Дистанционное обучение
Программа «Скрапбукинг для начинающих» является модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей, имеет культурологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.
Скрапбукинг, скрэпбукинг (англ.scrap — вырезка, book — книга, букв, «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.
Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями классических альбомов — в коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы-аккордеоны (лепорелло), альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, и даже отдельные открытки (так называемый кардмейкинг или «изготовление открыток»). Существует и так называемый «цифровой скрапбукинг», использующий для оформления и украшения фотографий различные компьютерные приложения.
Занятия скрапбукингом тесно связаны с развитием мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие устной и письменной речи ребенка. Связь эта была установлена еще во II веке до н.э. В разных странах проводились исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь.
Скрапбукинг влияет на развитие творческих способностей, формирует элементы технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.
Уже в детском саду осуществляются занятия по ИЗО, Конструированию, кружки « Умелые руки», "Рукоделие" и другие дополнительные занятия, на которых детей учат работать с бумагой.
Здесь происходит первое знакомство с различными приемами работы с бумагой такими как, аппликация -вырезание правильных контуров по обозначенным линиям их компановка с последующим наклеиванием на какую либо основу, будь то бумага или другой материал . Оригами- умение складывать из бумаги различные фигуры. Плетение из бумажных полосок. Данные примеры позволяет прививать детям основы пространственного мышления. И конечно, это первоначальный этап, что бы почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от результатов своей работы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 раза в неделю (68 ч). Длительность занятия 40 минут, группы по 10-12 человек. Это позволяет уделить необходимое время каждому обучающемуся, учитывая их возможности. На теоретические знания отводится 30% времени, а все остальное - на практические работы, познавательный материал дается через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для обучающихся форме.
Реализация программы «Скрапбукинг для начинающих» способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Дидактические цели:
• Развить понимание художественно-выразительных особенностей скрапбукинга;
• Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные;
• Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;
• Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательные:
• Познакомить с историей и развитием скрапбукинга;
• Познакомить с основами цветоведения;
• Научить четко, выполнять основные приемы реконструкции;
• Научить выполнять сборку и оформление готового изделия;
• Научить изготовлять открытки, упаковки для подарков, шкатулки из разных материалов;
• Научить составлять коллажи, панно, композиции, альбомы.
2. Воспитательные:
• Привить интерес к данному виду творчества;
• Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
• Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
• Развивать творческие способности;
• Развивать внимание;
• Развивать образное мышление;
• Развивать фантазию;
• Развивать моторные навыки.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• Правила поведения, правила техники безопасности;
• Инструменты и материалы;
• Специфику скрапбукинга как одного из видов искусства;
• Общие закономерности формообразования и композиции искусства скрапбукинга;
• Историю развития скрапбукинга, его место и роль в общемировом контексте;
• Основы цветоведения;
• Последовательность изготовления изделий;
• Технология выполнения и уход за готовыми изделиями.
Обучающиеся должны уметь:
• Соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с ножницами, дыроколами, штампами и пр.;
• Подбирать материалы для создания изделия;
• Правильно соединять элементы между собой;
• Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
• Характеризовать специфику различных видов скрапбукинга;
• Выполнять декоративную отделку готовых изделий.
Методы обучения.
Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого раздела программы. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В ходе реализации программы «Скрапбукинг для начинающих» применяется демонстрационные методы: просмотр презентаций, видеоуроки.
На заключительном этапе реализации программы дополнительного образования обучающиеся проектируют и выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у обучающихся ответственность за качество своей работы.
