воспитательный проект
воспитательный проект по формированию здорового образа жизни "В здоровом теле-здоровый дух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_posredstvo_avtosohranennyy.docx | 51.52 КБ |
Предварительный просмотр:
В здоровом теле-здоровый дух
Автор: Толстиков Юрий Михайлович-учитель физической культуры ГБОУ ООШ с. Старая Кармала муниципального района Кошкинский.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2010 г. – июнь 2017 г.
Проект реализуется в 4 – 9 классе ГБОУ ООШ с. Старая Кармала с 2010 года и имеет долгосрочную перспективу.
Актуальность:
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Как считает С.В. Попов сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Изложенное позволяет вывести противоречие: все знают о важности здорового образа жизни, но на практике применяет не каждый (“знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, и нет мотивации к заботе о собственном здоровье).
Направленность проекта:
Проект направлен на формирование новых жизненных установок, воспитание социально активной личности, способной самостоятельно реализовать социально значимые мероприятия, умеющего использовать на практике ценности здорового образа жизни.
Данный проект реализуется в сельской школе. Миссия сельской школы – это духовно-нравственная сверхзадача, направленная на созидание личности ребёнка и взрослого, являющаяся поселенчески – образовательным фактором и опорой России, выражена в его умении и желании вместе с детьми и взрослыми села создавать условия для практического созидания и познания, ценностного осмысления собственного я и окружающего мира.
Стратегия: создание и внедрение в деятельность ООШ системы здорового образа жизни учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Средства реализации проекта: объединение «Добрыня», спортивные комитет школы.
1. Основная часть
1.1. Сроки реализации проекта
Цикл проекта, на реализацию которого отводится 7 лет, состоит из трех этапов:
• подготовительный – сентябрь - декабрь 2010 г.;
• основной – январь 2011 г. - декабрь 2016 г.;
• заключительный – январь 2016 г. - июнь 2017 г.
На подготовительном этапе:
Цель: подготовка условий работы по формированию здорового образа жизни
- разрабатываются нормативно-правовые документы проекта,
- диагностика и анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
· анкетированию детей и родителей, анализу полученных результатов;
· анализу соблюдения и выполнению режима дня детей;
· анализу расписания занятий;
· выполнению санитарно-гигиенических требований;
· сформированности элементарных навыков гигиены;
· рациональному питанию;
· профилактике вредных привычек;
· организации просветительской работы с учащимися и родителями;
· мониторингу физического развития учащихся;
· анализу заболеваемости учащихся, выявлению динамики различных заболеваний, их возможных причин.
На основном этапе необходимо:
Цель: реализация программы по формированию здорового образа жизни
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, включает:
· внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности или включаются в учебный процесс;
· лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
· проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
· создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
· проведение соответствующих лекций, семинаров, педсоветов, круглых столов, тренингов, диспутов, родительских собраний, ролевых игр и т.п.;
· приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;
· привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия,
- выбрать способ реализации,
- обогащать содержание народных игр,
- развивать ученическое самоуправление.
- включить в работу волонтеров из числа родителей, социальных партнёров. Проект будет корректироваться после анализа результатов диагностики уровня мотивации и анкетирования всех участников образовательного процесса.
На заключительном этапе проекта оценивается эффективность работы:
Цель: анализ итогов реализации программы
- проведение заключительной диагностики уровня мотивации учащихся,
- анкетирование всех участников проекта,
- обобщить результаты проекта,
- провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
1.2 Содержание опыта, ориентированного на формирование базовых национальных ценностей.
В современном мире принципиально изменилась роль и место образовательных систем. Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, которое обеспечивает его прогресс во всех сферах, требует системных изменений и в системе образования[1].
Школа, будучи основной и самой продолжительной ступенью образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, качества жизни человека, и общества в целом. Именно поэтому, важнейшим требованием современности является требование того, чтобы система образования работала на опережение, т.е. готовила человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов развития экономики и социальной сферы нашей страны.
1.3 Характеристики основных проблем, на решение которых направлен проект
В Законе РФ «Об образовании» четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач образования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям формирования творческих компетентностей, индивидуального опережающего развития, здоровьесозидания, активизации воспитательной составляющей, направленной на формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся.
Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее). При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники проводят в стенах школы.
