Мои педагогические опыты

Крикленко Ольга Валерьевна

На данной странице размещены краткие тексты работ, внесённых в краевой банк передового педагогического опыта:

- в 2012 году по теме "Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников";

- в 2015 году по теме "Игровые приёмы развития мелкой моторики в работе по коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи";

- в 2019 году по теме "Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода наглядного моделирования

в системе коррекционной работы по преодолению

общего недоразвития речи у дошкольников

          Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.   Одним из таких средств является наглядное моделирование.

  Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

          Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ним. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.                                                             

          Впервые я использовала метод наглядного моделирования на занятиях по формированию фонематических представлений. Я поняла, что  схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, а потом и связь слов в предложении. Я увидела, что даже те дети, которые не владели материалом и с трудом понимали мои инструкции, активизировались на занятиях.  Я поняла, что предложенные мною методические приемы достаточно просты и доступны для детского понимания, они облегчают процесс обучения, который опирается на зрительную, наглядную модель.

           В настоящее время коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу  комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи.

          Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедической группы, в которой я работаю, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. У них всегда отмечается патология звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Такое многообразие нарушений я выявляю в ходе речевого обследования и фиксирую в личной речевой карте ребёнка  вместе с заключением о речевом диагнозе (общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня).

           80% детей с общим недоразвитием речи, посещающих логопедическую группу  – это дети с 3-им уровнем речевого развития.  На этих детей, в основном,  я и ориентирую подбор развивающих и коррекционных приёмов обучения.  

         Я, как и многие мои коллеги, не остаюсь в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной педагогики и внимательно слежу за методическими новинками в области применения метода наглядного моделирования в коррекции речи.

         Мною разработана и используется целая система логопедических игр и заданий с применением наглядного моделирования, основанная на исследованиях наших отечественных педагогов и адаптированная для детей дошкольного возраста с данной речевой патологией.

          Например, для определения места данного звука в слове используются игры «Светофор», «Гусеница», «Пуговица», ««Подарки Змею Горынычу».

          Для упражнения в звуковом анализе слогов и слов применяются следующие  пособия и игры: «Собери бусы» (целью этой игры также является развитие мелкой моторики), «Картинки - в корзинки» (цель этой игры: учить дифференцировать согласный звук по мягкости и твёрдости).

           Для определения количества слогов в слове применяется ряд игр: «Кораблики», «Букет», «Строители» (на базе игры «Строители» дети учатся определять ударный слог с помощью стилизованного молоточка).

          Продуктивным, на мой взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей конструировать предложения различных типов.

  Пособие «Кто какую пользу приносит»

  Цель: учить составлять простое распространённое предложение с прямым дополнением по заданной схеме.

  Игра « Живые слова»

Цель: упражнять детей в составлении предложения по структурной схеме.

Оборудование: прямоугольники-слова с прорезями для лиц детей.

Игра «Семья слов» помогает закреплению навыков образования родственных слов с опорой на символы.

 Игра «Магазин» помогает дифференцировать существительные единственного и множественного числа.

В игре  «Какой по цвету?» ребёнок учится согласовывать существительное с прилагательным в роде и составлять с ними сначала словосочетание, а затем и предложение.

Пособие «Цветок жизни» помогает усвоить и закрепить понятие о живых (одушевлённых) и неживых (неодушевлённых) предметах.

Цель игры «Цветик-семицветик»: учить подбирать предметы к данному стилизованному действию.

В игре «Четвёртый лишний» дети закрепляют знания и дифференцировку диких и домашних животных и птиц.

Игра «Готовим обед» упражняет в подборе и употреблении слов-действий мыть, резать, шинковать, чистить.

         

           К концу первого года обучения результаты в речевом развитии детей слабо выражены. А на втором  году обучения речь детей выравнивается. Идёт её количественное и качественное изменение: словарь увеличивается в 1,8 раза, грамматический строй улучшается в 3 раза, связная речь – в 4 раза, подготовка к обучению грамоте – в 4,5 раза, звукопроизношение – в 3,3 раза.

Это позволяет детям в дальнейшем успешно усваивать программу общеобразовательной школы.

