Проект "Пальчиковая страна"

Проект был разработан для подготовки руки к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchikovaya_strana.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Пальчиковая страна»

       

Актуальность проекта.

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют её развитию.

В.М. Бехтерев

 

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

 

Цель проекта - создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.

Задачи:

1. Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.

2. Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.

3. Развивать зрительно-моторные координации.

4. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.

5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.

6. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

7. Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.

8. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.

Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.

Вид проекта: долгосрочный

Целевая аудитория: воспитанники старшей группы

Партнёры:

  • воспитатели;
  • родители;
  • логопед;
  • музыкальный руководитель;

Продолжительность реализации проекта: сентябрь - май

Материально-технические ресурсы:

  • группа, музыкальный зал;
  • мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;
  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
  • CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;
  • дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
  • дидактический материал, наглядный материал;

 

Этапы реализации проекта:

I. Проблемный (Сентябрь - октябрь)

  • Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
  • Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
  • Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.
  • Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
  • Анкетирование родителей.

IIОрганизационный (Ноябрь  - январь)

  • Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. 
  • Разработка: сценарий занятий, игр, мастер – классов.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
  • Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:

- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;

- слайдов для мультимедийного демонстрирования;

- консультаций для стенда информации.

III. Практический (Январь  – март ).

  • Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. 
  • Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
  • Проведение консультаций; мастер - класса с использованием мультимедийного оборудования;
  • Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)

IV. Итоговый (Март - май ).

1. Презентация проекта.

3. Научно –практическая конференция – выступление «Использование пальчиковых игр и игровых упражнений в развитии речи дошкольников».

Цель: познакомить педагогов с методами (приёмами) и средствами развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей.

4. Мастер класс для педагогов ДОУ «Пальчиковые игры – как средство подготовки руки к письму».

Цель:  повышение профессионального мастерства педагогов

5.Мастер – класс для родителей «Формирование речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Литература

Анищенко Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М. – 2006 г.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» М. – 2004г.

Поваляева М.А.  «Справочник логопеда» Р.на Д. – 2003 г.

Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.

Интернет - ресурсы