Проект "Пальчиковая страна"
Проект был разработан для подготовки руки к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_palchikovaya_strana.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Пальчиковая страна»
Актуальность проекта.
Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют её развитию.
В.М. Бехтерев
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Цель проекта - создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.
Задачи:
1. Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
2. Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
3. Развивать зрительно-моторные координации.
4. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.
6. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
7. Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
8. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.
Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.
Вид проекта: долгосрочный
Целевая аудитория: воспитанники старшей группы
Партнёры:
- воспитатели;
- родители;
- логопед;
- музыкальный руководитель;
Продолжительность реализации проекта: сентябрь - май
Материально-технические ресурсы:
- группа, музыкальный зал;
- мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;
- магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
- CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;
- дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
- дидактический материал, наглядный материал;
Этапы реализации проекта:
I. Проблемный (Сентябрь - октябрь)
- Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
- Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
- Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.
- Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
- Анкетирование родителей.
II. Организационный (Ноябрь - январь)
- Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
- Разработка: сценарий занятий, игр, мастер – классов.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
- Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:
- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;
- слайдов для мультимедийного демонстрирования;
- консультаций для стенда информации.
III. Практический (Январь – март ).
- Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
- Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
- Проведение консультаций; мастер - класса с использованием мультимедийного оборудования;
- Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)
IV. Итоговый (Март - май ).
1. Презентация проекта.
3. Научно –практическая конференция – выступление «Использование пальчиковых игр и игровых упражнений в развитии речи дошкольников».
Цель: познакомить педагогов с методами (приёмами) и средствами развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей.
4. Мастер класс для педагогов ДОУ «Пальчиковые игры – как средство подготовки руки к письму».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов
5.Мастер – класс для родителей «Формирование речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр»
Литература
Анищенко Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М. – 2006 г.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» М. – 2004г.
Поваляева М.А. «Справочник логопеда» Р.на Д. – 2003 г.
Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
Интернет - ресурсы