Занятия носят дифференцированный характер. Учитель предлагает тему и варианты работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. В то же время широко использует принцип коллективности, так как работа в творческой атмосфере носит как характер соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол. часов |
| |
План | Факт | |||
I | Основы скрапбукинга | 3 |
|
|
1.1 | Что такое скрапбукинг? История скрапбукинга. | 1 |
|
|
1.2 | Материалы и инструменты. Что нужно для скрапбукинга? | 1 |
|
|
1.3 | Виды скрапбукинга. | 1 |
|
|
II | Основные направления скрапбукинга | 6 |
|
|
2.1 | Направление АТС в скрапбукинге. | 2 |
|
|
2.3 | Направление кардмейкинг. | 1 |
|
|
2.4 | Направления inch и rinch в скрапбукинге | 2 |
|
|
2.5 | Направления lifting (лифтинг), doodling (дудлинг), zentangle (зентанглы) в скрпабукинге | 1 |
|
|
III | Базовые техники, используемые в скрапбукинге | 5 |
|
|
3.1 | Техника дистрессинг. | 1 |
|
|
3.2 | Техника эмбоссинг. | 1 |
|
|
3.3 | Техника штампинг. | 1 |
|
|
3.4 | Техника тэринг. | 1 |
|
|
3.5 | Техника кропппинг (кадрирование). | 1 |
|
|
IV | Базовые стили скрапбукинга | 9 |
|
|
4.1 | Free style (Свободный стиль) | 1 |
|
|
4.2 | Shabby chic (Потёртый шик) | 1 |
|
|
4.3 | Clean and Simple (Чисто и Просто) | 1 |
|
|
4.4 | European. Европейский стиль | 1 |
|
|
4.5 | American. Американский стиль | 1 |
|
|
4.6 | Vintage (Ложностаринный стиль). | 1 |
|
|
4.7 | Heritage (Наследие). | 1 |
|
|
4.8 | Mixed media – смешение стилей | 1 |
|
|
4.9 | Stimpank - стимпанк | 1 |
|
|
V | Цветоведение в скрапбукинге | 1 |
|
|
5.1 | Основы цвета. Значение колористики в скрапбукинге. | 1 |
|
|
VI | Технологические основы скрапбукинга | 2 |
|
|
6.1 | Композиция. | 1 |
|
|
6.2 | Создание украшений. | 1 |
|
|
VII | Технология изготовления открытки | 4 |
|
|
7.1 | Изготовление скрапбукинг-открытки | 1 |
|
|
7.2 | Открытка «С днем рождения!» | 1 |
|
|
7.3 | Открытка в стиле винтаж | 1 |
|
|
7.4 | Открытка «С новым годом!» | 1 |
|
|
VIII | Технология изготовления скрап-странички | 5 |
|
|
8.1 | Понятие коллаж. | 1 |
|
|
8.2 | Мой портрет. | 1 |
|
|
8.3 | Скрап-странички. | 1 |
|
|
8.4 | Скрап-страничка «Я родился!» | 1 |
|
|
8.5 | Итоговое занятие. Зачет. Выставка работ. | 1 |
|
|
ИТОГО часов: | 34 |
|
|
Содержание программы
1 год обучения
I. Основы скрапбукинга
1.1Что такое скрапбукинг? История скрапбукинга. (Лекция)
Введение в программу. Понятие скрапбукинг. Роль скрапбукинга в современном творчестве. История развития скрапбкинга на Западе. История развития скрапбукинга в России.
Презентация "Скрапбукингhttp://festival.1september.ru/articles/655835/ и кардмейкинг"
1.2 Материалы и инструменты. Что нужно для скрапукинга? (Лекция, практическое занятие)
Бумага: бумага для скрапбукинга (дизайнерская), калька (веллум), картон, крафт-бумага, кардсток, пастель. Свойства бумаги. Элементы декора.
Клей и клеящие средства. Ножницы и резаки. Фигурные компостеры (дыроколы). Карандаши. Маркеры. Люверсы и кроподайл (установщик люверсов). Штампы. Триммер для бумаги. Палочки для теснения. Замена материалов.
Создание украшений с использованием дыроколов и палочек для тиснения.
1.3 Виды скрапбукинга. (Лекция)
Бумажный (или традиционный) скрапбукинг как вид ручной работы, популяризированный Мэрелин Кристенсен. Цифровой скрапбукинг – новое направление, появившееся с развитием компьютерных технологий. Гибридный скрапбукинг - совмещение элементов бумажного и цифрового скрапбукинга.