Нормативной базой для проведения и реализации проекта стали :
1. Закон РФ об образовании
2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.
М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
6. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
7. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
8. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях (Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13)
9. Конвенции о правах ребенка; закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
10. Письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»; письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7;
11. «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02» // Официальные документы в образовании – 2003, №3;
12. Приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ» // Официальные документы в образовании 20/2002;
13. Письма Минобразования «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии»// Официальные документы в образовании - 2002, №26;.
Структура системной работы по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Здоровьесберегающая инфраструктура | Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы | Реализация дополнительных образовательных программ | Просветительская работа с родителями (законными представителями) |
Планируемые результаты | ||||
Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. | Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятий в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения. Обучающиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. У обучающихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. | Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья; рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера ан ступени начального общего образования. Обучающиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и отдыха | Эффективное внедрение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс | Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занитий по профилактике вредных привычек |
Планируемые результаты реализации программы.
личностные УУД:
-оценивать важность бережного отношения к здоровью человека и к природе;
-пониматьважности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
- использовать информацию в проектной деятельности по формированию ЗОЖ под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
-учиться критично относиться к собственному мнению;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Реализация программы способствует:
– повышению эффективности работы педагогов и медицинских работников по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
– пополнению фонда технического оборудования и создание дополнительных кабинетов по обслуживанию учащихся с целью сохранения и укрепления их здоровья;
– удовлетворению спроса населения (подростков, молодежи, родителей) в использовании спортивной базы школы для занятий спортом;
– использованию новых, эффективных технологий, основанных на уважении личности, ее интересов, заботе о ее здоровье;
– расширению перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дополнительные образовательные учреждения, для решения проблемы адаптации учащихся I ступени;
– обеспечению охраны жизни и безопасных условий учебы и труда; сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
– созданию условий для полноценного питания обучающихся;
– повышению профессионального мастерства и качества труда педагогических кадров;
– созданию новых культурно – спортивных комплексов;
– формированию зрелой личности выпускника с позитивными моральными ценностями, с высоким потенциалом здоровья.
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. перед системой образования поставлены цели:
- Обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
- Для повышения у учеников мотивации на приобретение знаний в школе необходимо создавать благоприятную общую обстановку при обучении, создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предметам, приятное эмоциональное сопровождение, а также приучать учеников к самостоятельной работе, к самостоятельному поиску решений, чаще создавать обстановку соревнования.
- Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному выбору здорового образа жизни. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить этот выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума.
Просветительская работа с родителями
1.Консультативная работа, цель которой – разработка рекомендации для учителей, родителей по укреплению здоровья школьников.
• Тренинги для родителей:
OПроблемы здоровья детей.
O Роль семьи в воспитании здорового ребёнка. Проблемные ситуации в семье.
O Права ребёнка. Принятие ребёнка.
O Стили воспитания и последствия для ребёнка.
O Влияние родительских установок на развитие детей.
O Активное слушание.
O Позитивное разрешение конфликтов.
O Способы организации совместной деятельности. Гендерный подход в воспитании.
O Воспитание самостоятельной личности.
O «Передача ответственности».
O Формирование жизненно важных навыков.
O Профилактика жестокости и насилия. Завершение тренинга.
• Родительские собрания:
O «Распорядок дня ребёнка».
O «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп».
O «Профилактика простудных заболеваний».
O «Профилактика стрессов».
O «Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни».
O «Компьютер и здоровье».
• Выпуск бюллетеней для родителей:
O «Распорядок дня ребёнка».
O «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп».
O «Профилактика простудных заболеваний».
O «Профилактика стрессов».
O «Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни».
O «Компьютер и здоровье».
• Информирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни с использованием листовок, буклетов, школьных информационных стендов.
• Индивидуальное консультирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни.
2. Совместная внеклассная работа педагогов, родителей и обучающихся:
• праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;
• туристические походы, экскурсии;
• привлечение родителей-специалистов для участия в работе с детьми, проведения круглых столов для педагогов.
Создание в образовательном учреждении программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и её эффективное функционирование предполагает полноценное осознание всеми участниками образовательного процесса важности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Модель взаимодействия с семьями обучающихся
Модель ученического самоуправления
Ученический коллектив (собрание)
ШУС
Совет физоргов
Физорги класса