Полезные материалы для родителей
Полезные материалы для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Жестокое обращение с детьми как социально – психологическое явление»
Подготовила: педагог – психолог - Исокова Наталья Алексеевна
Жестокое обращение с детьми – тема, которая остается актуальной во все времена, поскольку дети – самая незащищенная и уязвимая часть общества, полностью зависящая от взрослых. В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос. Российские дети, как и дети других стран, подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д.
Так российским социологом Г. Силасте было выявлено, что насилие в семье – столь же обычное явление, как и насилие на улицах городов.
Насильственные действия в той или иной форме совершаются в каждой четвертой «отечественной семье». Статистика свидетельствует о том, что виновниками плохого обращения из общего числа случаев жестокого обращения с детьми чаще всего являются родители (94,2%), из них 85% – родители родные. Родители или замещающие их лица плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%).
Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.
С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.
Жестокое обращение часто разграничивают с понятием «пренебрежение родительскими обязанностями». Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Но нередко бывает трудно провести черту между жестоким и равнодушным отношением, поскольку они обычно сопутствуют друг другу.
Е.Т. Соколова считает, что различные формы психологического насилия в семье, в большей мере, чем насилие физическое, создает ситуацию, непригодную для жизни ребенка. Такие феномены, как неадекватные родительские установки, желание «переломить» ребенка, эмоциональная депривация, психологическое манипулирование ради достижения личных целей в ущерб интересам ребенка, унижения и угрозы, репрессивные по своей природе, заставляют детей жертвовать своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам, амбициям или воспитательным принципам родителей. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Жестокое обращение с ребенком приводит к задержке его психического развития, к формированию невротических расстройств и к усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности. Неустойчивый характер воспитания и эмоциональное отвержение часто становятся причиной аутодеструктивного поведения ребенка, сопровождающегося формированием алкогольной, наркотической, игровой зависимости, токсикоманией, злоупотреблением табакокурением и т.д.
Одной из самых распространенных форм насилия над детьми является физическое насилие. Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.
Кроме перечисленного, в понятие физического насилия включается также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а также дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов», вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).
До сих пор многим кажутся допустимыми и оправданными наказания ребенка за провинности ремнем, пощечины, подзатыльники, тычки, избиение различными, случайно оказавшимися под рукой предметами: сковородками, шнурами и т.п.
Физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему причиняют телесные повреждения или не предотвращают возможности его причинения. К физическому насилию относят преднамеренное нанесение физических повреждений, травм ребенку, в результате чего происходят нарушения физического, психического развития и здоровья ребенка, или наступает его смерть.
Таким образом, распространенными формами проявления физического насилия являются избиения, укусы, нанесение преднамеренных ожогов, переломов, травм, вырывание волос, фиксация в неудобной позе, изоляция, обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию, т.е. предъявление требований, которые ребенок ещё не способен выполнить либо которые перерос. Физическое насилие может проявляться в виде совершения действий, которые причиняют вред здоровью или угрозу жизни ребенка: ребенка выставляют в мороз на улицу без теплой одежды, закрывают на длительное время в кладовке, в туалете, лишают еды и питья и т.д.
Результаты проведенных исследований в дошкольных образовательных учреждениях показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных:
- физическое наказание - 25%;
- словесные оскорбления достоинства ребенка – 15%;
- угрозы – 35%;
- лишение удовольствия – 25%.
Слова «насилие», «жестокое обращение с детьми» стереотипно связываются с деструктивной или алкоголизированной семьей. Однако факты физического насилия над ребенком нередки и в обычных, «благополучных» семьях, «вмешиваться» в жизнь которой, чтобы помочь ребенку, не принято или подчас становится невозможным. Нередко окружающие считают, что «родители вправе воспитывать ребенка так, как считают нужным», а сами родители, применяющие физическое наказание, - что помогают ребенку взрослеть и усваивать правила поведения в обществе.
