Методическая копилка

Cитнёва Наталья Игоревна

Предварительный просмотр:

Как подготовить и провести занятие?

Шпаргалка для воспитателя

 Занятие пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Как подготовить занятие

  • Определение темы и ведущих понятий

1.  Четко определить и сформулировать тему.

2.  Определить место темы в учебном плане.

3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.

4.  Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

  • Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия — для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

  • Планирование учебного материала

1 .  Подобрать литературу по теме.  Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

2.Подобрать учебные занятия, целью которых является:

- узнавание нового материала;

-воспроизведение, применение ЗУН ( знаний, умений и навыков детей)  в знакомой и не знакомой ситуации;

- творческий подход к заданию.

3.  Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

• подводящие детей к воспроизведению материала,

•  способствующие осмыслению материала,

• способствующие закреплению материала.

  • Продумывание «изюминки» занятия

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы.

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

  • Группировка отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

  • Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

• что контролировать,

• как контролировать,

•  как использовать результаты контроля. Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

  • Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.

После того как воспитатель провел занятие, мы вместе с ним начинаем обсуждение. Первым начинает говорить педагог, насколько удачно или нет, по его мнению, проведено занятие. По мнению психологов и из личного опыта мне известно, что адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим занятиям. Это намного эффективнее, комфортнее для воспитателя, чем простое выслушивание от проверяющего, что у тебя хорошо, а что плохо. Для помощи в составлении самоанализа занятия я предлагаю педагогам следующую памятку.

Проведение самоанализа занятия

1. Определить место занятия в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после занятия.

2.  Соотнести поставленные цели для детей и педагога с достигнутыми на занятии и определить причины успеха или неудач.

3.  Определить уровень формирования знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

4.  Ответить на вопрос, что нового дало занятие для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интересов к данному занятию.

5.  Подумать, насколько оптимально было выстроено занятие: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?

6.  Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.

7.  Каким был темп занятия? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых знаний, а до чего додумались сами дети?

8.  Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал?»

9.  Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

10.  Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимозаинтересованность всех участников процесса.

11. Эмоциональное состояние педагога до занятия и после него: изменилось ли оно? В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в занятии? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?

При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику занятия в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения занятия? (Комбинированное,  занятие-отчет,  КВН  и т.д.)

Обоснуйте выбор формы занятия.

При анализе деятельности детей и педагога пп. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма работы детей на занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).

На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из занятия, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу занятия, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп занятия, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения.

После того как воспитатель провел самоанализ, я говорю свое мнение, разъясняю, что получилось удачно, над чем нужно поработать. По ходу занятия я записываю свои наблюдения в специальный бланк, в котором по пунктам разбит приведенный выше процесс подготовки и проведения занятия.

Анализ занятия

1.  Как воспитатель выполнил поставленные задачи?

2.  Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.

3.  Какой характер имеет занятие: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?

4. Способствует ли занятие развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?

5.  Какой психологический микроклимат в группе?

6. Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?

7.  Формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально, драматизация, КВН, викторина и др.).

8. Средства обучения и воспитания (наглядность, мультимедиа, аудио, видео, картинки, опорные таблицы и т.д.).

9.  Приемы обучения и воспитания (игровой, художественное слово и др.), оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.

10.  Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда).

11. Владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.

12.  Какие анализаторы детей были задействованы, каким образом?

13.  Владеет ли воспитатель методикой проведения занятий?

14.  Интегрированность занятия, связь с другими занятиями. (Возможно, это комплексное занятие.)

15.  На формирование каких психических процессов направлено занятие (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание)?

16.  Комфортно ли детям на данном занятии, каково психологическое состояние воспитателя?

Критерии оценки занятия

Шпаргалка для начинающего воспитателя

Обучение должно быть:

1) научным,

2) проблемным,

3) наглядным,

4) познавательным,

5) доступным,

6) систематическим и последовательным,

7) прочным,

8) развивающим,

9) воспитывающим:

• внимание,

• память,

• мышление,

• эмоции,

• воображение.

