Классные часы

Ланзыы Алефтина Николаевна

Классные часы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час ко Дню космонавтики

День космонавтики в начальной школе

Классный час, посвященный  Дню космонавтики

Тема: Страна, открывшая путь в космос.

Цели:

 Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.

 Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.

 Прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

1. Выставка  рисунков  детей  и иллюстрации по теме.

2. Выставка книг о космосе.

3. Аудиозапись песни: “Знаете, каким он парнем был”.

Ход классного часа

- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Чудо-птица, алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (ракета)

 

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

Дети, кто, скажите это? (космонавт)

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

- Правильно, сегодня на нашем занятии мы  поговорим о космосе, о космонавтах.

- Кто из вас знает, какой праздник отмечается 12 апреля?

- Правильно, День космонавтики.

«Освоение космоса»

- Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский.

http://ped-kopilka.ru/images/1(87).jpg

Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.

Эстафету у Циолковского принял С.П. Королев.

http://ped-kopilka.ru/images/2(92).jpg

Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.

- Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.

- Как он называется? (Луна)

- Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.

Что за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

- Да это спутник!

- Вот те раз!

- Он спутник каждого из нас

И в целом всей Земли.

Руками спутник сотворен,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны?  (Дети отвечают)

Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.

Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и,  чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.

Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.

http://ped-kopilka.ru/images/3(79).jpg

На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Кто полетел к планетам первый?

Какой в апреле праздник раз в году?

О космосе слагаются легенды,

Герои - космонавты на виду

 

Им на земле спокойно не живётся,

Их почему - то вечно тянет ввысь,

Им звёзды покоряются, сдаются,

На их погонах золотом зажглись.

 

Прекрасно знает с детства мальчик каждый,

Гагарин Юрий - космоса герой,

Ведь космонавтом не рождаются однажды,

Он может рядом быть с тобой или со мной.

И вновь в неведомые дали

Корабль космический взлетит...

Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,

Летите, дети, в небо, путь открыт!

- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?

- Юрий Алексеевич Гагарин.

http://ped-kopilka.ru/images/4(79).jpg

- 12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить,  и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

Песня: Знаете, каким он парнем был?

Слова Н. Добронравова

Музыка Л. Пахмутовой

- Ребята, а  кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр)

- А теперь посмотрите на космический корабль «Восток»  и на современную космическую станцию «Мир».  Они отличаются и по размеру и по устройству.

http://ped-kopilka.ru/images/5(78).jpg

http://ped-kopilka.ru/images/6(67).jpg

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Вывод учителя: Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.

- А что они там делают?

Рассказывает подготовленный учащийся.

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.

- Космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за крылья? Для чего они нужны?

Рассказывает подготовленный учащийся.

Крылья космической станции – это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.

Первый суточный полет человека вокруг Земли Германа Титова.

http://ped-kopilka.ru/images/7(61).jpg

Титов Герман Степанович родился в с. Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края.

Полет продолжался 1 сутки 1 час 18 минут, после чего спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку.

- Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А  кто первая женщина космонавт?

 – Валентина Терешкова.

http://ped-kopilka.ru/images/8(61).jpg

Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Старт произошёл на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.

Первый выход в космос Леоновым А.А.

http://ped-kopilka.ru/images/9(51).jpg

Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м – на всю длину фала – «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое – до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно.

Первая высадка на Луну.

http://ped-kopilka.ru/images/10(47).jpg

Нил Армстронг (1969г.) – американский астронавт, первым высадился на Луну.

Ракеты-носители.

http://ped-kopilka.ru/images/11(38).jpghttp://ped-kopilka.ru/images/11-1(1).jpg

Советские ракеты-носители, выводящие пилотируемые корабли, искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции.

Байконур, космодром, расположен в Казахстане, Кзыл-Ординская область, у г. Байконур.

Основан в 1955 г. Имеет несколько стартовых комплексов, технических позиций и измерительных пунктов. С Байконура запущен первый в истории искусственный спутник Земли (1957) и первый космический корабль с человеком на борту.