         

              Результативность опыта подтверждена не только в ходе плановых диагностик, но и в итоговом тестировании детей подготовительной к школе группе в конце учебного года. Так в 2009 году   готовность к школе составляла 90%, а в 2011году – 100% , что зафиксировано в протоколах педагогических советах дошкольного учреждения. Улучшение результата я объясняю не только субъективными причинами, но и тем, что применяемый  метод наглядного моделирования усовершенствовался мною и нашел себе более широкое применение. Если раньше схемы и модели я использовала только на занятиях по формированию фонематических представлений, то теперь и на других видах занятий (по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи).

          Эффективность опыта в том, что сложный для восприятия детей с общим недоразвитием речи материал преподносится в игровой форме с использованием  разнообразной доступной наглядности (схематических рисунков, моделей, пиктограмм и т.д.). Играть в такие логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. Участвуя в полюбившихся играх, они с удовольствием включаются в процесс обучения.     В результате возникшего интереса к играм речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения превращаются в увлекательное занятие. Использование таких игр в системе логопедической работы позволяет мне снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

          Одним из основных направлений нашего дошкольного учреждения является коррекция речевых нарушений. Поэтому связанная с развитием речи детей педагогическая деятельность воспитателей логопедических и массовых групп взаимосвязана.

          Опыт работы в форме презентаций и показа открытых   занятий неоднократно был представлен мной на мероприятиях разного уровня: на семинарах  и методических объединениях (в 2002, 2010,2011,2012 г.), на районных курсах повышения квалификации воспитателей (в 2009 г.), на краевом совещании по теме «Перспективные направления деятельности ДОУ» (в 2011 г.), в мастер-классе на краевых курсах повышения квалификации учителей-логопедов по теме «Инновационные технологии в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ» (в 2012 г.). Разработки конспектов занятий  использовались воспитателями  детского сада на открытых мероприятиях в рамках детского сада и районного ПДС «Клуб молодого специалиста».

           Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, разработанная мною система дидактических игр и пособий способствует более эффективно решению тех задач, которые я ставлю в ходе коррекционно-развивающего обучения.  Метод наглядного моделирования не только результативен и продуктивен, но и технологичен, так как легко может копироваться и применяться в педагогической работе других педагогов.

              Следовательно, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы. Для себя же я определила метод наглядного моделирования как приоритетный метод в работе по коррекции у детей различных речевых нарушений.

 



Предварительный просмотр:

 Игровые приёмы развития мелкой моторики в работе по коррекции звукопроизношения

у детей с общим недоразвитием речи

Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребёнка, процесса социальной адаптации. Такой вид речевых нарушений как нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на формирование личности ребёнка. Отсюда и необходимость повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формирования звукопроизношения детей. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи.

 Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

 Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки.

Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.  

         Продолжительность индивидуальной коррекционной непосредственно образовательной деятельности составляет 15-20 минут. Я оптимизировала её структуру за счёт внедрения развития мелкой моторики в коррекционно-развивающие игры. Мною разработана серия игр и игровых пособий и упражнений, где синтезируются сразу две задачи: развитие мелкой моторики рук и коррекция звукопроизношения. Кроме экономии времени, эти игры позволяют в подгрупповой непосредственно образовательной деятельности объединить детей с коррекцией как одинаковых, так и разных звуков. Эти игровые упражнения были мною оформлены в альбомы по всем проблемным звукам, в которых задания повторяются и различаются только по речевому материалу в зависимости от нужного звука.

Данные игры и пособия я условно разделил на несколько групп:

1 группа – игры с произношением изолированного звука и на автоматизацию звука в слогах;

2 группа –  игры на автоматизацию звука в слогах и в словах;

3 группа – игры на автоматизацию звуков в словах и фразе;

4 группа – игры на дифференциацию звуков;

5 группа – игры на развитие грамматических конструкций;

6 группа – игры на формирование обобщающих понятий;

7 группа – игры на развитие пространственных представлений.

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. В зависимости от вида звукового дефекта я использую пособие «Зонтик для весёлого язычка» с картинками основных артикуляционных упражнений для постановки разных групп звуков.

Для отработки поставленного звука я использую приём биоэнергопластики. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребёнка, попутно развивая координацию и мелкую моторику.

Это такие упражнения как «Пальчик, здравствуй!», «Кулачки», «Крутилка», «Пройди по дорожке», «Пианино», «Кто быстрее?».