В ходе занятия применяются методы:

1.  Объяснительно-иллюстративные.

2.  Репродуктивные.

3.  Частично-поисковые.

4. Исследовательские. Организаторская деятельность педагога.

5.  Готовность педагога к занятию.

6.  Целевая установка занятия.

7.  Санитарно-гигиенические нормы.

8.  Индивидуальная работа.

9.  Нормы оценки знаний.

10.  Наличие обратной связи.

11.  Рациональность использования времени.

12. Организация рабочего места.

13.  Практические навыки и умения.

14.  Самостоятельная работа.

15. Самоконтроль и самооценка.

16.  Коллективная, индивидуальная, групповая работа.

17.  Развитие речи, качество ответов детей.

Данная система построения, проведения и анализа занятия помогает нашим педагогам работать, а нашим малышам — получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч, называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, т. к. дети быстрее запоминают его полное имя и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.

Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку   или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.  

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!

Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

ЛОВИ -ЛОВИ!

Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 м с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).

Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в центре (вначале   воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, — ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который  подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.

Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души.

ЧЕЙ ГОЛОСОК?

Дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова (например, игра «Кто разбудил Мишутку?». Воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, по¬чувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».

Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

ЗАЙКА

Заинька-зайка                                        Дети прыгают, поджав руки,

                                                                имитируя зайку.

Маленький зайка,                                  Садятся на корточки,

                                                                 показывают рукой вершок от

                                                                 пола.

Длинные ушки,                                      Дети приставляют ладошки к

                                                                 Голове – «ушки».

Быстрые ножки                                      Побежали.

Заинька-зайка                                         Движения повторяются.

Маленький зайка,

Деток боишься,                                      Дети обхватывают себя

                                                                 Руками.

Зайка-трусишка.                                    Изображая страх, «дрожат».

МИШКА

Мишка, мишка косолапый,               Приподнять плечи, руки

Мишка по лесу идет,                            округлить, носки ног

                                                                Повернуть внутрь, идти

                                                                Переваливаюсь

Мишка хочет сладких ягод                  Погладить себя по животу,

                                                                Облизнуться

Да никаких их не найдет.                     Оглянуться по сторонам,

                                                                Пожать плечами

Вдруг увидел много ягод                     Показать указательным пальцем

И тихонько зарычал.                             На лице восторг, двумя руками

                                                                 «собирать» ягоды» в рот

Подошли к мишутке                             Помаршировать.

Детки, Мишка громко зарычал.           Кулачками потереть глаза,

                                                                 Изобразить плач.

Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».

Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!        

СТОЛЯРЫ

Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.

Стальные зубы остры – легко идет пила.

Вжик – вжик, вжик – вжик.

Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,  

И беленькие стружки свернулись в завитки

Шух – шух, шух – шух.

А ну-ка веселее ударим молотком.

Покрепче, поровнее мы гвоздики забьем.

Тук- тук, тук-тук.

КОЗЛИК

Козлик по полю гулял, на гармонике играл:

Чики-брыки, чики-брык на гармонике играл.

Вышел из лесу медведь, стал на козлика реве

Чики-брыки, чики-брык стал на козлика реве

Козлик наш не убежал, веселее заиграл.

Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас:

Чики-брыки, чики-брык так и пляшет он сейчас!

ЗАРЯДКА

Скачет лягушонок, ква-ква-ква                          

Плавает утенок, кря-кря-кря.

Быстрая синица. Тюр-лю-лю.

Все вокруг стараются спортом занимаются!

Прыгает козленок, ме-ме-ме,

А за ним ягненок, бе-бе-бе.

Все вокруг стараются

 спортом занимаются.




Предварительный просмотр:

Игры

для детей раннего возраста в период адаптации.

«Утреннее приветствие».

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого находящегося в группе ребенка.

Содержание.

Дети и воспитатель встают в круг. Все поднимают руки вверх, пальцы соединены вместе. Руки над головой образуют полукруг.

Воспитатель говорит: «Доброе утро, солнце! Мы рады тебе».