Доверительные беседы с родителями показали, что даже в обычной, внешне благополучной семье, применение физического насилия - распространенное явление: 25% родителей используют физическое наказание как метод воспитательного воздействия, тем самым проявляя насилие по отношению к ребенку. Наиболее распространенные формы физического наказания – шлепки по «мягкому месту» и подзатыльники, которые родителями рассматриваются как вполне нормальные, способы заставить ребенка выполнять требования взрослого. Родители используют самые изощренные средства физического наказания: ладонь; ремень; прутик; веник; скакалку; крапиву.
Анализ отношения родителей к физическому наказанию позволяет сделать вывод о противоречивом отношении к данному методу: 60% родителей понимают, что оно наносит психическую травму; но считают их допустимыми в отдельных случаях, когда они не справляются с капризами, упрямством, непослушанием ребенка; только 15% родителей считают телесные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми в воспитании ребенка.
Изучение причин, вынуждающих родителей использовать физическое насилие по отношению к ребенку, позволило установить большое их разнообразие: непослушание (75%); капризы и упрямство (15%); эмоциональная разрядка на ребенке (25%); безрезультативность других методов воздействия (15%); отсутствие терпения (19%).
Многие дети, подвергшиеся жестокому обращению, перестают доверять взрослым и начинают агрессивно реагировать на других людей; свой гнев чаще всего изливают на более слабых, младших по возрасту детей, животных. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, замкнуты и не могут себя защитить. У эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, демонстративного поведения.
Понятия «жестокость» и «насилие» - более узкие и входят в понятие «агрессия», которая рассматривается как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
М.А. Тоторкулова, анализируя проблему преодоления последствий семейного насилия над детьми, трактует понятие «насилие над детьми» как принудительное воздействие на ребенка, нарушение его гражданских прав, с нанесением физической, психологической травмы. Совершая насилие над ребенком, взрослые нарушают его основные права, закрепленные в Конвенции. В статье 19 Конвенции понятие «насилие» включает «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление».
Данное понятие также основывается на определении, содержащемся в «Докладе о ситуации в мире: насилие и его влияние на его здоровье»:
«Преднамеренное применение физической силы или насилия в виде угроз или непосредственно в отношении ребенка лицом или группой лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью, выживанию, развитию или достоинству ребенка».
Результативность педагогической деятельности по профилактике жестокого обращения с детьми напрямую связана с достоверностью данных о количестве таких детей. Зачастую педагогическая несостоятельность родителей, порождает ситуации, дающие нам «трудных» индивидов, «образование» которых обычно завершается в криминогенных группах. Просвещение семей в этой связи должно включать такие аспекты, как отказ от ментально и культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего, в сфере воспитания; полный отказ от физических наказаний; принятие на личностном уровне ценностного отношения к детству; формирование здорового образа жизни и культуры здоровья; реализация условий для повышения уровня социального самочувствия; смягчение воздействия всевозможных стрессов, порождаемых природными, техногенными, экологическими, политическими, военными катаклизмами, преступностью в обществе; воспитание психологической и педагогической толерантности, формирование активной жизненной позиции. Целью такого подхода является создание новых общественных доминант, переключающих социальные напряжения и агрессию на устремление к родительским заботам о детях, на развитие их культуры и духовности, ослабление группового и индивидуального эгоизма, проявления низменных инстинктов, националистических тенденций, на формирование установок по защите детства, материнства, особого поля добра и милосердия.
Литература:
1. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей: по данным исследования причин и следствий отклонений в социальном поведении // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. М.,1998. С. 18-26.
2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21-69.
3. Насилие и его влияние на здоровье: доклад о ситуации в мире: пер. с англ. / под ред. Э. Круга. М.: Весь Мир, 2003.
4. Защита детей от насилия и жестокого обращения: рабочая книга / под ред. Е.Н. Волковой,Т.Н. Балашовой. Н. Новогород: Папирус, 2004.
5. Социально-психологическая помощь детям - жертвам семейного насилия: сб. науч.-метод.материалов / М.Н. Бородатая, И.И. Осипова, М.В. Злоказова [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Ершовой. М.: Полиграф-сервис, 2005. 124 c.