30 апреля 2011 г. Первый космический турист Дэннис Тито. Американский бизнесмен заплатил за полет около 20 млн долларов.

http://ped-kopilka.ru/images/12(39).jpg http://ped-kopilka.ru/images/13(31).jpg

Разгадайте кроссворд (подсказки в картинках)

Кроссворд.

1. Женщина – первая полетевшая в космос? ( В. Терешкова)

2. Кто был первым человеком, полетевшим в космос? (Ю. А. Гагарин)

3. Кто совершил первым выход в открытый космос? (А. А. Леонов)

4. Космонавт полет, которого продолжался 1 сут. 1 ч. 18  мин. ( Г. Титов)

5. Первая собака, полетевшая в космос? (Лайка)

6. Американский космонавт первым, высадившийся на Луне? (Н. Армстронг)

Подведение итогов. Награждение и поощрение активных участников классного часа.



Предварительный просмотр:

Доброта – это наше солнышко.

Цель: Повторить добрые, волшебные слова, учить правильно их употреблять; развивать мышление детей, культуру речи.
Оборудование: Сочинения – миниатюры «Прекрасное и гадкое», подбор пословиц про добро и добрые поступки.

План.


1. Объявление темы беседы.
2. Анализ сочинений – миниатюр.
3. Чтение басни «Белка и волк».
4. В поисках добрых слов.
5. Инсценировка «Неприятности от вежливости».
6. Работа с пословицами.
7. Итог.

Ход занятия.


1. Объявление темы беседы.
2. Анализ сочинений – миниатюр.
(За ранее дети пишут сочинения – миниатюры на тему: «Прекрасное и гадкое»).
- Нашу беседу мы начнем с анализа ваших сочинений на тему: «Прекрасное и противное». Приятно, что вы уже достаточно по – взрослому смогли сделать правильные выводы.
Так к какому же выводу вы пришли?
«Прекрасное» - это цветы, речка, по которой плывут утята, это наш класс, школа, это жизнь, в которой есть смех, мама, книжка, это душа человека и ее мысли, поступки.
«Гадкое» - это грязные улицы, не аккуратные люди, а еще гадкой может быть душа человека, зло во круг нас, поступки людей.
3. Чтение басни «Белка и волк».
Лежал волк под деревом и спал. Рядом прыгала белка по дереву и упала на волка. Волк проснулся и хотел ее съесть. Начала белка просить: «Пусти меня».
Волк сказал: «Хорошо я отпущу тебя, только ты скажи мне, почему вы, белки, такие веселые? Мне всегда скучно, а вы там на верху играете и прыгаете».
Белка ответила: «Пусти меня на дерево, тогда и скажу, а то я тебя боюсь».
Волк был не голоден и отпустил. Белка залезла на дерево и от туда сказала: «Тебе потому скучно, что ты злой. Тебе злость сердце портит. А мы веселые тем, что нам ни когда не хочется делать зла».
4. В поисках добрых слов.
1) Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…
2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…
3) Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить».
Как бы вы попросили об этом друга?
Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…»
Какое слово должен был сказать Миша?
И они дружно начали играть вместе.
5. Инсценировка «Неприятности от вежливости».
Мало хотеть быть добрыми, нужно учиться делать добро.
А иногда от честности – сами неприятности.
Обещал Филипп маме: «Вот за вежливость я возьмусь! В школе меня будут уважать, ко всем буду обращаться…»
Вышел Филипп из дома погулять. Как же вежливость показать? По дороге ему попался сторож, который утром задремал. Наш Филипп кричит на ухо: «Ей, дядька, доброе утро!».Дядька не здоровается, а только ругается. Затем встретил Филипп Оксану и дернул ее за косу: «Здороваюсь аж дважды я, почему не отвечаешь? Стоит вожатая возле окна и книжки собирает. Филипп наступил ей на ногу: «Отойди с дороги! Свет мне не заслоняйте. Я же говорю вам, здравствуйте!»
Рассердилась вожатая: «Нужно старших уважать!» Филипп вожатую за рукав: «Та я же вам, здравствуйте говорю, разве вам не приятно?» Зашел Филипп в свой класс: «Здравствуйте, здравствуйте, слышите?» Но ему ни кто не отвечает. Тот жует, тому здороваться не охота. Толкнул Филипп Артема и подумал, что от той вежливости одни только неприятности.
6.Работа с пословицами.
1) Дополнить пословицы.
* Ни одежда украшает человека, а… (ее добрые дела).
* От доброго слова и… (лед тает).
*Злое слово ранет, а… (доброе лечит).
2) Сложить пословицу.
*Солнышко доброе как… (человек).
7. Итог беседы.
Что бы вы пожелали один другому?
От чего человек может чувствовать радость?
Как можно сделать человека счастливым?



