Интересные материалы для учащихся и учителей
На странице можно найти интересные материалы, которые помогут вам и вашим ученикам "учиться интересно, легко учиться, радостно учиться"...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Perspektivno-kalendarnyy_plan_vospitatelnoy_raboty.doc | 43 КБ |
Konditerskaya_fabrika.doc | 117.5 КБ |
Leksicheskie_uprazhneniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно-календарный план воспитательной работы
для начальной школы.
Ю.Ю. Пасынок,
зам. директора по УВР
школы первой ступени
и инновационной работе,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
Некоторые классные руководители добросовестно заводят тетрадку, с помощью которой пытаются так или иначе организовать и систематизировать свою деятельность. Другие – покупают готовые «Дневники классного руководителя». Однако в таких тетрадках обязательно чего-нибудь не хватает.
Рабочая тетрадь для классных руководителей «Перспективно-календарный план воспитательной работы» (см. Приложение) разработана и напечатана для облегчения труда педагогов. Она составлена по всем «законам» школьной жизни и призвана «прожить» с учителем целый год, направляя и подсказывая, что необходимо сделать в данный момент.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по экономике с использованием интерактивных методов обучения.
Пасынок Юлия Юрьевна,
учитель начальных классов и экономики
МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска
Тема: Кондитерская фабрика: индивидуальное и конвейерное производство.
Цели: 1. Познакомить учащихся с индивидуальным и конвейерным
способами производства, научить различать их.
2. Развивать внимание, мышление, воображение.
3. Способствовать воспитанию трудолюбия, вежливости и
доброжелательности в отношениях с товарищами.
Форма работы: групповая.
Ход урока.
Предварительный просмотр:
Лексико - орфографические упражнения при изучении слов из словаря.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая по прописи и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом (см. Приложение 3).
Методические исследования и практика школьной работы показывают, что все многообразие лексико-орфографических упражнений можно представить в виде четырех групп упражнений:
- различные виды диктантов;
- лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;
- упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;
- упражнения по развитию речи детей.
ДИКТАНТЫ
Данный вид упражнений можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости выясняют значение слова.
Картинный диктант: 1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставя знак ударения.
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания: 1) записать в первый столбик слова-названия животных, во второй - слова-названия растений; 2) записать в первый столбик слова, в написании которых надо запомнить гласную Е, во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную О, в третий - слова, в написании которых надо запомнить гласную А; 3) выписать только слова из "Словаря":
Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом -
Съешь морковку мимоходом.
Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
Диктант по памяти. Например: 1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов; 2) записать по памяти слова, в написании которых нужно писать в безударном слоге гласную букву Е.
Диктант с комментированием. Учитель называет слово из "Словаря" или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом. Например: 1) четвертый день недели (четверг); 2) прием пищи в середине дня (обед); 3) плод яблони (яблоко); 4)помещение для торговли чем-нибудь (магазин).
Диктанты с опорой на этимологию (включают только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились):
а) объяснительный диктант с лексическим заданием.
Этот вид диктанта традиционен и проводится большинством учителей. Он носит элементы занимательности, помогая учащимся закрепить в памяти лексическое значение "трудного" слова. Если же учитель в словарной работе систематически использует этимологию, в сознании ребенка при выполнении такого диктанта актуализируются сведения о происхождении данного слова, позволяющие верно его написать. Эти сведения и должен записать младший школьник в качестве проверки к "трудным" словам.
Например: Как называется лиственное дерево с белым стволом? Запись в тетради ученика: береза (берза).
б) узнай слово по полной этимологической справке.
В этом виде диктанта учитель называет исторический корень, от которого образовано слово, и значение этого корня.
Например: это слово произошло от…
… общеславянского ДОР, что значит "расчищенное место" (дорога);
… общеславянского КОР - "рог" (корова);
… восточнославянского КОРЗАТЬ - "рубить ветки, счищать кору" (корзина);
… исконно русского ХОРС - "чистый, убранный" (хороший).
б) диктант с обоснованием.
Выполняя это задание, школьники вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово.
Например: (сольдо) солдат.
в) самодиктант.
Выполняя это задание, учащиеся вспоминают и записывают как можно больше слов, имеющих в своем составе исторический корень.
Например: корень - КАП - от КАПО = "голова" (капитан, капитанский, капуста, капустный и др.).
ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком - о сирени как цветке этого растения.
1.Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом.2.Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень.
- Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.
1.Вот и лето подоспело - земляника покраснела. 2.Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. 3.Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.
- Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.
- Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.
- Объясните значение выделенных слов.
1.Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. 2.Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот.
- Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.
