Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности: «Фитнес для малышей»
Опубликовано 06.08.2016 - 18:21 - Радченко Светлана Владимировна
Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» - соответствовать, быть в хорошей форме) в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.
Фитнес для малышей – это одна из форм организации физкультурно – оздоровительных мероприятий для детей. Ребёнок приобретает большую часть информации об окружающем мире в период дошкольного детства. Это период интенсивного психического и физического развития детей, который наиболее важен для последующего становления гармоничной личности человека в целом, поэтому нужно вовремя выявить и развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Выбирая занятия для своего ребёнка, родителям необходимо помнить, что интеллектуальная, творческая, эмоциональная и физическая сферы деятельности важны в равной степени! Родители часто делают упор на развитие интеллекта и творчества, но недооценивают значения двигательной активности.
От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам. Подтверждено огромное положительное воздействие физических упражнений и подвижных игр на развитие таких психических процессов как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Так что залогом правильного развития является – гармония! Для родителей важно разумно подойти к подготовке своего чада к самостоятельному этапу в жизни.
Что касается физического развития, то в 3-4 года достаточно 1-2 раза в неделю ходить на общеукрепляющие спортивные занятия, такие как фитнес, и побольше подвижных игр на свежем воздухе. Спорт дисциплинирует, развивает, даёт уверенность в себе, занятия пойдут на пользу детям разного склада характера: пассивным – даст возможность открыться новым энергиям, у них появится жизненный тонус; гиперактивным – урегулирует процессы ярких эмоциональных всплесков, научит гармоничному распределению энергетических затрат; капризным - поможет почувствовать силу собственного тела, стать выносливее и по другому заявлять о себе в этом мире. По вопросам дополнительных упражнений и режиме дня, желательно посоветоваться непосредственно с инструктором. Уже к 3-4 годам следует выбрать специальные занятия по фитнесу, которые подойдут и будут полезными вашему ребёнку.
Детский фитнес - это уникальные занятия, соединяющие в себе элементы ритмики, гимнастики, аэробики, танцевальных уроков, включающих различные стили и направления, йоги и восточных единоборств. Фитнес для детей развивает не только координацию, гибкость, силовые качества, но и чувство ритма, артистичность. Корректирует осанку, стопу ноги, верхний плечевой пояс.
Детский фитнес - это нечто среднее между собственно фитнесом, лечебной физкультурой и игровым спортивными упражнениями. Фитнес учит малыша владеть телом, развивает гибкость и ловкость, силу и выносливость, совершенствует координацию движений. Хорошая физическая форма улучшает состояние иммунной системы: сопротивляемость организма инфекциям заметно увеличивается. Полезен фитнес и как профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Актуальность Программы состоит в том, что с каждым годом нагрузки на малышей увеличиваются, а свободного времени «для игр и роста» становится все меньше. Лет 20 назад никого особенно не удивляло, если ребенок шел в школу, не умея читать. Сейчас же «первый класс вроде института». Поэтому малыш ходит на развивающие занятия, на подготовительные «курсы» и только потом становится учеником. Для 5-6-леток подготовка к 6-7 урокам является вполне привычным делом. Вот и проходит день за письменным столом или что еще хуже – перед монитором. Результат может быть весьма плачевный: от искривления позвоночника и ухудшения зрения до неврозов. Редкие уроки физкультуры тут вряд ли могут помочь, а занятия спортом – не для каждого. Между тем, известно, что для гармоничного развития детям необходимо от 4 до 6 часов двигательной активности в день. Если учесть, что отсутствие физических нагрузок в детском возрасте, когда формируется организм, сказывается на здоровье еще серьезнее, чем во взрослом, то занятия детским фитнесом становится прекрасным дополнением к программе по физическому воспитанию дошкольников определенной федеральным государственным образовательным стандартом.
Необходимо помнить, что у современных детей случаются задержки развития двигательных умений и навыков, нарушения процессов костеобразования, слабость связочномышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета - все это замедляет физическое развитие и ухудшает соматическое здоровье.