Предварительный просмотр:

Классный час

Тема. От чего зависит настроение?

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека; овладение детьми моральными нормами поведения.

Оборудование:магнитофон, фонограммы "Если добрый ты", "Божья коровка", "Хорошее настроение"; опоры-правила; оформление доски "бабочки, цветочки".

Ход занятия

1. Здравствуйте, ребята!

Когда говорят слово "здравствуйте"? Что этим словом хотят выразить? Как нужно произносить его?

Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

И живется вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на Земле.

2. Анаграмма. Составьте слова из букв: откЛдоеопь. (кот Леопольд). Кто это?

Предлагаю исполнить его песенку "Если добрый ты". (фонограмма)

Какая это песня?

Дождик босиком по земле прошел,

Клены по плечам хлопал,

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Какая песня это? Какое настроение она у вас вызвала?

3. Сегодня мы постараемся создать поляну хорошего настроения. Но нужно разобраться в вопросе, который является темой нашего занятия.

От чего зависит настроение?

4. Закройте глаза и попробуйте представить весь свой день и всех, с кем вы общаетесь. (Дети называют.)

Видите, как много. Это и ваши домашние, близкие, и учителя в школе, и школьный персонал, и посторонние люди на улице, и ваши сверстники во дворе, в классе.

- Как вы думаете, зависит ли ваше настроение и от них тоже? В чем?

Да, на настроение влияет та форма, и тон общения с кем как-то соприкасаемся в разговоре, игре, общем деле.

5. Вот и одни из тех людей, с которыми мы соприкасаемся не один раз в день. Девочки приготовили вам подарок-танец, который хотят разучить с вами.

Песня "Божья коровка" (фонограмма)

- Вам понравилось? Ваше настроение улучшилось? Кто помог этому? А как они это сделали?

Девочки затратили специальные усилия, чтобы придумать и сделать то, что вам будет приятно. И зная, что вы любите петь и танцевать, они приготовили этот танец.

- Они угадали ваше желание? Конечно. И этим они обозначили первое правило создания хорошего настроения.

- Какое оно?

Старайся понять желание другого и по мере возможности исполнить его.

- Как вы думаете, а девочки испытали удовольствие от этого? Их настроение улучшилось? Они создали настроение другим и этим улучшили свое.

6. Вы вспоминали свой день.

- С чего начинается ваш день?

Читает ученик стихотворение.

Солнышко ясное встало

- Доброе утро!- сказало

- Доброе утро!-

Кричу я прохожим

Веселым прохожим

На утро похожим.

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно

Доброе утро, друзья!

Все равно! Доброе утро!

- Как нужно произносить? Какими словами можно заменить?

7. С кого начинается утро? (Встреча с бабушкой, мамой)

Умеем ли мы понимать и быть благодарными за любовь старших? Давайте подумаем над этим.

Послушайте рассказ.

Секретная проверка

Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать дверь. Вбежала внучка и, бросив портфель на пол, протараторила:

- Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть!

- Во-первых, - сказала бабушка, - ступай осторожней: я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?

- Секретное поручение!

Внучка побежала в свою комнату, взяла какую-то книжку, уткнулась в нее. Бабушка поставила разогревать суп.

- Иди, ешь, внученька.

Внучка пришла к столу с книгой. Пристроила ее перед тарелкой, не глядя, протянула руку.

