Эссе "Сердце, тебе не хочется покоя!.."
Эссе "Сердце, тебе не хочется покоя!.."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serdtse_tebe_ne_hochetsya_pokoya.docx | 239.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Мой путь в профессию»
«Сердце, тебе не хочется покоя!..»
Школа…Учитель…Ученики… Как эти три слова мне близки…Учитель– это одна из самых уважаемых и в то же время одна из самых сложных профессий. Этой профессией сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Не случайно школу сравнивают со вторым домом, ведь от того, какая будет атмосфера в классе, настрой учителя, зависит желание детей получать знания.
Мне семь лет… Оставаясь дома одна, я представляю себя в роли учительницы русского языка и литературы. Выставляю все свои игрушки и начинаю урок. Делаю замечания мишке, чтобы он сидел правильно, львенка учу писать красиво и аккуратно, а куклу Машу спрашиваю, какую сказку она приготовила.
Мне семнадцать…Я на пороге вступления во взрослую жизнь. Передо мной океан возможностей, море профессий, и все двери в этом мире открыты для меня. Что же выбрать? Свой профессиональный выбор я сделала давно, в школьные годы. Причиной этому были, наверное, и уважительное отношение к профессии учителя, которое прививали мои родители с детства, и имидж школы № 12 города Октябрьский Республики Башкортостан, где я училась. К тому же моя мама Абдуллина Альфия Мирзахановна вела уроки русского языка и литературы в этой школе, учила меня с 5 по 11 класс. К своей работе она относилась добросовестно, была очень строгой, требовательной. Несмотря на то, что наш класс был математический, мама заставляла все программные произведения читать в полном объёме. И ведь мы успевали! К тому же она учила нас спорить, доказывая свою точку зрения, в то же время мы должны были прислушиваться и к мнениям критиков. Наши уроки были похожи на диспуты, а грамотности завидовали все. Мама не заставляла зубрить правила, для неё было важно применение их на практике.
Свою трудовую деятельность мама начала в 1974 году учителем русского языка и литературы в своей родной деревне Янабирдино Чекмагушевского района Республики Башкортостан. Детство её прошло среди бескрайних полей, нескончаемых девственных лесов, многоводной реки Куваш. После окончания Старо-Сурметовской восьмилетней школы в 1970 году она поступила в Белебеевское педагогическое училище им. 50 летия ВЛКСМ. Это было чудесное время. Мама, которая никогда не выезжала за пределы своей деревни, оказывается в городе, пусть и маленьком, но в городе! Новые знакомства, новые впечатления, новая жизнь увлекает её. Здесь, в училище, мама получает огромный багаж знаний. За старательное отношение к учёбе учитель русского языка и литературы Бикбулатова Мария Шаеховна пишет рекомендательное письмо, по которому мама может преподавать не только в начальных классах, но и в старшем звене русский язык и литературу: «Любит русский язык и литературу, поэтому по этим предметам накопила и копит литературу как художественную, так и методическую». А по окончании училища маме вручают ещё и благодарность за активное участие в кружке русского языка при факультете общественных профессий.
Конечно, вдали от дома приходилось туго, а праздников было не так много. Мама вспоминает один эпизод: «Был февраль. Я и подруга решили поехать домой, так соскучились по домашним. И вот как назло наш автобус сломался. До дома оставалось 15 километров. На улице мороз. Наконец –соседняя деревня. Зашли в первый попавшийся дом погреться. Хозяева готовили обед для большой семьи. Они посадили нас за стол и поделились жареной картошкой и с нами. Помню, это была деревня, где жили чуваши. Как только они узнали, что мы будущие учителя, в их глазах появилось уважение. Да, раньше всё-таки люди были очень добрыми»
1974 год. Диплом получен. Мама и её подруги решили написать друг другу пожелания. Пожелтевшая тетрадь со столь дорогими сердцу словами до сих пор хранится у нас в шкафу.