6. Тоторкулова М.А. Содержание и организация деятельности социального педагога в до-
школьном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми: дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 179 с.__
7. Руководство по предупреждению насилия над детьми. – М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. – 160 с.
8. Изучение средовой адаптации детей с делинквентным поведением // Подростки и молодежь в меняющемся обществе (психолого-педагогические проблемы девиантного поведения): Сб. тезисов международной конференции. – М.: Новый отсчет, 2001. – 189 с.
9. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2002 г. – М., 2002. – 120 с.
10.Современные проблемы деструктивного поведения несовершеннолетних // Материалы 4-х научно-педагогических чтений факультета педагогики / Под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. – 228 с.
11. Закон в тупике (Семья должна быть защищена от насилия) // Обозреватель. – 1998. – №2. – С. 39–44.
12. Психотерапия детей, переживших насилие // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М., 2000. – 164 с.
13. Социальная роль семьи и школы. Педагогическое наследие русского зарубежья. – М., 1993. – 248 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
о профилактике кишечных инфекций
«О здоровье всерьез!»
Острые кишечные инфекции (ОКИ) - это группа инфекций, характеризующихся фекально-оральным механизмом передачи, локализацией возбудителей в кишечнике человека, многократным жидким стулом, тошнотой, рвотой, повышением температуры тела. Сегодня все чаще дети и взрослые заболевают кишечными инфекциями, причинами которых являются вирусы (норовирусы, ротавирусы, астровирусы, коронавирусы и др.).
Кишечная инфекция – неприятный, а зачастую и опасный недуг, с которым в жизни сталкивался, наверное, любой человек. В группу кишечных инфекций входит большое количество заразных заболеваний, губительно влияющих на желудочно-кишечный тракт. Причинами инфекций становятся вирусы, бактерии и токсины, которые они вырабатывают. Заболевания могут существенно различаться по тяжести симптомов и продолжительности течения. К примеру, избавиться от стафилококковой инфекции можно относительно быстро и без проблем, в то время как холера является чрезвычайно тяжелым и опасным заболеванием. К счастью, современная медицина научилась бороться с кишечными инфекциями и смертельные случаи случаются очень редко. Но от неприятностей, связанных с кишечными напастями, не застрахован никто. Кишечные инфекции представляют наибольшую опасность в летний сезон. Это происходит по причине того, что человек часто пьет грязную, некипяченую воду из-под крана или из природных источников, ест плохо вымытые фрукты, овощи и ягоды. К тому же, из-за жары мясо-молочные продукты и рыба портятся очень быстро и без видимых внешних признаков. Становятся переносчиками заразы и насекомые. Например, одна муха на своем теле может переносить до десяти миллионов бактерий, среди которых могут оказаться и болезнетворные. Существенным фактором становится также то, что летом человек выпивает большее количество воды, чем в холодные периоды. Вода разбавляет желудочный сок, и его защитные свойства и способность растворять вредоносные микроорганизмы снижаются. Что же может помочь человеку в борьбе с кишечными инфекциями? Бактерицидными свойствами обладает не только желудочный сок, но и слюна. Поэтому важно тщательно пережевывать пищу: это не только способствует хорошему пищеварению, но и оказывается своеобразным обеззараживанием опасных микробов. Также защитой от патогенов становится слизистая пищеварительного тракта. В ней обитают микроорганизмы, спасающие кишечник от разрушительного действия бактерий и вирусов. Следует помнить также о том, что на подверженность инфекциям влияют общее состояние иммунитета и образ жизни: стрессы, прием антибиотиков и неправильное питание могут очень навредить человеку. Как же попадают в организм человека возбудители острых кишечных заболеваний? Прежде всего при помощи грязных рук, с загрязненной водой и пищевыми продуктами, немытыми овощами, фруктами, с предметов, которыми пользовался больной (посуда, белье, предметы ухода). При употреблении загрязненных пищевых продуктов, не подвергшихся тепловой обработке (молока и молочных продуктов, салатов, паштетов, холодцов, овощей, фруктов, ягод и т. д.), могут возникать групповые заболевания дизентерией.