- Где у нас черный хлеб?

- Да вот же, перед носом твоим.

Бабушка налила суп.

- Сметаны! - сказала внучка.

Бабушка подала сметану. Закончив обед, внучка спросила, сколько времени. Бабушка сходила в другую комнату, посмотрела на часы.

- Полвторого.

- Ой, мне уже пора! Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям.

- И к тебе придут?

- Может быть. Ну, я побежала:

Бабушка вздохнула, принялась снова за полы. А вдруг придут проверять?

- Кто узнал себя? Не нужно об этом сейчас вслух говорить. Задумайтесь.

Что можно сказать о внучке?

Похожа ли эта внучка и Юля - героиня другой истории?

Юля и ее бабушка.

Когда Юля была маленькой, ей нравилось сидеть у бабушки на коленях. Бабушка гладила ее по голове и говорила: "Ты у меня самая красивая!"

Юля рассказывает, что бабушка очень трудолюбивая. Ей уже 80 лет, а она целый день работает. Утром Юля еще спит, а бабушка уже завтрак готовит. Обувь Юлину с вечера моет. Даже кровать заправляет. "Подрастешь, - говорит, - еще наработаешься."

Любит Юля шутить со своей бабушкой. Когда та начинает искать под кроватью Юлины носки и никак согнуться не может, Юля говорит ей: "Гимнастикой заниматься нужно, бабуся!"

Похожа ли эта внучка и Юля - героиня другой истории?

8. Какой второй закон создания хорошего настроения открыли?

Старайся быть внимательным и предупредительным с каждым из твоих родных и близких тебе людей.

9. Как мы называем человека, который никогда не забывает, что к другому нужно относиться внимательно? Это вежливый, воспитанный человек.

До 16 века "вежа" означало "знаток, тот кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям"

Поиграем "Вежливо - невежливо" Вежливо - 2 хлопка, невежливо - 1 хлопок.

поздороваться при встрече

толкнув, не извиниться

помочь подняться, поднять упавшую вещь

взять билеты в автобусе

не уступать место в транспорте

не заметить недовольство мамы

Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная.

- Какое же следующее правило определяет хорошее настроение?

Старайся всегда и со всеми быть вежливым, уважать другого человека.

10. Послушайте историю, которая произошла в одном дворе. Чему учит эта история?

Мальчики во дворе затеяли игру в прятки.

- Юрка, бежим скорее, заберемся вон в тот большой ящик, там нас никто не найдет.

Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся и, падая, расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре:

- Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо.

Из подъезда вышел Юрин папа:

- Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны себя держать в руках. Ну-ка покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено, и все пройдет. А пока не падай духом. Как говорят "терпи, казак, атаманом будешь!" До свадьбы заживет!

- Какими словами утешали Юру?

Попробуйте и вы утешить. Девочка прищемила палец. Ей больно. Найдите слова утешения.

11. Еще одно важное и, пожалуй, трудное правило.

Старайся понять и откликнуться на состояние другого человека.

- Как вы это понимаете?

Да, надо стремиться видеть настроение другого, чувствовать его и правильно реагировать, не причиняя другому боли и неприятности. Это, конечно, трудно, но постепенно мы научимся.

12. Поляна хорошего настроения готова. Перечислите правила.

Надеюсь, вы будете стараться жить по этим правилам, чтобы и у вас, и у вашего окружения всегда было хорошее настроение.

13. Отчего еще зависит хорошее настроение, мы узнаем, исполнив фрагмент песни "Хорошее настроение" (фонограмма песни из к/ф "карнавальная ночь")

Хорошее настроение зависит от улыбки.

14. К нашей полянке слетелись "бабочки". Раскрасьте бабочку и подарите ее и хорошее настроение с улыбкой своему соседу.

15. Сегодня мы отвечали на трудный вопрос: От чего зависит настроение?

Будем искать и на другие вопросы ответы.

Чьё сердце смягчил ты?

Кому подал руку?

Кому ты облегчил душевную муку?

