Консультация для родителей

Белоусова Галина Владимировна

Обучение математике посредством сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_matematika.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 Обучение математике младших дошкольников с использованием сказок.

Математика- основа множества специальностей, средство развития мышления и ,по меньшей мере, положительная оценка по окончанию школы необходима. Не у всех есть возможность оказывать помощь лично, но быть в курсе и , если надо. Приглашать частных учителей приходится. Гораздо легче и лучше изучать то, что любишь. Сказка написана так, что дает возможность родителям проявить к ребенку индивидуальный подход, с учетом его личных возможностей, а родителям они хорошо известны.

Итак, самый маленький возраст, это когда ребенку начинают читать сказки, опять таки, все зависит от конкретного ребенка!

           Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи системы.
Эстетическая роль математики (эстетика - наука о прекрасном) состоит , в частности, в том, что она сводит разрозненные элементы и связи системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство частей целого, полезность, удовольствие и др.).
Воспитательная роль математики состоит в том , что изучение и применение математики вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна .
           В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
          Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

           Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают сказку привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы. 

            При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
            На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам . Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач - загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников - детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи( загадки). Сказка всегда была прекрасным средством обучения, поскольку игра дает возможность заинтересовать ребенка, а это самое главное!

           Мой опыт основан на работе с детьми и на некоторых важных принципах родителей . для которых образование детей является в жизни особо важной целью. Такие родители начинают читать ребенку книги задолго до того. Как он научился говорить, как можно раньше начинают учить буквам, чтению и счету. Умение читать и любовь к чтению- основа и залог любого образования.

            Есть много причин, чтобы учить ребенка математике до того, как он пойдет в школу:

  • Не везде преподавание математики ведется по программе , позволяющей ее успешное изучение;
  • Не всегда преподают хорошие учителя, не всякий, даже хороший учитель, может привить любовь к своему предмету, а некоторые даже способны вызвать к нему отвращение. У ребенка из-за трудностей и неудач может пропасть желание учиться уже в начале учебы, а как после этого он может изучать математику дальше?

          Книг по играм, занимательным задачам и опытам достаточно много на разных языках. Нужно только побольше  играть с ребенком, особенно в детском саду и начальных классах школы, а в процессе игры осторожно и понемногу его учить, так чтобы ребенок думал, что игра продолжается.

           Начинаем со сказки "Теремок. Она" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка.

            А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. "Колобок" и "Репка" особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в "Репке" можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?  

          "Три медведя" - это вообще математическая  супер -сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками.

           Чтение "Красной Шапочки" даст возможность поговорить о понятиях "длинный" и "короткий". Особенно , если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка.
         Еще одна очень полезная сказка для освоения счета - "Про козленка, который умел считать до десяти". Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.
          Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, "Котята" С. Михалкова или "Веселый счет" С. Маршака. Множество стихов-считалочек есть у А. Усачева. Вот одна из них, "Считалка для ворон":
• Я решил ворон считать: 
• Раз, два, три, четыре, пять. 
• Шесть ворона - на столбе, 
• Семь ворона - на трубе, 
• Восемь - села на плакат, 
• Девять - кормит воронят... 
• Ну а десять - это галка. 
• Вот и кончилась считалка.

Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером.

                               

                             Советы родителям

 Как научить малыша считать и в чем преимущества раннего счета?

        Начинать обучение счету следует со знакомства с понятием « количество», а не с заучивания  численного порядка и запоминания названия цифр. Ребенок должен наглядно видеть , что значат количества 2, 5, 10 – видеть лучше в разнобой, а не по порядку. Для этого покажите ему 2, 5, 10 одинаковых предметов. Это могут быть счетные палочки, кубики , апельсины ил что-  нибудь еще. В комплекте по обучению счету « Математика с пеленок» используются карточки с крупными красными точками в количестве от одного до ста. Такую методику можно применять для занятий с малышом уже с самого его рождения. Чем раньше вы займетесь с крохой математикой, тем выше будут результаты!

        Не забывайте о постоянной практике- определяйте количество всего, что Вам встречается. Ребенок с удовольствием может посчитать ступеньки, дома, съеденное количество ложек каши и многое другое. Главное – такие занятия будут веселыми, увлекательными и непринужденными.

       От количественного счета периодически переходите к порядковому. Например, Вы можете подниматься по лесенке и приговаривать: это первая ступенька, это вторая. Это третья. Чтобы малыш понимал смысл счета, а не запоминал порядковый ряд, нарушайте последовательность. Расставьте игрушки в ряд и скажите: « Этот мишка сидит пятым, кукла- восьмая, а зайчик- первый».

        Также можно знакомить кроху с понятием: больше, меньше, столько же,  поровну. Например:» У меня 5 карандашей, у тебя -10. Посмотри, у тебя карандашей больше, а у меня меньше. Теперь возьми 3 карандаша, и я возьму 3 – у нас равное количество карандашей, у тебя их столько же, сколько и у меня .У нас поровну. А теперь дай мне 3 карандаша! Сколько у тебя их осталось? Нисколько! Ноль!» Эти сравнения – первый шаг к решению примеров и задач.

          На следующем этапе Вы можете научить ребенка осознанно выполнять различные арифметические действия, решать равенства и неравенства. При этом пока можно не отдохнуть от количественного отображения чисел. Используйте все те же счетные палочки, кубики , точки. Не торопитесь знакомить кроху с цифрами. Хорошо зная количества, запомнить их символическое написание, он сможет очень быстро.

        Зачем все это надо, спросите Вы? Разве недостаточно научить малыша считать , например, до 100 в прямом и обратном порядке? Разве не научат его решать примеры на занятиях в школе? Дело в том, что неосознанный счет не даст элементарных математических понятий, навыков оперирования количествами, основ логического мышления. Обучая счету через понятие « количества», Вы сформируете у малыша умение понимать и отслеживать причинно- следственные связи, выстраивать элементарные заключения, продуктивно и логически мыслить. Такие навыки позволят ребенку быть успешным в школе не только на уроках математики, но и в изучении различных наук- геометрии, физики. Химии.