методическая копилка
дополнительные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_rabochey_programme.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по разработке рабочих программ
по отдельным образовательным областям дошкольного образования, по образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации
ФГОС дошкольного образования не определяет содержание образования, которое реализуется в дошкольных образовательных учреждениях. Единственным нормативным документом, определяющим, в том числе, содержание образования, становится образовательная программа дошкольного образования.
Согласно статье 28 273-ФЗ разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации относится к ее компетенции. Основные образовательные программы определяют содержание образования соответствующего уровня, разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом примерных основных образовательных программ (статьи 12,28 273-ФЗ).
В новом законе «Об образовании в РФ» (273-ФЗ, ст.2. п.9) дано определение образовательной программы: «Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Учитывая, что ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, а уровень образования – это завершённый цикл образования, количество основных образовательных программ в ОУ должно соответствовать количеству реализуемых учреждением уровней общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование (письмо департамента образования Белгородской области от 11.02.2014г. №9-06/789-НМ).
Рабочие программы по отдельным образовательным областям дошкольного образования, являющиеся частью ООП ДО, необходимо разрабатывать на период действия и освоения основной образовательной программы (примерный минимальный срок освоения ООП ДО – 4 года или 5 – 7 лет, не более).
Рабочие программы по образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации воспитателю необходимо разрабатывать на период, соответствующий возрасту (ам) детей одного из структурных подразделений дошкольного образовательного учреждения (т.е. группы). Разрабатываются рабочие программы с учетом примерных основных образовательных программ и парциальных программ (при их наличии программно-методическом обеспечении).
Исходя из этого, а также требований ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы, в конкретном ДОУ следует различать:
1) рабочие программы по отдельным образовательным областям (специалиста) в составе основной образовательной программы дошкольного образования, рассчитанные на весь период освоения образовательной области, представляющей определенное направление развития и образования детей;
2) рабочая программа воспитателя, которая при условии детальной проработки программы по образовательной деятельности дошкольного образования может представлять собой ежегодно обновляемое развернутое календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской, разработанное с учетом примерной ООП ДО и инструктивно-методического письма Бел ИРО;
3) рабочая программа учителя-логопеда (дефектолога), педагога-психолога, которая при условии детальной проработки обеспечивает коррекцию индивидуальных психологических и физиологических особенностей развития детей, учитывая адаптированную образовательную программу.
Рабочие программы по отдельным образовательным областям дошкольного образования, по образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации являются:
- во-первых, структурным элементом содержательного раздела основной образовательной программы дошкольного образования,
- во-вторых, средством фиксации содержания образования по отдельным образовательным областям дошкольного образования, по образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Рабочая программа по отдельным образовательным областям дошкольного образования, по образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации является локальным нормативным документом ДОУ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания дошкольного образования и параметры достижения планируемых результатов.
Рабочие программы по отдельным образовательным областям дошкольного образования, по образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации, включенные в содержательный раздел ООП ДО (разработанной ДОУ), выполняют три основные функции.
1) Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания ООП ДО (разработанной ДОУ) в полном объеме.
2) Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательных отношений получить представление о содержании дошкольного образования, о планируемых результатах, об общей стратегии обучения, воспитания и развития детей при освоении конкретной образовательной области и о психолого-педагогической поддержке, социализации и индивидуализации образовательного процесса.
3) Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания дошкольного образования по отдельным образовательным областям дошкольного образования, по образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации с учетом ее специфики и особенностей ДОУ, логики образовательного процесса.
Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов дошкольного образования, определение количественных и качественных характеристик содержания дошкольного образования на каждом этапе.
Рабочие программы, являющиеся частью ООП ДО, составляются:
- по обязательным образовательным областям учебного плана;
- по образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации;
- по направлениям дошкольного образования, дополнительно введенным в учебный план за счет объема части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений в соответствии с особенностями ДОУ и образовательной политики (миссия, цели, задачи, ресурсы и др.);
- по кружкам и секциям дополнительного образования;
- по вариативным формам дошкольного образования (с учетом образовательной программы группы кратковременного пребывания или центра психолого-педагогической поддержки и т.д.).