Основные распространители кишечных инфекций - больные люди. Опасными могут быть не только те, у кого кишечное расстройство ярко выражено, но и люди, больные настолько легко, что они даже не обращаются за медицинской помощью.
При всех кишечных инфекциях наиболее заразны выделения больного. Недуг же развивается лишь в том случае, когда микроб попадает в организм через рот. В большинстве случаев в этом повинны наши собственные руки. Сначала микробы попадают на них - достаточно для этого взяться за ручку дверей или спускового устройства туалета, прикоснуться к предметам, которыми пользовался больной, и позабыть о необходимости вымыть руки! С загрязненных рук микробы могут попасть в пищевые продукты. На руки возбудитель может попасть также при мытье рук загрязненной водой. В воду возбудители попадают с хозяйственными стоками, из прибрежных неблагополучных уборных, поэтому питье сырой речной и озерной воды может привести к заболеванию. Заразиться можно и купаясь в реке, пруде, озере, ведь нередко при этом люди заглатывают воду.
Симптомы кишечной инфекции во многом зависят от вида ее возбудителя. К общим же признакам можно отнести общую слабость, ухудшение аппетита, неприятные ощущения в желудке (тяжесть, нытье), головную боль. Спустя некоторое время проявляются более опасные симптомы: человека мучают сильные боли в животе, рвота и диарея, нередко повышается температура тела, появляются озноб и потливость. Кишечная инфекция может мучить больного человека от 6 до 48 часов. Наиболее опасным ее последствием может стать обезвоживание организма, так как вместе с рвотой и жидким стулом человек теряет большое количество влаги, вследствие чего нарушается баланс натрия и калия в организме. Чем опасно обезвоживание? Прежде всего оно приводит к необратимым изменениям сердечно-сосудистой системы, нарушает работу почек. У маленьких детей и пожилых людей кишечные инфекции могут привести к летальному исходу.
Лечение кишечной инфекции должно быть комплексным. Помимо уничтожения вредоносных микроорганизмов, больному необходима нейтрализация токсинов и восстановление водного баланса. Также нужно знать, что через рвоту и понос из организма выводятся вредные вещества, поэтому не стоит сдерживать рвоту. Напротив, при отравлениях ее следует вызывать. Промывание кишечника можно сделать и с помощью клизмы. Нейтрализовать губительное действие токсинов помогут специальные препараты – сорбенты. К ним относятся «Смекта», «Полифепан», «Аттапульгит» и проч. Во время кишечной инфекции полезно голодание, так как пища может спровоцировать развитие бактерий. Но не принесут вреда рисовая и овсяная каша без соли. Они окажут успокаивающий эффект на больной кишечник. Восстановить электролитный баланс можно с помощью раствора регидрона или бегидрона. Пьют их по паре глотков каждые 10–15 минут. Больному нужно много пить. Для этого подойдет компот из сухофруктов и разные травяные чаи. Не стоит при первых симптомах недомогания обращаться к антибиотикам, ведь они могут лишь навредить человеку, нарушив микрофлору кишечника и нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта. Только лечащий врач может назначить прием антибиотиков при кишечных инфекциях. Восстановить микрофлору и справиться с заболеванием помогут современные средства – «Линекс», «Лактобактерин» и проч. Необходимо помнить, насколько важно избегать самолечения! Только врач может правильно поставить диагноз и не допустить неблагоприятных последствий, только врач может правильно подобрать лечебный препарат и составить схему лечения. Дело в том, что большинство видов микробов кишечной группы, в т.ч. возбудители дизентерии, брюшного тифа, приобрели устойчивость ко многим медикаментам. В больничных условиях есть возможность выделить микроб, вызывающий заболевание, и подобрать наиболее действенное средство и схему лечения. Кроме того, госпитализация больного способствует прекращению рассеивания возбудителей заболевания во внешней среде и предотвращает заражение других людей.