Дальше: «все мы проснулись, за руки взялись», - руки медленно опускаются вниз. Дети берутся за руки.

Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, продолжает: «И Таня здесь…И Саша здесь…И Люба здесь…». Все дети повторяют эти слова за воспитателем.

Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!». Дети встают на цыпочки, подняв вверх сцепленные руки, и хором говорят: «Все здесь!».

«Липучки».

Цель: отработка коммуникативных навыков детей, умение слушать инструкцию.

Содержание.

Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Двое, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они припевают (приговаривают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руки и присоединяют к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей. Когда в группе все станут «липучками», все вместе танцуют и припевают: «Мы липучки-приставучки».

Примечание: на первых порах в роли «липучки» выступает воспитатель.

«Карусели».

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей и с ритмом музыки и текста.

Содержание.

Воспитатель по очереди подходит к каждому ребенку и приглашает «покататься на каруселях». Все берутся за руки и встают в круг.

Воспитатель говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Лети вслед за воспитателем повторяют слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

Карусель медленно движется в правую сторону.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали…

Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.

Тише, тише, не спешите.

Карусель ос-та-но-ви-те…

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Примечание: текст разучивается заранее, можно играть без музыкального сопровождения, с очень маленькими детьми направление движения можно не менять.

«Кенгуру».

Цель: обучение двигаться в паре, подстраиваться к ритму партнера.

Содержание.

Воспитатель разбивает детей на пары. Один ребенок – «кенгуру» - стоит, другой – «кенгуренок» – сначала стоит к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача – на расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна…).

Примечание: можно играть не только со сверстниками, а и со взрослыми (мамой, воспитателем, старшим братом или сестрой).

«Паровозик».

Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом.

Содержание.

Модификация игры «Кенгуру».

Один ребенок встает на четвереньки, другой – обхватывает его руками. Дети ползут вперед, имитируя паровозик: «Чух-чух-чух».

 

«Только вместе».

Цель: обучать детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.

Содержание.

Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребенок старается держать мяч двумя руками). По команде воспитателя дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать. Их главная задача – научиться действовать согласовано, не выронить мяч.

Примечание: когда дети освоят этот вариант игры, ее можно усложнить, например, придерживать мяч только одной рукой.

«Помоги Тане».

Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

Содержание.

Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Для более старших детей – на 3-4 части.

Полученные детали раздают детям - каждому по одной – и просят их помочь Тане починить ее игрушки.

Задача малышей - найти отдельные части игрушки и соединить их.

«Это я. Узнай меня».

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Содержание.

Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Ребенок должен узнать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ему отгадать, называя по очереди всех играющих детей.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

«Улитка».

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности детей.

Содержание.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности.

Затем воспитатель встает во главе строя детей, а дети пристраиваются на ним «паровозиком» - каждый последующий обнимает за талию предыдущего.

Взрослый говорит, что теперь они все вместе – большая улитка.

По команде воспитателя «Лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится.

По команде «Лягушка ускакала» дети, не расцепляя рук, прохаживаются по комнате и хором говорят: «Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет».

Игра повторяется до тех пор, пока не перестает доставлять детям удовольствие.

«Мой хороший попугай».

Цель: развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.

Содержание.

Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Воспитатель бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) другому ребенку.

Сначала игра проходит в медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем темп игры ускоряется.



Предварительный просмотр:

ПСИХОГИМНАСТИКА ПО МЕТОДИКЕ М. И. ЧИСТЯКОВОЙ

Используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей и взрослых.

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цветок.

Теплый луч упал на землю и согрел в земле зернышко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед солнцу.

Выразительные движения

Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика

Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Ласка.

Ребенок с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

Вкусные конфеты.

1. У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами.

2.  Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят ребенка.

3. Разворачивают бумажки и кладут конфеты в рот.

4. Изображают удовольствие, конфеты очень вкусные. Золотые капельки.

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки на лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен летний дождь.

Звучит спокойная мелодичная музыка.