Педагогический опыт
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности младших школьников с нарушением интеллекта»
Автор педагогического опыта: Иноземцева Оксана Сергеевна,
учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности младших школьников с нарушением интеллекта»
Автор педагогического опыта: Иноземцева Оксана Сергеевна,
учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность педагогического опыта
В последнее время во многих странах мира, в том числе и в России, большое внимание уделяется проблеме формирования экологической культуры личности подрастающего поколения. Разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения непрерывности данного процесса в различных образовательных учреждениях. Дети с интеллектуальными нарушениями, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями развития невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.
Основная идея
Исходным моментом экологического образования является индивидуальность, проявляемая в особом отношении к природе и духовности. Духовное содержание не функционирует самостоятельно, а накладывается на природное и преломляется через него. Следовательно, главная идея экологического образования как фактора формирования социально адаптированной личности школьника с нарушением интеллекта - это воспитание личности, которая в своей производственной и социальной деятельности руководствуется опытом экологической культуры. При этом само экологическое воспитание выступает как способ развития личности путем приобщения к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья. Чтобы дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик. Нужно помнить о необходимости постоянного контакта учащихся с природой.
Теоретическая база опыта
Проблеме формирования экологической культуры личности в последние годы уделяют внимание многочисленные исследователи. Проблемой экологического воспитания занимались такие ученые как Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.Н. Поддъякова и др. К задачам экологического воспитания они относят: воспитание уважительного отношение к окружающей природе, развитие знаний об окружающей природе и экологических представлений, развитие способности замечать красоту окружающего мира, приобщение детей к заботе об окружающей природе.
Необходимость формирования у детей с интеллектуальными нарушениями элементарных экологических знаний и представлений подчеркивалась в работах В.В. Воронковой, А.Н. Гамаюновой, Т.Н. Головиной, Е.А. Ковалевой, Н.П. Каняевой, Т.М. Лифановой, Т.И. Пороцкой, В.И. Сивоглазова, Т.В. Шевыревой и др. В данных исследованиях была обоснована возможность реализации процесса формирования экологической культуры у младших школьников с интеллектуальными нарушениями путем насыщения экологическим содержанием всех видов деятельности учащихся, реализации межпредметных связей и применения комплексного подхода.
Новизна педагогического опыта
Новизна состоит в том, что экологическое воспитание должно вестись ежедневно, непрерывно и в различных направлениях. Все этапы экологического образования рассматриваются в единой непрерывной системе, объединенные общей целью, как взаимосвязанные и преемственные звенья, имеющие свои рекомендуемые задачи, содержательные программы и технологии. Успех каждого звена зависит от результатов, достигнутых на предыдущих этапах.
Экологическое воспитание должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в рамках дополнительного образования, понимания основ картины мира в младших классах школы, до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни, в том числе в процессе профессиональной деятельности. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности детей с нарушением интеллекта, их склонностей, поведения и характера. Я провожу эту работу с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов и технологий.
Технология опыта
Несмотря на то, что у большинства детей с нарушением интеллекта имеются представления об объектах живой и неживой природы, они недостаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего их мира.
Планируя воспитательно-образовательную работу по ознакомлению с природой, я учитываю то, что дети этой категории пассивные, неэмоциональные, не проявляют желания активно действовать. Поэтому им необходимо постоянно создавать эмоционально-положительные условия при проведении различных видов коррекционной работы. Многократное повторение при использовании каждого метода или приёма помогает ребёнку легче усваивать средства ориентировки в окружающем, выделения и фиксирования свойств и отношений предметов. Учащийся должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. Особую роль в этом играет такой метод как наблюдение.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В ходе наблюдения я стараюсь использовать различные приемы: вопросы, объяснение, рассказ, сравнение, художественное слово, игровые приемы. Учитывая особенности восприятия детей с нарушением интеллекта, наблюдение за любым объектом всегда тщательно готовится, подбирается для этого дополнительный наглядный и словесный материал. Игровые приемы способствуют повышению интереса детей, делают сам процесс наблюдения более доступным и привлекательным. Использование художественного слова во время наблюдения помогает создать в воображении детей более яркие образы. В результате такой последовательной работы у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними, чувственный опыт приобретает для ребенка особое значение. Во время проведения опытов дети имеют возможность не только наблюдать, но и действовать, давать самостоятельные умозаключения.
Технология экологического воспитания младших школьников включает следующие компоненты:
‒ разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами; ‒ участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
‒ совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями , дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
‒ экскурсии, походы в парк, выставки рисунков;
‒ рассказывание и обыгрывание народных сказок, чтение книг, рассматривание иллюстраций в книгах;
‒ проведение экологических занятий.
Среди эффективных способов экологического воспитания детей важно отметить экскурсии и прогулки. Достигать положительных результатов в становлении экологической культуры школьников помогают выставки, конкурсы, разнообразные акции экологической направленности, праздники на экологические темы.
Результативность опыта
Используя в экологическом воспитании разнообразные методы и приемы, происходит работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, а также развитие их индивидуальных качеств: доброты, милосердия и заботы; умение видеть проблемы в природе, сопереживать слабым существам.
В процессе экологического воспитания потребительское отношение к природе уступает место готовности защищать и оберегать ее, т.е. окружающий мир воспринимается учащимися как объект их постоянной заботы.
В младшем школьном возрасте у детей с нарушением интеллекта умение достигать гармонии, как со своим внутренним миром, так и внешним формируется за счет усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.
Таким образом, формирование экологической культуры личности необходимо для достижения не только личностного счастья и смысла жизни, но и для искусства гармонизировать свои отношения с окружающим миром и самим собой, жить в ладу с людьми и природой, а в итоге – для устойчивого развития общества.
Данный педагогический опыт может быть полезен учителям начальных классов, родителям, студентам дефектологических факультетов.
Список литературы
- Гамаюнова, А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А.Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2003. - №3.
- Гребенникова, И.А., Лифанова, Т.М. Младший школьный возраст как наиболее значимый этап формирования экологической культуры у учащихся с нарушениями интеллекта / И.А. Гребенникова, Т.М. Лифанова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2010. - №3 (39).
- Косымова, А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2006. – № 5.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издат. центр «Академия», 2002.
- Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышва, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. - М. : Дрофа, 2009.
- Экологическое образование и воспитание детей. – М.: ООО «Новое образование», 2010.