Профилактические меры, способные помочь человеку защититься от кишечной инфекции, знакомы каждому с детства. Однако, несмотря на это, частота заболеваний не уменьшается. Это говорит о целесообразности напомнить, что избежать неприятных и опасных болезней можно, соблюдая ряд простых правил:
1. Выбор безопасных пищевых продуктов. Многие продукты, такие как фрукты и овощи, потребляют в сыром виде, в то время как другие — рискованно кушать без предварительной обработки. Например, всегда покупайте пастеризованное, а не сырое молоко. Особенно опасно покупать молочные и мясные продукты у частных торговцев. Проверяйте сроки годности продуктов, целостность упаковок. Продукты, которые употребляются сырыми (овощи, фрукты, зелень), требуют тщательного мытья, желательно кипяченой водой.
2. Тщательно приготавливайте пищу. Многие сырые продукты, главным образом, птица, мясо и сырое молоко, часто обсеменены патогенными микроорганизмами. В процессе варки (жарки) бактерии уничтожаются, но помните, что температура во всех частях пищевого продукта должна достигнуть 70° С. Если мясо цыпленка все еще сырое у кости, то поместите его снова в духовку до достижения полной готовности.
3. Ешьте приготовленную пищу без промедления. Когда приготовленная пища охлаждается до комнатной температуры, микробы в ней начинают размножаться. Чем дольше она остается в таком состоянии, тем больше риск получить пищевое отравление. Чтобы себя обезопасить, ешьте пищу сразу после приготовления.
4. Тщательно храните пищевые продукты. Если Вы приготовили пищу впрок или хотите после употребления сохранить оставшуюся ее часть, имейте в виду, что она должна храниться либо горячей (около или выше 60° С), либо холодной (около или ниже 10° С). Это исключительно важное правило, особенно если Вы намерены хранить пищу более 4-5 часов. Пищу для детей лучше вообще не подвергать хранению. Общая ошибка, приводящая к пищевым отравлениям — хранение в холодильнике большого количества теплой пищи. Эта пища в перегруженном холодильнике не может быстро полностью остыть. Когда в середине пищевого продукта слишком долго сохраняется тепло (температура свыше 10° С), микробы выживают и быстро размножаются до опасного для здоровья человека уровня.
5. Тщательно подогревайте приготовленную заранее пищу. Это наилучшая мера защиты от микроорганизмов, которые могли размножиться в пище в процессе хранения (хранение в холодильнике угнетает рост микробов, но не уничтожает их). Еще раз, перед едой, тщательно прогрейте пищу (температура в ее толще должна быть не менее 70° С).
6. Избегайте контакта между сырыми и готовыми пищевыми продуктами.
Правильно приготовленная пища может быть загрязнена путем соприкосновения с сырыми продуктами. Это перекрестное загрязнение может быть явным, когда например, сырая птица соприкасается с готовой пищей, или может быть скрытым. Например, нельзя использовать одну и ту же разделочную доску и нож для приготовления сырой и вареной (жареной) птицы. Подобная практика может привести к потенциальному риску перезаражения продуктов и росту в них микроорганизмов с последующим отравлением человека.
7. Часто мойте руки. Тщательно мойте руки перед приготовлением еды и после каждого перерыва в процессе готовки — особенно, если Вы перепеленали ребенка или были в туалете. После разделки сырых продуктов, таких как рыба, мясо или птица, опять вымойте руки, прежде чем приступить к обработке других продуктов. А если у Вас имеется инфицированная царапина (ранка) на руке, то обязательно перевяжите ее или наложите пластырь прежде, чем приступить к приготовлению пищи. Также помните, что домашние животные — собаки, кошки, птицы - часто носители опасных микроорганизмов, которые могут попасть в пищу через Ваши руки.
