Программа география 6

Груздева Анастасия Николаевна

Программы по которым я работаю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon география 6 класс145.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
география
 6 класс

Составитель: учитель  

Груздева Анастасия Николаевна

2016 год

Пояснительная записка

  Рабочая программа по географии составлена на основе

  • федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • примерной программы основного общего образования по географии;
  • программ развития и формирования универсальных учебных действий.
  • Программы линии УМК Издательского центра «Вентана-Граф под редакцией В. П. Дронова, авторы составители А. А. Летягин, И. В. Душиной и др.
  • федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;

•        идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
География — учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий
многие компоненты как естественнонаучного, так и общественно-научного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Основная цель географии- создание условий познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде. Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает:

  • понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;
  • приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;

•        формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.
Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:

  • умение пользоваться одним из «языков» международного общения — географической картой;
  • умение пользоваться современными информационными технологиями;
  • владеть научными географическими понятиями;
  • видеть проблемы и ставить вопросы;
  • анализировать информацию, классифицировать и группировать её;
  • наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.

В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  1. актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении «Начального курса географии» в 6 классе;
  2. развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  3. научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  4. научить устанавливать связи в системе географических знаний.

 География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 6 классе 34 ч (1 ч в неделю), из них 6 – на выполнение практических работ.

1. Планируемые результаты 

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии  обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  6. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
  2. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  1. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  2. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  3. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

2. Содержание учебного курса

 Географическое познание нашей планеты (6 ч)

География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание

Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии

Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение

Изображение земной поверхности (12 ч)

План местности (6 ч)

Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли.

Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами.

Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака.

Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова

Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы)

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)

Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса

Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе

Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин

Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами

Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации.

Геосферы Земли (15 ч)

Литосфера (5 ч)

Минералы и их свойства.

Ильменский минералогический заповедник.

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность.

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира.

Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира.

Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.

Атмосфера (6 ч)

Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.

Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды.

Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.

Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года.

Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели.

Гидросфера (2 ч)

Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения.

Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота.

Биосфера и почвенный покров (1 ч)

Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах.

Географическая оболочка Земли (1 ч)

Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки.  Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле.

Образование рас в разных природных условиях.

Резерв 2 ч

Практические работы

Пр: 1 Ориентирование на объекты, расположенные на пришкольном участке

П.р.2 Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам

П.р.3 «Описание Кавказских горы с использованием плана».

П.р.4 « Описание Западно-Сибирской равнины с использованием плана».

П.р. 5 Анализировать основные климатические показатели своей местности

П.р.6 «Описание географическое положение реки Нил»

3. Тематическое планирование

 

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности

Введение. Географическое познание нашей планеты.

1

Начало географического познания Земли

Урок

усвоения

новых

знаний

Строить модель гномона. Измерять высоту Солнца над горизонтом. Составлять свою «Карту мира» в «дневнике географа-следопыта»

2

География в средние века. (Европа)

Комбинированный урок

Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» марко Поло. Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа — следопыта» Оценивать прогноз погоды на лето, составленный по народным приметам в 5 классе.

3

География в средние века. (Азия)

Комбинированный урок

Изучать устройство компаса. Создавать модель компаса. Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу.

4

Великие географические открытия.

Комбинированный урок

Работать с топонимическим словарём. Создавать игру «материки и части света»

5

Географические открытия и исследования в 16-19 веках.

Комбинированный урок

Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы. Проводить, обрабатывать результаты и подводить итоги школьной экспедиции.

6

Современные географические исследования.

Комбинированный урок

Изучать изображения Земли из космоса. Работать по освоению «языка» космических снимков.

Изображение земной поверхности.

План местности.

7

Изображения земной поверхности.

Урок

усвоения

новых

знаний

Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника «Поленово».

Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности.

8

Ориентирование на местности.

Комбинированный урок

Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.

Определять среднюю длину своего шага.

Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке.

9

Топографический план и топографическая карта.

Комбинированный урок

Создавать игру «Топографическое домино».

Проводить чемпионат по топографическому домино.

10

Как составляют топографические планы и карты.

Комбинированный урок

Проводить полярную съёмку пришкольного участка.

Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»

11

Изображение рельефа на топографических планах и картах.

Комбинированный урок

Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой.

Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов. Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа.

12

Виды планов и их использование.

Комбинированный урок

Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта».

Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов.

13

Глобус-модель Земли.

Комбинированный урок

Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг.

14 — 15.

Географические координаты.

Комбинированный урок

Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса. Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного полярных округов.

Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам.

 

16

Определение расстояний и высот по глобусу.

Комбинированный урок

Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса.

Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки.

Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса.

Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направления «север-юг».

17

Географическая карта.

Комбинированный урок

Изучать правила работы с контурными картами. Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты..

18

Географические карты и навигация в жизни человека.

Комбинированный урок

Изготавливать самодельный эклиметр. Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности).

Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями).

19

Обобщающее повторение

 Урок  закрепления.

Геосферы земли (15 ч.)

Литосфера (5 ч)

20

Минералы.

Комбинированный урок

Работать с коллекцией минералов и горных пород.

Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость.

Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта»

21

Выветривание и перемещение горных пород.

Комбинированный урок

Заочно знакомиться с известняковыми пещерами.

Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита.

Наблюдать первые результаты опыта

22

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

Комбинированный урок

Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника.

Описывать Кавказские горы с использованием плана, разработанного на уроке

23

Равнины и плоскогорья суши.

Комбинированный урок

Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника.

Описывать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана, разработанного на уроке

24

Рельеф дна мирового океана.

Комбинированный урок

Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.

Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода

Атмосфера (6 ч.)

25

Как нагревается атмосферный воздух.

Комбинированный урок

Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели.

Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды.

Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.

Объяснять отмеченные различия

26

Атмосферное давление.

Комбинированный урок

 Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом.

Измерять атмосферное давление на разных этажах здания.

Определять высоты по разности атмосферного давления

27

Движение воздуха.

Комбинированный урок

Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах.

Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре.

28-29

Вода в атмосфере.

Комбинированный урок

 Проводить опыт, показывающий, как образуется туман.

Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта».

Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков

30

Климат.

Комбинированный урок

Составлять карты климатических рекордов Земли.

Анализировать основные климатические показатели своей местности

Гидросфера (2 ч.)

31

Воды Мирового океана.

Комбинированный урок

 Составлять карту «Глобальный океанический конвейер».

Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.

Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника.

Описывать Индийский океан с использованием плана, разработанного на уроке

32

Воды суши.

Комбинированный урок

 Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами

33

Биологический круговорот. Почва

Комбинированный урок

Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке.

Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта»

34

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка.

Комбинированный урок

 Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков.

Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта»