных возможностей учащегося, включающий формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Оценивается уровень достижения поставленных учебных целей |
5. Инструментарий учителя (технологии, методы, приемы) | Оценивается эффективное использование инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия. Оценивается адекватность выбранных форм, методов и приёмов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся. |
6. Дидактическое оснащение урока | Оценивается разнообразие заданий различного типа, вида и формы. Оценивается использование учителем различных источников информации. Оценивается оптимальность, целесообразность и формы организации ТСО на уроке |
7. Формирование и развитие УУД | Оценивается соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД: – личностных; – познавательных; – коммуникативных; – регулятивных |
8. Организация контроля результатов обучения | Оценивается разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока |
9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей | Оценивается результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Оценивается разнообразие форм представления результата со-вместной деятельности (проект, план, тезис, аннотация, тест, контрольное упражнение и т. д.). Оцениваются формы самооценки (рефлексия) деятельности учащихся по итогам урока |
10. Стиль общения | Оценивается деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником |
Мы выделяем три уровня реализации каждого из выделенных критериев анализа: от 0 (самого низкого уровня) до 2 (оптимального). Содержание каждого уровня представлены в таблице.
Оценка качества урока
№ | Требования к уроку | Оценка качества 2 – требование выполнено; |
1 | Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности | |
2 | Тип, форма и содержание урока | |
3 | Структура урока | |
4 | Деятельность учащихся по достижению учебных целей | |
5 | Инструментарий учителя | |
6 | Дидактическое оснащение урока | |
7 | Формирование и развитие УУД | |
8 | Организация контроля результатов обучения | |
9 | Результативность совместной деятельности по до-стижению учебных целей | |
10 | Стиль общения | |
11 | Сумма баллов | |
12 | Качество урока: сумма баллов ґ 100 % : 20 | |
100–85 % – оптимальный уровень; 84–60 % – допустимый уровень; 59–50 % – критический уровень; менее 50 % – недопустимый уровень |
Форма для оценки качества уроков учителя (в динамике)
Требования к уроку | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема |
2 – требование выполнено; 1 – есть резерв; 0 – практически не выполнено | ||||||||
1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности | ||||||||
2. Тип, форма и содержание урока | ||||||||
3. Структура урока | ||||||||
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей | ||||||||
5. Инструментарий учителя | ||||||||
6. Дидактическое оснащение урока | ||||||||
7. Формирование и развитие УУД | ||||||||
8. Организация контроля результатов обучения | ||||||||
9. Результативность совместной деятельности по до-стижению учебных целей | ||||||||
10. Стиль общения | ||||||||
Сумма баллов | ||||||||
Качество урока Сумма баллов ґ 100 % : 20 | ||||||||
100–85 % – оптимальный уровень; 84–60 % – допустимый уровень; 59–50 % – критический уровень; менее 50 % – недопустимый уровень |
Вывод:
Предложенная модель анализа урока может быть использована методистами управления образования, администрацией школы при оценке качества посещённых уроков, членами экспертной комиссии при аттестации учителя на категорию. Эту модель анализа должен иметь и учитель, чтобы использовать её не только при подготовке открытого урока, но и обычных уроков, что позволит легко выявить «западающие» критерии. Типология требований к уроку поможет учителю совершенствовать свои профессиональные умения при проектировании урока.
Список литературы:
1. Галеева, Н. Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. Управление школой, 2007. – № 17
2. Галеева, Н. Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. Управление школой. 2007. – № 19
3. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [Электронный документ]. http://standart.edu.ru/
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг К. Д. Ушинский
Цель: Познакомить с разработанными критериями оценки качества любого урока по требованиям ФГОС
Актуальность и практическая значимость: Разработанные критерии оценки качества урока применимы к любому предмету по требованиям ФГОС
Критерии оценки качества урока Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности : Оценивается работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся. Оценивается четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников
Критерии оценки качества урока 2. Тип, форма и содержание урока Оценивается соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Оценивается соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Оценивается соответствие формы урока раскрытию предметных, метапредметных и личностных целей урока
Критерии оценки качества урока 3. Структура урока Оценивается оптимальность структуры данного урока, логическая связь этапов урока по достижению учебных задач
Критерии оценки качества урока 4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей Оцениваются особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная). Оценивается уровень развития личностных возможностей учащегося, включающий формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Оценивается уровень достижения поставленных учебных целей
Критерии оценки качества урока 5. Инструментарий учителя (технологии, методы, приемы) Оценивается эффективное использование инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия. Оценивается адекватность выбранных форм, методов и приёмов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся .
Критерии оценки качества урока 6. Дидактическое оснащение урока Оценивается разнообразие заданий различного типа, вида и формы. Оценивается использование учителем различных источников информации. Оценивается оптимальность, целесообразность и формы организации ТСО на уроке
Критерии оценки качества урока 7. Формирование и развитие УУД Оценивается соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД: личностных; познавательных; коммуникативных; регулятивных
Критерии оценки качества урока 8. Организация контроля результатов обучения Оценивается разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока
Критерии оценки качества урока 9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей Оценивается результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Оценивается разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезис, аннотация, тест, контрольное упражнение и т. д.). Оцениваются формы самооценки (рефлексия) деятельности учащихся по итогам урока
Критерии оценки качества урока 10. Стиль общения Оценивается деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником
Уровни реализации Мы выделяем три уровня реализации каждого из выделенных критериев анализа: от 0 (самого низкого уровня) до 2(оптимального). Требования к уроку: 2 – требование выполнено на оптимальном уровне 1 – есть резервы или недостатки при выполнении требований 0 – требование практически не выполнено
Технологическая карта оценки качества урока
С Предложенная нами технологическая карта является универсальной моделью, которая может быть использована вне зависимости от учебного предмета, выбранной образовательной технологии, типа и формы урока, контингента учащихся.
Практическая часть Оцените любой свой урок или урок коллеги по данной схеме.
Список литературы: 1. Галеева, Н. Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. Управление школой, 2007. – № 17 2. Галеева, Н. Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. Управление школой. 2007. – № 19 3. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [Электронный документ]. http://standart.edu.ru/ 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.
Спасибо за внимание ! «Перед нами стоит задача качественно изменить методы и технологии учебной и воспитательной работы школы, основываясь на лучший продуктивный педагогический опыт прошлого и новые инновационные разработки. Новый образовательный стандарт — это, прежде всего, стандарт побуждения учителя к обучению » Владимиров А.С.