8. Содержите кухню в идеальной чистоте. Так как пища легко загрязняется, любая поверхность, используемая для ее приготовления, должна быть абсолютно чистой. Рассматривайте каждый пищевой обрезок, крошки или грязные пятна как потенциальный резервуар микробов. Полотенца для протирания посуды должны меняться каждый день. Тряпки для обработки столов, полов должны ежедневно мыться и просушиваться
9. Храните пищу, защищенной от насекомых, грызунов и других животных. Животные часто являются переносчиками патогенных микроорганизмов, которые вызывают пищевые отравления. Для надежной защиты продуктов храните их в плотно закрывающихся банках (контейнерах).
10.Используйте чистую воду. Чистая вода исключительно важна как для питья, так и для приготовления пищи. Употребляйте только гарантированно безопасную воду и напитки (кипяченую воду, напитки в фабричной упаковке).
11.При купании в водоемах и бассейнах не допускайте попадания воды в рот.
Соблюдение этих простых правил поможет Вам избежать многих проблем со здоровьем, уберечься от заболеваний острыми кишечными инфекциями.
В последнее время большинство кишечных инфекций протекает в легкой форме, поэтому некоторые больные не обращаются к врачу, часто занимаются самолечением. А это небезопасно. Кроме того, каждый заболевший должен помнить, что он может быть опасен для окружающих. Поэтому при появлении первых признаков кишечного расстройства заболевшему необходимо обратиться к врачу!
Планируя отпуск, не стоит забывать следующее:
В ДОРОГЕ:
- Мойте руки перед едой, не перекусывать на улице;
- Всегда носите при себе влажные салфетки, лучше с антисептическим действием;
- В летний период воздерживайтесь от употребления кондитерских изделий с кремом, приготовленным на свежих яйцах;
- Кушайте фрукты и овощи по сезону;
- По возможности не питайтесь в летних кафе на улице (опасны пирожки с мясом, шаурма, чебуреки, салаты и пр.);
- При покупке мясных изделий отдавайте предпочтение фабричной упаковке, обращайте внимание на внешний вид и герметичность упаковки, срок годности продукции;
- Пейте кипяченую воду или "минералку", приобретенную в хорошо известных магазинах.
- Фрукты, грязные руки, вода из реки или родника, даже мясо - все может стать причиной кишечного заболевания!!!
Чем больше прогревается вода на морских курортах и в бассейнах, тем выше риск подхватить кишечную инфекцию. При температуре воды выше 26 градусов Цельсия создается благоприятная среда для развития болезнетворных бактерий.
В разгар высокого сезона, когда море такое теплое, а воздух такой жаркий, в системах кондиционирования отелей накапливаются патогенные бактерии и вирусы, и с охлаждающим воздухом попадают в номера.
Кроме этого распространению инфекции способствует, тот факт, что при отсутствии симптомов заболевания человек выделяет болезнетворные бактерии в окружающую среду и заражает других людей. Как сложно отказаться или перенести заранее запланированную поездку при кишечном недомогании!
Поэтому не стоит в августе спешить на популярный морской курорт, особенно с маленькими детьми, увлекаться купанием в бассейнах и употреблять скоропортящиеся продукты на жаре.
Риск подхватить «кишечную инфекцию» на отдыхе намного ниже в начале сезона, помните об этом! И приятного Вам отдыха!
Будьте здоровы!!!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Режим дня в жизни ребенка»
Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту. Он имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, — обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей дошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главный вид отдыха – сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и вставать в определенное время. Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.
Ужинать нужно за 1 – 1,5 ч до сна. У ребенка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Комнату перед сном необходимо проветривать. Все дети любят, когда мама или папа перед сном почитают им книжку.
Проснувшись, ребенок должен сразу встать с постели и после туалета сделать утреннюю зарядку. Это создает бодрое настроение, улучшает дыхание, кровообращение, повышает тонус мышечной системы, улучшает обмен веществ и возбуждает аппетит. Зарядка проводится обязательно при открытом окне. Зарядку нужно делать в трусах, майке, босиком.
Обычный комплекс утренней зарядки для дошкольников включает ходьбу, дыхательные упражнения, корригирующие осанку (повороты, наклоны, приседания), кратковременные прыжки или бег и снова ходьбу. Ребенок с удовольствием занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать упражнения вместе с ним.