И вот молоденькая учительница возвращается в родные края. Столько нужно сделать, научить деревенских ребятишек грамоте. Она готовит индивидуальные задания на карточках, использует занимательную грамматику, пионерские викторины, предлагает для внеклассного чтения, кроме программного, дополнительную литературу. А ещё моя мама учила и своего братишку, моего дядю. Он любил вспоминать, как они, озорные шестиклашки, дергали за косу свою учительницу, когда она не видела (у мамы были длинные волосы).
Утром были уроки, а вечером – работа в вечерней школе для тех, у кого не было полного среднего образования, и общественная работа в сельском клубе (нужно просветить односельчан по политической обстановке в стране и за границей). К тому же нужно осветить и новости деревни, поэтому мама вместе с другими учителями выпускала «Молнии», каждую неделю оформляла стенды в клубе, рассказывала о работах бригад, механизаторов. Жизнь кипела и не останавливалась на месте! И мама решила продолжить своё обучение и в 1975 году поступила в Башкирский государственный педагогический институт на заочное отделение филологического факультета. Теперь она и учится, и работает, да к тому же занимается и в кружке художественной самодеятельности. Мама с теплотой вспоминает эти годы, когда после уроков вечером она шла на репетиции спектаклей. Здесь, на сцене, она превращалась в героинь лирических, драматических, трагических. Со спектаклями выезжали и в другие деревни. Мама смеётся: «Если бы вы сейчас так ездили – в кузове грузовика по 20 человек – вас бы даже за пределы деревни не выпустили – оштрафовали!» А генеральную репетицию перед районным выступлением проводили в соседней деревне, где жили одни марийцы, но они хорошо знали по-татарски (кстати, мама по национальности татарка) Они так тепло встречали их: не было разделения на национальности! А спектакли ставили по произведениям известных татарских и башкирских драматургов. Да, а когда устраивали концерты, мама была ведущей, так как у неё был правильно поставлен голос.
Настал год 1980! В стране, тогда в СССР, полным ходом идёт подготовка к олимпиаде в Москве. Все обсуждают это событие, всем интересно. А мама ещё и готовится к защите диплома, а младший братишка (тот самый, который дергал за косы маму) к поступлению в Сельскохозяйственный институт в городе Уфа. Мама говорит, что это заслуга нашей бабушки. Она, простая колхозница, всем четырём детям дала образование. (отца лишились рано)
По словам мамы, в семье все любили читать. И бабушку, и братьев с сестрёнкой, и дядю она не представляет без книг, без журналов. И домашняя библиотека была большой. Да и вся деревня была читающая. Эта любовь к книгам передалась, наверное, и мне. Я, как и моя мама, читаю и русскую, и татарскую, и башкирскую литературу. А бабушка говорила: «Если бы я умела красиво описать свою жизнь, она не уместилась бы в 4-х томах, как «Война и мир» Л.Н.Толстого»
Время шло, мама переехала в город Октябрьский Республики Башкортостан. До выхода на пенсию проработала в системе образования. Годы работы в школе № 12 мама вспоминает с радостью, с теплотой. (Школу открыли 1 сентября 1988 года). Она благодарна Ащеуловой Нине Никитичне, учителю русского языка и литературы, за понимание, поддержку в профессиональной деятельности. По словам мамы, эта школа всегда была наполнена как хорошими, знающими своё дело учителями, так и благодарными, понимающими учащимися. В известной песне поётся: «Сердце, тебе не хочется покоя!» Мама и сейчас ведёт активный образ жизни: перечитывает классику, открывает новое через современную литературу, много внимания уделяет психологической литературе, всеми своими открытиями делится с участниками городского поэтического клуба «Надежда» при центральной библиотеке имени Музагита Хайрутдинова (этот клуб мама начала посещать после выхода на пенсию).
