Профориентация
Все о профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_professii.docx | 18.39 КБ |
interesy_i_sklonnosti.docx | 17.38 КБ |
oshibki_v_vybore_professii.docx | 16.19 КБ |
pamyatka_vybirayushchemu_professiyu.docx | 12.79 КБ |
pered_tem_kak_vybrat_professionalnoe-podumay.docx | 13.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Выбор профессии - дело, безусловно, ответственное. Выбирая профессию, человек не просто выбирает ту деятельность, которой ему предстоит заниматься в рабочее время (что уже немало). Он выбирает и образ жизни, весь ее уклад.
Учесть нужно многое, всего и не перечислишь. Около 90% взрослых людей говорят о том, что на их выбор профессии и образования, так или иначе, повлияли родители.
При этом встречаются крайние случаи.
Одни с обидой рассказывают о том, как им пришлось потратить с десяток лет на учебу и работу "для мамы". А лишь потом, наконец, взять на себя смелость вернуться к тому, чем всегда так хотелось заниматься самому. Поистине детский восторг от обретения любимого дела иногда разбавляет и досада. Досада о том, что столько лет потрачено зря. О том, что все, кто начали тогда, после школы, добились уже многого. Досада о том, что уже не так просто дается второе образование и вся смена жизненного уклада.
Другие же говорят, что благодарны родителям. Что только впоследствии осознали, насколько близкой и "своей" стала для них выбранная профессия. Здесь можно услышать истории вроде: "Я же была совсем девчонкой, ветер в голове, то в актрисы хотелось после удачной роли в школьном спектакле, то вслед за подружками поступить на престижный экономический. Если б отец тогда не настоял тогда на образовании инженера, не знаю, что бы со мной было".
Так надо ли слушать родителей, когда выбираешь профессию и ВУЗ?
С одной стороны, выбираешь свою жизнь, жизнь, в которой предстоит жить самому и отвечать за себя самому. С другой, родители - не чужие люди и желают добра, а значит, к их советам стоит прислушаться.
Попробуем разобраться. Итак, ваши мнения разошлись. Посмотрим, чем чаще всего аргументируют свою позицию родители и как на это реагировать.
"В этой профессии денег никогда не заработаешь".
Вы выбрали одну профессию, а родители советуют другие варианты, более денежные, по их мнению. Прежде всего, задумайтесь, насколько значимым моментом для вас является как таковая финансовая независимость, достаток.
Важно объективно оценить необходимый вам уровень дохода. Именно поэтому здесь стоит прислушаться к мнению взрослого, самому бывает трудно оценить свои потребности, если обычно их обеспечивают родители.
При этом нужно иметь в виду, что родители не всегда обладают правильной информацией по этому вопросу, хотя и жизненный опыт значит многое. Все же перепроверьте информацию, вы можете, например, зайти на сайты по поиску работы и посмотреть востребованность профессии на рынке труда и уровень предлагаемого дохода.
Мне не удалось пойти в эту профессию, зато у тебя получится
Иногда бывает так, что по разным причинам человек не смог реализовать свою мечту и, видя свое продолжение в своем ребенке, хочет, чтобы эту мечту реализовал он.
Очень хочется оправдать ожидания мамы (папы). Но нужно серьезно отнестись к этому решению. Одно дело, когда вы, и правда, получили в наследство от мамы/папы способности и интерес к этой профессии.
Совсем другое дело - пытаться быть не собой, а другим человеком... Это может иметь серьезные последствия, особенно если ожидания оправдать не удастся.
Поговорите в таком случае серьезно с родителями. Попробуйте выяснить, исходя из чего они советуют эту профессию, объясните свою позицию, что вы - другой человек, со своими интересами, способностями и желаниями.
"Ты не потянешь".
Родители убеждают, что профессия, обучение на выбранном факультете, слишком сложны. Считают, что вы переоцениваете свои силы, не понимаете, что вам предстоит. "А помнишь, наш сосед, как ни старался, вылетел с третьего курса?".
Стоит прислушаться к этим доводам и точнее разобраться с тем, что вам, на самом деле, предстоит, на какие предметы будет упор при обучении и на каком уровне. Оцените объективно свои возможности, снимите "розовые очки". Но может быть и такое, что родители недооценивают ваши силы, особенно если вы замечали, что такое было и в других областях.
"Я же лучше знаю, эта профессия идеальна для тебя!"
Наверное, в первый момент такие заявления родителей вызывают только чувство протеста, но не торопитесь отворачиваться от этого совета.