1.Советский воин бережет родной страны покой и славу. 2.С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. 3.Только взял боец трехрядку, сразу видно - гармонист. 4.Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.
7. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
- Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.
Друг - товарищ. Узор, труд, торжество, холод, боец…
9.Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.
Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…
- Объясните смысловое значение слова язык в каждом предложении. В каком предложении слово язык употреблено в прямом значении? Запишите это предложение в тетрадях. Определите род, число, падеж, склонение слова язык.
1.Богат и красив русский язык. 2.Разведчики взяли языка. 3.Язык сильно ударял о стенки колокола. 4.Малыш больно прикусил язык.
- Что значит болтать языком? Что значит болтать ногами? Сколько значений у слова болтать?
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
- Что значит молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях:
1.Время бежит. 2.Бежит ручей. 3. Зерно бежит из комбайна в машину.
- Замените данные сочетания слов выражениями из "Слов для справок".
1.Обмануть. 2.Очень много. 3.Неизвестно когда. 4.Очень давно. 5.Свободный для транспорта путь. 6.Очень быстро.
Слова для справок: зеленая улица; обвести вокруг пальца; яблоку негде упасть; после дождичка в четверг; при царе Горохе; прокатить с ветерком.
УПРАЖНЕНИЕ В КОНСТРУИРОВАНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.
1.Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда. 2.Заяц, … - это звери, а … , … - это птицы. 3.Пенал, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты. 4.Морковь, … , … - это овощи.
- Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из "Слов для справок". 1.Как алмазы … на листьях росинки. 2.Пылает заря, … роса. 3.Снег … под лучами зимнего солнца. 4.Солнце … , а месяц … .
Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.
- Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь - морковка, желтый - желтоватый, черный - черненький, ветер - ветрище, корова - коровенка, сверкать - сверкнуть.
- К данным словам подберите подходящее по смыслу словарное слово. Напишите составленные словосочетания.
Жареный - … , восточный - … , соленый - … , тракторный - … , зеленая - … , сытный - … , школьный - … , прекрасная - … , огородные - … .
Переходить (что?) … , ехать (на чем?) … , сварить ( из чего?) … , рисовать (чем?) … , выращивать (что?) … , гордиться (кем?) … .
- Выберите одно из близких по смыслу слов.
Настоящее счастье для народа в … . Я помог товарищу в этом трудном … . Хорошо тому, кто любит свою … .
Слова: работа, дело, труд.
- Выберите синонимы к словам Родина, бесконечный, охранять и запишите их. Составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.
Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
- Составьте предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, воробью по колено.
- Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова для справок: пугливые, трусливые, робкие.
- Замените повторяющееся слово "старик" подходящими по смыслу словами из рубрики "Слова для справок".
В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Вдруг старик услыхал: "Дзенн!" красивый такой звук, как струна пропела. Старик очень удивился: "Кто это в лесу на струне играет?"
Слова для справок: он, охотник, старый медвежатник, старик.
- Прочитайте и расскажите, о чем прочитали. Озаглавьте текст.
Во времена парусного флота плавание зависело от погоды, от направления ветра. Для выхода в море нужен был попутный ветер. Ветер надувал паруса и направлял судно вперед. Выражение "попутный ветер" стало использоваться в речи и в другом значении. Пожелать кому-либо попутного ветра - значит пожелать удачи.
- Составьте текст-описание на любую тему.
1.Ну и огурчик! 2.Молодая осинка. 3.Земляничная поляна. 4.Ох уж эта лисица! 5.Буренушка.
- Какую бы картину вы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды (яблоку негде упасть; одна нога здесь, другая там и др.).
В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении словарных слов учитель может предложить игры типа "Кто больше?", "Кто лучше?", "Кто быстрее?", "Кто правильнее?", "Кто быстрее и правильнее?" и др.:
1. "Кто больше?" К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь.
Герой, комбайн, желтый, песок, осина … .
2. "Кто больше?" К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).
Сирень, помидор, морковь, огурец, осина … .
3."Кто быстрее?" К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) словарное слово.
Белый - … , юг - … , запад - … , грустно - … , медленно - … , прощай - … , плохо - … , друг - … .
4. "Кто быстрее?" Вспомните, о ком так говорят.
Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока … .
5. "Кто больше?"
- Вспомните загадки, отгадками к которым являются словарные слова. Загадайте их товарищам.
- Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова. Проговорите их вслух.
- Вспомните художественные произведения, в названии которых есть слова из словаря.
- Вспомните стихи, в содержании которых есть слова из словаря.
В данной работе представлены лишь некоторые из возможных упражнений, которые можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.