Помимо борьбы с функциональными расстройствами организма, плоскостопием и сутулостью фитнес - одно из эффективнейших средств укрепления детского иммунитета. Примечательно, что здесь большую роль играет не только физическая активность, но и положительные эмоциональные впечатления.
Детский фитнес не только решает специфические оздоровительные задачи. Он становится еще и серьезным подспорьем в деле эмоционального и социального развития.
Программа направлена на создание условий для формирования социально активной личности; укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма, на формирование у детей 3-7 лет умений и навыков не только правильно «напрягаться» и заниматься, но и вовремя расслабляться – это действительно очень важный навык. Ребёнок переживает и негативные эмоции (стеснение, неудачи…), если он вовремя не сможет переключиться, то «проблема» может закрепиться на физическом уровне, в виде зажима, поднятых плеч, сутулости и т.д.
Цели и задачи реализации Программы
Занятия детским фитнесом закладывают фундамент для будущего физического и психологического здоровья. Это отличное времяпрепровождение, возможность выплеснуть накопившуюся энергию, освоение жизненно необходимых навыков и умений. Детский фитнес - это система тренировок с оздоровительными целями:
содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов и сопротивляемости организма в ной гимнастики, целом;
укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции, и предупреждению застойных явлений.
Основные задачи реализации Программы:
укрепить опорно-двигательный аппарат дошкольника;
сформировать правильную осанку.
укрепить силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия;
развить физические способности: координацию движений, силу, выносливость, скорость.
Новизна Программы состоит в реализации комплекса разнообразных направлений детского фитнесса, а именно:
Фитбол - гимнастика на больших разноцветных мячах. Развивает опорно-двигательный аппарат малыша, способствует профилактике сколеоза.
Йога – йога с элементами оздоровительной гимнастики доступна детям любой категории; с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. Важная особенность йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Физические упражнения улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, являются профилактикой нарушений в ОДА и простудных заболеваний. Занятия способствуют не только физическому укреплению ребенка, но и оздоровлению его психики.
Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку и оформленные танцевальными движениями. Ритмика-это умение передать свои чувства и переживания с помощью жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжении что составляет двигательную культуру человека.
Структура занятий
1-я часть. Вводная – разминочная.
В данной части занятия используются:
традиционные общеразвивающие упражнения,
зверобика (движения подражающие повадкам зверей),
танцевально – ритмическая гимнастика,
психогимнастика, пальчиковая гимнастика.
упражнения на гибкость.
2-я часть. Основная.
В основной части занятия используются следующие направления фитнеса:
фитбол,
ритмическая гимнастика,
йога.
3-я часть. Заключительная:
ходьба по массажным коврикам,
игровой самомассаж,
дыхательная гимнастика,
упражнения на расслабления основных групп мышц
игры малой подвижности
упражнения для снятия напряжения.
Программа ориентирована на 4 возрастные ступени дошкольного образования для детей с 3 до 7 лет. Срок реализации Программы – 4 года. Для каждой группы предназначается свой курс Программы в течение учебного года по тематическим блокам. Учебно-тематическое планирование образовательного процесса построено по принципу «от простого к сложному» в зависимости от возрастных особенностей детей. Предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень физической подготовленности детей, индивидуальные и возрастные особенности, направленность интересов в двигательной активности, пробуждает интерес детей к занятиям физической культурой, включает открытые мероприятия для родителей и совместные досуги детей и родителей.
1-й курс обучения (3-4 года) «Маленький Спортик»
2-й курс обучения (4-5 лет) «Ловкие ручки, быстрые ножки»
3-й курс обучения (5-6 лет) «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
4-й курс обучения (5-6 лет) «Будь здоров! Всегда здоров!»
Формы организации и режим непосредственно образовательной деятельности
Занятия проводятся в игровой форме (сюжетно-ролевые, бессюжетные), с учетом физиологических и возрастных особенностей детей преподаются элементы гимнастики, танцев, силовых упражнений, йоги.