Нормативной и содержательной основой для составления рабочих программ является основная образовательная программа дошкольного образования.
Рабочая программа разрабатывается с учётом методических рекомендаций департамента образования Белгородской области, ОГАО ДПО БелИРО, управления образования города Белгорода и МКУ НМИЦ.
Обратите внимание!
Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы определяется учебным планом ДОУ.
К рабочим программам входящим в ООП ДОУ относятся:
1. Программы, составленные воспитателем (специалистом) или коллективом воспитателей (специалистов): поскольку разработка основной образовательной программы дошкольного образования относится к компетенции образовательного учреждения, то и разработка рабочих программ, входящим в структуру ООП ДО, также относится к компетенции ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение вправе распределять полномочия по разработке рабочих программ.
В этом случае для разработки рабочей программы воспитателя (специалиста) берут за основу:
- основную образовательную программу дошкольного образования данного ДОУ;
- примерную основную образовательную программу и адаптированную образовательную программу (соответственно);
- УМК к примерной основной образовательной программе и адаптированной образовательной программе (соответственно);
2. Авторские программы по направлениям дошкольного образования, которые по решению дошкольного образовательного учреждения, могут быть утверждены в качестве рабочих программ, входящих в структуру ООП ДО.
Авторская программа - это документ, созданный на основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, имеющий авторскую концепцию построения содержания дошкольного образования по одному или нескольким направлениям для достижения планируемых результатов.
Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.
3. Рабочие программы по образовательным областям, разработанные на основе авторских, воспитателем (специалистом) или коллективом воспитателей (специалистов).
Составитель рабочей программы может самостоятельно:
- расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки с учетом целевого раздела основной образовательной программы ДОУ, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в программе по образовательной области;
- конкретизировать и детализировать темы;
- устанавливать последовательность изучения материала;
- распределять материал по этапам и периодам изучения;
- распределять время, отведенное на изучение, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ДОУ;
- конкретизировать планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования;
- выбирать, исходя из задач развития, воспитания и образования, методики и технологии и мониторинг достижения планируемых результатов.
Внимание!
Рабочие программы по образовательным областям (специалистов), являющиеся частью ООП ДО, не требуют ежегодного обновления. Срок действия рабочих программ (специалистов) по образовательным областям определяется сроком действия ООП ДО, т.е. до окончания действия соответствующего стандарта.
Структура рабочей программы являющейся частью ООП ДО, определяется требованиями ФГОС ДО и должна содержать:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели дошкольного образования, специфика образовательной области и (или) образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации (т.е. возрастного периода);
- общую характеристику;
- описание места образовательной области в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания образовательной области и (или) образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации (т.е. возрастного периода) – данный структурный компонент учитывается при описании рабочей программы только при использовании авторской программы;
- планируемые результаты освоения конкретной образовательной области и (или) образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации (т.е. возрастного периода);
- содержание образовательной области и (или) образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации (т.е. возрастного периода);
- тематическое планирование с определением основных видов деятельности;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
Обратите внимание!
Структура рабочих программ, являющихся частью ООП ДО, обеспечивающей реализацию требований ФГОС ДО, определяется локальным актом ДОУ.
При определении структурных компонентов рабочей программы, обеспечивающей реализацию требований ФГОС ДО необходимо учитывать, что структура рабочей программы является формой представления образовательной области и (или) образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации (т.е. возрастного периода), как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательного процесса.