Ребенок должен самостоятельно научиться мыть лицо, уши, чистить зубы. Когда ребенок одевается, убирает постель, взрослые должны помогать ему как можно меньше.
Ребенка следует кормить в точно установленное время. Некоторые родители не соблюдают этого требования, что создает определенные трудности в воспитании. Беспорядочное питание плохо сказывается на здоровье. Очень важно, чтобы дети не сидели за столом в ожидании еды – это быстро вызывает утомление и снижает аппетит. Ребенок не должен отвлекаться от еды. Вкус пищи, ее температура и то, как она подана, - все это, имеет большое значение для правильного пищеварения. Многие родители, бабушки, чтобы ребенок лучше ел, пытаются развлекать его сказками, мультфильмами. Это вредно, так как интерес ребенка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что также снижает аппетит. После завтрака полезно организовать спокойные игры, или занятия.
Детям дошкольного возраста выделяется специальное время для занятий рисованием, вырезанием, лепкой, счетом и т.д. Продолжительность таких занятий у детей 3-4 лет 15-20 мин, у детей 5-6 лет 30-40 мин. Нужно чередовать виды деятельности, каждые 20-25 мин делать перерыв. Остальное время предназначается для игр.
Целесообразно организовать занятия детей после завтрака. Любое занятие идет на пользу ребенку тогда, когда он занимается охотно, с увлечением, а для этого нужно, чтобы родители хотя бы в какой-то мере владели мастерством педагога. Вам надо быть настойчивыми, добиваться поставленной цели спокойно, заинтересовать ребенка, чтобы он делал все с желанием, объяснить важность любой работы и игры. Содержание занятий следует менять день ото дня с тем, чтобы поддержать внимание ребенка и заинтересовать его. Как только Вы заметите, что у малыша пропал интерес к занятию, лучше его прекратить и занять ребенка какой-то подвижной игрой. В теплые дни надо так распределять время, чтобы все игры и занятия проходили на свежем воздухе.
Ребенку нужно находиться как можно больше на открытом воздухе: летом – в течение всего дня; весной, осенью и зимой – по несколько часов. При плохой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми. На прогулке подвижные игры должны чередоваться с более спокойными. В жаркую погоду необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегревался, вовремя напоить его, увести в тень; зимой во время прогулки приучать его больше двигаться. Нельзя кутать детей и надевать одежду, стесняющую движения и затрудняющую дыхание.
Дети любят, если их игра приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки. Надо почаще предоставлять им такую возможность. После активной прогулки у них появляется хороший аппетит. Если же ребенок на прогулке мало двигался, или, наоборот, был сильно возбужден и утомлен прогулкой, то он ест неохотно, медленно, не съедает положенной порции. После еды ребенок обязательно должен прополоскать рот кипяченной водой.
Во время сна форточка (зимой) или окно (летом) должны быть открыты, причем допустимо снижение температуры воздуха в комнате до 16—15 °С. Легкое движение прохладного воздуха способствует быстрому наступлению глубокого сна, во время которого ребенок особенно хорошо отдыхает. Если есть возможность, полезно днем укладывать спать детей на воздухе — в саду или на балконе. Напоминаем, что сон так же, как и аппетит, зависит от поведения ребенка во время предшествующего бодрствования.
Хорошо выспавшись, ребенок пробуждается бодрым, веселым. Дневной сон обязателен для детей раннего и дошкольного возраста.
После вечерней прогулки дети моют руки и лицо, 10—15 мин отдыхают и затем ужинают.
Перед сном нужно занять ребенка какой-нибудь спокойной, не слишком впечатляющей игрой. Лучше всего для этого подходят кубики, мозаика, лепка, рисование.
Перед ночным сном ребенок обязательно чистит зубы, моет лицо, руки, ноги, самостоятельно расстилает постель, складывает одежду.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник (не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй третий день недели): чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость, малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни. Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12, 5—-12 часов, в 5—6 лет — 11, 5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1, 5—2, 5 часа днем).
Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.