Формы организации детей:
групповая (совместная образовательная деятельность);
индивидуальная (самостоятельная деятельность).
Режим непосредственно-образовательной деятельности.
Занятия проводятся по подгруппам 10-15 человек 2 раза в неделю: для детей 3-4 лет – 15 минут, 4-5 лет – 20 минут, для детей – 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут, во время которых проводится проветривание. Таким образом, в каждой возрастной группе проводится по 2 занятия в неделю.
Планируемые результаты:
Увеличение количества детей, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом.
Повышение уровня подготовленности и развития физических качеств у детей 4-7 лет.
Стабилизация эмоционального фона.
Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.
Каждый ребенок к концу обучения должен знать основы теории практики детского фитнеса – это основные понятия аэробики, гимнастики, акробатики, йоги, степа, хореографии.
Дети должны знать:
все основные понятия;
манеру исполнения тех или иных движений.
Дети должны уметь:
делать «шпагат», «мостик», «пирамиду», «колесо»;
выполнять, показывать повадки животных;
работать на степе;
выполнять хореографические движения;
уметь слушать музыку;
делать упражнения правильно.
Одним из социальных эффектов реализации Программы станет улучшение качества физического здоровья участников образовательного процесса, выражающееся в снижении показателя количества детей с низким уровнем физического развития.
Важным социальным эффектом реализации мероприятий Программы станет создание комфортных условий для получения качественных образовательных услуг, закрепление педагогических кадров в общей системе образования
Формы подведения итогов реализации Программы.
Основными формами подведения итогов реализации Программы являются:
мониторинг достижения детьми планируемых результатов,
открытый показ организованной деятельности по дополнительной программе для родителей и педагогов,
участие в соревнованиях, фестивалях, праздниках и развлечениях, во время проведения которых дети демонстрируют первые шаги своей деятельности, учатся выступать перед зрителями,
участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня,
видеоматериалы и фотоотчеты,
интернет-ресурсы.
Характеристика основных блоков программы
Йога. Йога основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений.
Физические упражнения улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, являются профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата и простудных заболеваний. Они способствуют не только физическому укреплению ребёнка, но и оздоровлению его психики.
Фитбол. Физкультурные занятия с фитболом проводятся по подгруппам с учетом групп здоровья, роста. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.
1) Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и пружинистые покачивания. Они обеспечивают выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.
2) В основной части занятия используются и.п. - лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а так же лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. – позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений; повысить неспецифические защитные силы организма.
3) Заключительная часть: проводится в и.п. - сидя на мяче - это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, релаксация на мяче и т.д.
Ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти - вот неполная характеристика красивого движения. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным. В данной программе используются не только музыкально-ритмические движения, но и акробатические упражнения. В процессе обучения акробатическим упражнениям каждый ребёнок прогибается в меру своих физических возможностей, без посторонней помощи, но при систематических упражнениях, наглядности и поощрениях повышает свои возможности. Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями, Они уверены в успехе, у них все получается. Сколько ярчайших эмоций и переживаний создают музыка и движения - основные помощники «волшебной феи» Ритмической гимнастики!
Педагогическая оценка развития детей
Дети, обучающиеся по курсу «Фитнес для малышей», прежде всего, учатся понимать спорт и его роль в жизни человека. Пространство, создаваемое посредством программы, способствует развитию у детей умения чувствовать и понимать свое тело.
Личностно – ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольникам своего отличия от других, своей слабости и силы, самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.
В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремлению к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является итоговая диагностика сформированности физических качеств. Осуществляется она при помощи методики, разработанной Н.В.Полтавцевой, Н.А.Гордовой «Обследование уровня развития физических качеств», а так же мониторинга физической подготовленности детей дошкольного возраста, разработанного Р.И. Армарян и В.А. Муравьевым. Мониторинг включает в себя пять тестов, каждый из которых направлен на выявление уровня сформированности физических качеств. В результате можно оценить особенности крупной и мелкой моторики, произвольное внимание, гибкость, ловкость, выносливость, мышечную силу.