4. Математическое развитие

Савина Елена Викторовна

Большое внимание уделяем играм с логическими блоками Дьенеша

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с блоками Дьенеша

Логические блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, который поможет познакомить детей с формой, цветом, размером, начальными математическими представлениями. Кроме того, занятия с блоками Дьенеша развивают умения анализа, сравнения, классификации предметов по разным свойствам, тренируется память, внимание. Упражнения можно подбирать по уровням сложности, начиная с малышей от 3 лет.

 

Дидактический набор «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких

Для знакомства с блоками Дьенеша начните с простых игр таких, как:

1) Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине)

2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету)

3) Дай зайчику синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круг

4) Назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине)

5) Выкладываем в ряд 3 разные фигурки. Малыш закрывает глазки, одну фигурку убираем. Какой не хватает?

6) Выкладываем в ряд 3 разные фигурки. Малыш закрывает глазки, меняем две фигуры местами. Что изменилось?

7) Выкладываем в ряд 3 фигурки (2 общие по какому-то принципу, одна нет). Что лишнее? Пример, кладем 2 синих фигурки и одну красную. Кладем 2 квадрата и 1 круг и т.д.

8) Ставим фигурку большую и ищем ей пару маленькую. Можно искать также пары по цвету.

9) Складываем фигурки в мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.

Более сложные варианты игр с блоками Дьенеша:

Домино

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:
a) фигурами другого цвета (формы, размера); 
б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы;
в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);
д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Цепочка

Суть игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т.д.

Игра “Найди клад”

Необходимо 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети — кладоискатели, кружок из бумаги — клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

Игра “Угадай-ка”

Необходимы логические блоки, игрушка.

Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блоками). Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее достану из своей коробки и спрячу».

Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.

Каждый раз в игре угадывается только одно свойство блока.

Игра “Дорожки”

Необходимы логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения).

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков-вагончиков и т.д.

Игра “Засели домики”

Необходимы логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков

На картинке нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города — фигуры — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).

Знаки в домике подсказывают, какие фигуры в каких комнатах должны поселиться.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире), какие они.

Упражнение повторяется с другими свойствамиСначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками), а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет самостоятельный выбор основания классификации.

 

Для более сложных игр Вам понадобятся карточки с изображением свойств. Цвет обозначается пятном, размер – домиком (большим или маленьким), форма – изображением фигуры, толщина – силуэтом человечка толстым или тонким. Перечеркнутая карточка обозначает отрицание свойства. Карточки входят в комплект “Давайте вместе поиграем”, который можно приобрести отдельно.

 

Кроме того, разнообразные игры и задания представлены в альбомах-занятиях к блокам Дьенеша:

- для детей от 2 до 3 лет Альбом с заданиями Блоки Дьенеша для самых маленьких,  Маленькие логикиВместе весело играть

для детей от 4 до 7 лет  Игровой материал. Страна блоков и палочек ,   Лепим нелепицы. Игровой материал и Праздник в стране блоков. Игровой материал

- для детей от 5 до 8 лет Поиск затонувшего клада , Спасатели приходят на помощь

 

Рекомендуемая литература:

Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая "Логика и математика для дошкольников" Санкт-Петербург "Детство Пресс" 2002г.