II. Основные направления скрапбукинга
2.1 Направление АТС в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)
Понятие АТС (Artist Trading Card). История обменных карточек. Основные требования к АТС. Правила создания АТС. Изготовление серии АТС из 5 штук с использованием сделанных ранее украшений. Сайты, где можно обменяться карточками АТС.
Мастер- класс открытка в технике АТС http://www.livemaster.ru/topic/415015-mk-artist-tr...
2.2 Направление кардмейкинг. (Лекция, практическое занятие)
История развития кардмейкинга. Бумага, используемая в кардмейкинге. Техники создания различных эффектов на бумаге. Типы бумаги, фактура. Создание скетча открытки.
Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Кардмейкинг – искусство создания открыток" http://festival.1september.ru/articles/627297/
История кардмейкинга-http://www.livemaster.ru/topic/734715-istoriya-kar...
2.3 Направления inch и rinch в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)
Декорирование в скрапбукинге. Описание элементов и материалов для украшения изделий в скрапбукинге. Понятия «инчик», «ринч», «твинчик». Изготовление серии «инчиков», «ринчиков» и «твинчиков» с последующим применением в работе. Создание рамки для фото с использов анием «инчиков», «ринчиков» и «твинчиков».
2.4 Направления lifting (лифтинг), doodling (дудлинг), zentangle (зентанглы) в скрпабукинге. (Лекция, практическое занятие)
Понятие скрап-лифтинг. Понятие дудлинг. Понятие зентаглы. Применение дудлинга. Ознакомление с тем, из чего состоит сраничка скрап-фото альбома. Лифтинг фона страницы для альбома, с использованием техники дудлинг.
III. Базовые техники, используемые в скрапбукинге
3.1 Техника дистрессинг. (Лекция, практическое занятие)
Понятие дистрессинг. Способы, как состарить бумагу. Варианты применения данной техники: создание рваного края, использование дистрессовых чернил, кракелюр, тонирование, состаривание бумаги, создание потёртостей, царапин и так далее.
Скрапполезности. http://scrap-with-love.blogspot.ru/2011/05/blog-po...
3.2 Техника эмбоссинг. (Лекция, практическое занятие)
Понятие эмбоссинг. Разновидности эмбоссинга: метод тиснения и влажный эмбоссинг. Создание рисунка на бумаге с помощью трафарета.
Эмбоссинг: Обзор инструментов иматериалов www.youtube.com
3.3 Техника штампинг. (Лекция, практическое занятие) Понятие штампинг. Использование надписей, текста в скрапбукинге. Создание рисунка на бумаге с штампов, красок. Понятие журналинг.
Что такое штампинг. http://scrapportal.ru/info/chto-takoe-shtamping
3.4 Техника тэринг. (Лекция, практическое занятие). Понятие тэрринг. Создание эффектов: тонированный, рваный край.
3.5 Техника кропппинг (кадрирование). (Лекция, практическое занятие) Понятие кроппинг.
IV. Базовые стили скрапбукинга
4.1 Free style (Свободный стиль). (Лекция)
Понятие Фристайл (freestyle) в скрапбукинге. Признаки, по которым можно определить работу в стиле фристайл. Примеры работ в стиле фристайл. Цветовая гамма. Материалы для скрапбукинга в стиле фристайл.
4.2 Shabby chic (Потёртый шик). (Лекция)
Стиль шебби шик в скрапбукинге. Отличительные черты стиля шебби шик. Приемы состаривания. Примеры работ в стиле шебби шик.
Шебби- шик- обучение. http://www.liveinternet.ru/users/5426694/rubric/54...
4.3 Clean and Simple (Чисто и Просто). (Лекция)
Говорящее название Clean and Simple (Чисто и Просто). Основные характеристики стиля Clean and Simple. Примеры работ в стиле Clean and Simple. Материалы для скрапбукинга в стиле Clean and Simple.