Чью старость утешил?

Кого осчастливил?

Кого на дорогу ты торную вывел?



Предварительный просмотр:

Классный час «Чтобы зрение было хорошим»

 

Цели и задачи классного часа:

  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • знакомство второклассников с основными правилами ухода за глазами и сохранение хорошего зрения;
  • формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.

Оборудование

           Разноцветные предметы (белые, чёрные, красные, зелёные и т.д.). Предметы различной формы: мяч или глобус, монета, книга.

           Электрическая лампа (настольная); чистые и закопчённые стёклышки. Вилка, ножницы, ножик, иголка.

           Картинки: лётчик в кабине самолёта, пограничник, шофёр за рулём автомобиля.

           Для игр – набор рожков и ракушек (столовых), две тарелки, два карандаша с привязанными за шнур детскими игрушками на колёсиках, несколько сосновых шишек.

           Текстовые таблицы: «Как сохранить хорошее зрение», «Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений» («Берегите глаза»).

 

Ход классного часа

 

1.     Беседа о сохранении зрения

Согласно современным научным исследованиям, развитию близорукости способствует комплекс причин:

внешние факторы, условия жизни и работы;

качество питания;

общее состояние здоровья, а также некоторые перенесённые заболевания;

несоблюдение правил личной гигиены (неправильная рабочая поза, рассматривание деталей на слишком близком расстоянии, длительная зрительная работа без перерывов для отдыха и т.д.);

наследственное предрасположение человека.

      - Какую роль играют глаза в нашей жизни?

        (При помощи глаз мы узнаём цвет предметов, форму, размеры предметов;  

        наблюдаем за движением людей, животных, птиц, автомобиля. Глаза служат

        для того, чтобы видеть всё, что находится и делается вокруг нас, читать, писать,

        выполнять другие разные работы).

     - При помощи глаз мы познаём окружающий мир. Зрение надо беречь. Испорченное

       зрение исправить трудно, поэтому глаза надо беречь.

      - Отчего может испортиться зрение?

      (Зрение ухудшается от плохого освещения. От работы при таком освещении глаза

       быстро устают; если мы низко наклоняемся при чтении и письме).

      - Для того, чтобы сохранить хорошее зрение, важно, чтобы мы всегда

        занимались при достаточном освещении. Нельзя читать, писать, вышивать,

        рисовать в сумерках, при слабом свете.

        Для того, чтобы тетрадь и книга были хорошо освещены, надо ставить стол

        поближе к окну. При занятиях вечером лучше пользоваться настольной лампой,

         но, кроме того, надо оставлять включённым и общее освещение комнаты.

      - С какой стороны должно находиться окно или лампа при занятиях?

        (С левой стороны).

      - Правильно. Если окно или лампа будут находиться справа или сзади от нас, то

        на тетрадь будет ложиться тень от правой руки или головы, и таким образом

        тетрадь будет освещена недостаточно. Если лампа будет находиться на столе

        спереди, то много света будет попадать прямо в глаза ( при отсутствии

        абажура яркий свет будет слепить их). Кроме этого для хорошего освещения

        комнаты в дневное время важны чистые стёкла окон, а для хорошего освещения

        комнаты в вечернее время - чистые  ламповые стёкла.

        Опыт. Рассматривание строчки в книге через  чистые и закопчённые стёклышки.

      - На каком расстоянии от глаз должна находиться тетрадь? Как мы проверяем это?

        (По длине руке от локтя до кончиков пальцев).

      - Верно. Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего

        читать и писать, и при этом глаза меньше всего устают, зрение не портится.

        Читать удобнее, когда книга имеет небольшой наклон в сторону читающего.

        Для этого надо класть книгу на специальную подставку с наклоном. Нельзя

        читать лёжа. Когда читаешь лёжа, трудно держать книгу в удобном для глаз

        положении и на нужном расстоянии, книга плохо освещается. Из – за этого

        глаза утомляются, зрение всё больше и больше портится. Вредно также

        читать очень долго без перерыва. Надо делать перерывы (примерно через

        каждые 30 минут), чтобы дать отдых глазам.