         В работе по автоматизации звука мне помогают игры с элементами развития мелкой моторики рук. Такие как, «Ёжик», «Ступеньки», «Трафареты».  Многофункциональность этих игр заключается в том, что проблемный звук произносится не только изолированно, но и в слогах, и словах.

Большую часть авторских и модифицированных игр составляют игры на формирование навыков правильного звукопроизношения в словах и фразе. Это такие игры как: «Башенки-загадки», «Закрой и открой домик», «Пианино с картинками», «Угадай предмет по его части», «Пуговица для Карлсона», «Весёлая ферма», «Пирамидка», «Картинки-половинки».

В работе над дифференциацией звуков используются следующие игры: «Гнёздышки», «Бусы с картинками», «Воздушный змей», «Нарисуй кружок», «Ходьба по стрелке».

 У детей с общим недоразвитием речи нарушение произношения в «чистом виде» не встречается. Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Мною разработаны игры, которые позволяют решать сразу ряд задач: и развивать мелкую моторику рук, и корректировать звукопроизношение, и совершенствовать грамматические конструкции.

       Одной из задач игр с элементами развития мелкой моторики рук «Горшочки с секретом» и «Большая стирка» является задача на согласование существительных с прилагательным в роде и числе.

В игре «Весёлые сосиски» ребёнок совершенствует навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

      В игре-сказке «Уборка в замке» дети упражняются в согласовании существительных с притяжательными местоимениями «мой», «моя».

Наиболее значимым признаком лексического развития ребёнка является уровень овладения обобщающими понятиями. Игры «Улитка» и «Гармошка» не только помогают решать эту задачу, но и развивают моторику кисти и пальцев рук, формируют навык правильного звукопроизношения.

 При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией, и является одним из аспектов профилактики специфических проявлений дислексии и дисграфии.

      Игры «Найди клад», «Головоломки», «Собери и назови», «Сложи картинку», «Ходьба по клеткам» при кажущейся простоте на самом деле наполнены дидактическим смыслом, несут большую коррекционную нагрузку и побуждают детей с ОНР к более направленным пространственно-ориентировочным действиям.

             Анализ проблемы развития мелкой моторики пальцев рук, как одного из средств коррекции произношения у детей показал, что нарушение развития речи является важной проблемой, требующей серьезного отношения, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
   
         Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.  Важное место в коррекции звукопроизношения у детей занимает именно развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук. Вся коррекционная работа строится с учётом индивидуально-психологических, возрастных особенностей, ведущего вида деятельности, а также вида речевого нарушения. Наиболее эффективно использование при этом игр, пособий и упражнений, в которых объединены эти два направления коррекционной работы и таких игровых приёмов, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересное, увлекательное занятие.



Предварительный просмотр:

Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи

Современное дошкольное образование ставит федеральный государственный образовательный стандарт своей целью формирование у детей коммуникативной компетентности. Это особо актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

В наше время существует множество разнообразных факторов воспитания и развития, в том числе и медиа-факторов, одним из которых является мультипликационный фильм. Но просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем со стороны взрослых. Родители  включают ребёнку мультфильм, часто не преследуя никаких целей, и их просмотр носит исключительно развлекательный характер. Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, бранные слова, недопустимые для слуха ребёнка. Дошкольники используют эту лексику, считая ее настоящей, правильной. Именно она может лечь в основу культуры речи детей.

Поэтому считаю, что тема использования мультипликационных фильмов в коррекционно-логопедической работе актуальна в настоящее время. Мультфильмы содержат значительный педагогический потенциал и становятся эффективным средством коррекции речи у детей.  

Исходя из образовательных потребностей детей логопедической группы, а также имеющихся в ДОО условий, в своей практической деятельности по развитию речи детей средствами мультипликации я использую следующие современные коррекционные образовательные технологии, которые вы видите на слайде.

Использование средств мультипликации способствует процессу нормализации речи, в основе которого лежат общедидактические и логопедические принципы, отражающие закономерности усвоения языка и речи.

Коррекционно-логопедическую работу с детьми  с нарушениями речи с помощью средств мультипликации можно представить в следующих задачах.

В рамках логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи на материале мультипликационных фильмов выделяю следующие речевые методы и приёмы.

Для работы мной были подобраны только отечественные советские и современные мультфильмы. Выбор мультфильма обусловлен изучаемой лексической темой, задачами образовательной программы, возрастными, психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, уровнем их познавательного и речевого развития.