Попросите родителей привести аргументы. Возможно, окажется, что они замечают в вас какие-то качества, которые вы сами не видите. Особенно это актуально в той ситуации, если вы сами еще не определились окончательно с выбором профессии.
Иногда родители, и, вообще, близкие люди, даже лучше видят особенности и способности человека, чем он сам. Задумайтесь, в целом, насколько хорошо знают вас родители, насколько у вас близкие отношения. Или у них в голове все еще образ того ребенка, которым вы уже перестали быть?
Бывает, что родители приводят такие доводы, которые, вообще, нельзя оставлять без внимания.
Самый яркий пример - если обучение в выбранном вами ВУЗе платное, и родители говорят, что семья не потянет таких расходов. Похожая ситуация возникает, если для учебы нужно уезжать в другой город.
В таком случае можно постараться найти компромисс. Либо поискать ВУЗ, в котором обучение по этой же или близкой специальности будет дешевле (или есть шансы поступить на бюджетное отделение). Другой вариант, если вам так важен именно этот ВУЗ, договориться с родителями, что часть средств за обучение вы будете вносить с собственных денег. Это может быть подработка, если это возможно при графике занятий, может быть договоренность о сокращении средств на личные расходы, вы можете попробовать получить грант на обучение и тому подобное.
Еще один пример - "сюда без связей не поступишь". К сожалению, бывают, действительно, такие учебные заведения, куда оказывается невозможным поступить человеку "со стороны". И родители могут, в самом деле, быть лучше осведомлены в этом вопросе. При таком раскладе тоже лучше заняться совместным поиском компромиссных вариантов. Аналогично стоит действовать, если родители говорят, что этот ВУЗ не дает качественного образования по выбранной специальности.
Иногда родители изо всех сил отговаривают детей заниматься той профессией, которой занимаются сами. Безусловно, их мнению здесь стоит верить, отнестись к нему со всей серьезностью, ведь они хорошо знают ситуацию изнутри, лишены иллюзий.
Попросите маму/папу описать все плюсы и минусы, подводные камни его профессии и приложите их к себе.
При этом не надо забывать, что и в рамках одной профессии есть специальности очень разные, многое зависит и от непосредственного места работы. Если минусы, названные вам, связаны, прежде всего, с этим, то у вас есть шанс пройти по той же профессиональной дорожке совсем иным, может быть более успешным, путем.
А мама или папа станут верными советчиками и помощниками в этом, если вы все же решите пойти по их стопам. О чем и можно с ними сразу договориться.
Иногда же, наоборот, родители предлагают своему ребенку "легкий путь".
Предлагают пойти учиться в ВУЗ, в который легче поступить, или на профессию, по которой потом устроят на работу. Конечно, это избавляет от многих проблем, но прежде чем согласиться, ответьте себе на вопрос, а готовы ли вы ради легкости отказаться от собственных желаний, стремлений, предпочтений.
Что более ценно для вас, более ценно на данный момент? Тут нет хорошего и плохого, все зависит от того, ощущаете ли вы уже в себе достаточно сил и уверенности для полностью самостоятельных решений и путей.
Родителям всегда бывает очень тревожно, если ребенок выбирает профессию, далекую от их сферы деятельности.
Например, у родителей-врачей сын планирует поступать учиться на режиссера или у родителей-музыкантов дочь поступает на экономиста. Эта тревога, в первую очередь, связана с тем, что родители чувствуют свою беспомощность в будущем помочь вам при обучении и освоении профессии. Плюс часто в таких случаях профессия окутана для них мифами, представляющими ее как трудную/ невыгодную / невостребованную и тому подобное.
Если это ваш случай, устройте родителям знакомство с вашей будущей профессией. Расскажите, в чем заключается ежедневная работа, где могут работать такие специалисты и сколько зарабатывать. Тогда больше шансов, что родители поддержат вас в вашем выборе.
В общем, вывод в том, что все советы родителей нужно воспринимать не как истину в последней инстанции, а как еще один источник информации. Причем источник, чаще всего, доброжелательный и конструктивный.
Но, как и с любым источником информации, с ним надо работать. Что это значит? Важно спокойно, по-взрослому, поговорить с родителями, выяснить все причины и аргументы, по которым они дают ту или иную рекомендацию. Чувство протеста ("А я все сделаю по-своему!") - плохой советчик в этой ситуации, вам нужна объективность.