2.    Игровая разминка

 - Вы немного устали, и, чтобы убедиться в полезности нашего разговора, мы

   поиграем в две весёлые игры. Разбейтесь на две команды. Итак…

Игра «Меткий выстрел»

   Участвуют по два человека от команд. Задача первого – наматывать на карандаш

   длинную верёвку, к концу которой привязана машинка.

   Задача второго – с определённого расстояния попасть в эту мишень шишкой, при

   этом мишень, в которую целится игрок, передвигает представитель команды

   соперников.

Игра «Сортировщик»

   Две команды становятся в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 м.

   У «головы» и «хвоста» каждой команды стоит по стулу. На стульях по тарелке, в

   две из которых насыпаны ракушки и рожки.

   Одна команда выбирает из своей смеси рожки, оставляя ракушки на тарелке,

   другая – наоборот. Первый участник передаёт выбранное пригоршнями по

   цепочке. Команда, наполнившая первой вторую тарелку, становится победителем.

3.    Беседа «Как беречь глаза?»

 - Глаза необходимо беречь не только от переутомления, от ослабления зрения.

   Ещё важнее оберегать глаза от заболеваний и повреждений.

 - Отчего могут заболеть глаза?

   (От грязи, от того, когда мы трём глаза пальцами, вытираем их грязным

   полотенцем или чужим полотенцем, носовым платком)

 - Правильно. Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно

   смотреть на свет. Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению

   зрения. Если глаза заболели, надо как можно быстрее обратиться к врачу.

   Некоторые дети теряют зрение – слепнуть на один или два глаза – при

   неосторожном обращении с острыми предметами, во время озорных и опасных

   игр, при стрельбе из рогаток, при разбивании молотком пистонов и патронов и

   т.д.

   Когда держите в руках острые предметы, карандаш, вилку, ножницы (показ

   этих предметов), нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать

   с ними в руках. Если вы, дети, споткнётесь и упадёте, то можете нанести

   этими предметами увечье себе и другим.

   Все острые предметы – не игрушки, ими нельзя забавляться.

4.    Работа в группах.

   -Объединитесь в группы по желанию, кто с кем хочет, распределите роли, не

    забывайте о соблюдении правил групповой работы и сформулируйте правила

    охраны собственного зрения.

    Проверка групповой работы.

Правила охраны собственного зрения.

 Не ставьте карандаши и ручки остриём кверху.

 Не стойте слишком близко к человеку, который чинит карандаш, строгает

    ножом, работает ножницами, шьёт.

  Не играйте с рогатками, самопалами и в другие игры, при которых есть

    опасность повредить глаза.

  Будьте осторожны с петардами!

  Не поддавайтесь на приманку сделать и взорвать «бомбочку»! Всегда

    помните, что взрыв может испортить вам зрение на всю жизнь!

  Удерживайте товарищей от озорных игр и развлечений; такие игры могут

    довести до большой беды вас и ваших товарищей.

  Не смотрите долго телевизор и не играйте часами в компьютерные игры.

  Не смотрите на прямые солнечные лучи или яркий свет.

  Читайте только сидя и держите книгу на расстоянии от глаз.

  При попадании в глаза пылинки не трите глаза грязными руками, а промойте

    проточной водой.

5.    Подведение итогов классного часа

- С чем мы сегодня познакомились?

- Что полезного узнали?

- Какие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений вы должны

  выполнять?

Детям раздаются памятки

Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений

1.     Не трите глаза руками, носовым платком.

2.     Вытирайте лицо только чистым полотенцем.

3.     Осторожно обращайтесь с острыми предметами.

4.     Не играйте в опасные для глаз игры.

5.     Если глаза засорились или заболели, немедленно обращайтесь к врачу.

Как сохранить хорошее зрение

1.     Занимайтесь при хорошем освещении.

2.     Книгу или тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз.

3.     Не читайте лёжа.

4.     При чтении делайте каждые полчаса перерыв и делайте гимнастику для глаз.