4.4 European. Европейский стиль. (Лекция)
Европейский стиль как одно из главных направлений в скрапбукинге. Отличительный черты европейского стиля в скрапбукинге. Примеры работ в европейском стиле.
4.5 American. Американский стиль. (Лекция)
Основные характеристики американского стиля. Примеры работ в американском стиле. Материалы для скрапбукинга в американском стиле.
4.6 Vintage (Ложностаринный стиль). (Лекция)
«Винтаж» как термин. Характерные черты стиля винтаж в скрапбукинге. Примеры работ в стиле винтаж. Материалы для скрапбукинга в винтажном стиле.
4.7 Heritage (Наследие). (Лекция)
Характеристика стиля Эритаж в скрапбукинге. Примеры работ в стиле Эритаж.
4.8 Mixed media – смешение стилей. (Лекция)
Микс как один из самых сложных стилей, выходящих за рамки скрапбукинга и становящийся на грани хобби и искусства. Примеры работ в стиле микс.
4.9 Stimpank – стимпанк. (Лекция)
Характеристика стиля Стимпанк. Декор и тематика работ в стиле стимпанк. Примеры работ в стиле стимпанк.
V. Цветоведение в скрапбукинге
5.1 Основы цвета. Значение колористики в скрапбукинге. (Лекция)
Правильный подбор цветовой гаммы для страницы. Принципы сочетания цветов. Изучение цветового спектра, цветовой круг.
VI. Технологические основы скрапбукинга
6. 1 Композиция. (Лекция)
Декорирование страницы. Правильный выбор и применение украшений в скрапбукинге.
6.2 Создание украшений. (Практическое занятие)
Создание цветов для скрапбукинга из бумаги, органзы, ткани, лент. Изготовление листьев из бумаги.
VII. Технология изготовления открытки
7.1 Изготовление скрапбукинг-открытки. (Лекция, практическое занятие)
Подбор бумаги для основы открытки. Выбор материалов и инструментов. Знакомство с интересными шаблонами скрапбукинг-открыток. Изготовление шаблона открытки. Мастер-класс по изготовлению скрапбукинг-открытки.
7.2 Открытка «С днем рождения!» (Лекция, практическое занятие)
Знакомство с примерами открыток «С днем рождения!». Изготовление шаблона для открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.
7.3 Открытка в стиле винтаж. (Лекция, практическое занятие)
Знакомство с примерами открыток в стиле винтаж. Изготовление шаблона для открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.
7.4 Открытка «С новым годом!» (Лекция, практическое занятие)
Знакомство с примерами открыток «С новым годом!». Изготовление шаблона для открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.
http://www.liveinternet.ru/tags/%E2%E4%EE%F5%ED%EE...
http://ksuiv.blogspot.ru/2013/03/blog-post_8048.html
http://bantik.net/novogodnie-fony/nggallery/page/1
http://www.stranamam.ru/post/8596301/
VII. Технология изготовления скрап-странички
8.1 Понятие коллаж. (Лекция, практическое занятие)
Работа с фотографией. Определение и выбор главных и второстепенных фотографий. Использование кроппинга (кадрирования). Скетч. Фон и подложка.
8.2 Мой портрет. (Практическое занятие)
Рассказ – коллаж о себе. Описание характера, индивидуальности, увлечений. Создание коллажа с рассказом о себе.
8.3 Скрап-странички. (Лекция, практическое занятие)
Из чего состоит скрап-страница. Этапы создания скрап-странички.
8.4 Скрап-страничка «Я родился!» (Практическое занятие)
Создание страницы для альбома с использование изученных ранее техник и изготовленных украшений на тему «Я родился!» (Практическое занятие)
8.5 Итоговое занятие. Зачет. Выставка работ.
Тест. Выставка открыток и скрап-страничек. Обсуждение работ. (Практическое занятие)
Источниками создания программы являются интернет-ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.memuaris.ru
- http://rus-scrap.ru/notes/skrapbooking.html
- http://scrapnews.net