Результативность опыта подтверждена не только в ходе плановых диагностик, но и в итоговом тестировании детей подготовительной к школе группе в конце учебного года. Так в 2017 году   готовность к школе составляла 100% , что зафиксировано в протоколах педагогического совета дошкольного учреждения. Такой результат я объясняю тем, что использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы нашло себе более широкое применение. Если раньше просмотр мультфильмов носил свободный, более развлекательный  характер и происходил во второй половине дня в качестве досуга детей, то теперь мультфильм стал целенаправленным, активным средством развития, обучения и воспитания.

Эффективность опыта в том, что сложный для восприятия детей с общим недоразвитием речи материал преподносится в привычной, любимой наглядной форме с использованием  разнообразных выразительно-изобразительных средств мультипликации (цвета, музыки, спецэффектов). В результате возникшего интереса к  отечественным мультфильмам речь у них стала более понятной, выразительной, насыщенной, грамматически правильной, а скучная и малоинтересная беседа по содержанию мультфильма превратилась в увлекательное занятие.        

Новизной опыта я считаю то, что мультфильм мной был использован во многих областях коррекционно-логопедической работы. Не только в логопедической организованной образовательной деятельности, но и в проектной деятельности («Развиваем речь с мультфильмами», «Имя у тебя одно», «Вкусные мультфильмы»), в речевых праздниках и развлечениях («Ждут нас быстрые ракеты», «По морям, по волнам с Бонифацием» и т.д.), в работе с родителями (организация силами родителей видеотеки с отечественными мультфильмами, семинар-практикум «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие  детей дошкольного возраста», викторина «Знаете ли вы мультфильмы?», домашний просмотр мультфильмов и оформление по ним читательских дневников, сочинение сценариев рассказов и сказок для собственных мультфильмов), в творческой деятельности детей (создание мультфильмов по авторским сценариям детей, выставки детских рисунков). Всё это позволяет говорить о системном подходе к данной проблеме. Использование любимого времяпрепровождения каждого дошкольника – просмотра мультфильма, позволяет мне снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность детей.

Данный педагогический опыт в форме презентации и показа открытой организованной образовательной деятельности по теме «Тайна имени» с просмотром фрагмента мультфильма был представлен мной на районном методическом объединении учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей логопедических и коррекционных групп в октябре 2018 года.

               В августе 2018 года, участвуя во всероссийском конкурсе «Мой лучший сценарий» Фонда Образовательной и Научной Деятельности 21 века, за авторский сценарий речевого праздника «Богатырская наша сила» получила диплом I степени.

        В сентябре 2018 года я разместила на международном образовательном портале Маам  статью «Мы сочиняем мультфильмы» и стала победителем  всероссийского ежемесячного конкурса в номинации «Лучший фотоотчёт».

В октябре 2018 года в социальной сети работников образования «Наша сеть» поместила свою методическую разработку «Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие  детей дошкольного возраста».

        В феврале 2019 года мой проект «Вкусные мультфильмы» стал призёром муниципального конкурса образовательной программы «Разговор о правильном питании» в номинации детских проектов «Составляем кулинарную энциклопедию страны».

        В периодических изданиях были опубликованы следующие статьи по теме представляемого проекта:

- международный научный журнал «Вопросы дошкольной педагогики» № 2, 2016 год, статья «Сценарий речевого праздника в логопедической подготовительной к школе группе «Варим, варим мы варенье» с участием родителей»;

- петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №10, 2018 год, статья «Организованная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию «У лесной кормушки»;

- петербургский научно-практический журнал «Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы» № 1, 2019 год, статья «Организованная образовательная деятельность по теме «Тайна имени» в логопедической подготовительной к школе группе»  и статья «Проект по взаимодействию ДОО с семьёй «Развиваем речь с мультфильмами» в логопедической подготовительной к школе группе».

Таким образом, считаю, что мультипликационные фильмы становятся эффективным средством наглядности только при условии целенаправленной, системной работы педагогов и родителей и соблюдении ряда педагогических условий. Мультфильм как разностороннее средство обучения, развития и воспитания может быть применён и в работе с детьми массовых, общеобразовательных групп детского сада. Для себя же я определила мультипликацию как вспомогательное средство в работе по коррекции у детей общего недоразвития речи.