Что такое ЕГЭ?
ЕГЭ (единый государственный экзамен) – это общегосударственная система оценивания итоговых знаний выпускников школ по соответствующему предмету. Как любая система оценки она имеет свои недостатки и достоинства. К основным достоинствам ЕГЭ следует отнести:
- Унификация критериев оценки знаний для всей страны. Если ранее невозможно было приравнять друг другу две одинаковые оценки, полученные в разных местах (например, в городе и в селе, в разных городских школах одинакового статуса, в обычных и спецшколах, и так далее), то при ЕГЭ имеется возможность сравнивать результаты экзамена в школах разных регионов и уровней. Ранее экзаменационная оценка отражала уровень знании экзаменуемого по сравнению с таковым для выпускников только данной школы. Поэтому ВУЗы в условиях разноуровневой подготовки выпускников разных школ вынуждены были проводить отдельно свои вступительные конкурсные экзамены, что порождало дополнительный стресс у выпускников и коррупцию на вступительных экзаменах в ВУЗах.
- Значительное уменьшение влияния субъективного фактора (учителя) на результаты экзамена. Какой же учитель добровольно согласится занижать результаты своего труда? Скорее наоборот: мы уже привыкли к практике, когда не только знания учеников, но и чисто внешние факторы – просьбы, указания, симпатии и т.д. – в значительной степени влияли на результаты экзаменов.
- Система оценки с едиными критериями (ЕГЭ) позволяет быстро и обоснованно обнаруживать места (регионы, районы, школы) со слабым уровнем подготовки и оперативно принимать меры для решения возникших проблем. Она так же позволяет объективно ранжировать качество труда педагогов при их аттестации и присвоении квалификаций.
Конечно, система ЕГЭ имеет и свои недостатки. Основной из них, из-за чего сегодня ломаются копья – это качество Контрольно-измерительных материалов (КИМ), проще говоря, самих тестов. Но это чисто болезнь роста: трудно ожидать, что бы за несколько пилотных лет были получены идеальные тесты. Европа, где такая система оценивания принята и в школе, и в ВУЗах, потратила на построение этих систем десятки лет.
Те, кто наблюдает систему тестирования в динамике, явно ощущают прогресс в качестве КИМ. Например, в химии за 10 лет школьного тестирования качество тестов значительно улучшилось, и по своему уровню тесты приблизились к билетам вступительных экзаменов в ВУЗы с хорошим конкурсом. Думаю, что такая же ситуация и с другими дисциплинами. Поэтому не случайно, Минобрнауки РФ осенью прошлого года предложило ввести двухуровневый ЕГЭ: один уровень для учеников с нормальными знаниями и другой уровень для учащихся с пониженным уровнем подготовки.
Так что, наверное, не следует путать качество самих тестов (а оно постоянно повышается) с низким уровнем подготовки учащихся в некоторых школах. Это похоже на перекладывание проблемы качества образования с больной головы на здоровую.
Значительную путаницу в проблему ЕГЭ вносит сам термин «тест». По аналогии с тестами в ГАИ, где нередки примитивные ответы типа «да», «нет», современные школьные итоговые тесты таковыми не являются. Задания в тестовой форме составляют только часть заданий всего контрольно-измерительного материала (раздел А и частично В), другую часть КИМ составляют обычные задачи и упражнения (раздел С и частично В). Логичнее было бы назвать выпускную предметную работу не «тестом», а каким-либо другим термином, например, традиционными «Экзаменационная работа» или «Выпускная работа» и т.д. Сухой бюрократический термин «Контрольно-измерительный материал» явно не подходит для такого масштабного проекта.
Детальное рассмотрение всех сегодняшних протестов против ЕГЭ показывает, что это протесты заинтересованных людей, объективность которых равна нулю. Школьники, родители и учителя протестуют потому, что у них отнимаются рычаги влияния на итоговую оценку. В системе ЕГЭ на оценку влияют только знания ученика, а не взаимоотношения его и родителей с учителем, благосклонность учителя к ученику, материальные факторы и прочее. ВУЗы в лице администрации и преподавателей недовольны тем, что у них исчезает одна из крупнейших коррупционных кормушек при ликвидации вступительных экзаменов.
Так что, в сложившейся ситуации целесообразно, чтобы Минобрнауки РФ отстоял введение ЕГЭ в практику аттестации выпускников учреждений среднего образования. Этого требуют общегосударственные интересы развития нашей, потерявшей былую славу, российской школы. И очень будет печально, если в этой борьбе возьмут верх кланово-групповые интересы с привкусом рубля.