…Моя мечта сбылась. Я студентка филологического факультета Башкирского государственного университета. Время идет незаметно… Я уже на пятом курсе. Все мы с волнением ждали нашу школьную практику, где впервые должны были предстать перед учениками, проявить не только свои знания, но и выступить в роли классной «мамы». Именно здесь я ощутила, что мой путь верен, я иду в правильном направлении. Да, мне было тяжело: бессонные ночи, подготовка к урокам, конспекты, но задор в глазах моих учеников заражал не только их, но и меня. Каждый день был новым открытием. Не только я учила, но и они меня. Настоящая благодарность детей есть радость и любовь, которые вспыхивают сами – свободно. « Сея разумное, доброе, вечное», я постоянно чувствовала, что ученики отвечают мне добром на добро. По словам И. Ильина, «будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам». Вот именно с таким настроем я начала свою педагогическую деятельность.
…Июль 2007 года. Прошла беззаботная студенческая пора. Передо мной школа № 7 города Уфа. С нетерпением и большим волнением жду ответа, возьмут ли меня на работу. Да! С первых дней работы меня захватила школьная жизнь, учителя, дети, кабинеты…
Я – учитель, воспитатель, «врачеватель» детских душ. Для меня школа – это большой корабль, со своим капитаном-директором, боцманами-учителями, юнгами-учениками. А перед человеком, который отправляется в путешествие в мир Знаний на корабле «Школа», возникает множество преград. Их, конечно же, можно преодолеть сообща, вместе. Проходить эти преграды мне помогает дружный коллектив (по-моему, я не ошибусь, если так скажу), интересные дети. В школе очень много молодых учителей, с которыми интересно общаться. А старшие наставники с первых дней, можно сказать, взяли меня под своё крыло. Алия Шариповна Быченкова, Резеда Рашитовна Кучмагра, Лариса Николаевна Кускова разрешили обращаться к ним в любое время. Я уже 5 лет как переехала в свой родной город Октябрьский, но я до сих пор общаюсь с учителями 7 школы. Мы поздравляем друг друга с праздниками, делимся нововведениями в образовании и даже вместе путешествуем во время зимних и летних каникул по стране и за её пределами.
Мне, как молодому специалисту, всё было интересно и увлекательно. Помню, во время весенних каникул с нами работала психолог, она попросила нарисовать руку и написать свои положительные качества, а потом мы эти листочки пустили по кругу. Каждый написал о своей коллеге, какие у него возникают ассоциации.
Я благодарна, что мои коллеги так оценили мои способности. Этот листочек я сохранила, и, когда я перечитываю всё, что на нём написано, я понимаю, что должна держать планку, соответствовать такому уровню и ещё больше самосовершенствоваться.
Через год после моей трудовой деятельности в 2008 году я начинаю работать в инклюзивном классе с детьми с ограниченными возможностями. В моём классе всего 7 учеников. У всех детей диагноз ДЦП и ярко выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата.
Сначала возникали серьёзные опасения, что не все обычные дети и их родители готовы принять в своё окружение инвалидов. Поэтому были проведены педсоветы, на которых рассматривались вопросы обучения детей с особыми образовательными потребностями. С родителями учащихся всех классов проведены родительские собрания, в повестку которых были включены вопросы инклюзии и помощи детям-инвалидам.
Да и учителя, честно говоря, боялись работать в этом классе. Я вела уроки русского языка и литературы у них с 5 класса по 8 класс. Помню, 1 сентября ко мне подошла мама Круглика Андрея. (У него выраженный гиперкинез. С большим трудом ему даётся письмо. Ручку при письме держит двумя руками, ложку во время еды самостоятельно не держит). Она очень переживала, что я не буду ждать его на уроке, что не буду понимать его почерк. Но, несмотря на переживания матери, Андрей оказался очень старательным и талантливым мальчиком. Он остро чувствует отношение окружающих к нему. Сейчас он студент 2 курса Уфимского государственного авиационного университета. Я, как учитель-словесник, жду пробуждения минуты откровения в каждом из своих воспитанников. И чтобы приблизить это счастливое мгновение, использую все возможные средства.