Но как любой источник информации, он не должен быть единственным. Важно так же изучить мнение самих специалистов в выбранной профессии, почитать статьи о ней, узнать как можно подробнее о ВУЗе и факультете, на который собираетесь поступать и так далее.
И уже после этого взвешивать все за и против.
Советоваться, получать информацию можно и нужно любыми способами. Родители, чаще всего - источник один из лучших. Но решение всегда остается за вами, ведь вы определяете, прежде всего, свою судьбу.
В любом случае, поблагодарите родителей за неравнодушие к вашей судьбе, уверьте, что тщательно взвесили все аргументы. И обратитесь с просьбой поддержать ваш выбор, первый взрослый выбор в вашей жизни. Расскажите о том, что их поддержка необходима вам, чем бы вы не решили заниматься.
Только по-настоящему взрослая, вдумчивая ваша позиция даст возможность родителям понять, что вы и вправду уже готовы брать на себя ответственность за свою жизнь.
Капризы, скандалы, нежелание слышать других мнений - поведение детское, а потому хочется взять жизнь сына или дочери еще под больший контроль. Помните об этой вполне естественной реакции.
Выбор профессии и учебного заведения - пожалуй, первая серьезная проверка на взросление: Удачи вам в нем!
По материалам сайта http://www.deti-plus.ru
Предварительный просмотр:
Интересы и склонности
...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную "Всемирную историю для детей". Там была изображена охваченная огнем Троя. "Где находится этот город?" - спросил мальчик. "Никому еще не удавалось найти его, - ответил отец. "Когда я вырасту, я найду его!” - воскликнул сын.
С 14 лет он - ученик в лавке, затем - юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским - за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.
Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.
(Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989.)
С обыденной точки зрения поведение Шлимана – чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья – «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью.
Представим, что не было этих сорока лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.
Интересы бывают различны по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.
Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей.
«У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», — стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза.
Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Определить свои интересы вам поможет следующая методика:
Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы можно обозначить словом “хочу”, то склонности — это первый шаг к “могу”.
Как управлять своими интересами и склонностями
Вспомним страницы романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»:
… Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношей... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение - блестящая, гениальная мысль.
Он взял кисть и спокойно принялась за работу. Вот вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.
- Что, брат, заставляют работать?
Том круто повернулся к нему:
- А, это ты, Бен! А я и не заметил.
- Слушай-ка, я иду купаться. Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.
Том посмотрел на него и сказал:
- Что ты называешь работой?
- А разве это не работа?
- Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...
… Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого города. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать какой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее.
Тому удалось сделать привлекательной, по крайней мере, в восприятии товарищей, скучную, неинтересную работу. Он убедил ребят, что белить заборы – большая честь и редкое удовольствие. И самое главное, что они испытали эти чувства на самом деле.
Если влиять на интересы других людей можно, то управлять своими собственными интересами просто необходимо. Для это нужно соблюдать следующие условия:
- добровольность — цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;
- постепенность — следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;
- положительные эмоции — “усилие на грани приятного” — заниматься до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.
Интерес формируется в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности — спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.
Следующее необходимое условие правильного выбора профессии – учет своих профессиональных возможностей, то есть способностей.
Галина Резапкина.
Предварительный просмотр:
Ошибки в выборе профессии
В последние годы нередко можно прочитать в газетах о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов – лечащим врачам, потребители – производителям недоброкачественных продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга. Причина большинства техногенных катастроф – халатность и недостаточный профессионализм.
Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть вызвана отсутствием, недостатком или искажением информации. Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.
В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до 3—4 профессий, о содержании которых имеется смутное представление. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Кстати, эти предубеждения стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими мастерами. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке. В предпринимательской среде существовала особая иерархия. Предпринимателем 1-го ранга считался промышленник, то есть производитель продукции, а за ним шел купец (продавец этой продукции, посредник). Самую низшую ступень занимали банкиры, которых презрительно называли процентщиками и ростовщиками.
Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии – выбор из соображений «престижа». «Престиж» – понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.
Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию “за компанию”, не думая о том, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.
Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все – телесериалы, советы случайных людей, мода.
Выбор профессии не ставит крест на других ваших интересах. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе своего жизненного пути. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Музыканты и ценители музыки знают А.П.Бородина как выдающегося музыканта, а ученые - как великого химика. «Если бы мне сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.
Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тетчер стала великим политиком.
…Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я делаю это в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера…
Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители…
(Ю.М. Орлов. Самопознание и самовоспитание характера)
Но правильный выбор профессии – еще не все. Если человек не развивается, может наступить профессиональная деформация – явление, заметное только со стороны. Учитель, у которого потребность учить и оценивать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от командного голоса и привычки всех строить; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз – наверняка вы можете вспомнить взрослых, профессию которых можно определить по их поведению. Смена профессиональной деятельности помогает избежать профессиональной деформации. На протяжении жизни человек может несколько раз менять профессию. Иногда хобби превращается в профессию, а профессия становится хобби.
Какую цену вы готовы заплатить за свой выбор? Чем вы будете за него расплачиваться? Некоторые профессии вредны для здоровья. Есть профессии, трудно совместимые с семейной жизнью.
Летчики, космонавты, подводники, полярники, пожарные, саперы работают в условиях высокой степени риска. «Вряд ли сейчас существует профессия, в которой чувство нового так неразрывно переплеталось бы с риском, как в профессии космонавта», – пишет летчик-испытатель Е.В.Хрунов.
Участник первой экспедиции на Луну М.Коллинз рассказывал: «В космосе на каждого участника полета ложились нечеловеческие нагрузки – нервные, физические, нравственные. Космос не прощает даже малейших ошибок. А ты рискуешь главным – своей жизнью и жизнью товарищей… Это слишком большое напряжение, от которого не уйдешь и десять лет спустя».
Есть люди, для которых риск является жизненной потребностью. Эти люди стремятся к опасности и находят в ней радость и смысл жизни. Многие известные летчики, космонавты, путешественники говорят о своей любви в детстве к подвижным играми, экстремальным видам спорта. Но этого недостаточно. Способность принимать решения в критических ситуациях, развитая интуиция с опорой на знания и навыки, быстрота реакции, безупречное здоровье, отличная спортивная форма – вот основные требования экстремальных профессий.
Но рисковать можно не только своей жизнью и здоровьем. По-своему опасны профессии и учителя, и судьи, и врача. Выбирая профессию, важно осознавать степень риска и ответственности.
Мы рассмотрели факторы, определяющие профессиональную успешность – требования рынка труда, учет своих интересов, склонностей и способностей. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений.
Галина Резяпкина
Предварительный просмотр:
Памятка выбирающему профессию
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.
Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.
Пользуйся информацией профессионалов.
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,
внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется),
реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
• Изучи глубже самого себя:
разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Предварительный просмотр:
Перед тем как выбрать профессиональное образование — подумай!
Если же все-таки кто-то из вас думает о продолжении обучения в профессиональных учреждениях, то при выборе дальнейшей профессии прислушайтесь известного ученого, психолога и педагога Е.А. Климов, который предлагает учитывать восемь важнейших сторон выбора профессии.
1. Личные профессиональные планы. Речь идет о той профессии, которую выбирает обучающийся.
2. Мнение родителей о профессиональном выборе. (По Климову — позиция старших). Родители знают своего ребенка лучше других, и их мнение должно быть учтено при выборе профессии, однако не стоит слепо следовать рекомендации родителей.
3. Мнение преподавателей. Учитель-профессионал (классный руководитель) способен дать квалифицированный совет — ведь он наблюдал учащегося несколько лет и в деятельности, и в свободном общении со сверстниками.
4. Информированность о профессии, которую выбирает подросток, т.е. насколько учащийся знает особенности выбираемой (или выбранной) профессии, условия труда.
5. Склонности учащегося, положительные и отрицательные стороны в предпочитаемом виде деятельности.
Способности учащегося как предпосылка успешности будущей профессиональной деятельности.
6. Уровень притязания. Это соответствие желаний старшего подростка и его возможностей. Притязания могут быть адекватными, т. е. уровень знаний, интеллектуальное развитие и способности соответствуют уровню выбираемой профессиональной сложности. Уровень притязаний может быть завышенным и заниженным.
7. Мнение товарищей (одноклассников) по поводу выбора профессии, или позиция товарищей (знакомых учащихся УНПО или студентов УСПО). Эта позиция имеет как бы две стороны. Во-первых, мнение товарищей о развитии определенных сторон и способностей личности может быть учтено при выборе профессии отдельным учащимся. Вместе с тем, нельзя выбирать будущую профессию (УНПО или УСПО) «за компанию» с товарищем, чтобы играть по-прежнему в одной спортивной команде; просто потому, что не хочется расставаться или по принципу: «Пацаны говорят, что там здорово!».