Требования к отдельным разделам рабочей программы:
1. Титульный лист рабочей программы должен содержать:
- наименование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с уставом ДОУ (например, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 00 города Белгорода);
- гриф утверждения рабочей программы (порядок утверждения рабочей программы определятся локальным актом ДОУ и соответствует порядку утверждения ООП ДО);
- название образовательной области и (или) образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации (т.е. возрастного периода); для освоения которой написана рабочая программа;
- срок освоения рабочей программы (ДЛЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФК - рабочая программа по физическому развитию детей 3 – 7 лет или ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ - рабочая программа по развитию детей 4 - 5 лет (5 – 7 лет в коррекционной группе) по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие (и т.д. по всем пяти областям));
- ФИО составителей программ (программа составлена авторским коллективом педагогов МБДОУ №00 …. или программа составлена инструктором по физической культуре ……., или программа составлена воспитателем ……);
- год составления рабочей программы.
2. В пояснительной записке рабочей программы указываются:
- на основе каких документов разработана рабочая программа;
- общие цели дошкольного образования с учетом специфики образовательной области;
- в рамках какой системы программно-методического обеспечения предполагается реализация данной программы;
- описание особенностей ДОУ, обусловивших выбор программно-методического обеспечения для создания рабочей программы;
- обоснование изменений и дополнений автора рабочей программы.
3. В общей характеристике должны быть описаны:
-цели, задачи и структура образовательной деятельности;
-особенности построения его содержания (соответствующие формы и методы образовательной работы);
-межпредметные связи, интеграция.
В этой части могут быть описаны особенности организации образовательного процесса по образовательной (ым) области (ям), особенности мониторинга планируемых результатов, связь с дополнительным образованием, взаимодействие с социумом и т.д..
4. Описание места образовательной области учебном плане должно отражать сведения о том, к какой части учебного плана (обязательной и/или части, формируемой участниками образовательных отношений) относится образовательная область, как она должна быть реализована по количеству часов в неделю по возрастным группам, годам обучения общему количеству часов, определяется резерв учебного времени. Если в учебном плане рабочей программы увеличено количество часов на освоение образовательной области, следует дать обоснование, почему сделано так, а не иначе. Описание места образовательной области может соответствовать перспективному учебному плану, определенному примерной основной образовательной программой дошкольного образования.
5. Основанием для описания ценностных ориентиров содержания образовательной области и (или) образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации (т.е. возрастного периода) может являться текст авторской программы.
6. Планируемые результаты освоения конкретной образовательной области и (или) образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации (т.е. возрастного периода) формулируются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Планируемые результаты в рабочих программах должны быть представлены в виде целевых ориентиров, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДО. Планируемые результаты в рабочих программах могут быть взяты из авторской программы (если она разработана в полном соответствии с ФГОС ДО). Лучше, если планируемые результаты будут представлены по годам обучения.
7. Содержание образовательной области и (или) образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации (т.е. возрастного периода) является основной частью рабочей программы и включает в себя перечень изучаемого материала: разделы программы (общие темы) и их содержание. По каждому разделу (общей теме) указывается количество часов, выделяемых на ее освоение. В этой части целесообразно указать возможные направления проектной деятельности (с учетом возраста детей) в целом по рабочей программе.
8. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности содержит название содержательных разделов, тем), последовательность их изучения, необходимое количество часов на изучение раздела, характеристику основных видов деятельности. Рекомендуется тематическое планирование представлять в разбивке по годам обучения (в рабочих программах специалистов).
В тематическом планировании нецелесообразно определять темы педагогических мероприятий и их последовательность внутри содержательного раздела, так как это будет отражено в календарно-тематическом планировании каждого педагога с учетом его авторского замысла, особенностей индивидуальных маршрутов развития детей.
9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя следующую информацию:
- перечень комплексных и парциальных программ, учебно-методических пособий, используемых в образовательном процессе (с указанием количества единиц);
- перечень электронных образовательных ресурсов (с указанием количества единиц);
- перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста (с указанием количества единиц);
- программное обеспечение и аппаратные средства информационных и коммуникационных технологий, имеющиеся в распоряжении педагога.
Порядок рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы по образовательной области или по образовательной деятельности при освоении ребенком образовательной программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации (т.е. возрастного периода), являющейся частью основной образовательной программы дошкольного образования, определяется порядком рассмотрения, согласования и утверждения ООП ДО.