Фёдорова Анастасия (ныне студентка 2 курса Башкирского государственного университета, факультет романо-германской филологии), обучающаяся в инклюзивном классе, в духовном поиске вечных истин, того «томления духовной жажды», без утоления которой жизнь оказывается «напрасным даром». Наверное, поэтому она читает взахлёб. Уже к 8 классу она прочитала «Мастера и Маргариту» М.Булгакова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, романы «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери» В.Гюго, многие произведения Шекспира, М.Рида. И ведь она не просто читала, а задавала вопросы, рассуждала. Во время урока Настя могла провести параллель с каким-нибудь произведением, естественно, я это подхватывала. Кстати, у неё обнаружился и талант к сочинению рассказов. Вот один из них, который Настя написала в 7 классе.
Раздумье
Ночь ещё властвовала над землёй, но в небе была разлита тоскливая серая задумчивость. Тяжёлые капли дождя забарабанили по крышам, накрывая город беспросветной завесой. Звёзды на небосводе скрыла кисея облаков. Осталась лишь темнота и безнадёжность…
Подул прохладный ветер, взъерошивший прибитую ночным ливнем листву. Перед рассветом всегда темно и холодно. Где-то на горизонте проглядывала багрово-розовая полоса света. Воздух пронзили радостные трели птиц. Первые солнечные лучи упали на землю, застывшую в ледяном оцепенении.
В такие моменты хочется жить. Стоя у окна, будучи совсем продрогшим в утренней прохладе. Наблюдая за первыми прохожими и их деловитыми собаками. Просто дышать и жить…
Часто я забывала, что передо мной дети с перекошенными лицами, с инвалидными руками, хромающие. Работая в таких классах не нужно думать об их физических увечьях. Для меня это обыкновенные дети, которые могут всё, если им помочь. И сейчас в 8 в классе у меня есть такой ученик Симаков Максим.
Эти дети очень любили инсценировать произведения. Вместе с ними мы поставили «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Хамелеон» А.П.Чехова, «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя. Репетировали мы после уроков, и к нам часто приходили учащиеся 10 класса, где я тоже вела уроки русского языка и литературы. Они видели, как мы готовим реквизиты, учим роли. И вот старшеклассники тоже заинтересовались сценариями. Сначала всё было похоже на шутку, ребята предложили поставить «что-нибудь на сцене» (как они сами выразились). А потом наша шутка вылилась в 3 место в городе. Мы участвовали в городском конкурсе театральных коллективов «Золотая маска – 2011», поставили пьесу народного поэта Башкортостана М.Карима «Похищение девушки». А до этого с 10 классом сходили в Русский драматический театр на спектакль «Луна и листопад» по повести Мустая Карима «Помилование».
Я с детства очень много читаю, наверное, поэтому и классы, в которых я работаю, любят литературу, поэтому у нас и получается воплотить жизнь героев на сцене.
Жизнь не стоит на месте. Волею судьбы я вернулась в родной город и начала работать в родной школе, школе, где выучилась я и где преподавала моя мама. Как сказал великий русский поэт А.Блок в цикле стихотворений «На поле Куликовом»: «Покой нам только снится!», и в новом коллективе новые дети, новые конкурсы увлекают меня всё дальше в неизведанные дали безбрежной школьной жизни.
2014 год. В городе объявлен конкурс педагогического мастерства «Данко». Я принимаю участие. На 1 этапе представляю проект «Всё легче, если вместе» (он о сотрудничестве школы, учителей и родителей). Объявляют баллы. Ура! Я прохожу на следующий этап: классный час в незнакомом классе. И эта ступень пройдена. Осталось провести мастер – класс «Передай добро по кругу». Вот тут я почувствовала помощь и учеников, и их родителей, и моего коллектива, потому что именно они стали участниками этого мероприятия. Наконец все волнения позади. И вот на сцене городского Дома культуры, нас, участников конкурса, поздравляют. Звучат имена, фамилии, всех награждают по номинациям. Объявляют 3 место, 2 место. И о чудо! «1 место в конкурсе педагогического мастерства «Данко» занимает Абдуллина Чулпан Фануровна, учитель русского языка и литературы». Конечно, в моей победе есть и заслуга мамы, которая помогала советами, подсказывала, как оформить в доступной форме проект, как заинтересовать учащихся на классном часе, какую изюминку предоставить на мастер-классе.
Моя мама всегда говорит: «Учитель – это и актёр, и сценарист, и режиссёр, и спонсор, и продюсер». Поэтому каждый урок, каждое мероприятие в школе я превращаю в мини-спектакль (да и сама являюсь участником Башкирского народного театра при Городском Доме Культуры, наверное, гены мамы взяли своё). В 2015 году, когда вся страна праздновала 70-летие Великой Победы, я с ребятами поставила спектакль «Мир, поделённый пополам». Сценарий написали вместе с мамой. В Городском Доме Культуры взяли солдатские формы того времени. Это, конечно, внесло свой дух, свою атмосферу. На праздник, кроме учителей и учащихся школы и родителей, были приглашены и ветераны Великой Отечественной войны. Наши артисты так вошли в роль, что растрогали абсолютно каждого. После мероприятия всем хотелось сфотографироваться с «солдатами»-артистами-старшеклассниками. Сколько было восторга в глазах маленьких детей! Да, праздник удался!
Учитель должен постоянно саморазвиваться, самосовершенствоваться. 2016 год – год юбилея С.Т.Аксакова. 4 октября в городе Уфа проходил XXVI международный Аксаковский праздник, где я принимала участие и выступила с докладом «С.Т.Аксаков и Башкортостан», в котором основное внимание уделила, как относились к воспитанию в семье Аксаковы.
Все эти конкурсы открывают новые возможности в педагогической деятельности, ведь я знакомлюсь с другими учителями-словесниками. А своими наработками я стараюсь делиться на своих сайтах http: //nsportal.ru/abdullna – chulpan – fanurovna, http:// infourok.ru/.
Как на судне юнги постепенно доходят до ранга капитана, так и в школе я помогаю ученикам найти своё место в жизни. Моя цель - превратить юнг-учеников в прекрасных капитанов, которые будут бороздить океан жизни, а встречаясь с айсбергами-трудностями, с достоинством одерживать победу над ними. Что я для этого делаю? Прикладываю немало усилий: постоянно повышаю свою квалификацию, с детьми участвую в различных конкурсах, научно-практических конференциях, совершенствую профессиональные навыки. Именно это и помогает мне идти в ногу со временем в эпоху нововведений.
Девизом моей педагогической деятельности являются слова Грэя, героя сказки – феерии Александра Грина «Алые паруса»: «Чудеса нужно творить своими руками». Поэтому на своих уроках я стараюсь увлечь детей в волшебный мир героев литературы, в мир грамматики и орфографии, синтаксиса и пунктуации. И как мне кажется, я зарождаю веру в сердцах моих учеников, чтобы их в будущем ожидали алые паруса, что в жизни у них всё сложится.
Да, быть учителем сложно, но ведь и интересно! С какими бы трудностями я ни встречалась, знаю: я всё преодолею! А в этом помогут мне мои ученики и моя мама!
P.S. Моё имя Чулпан переводится как «утренняя звезда»
Я Чулпан – звезда зари,
Предвестник грядущего дня.
Люблю смеяться, и шутить,
И с подругами встречаться,
С мамочкой своей общаться.
Не счесть все мои увлечения:
Начитанна я, образованна,
На работе креативна,
Не конфликтна, позитивна.
И чертовски обаятельна.
Могу быть милой,
А иногда суетливой,
Дерзкой также быть могу,
Белой и пушистой.
Путь учительский мой пока недолог,
Где свет в конце тоннеля, я не знаю,
Но жизнь моя имеет смысл большой,
Ведь я работаю с детворой.
Счастливой в жизни быть мечтаю,
Того же и всем я желаю.
Абдуллина Чулпан Фануровна,
учитель высшей категории МБОУ СОШ № 12
города Октябрьский Республики Башкортостан