Самообразование
Тема по самообразованию "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Диплом лауреата 1 степени Открытого Всероссийского творческого конкурса Эссэ с международным участием "Новаторство - 2015" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Связь учебной и внеклассной работы в процессе обучения и реализации ФГОС | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г.Волгореченска Костромской области
Связь учебной и внеклассной работы
в процессе обучения и реализации ФГОС
(из опыта работы)
Автор:
Низова Светлана Александровна
учитель первой категории
2015
«Без стремлений и ориентации на всестороннее и гармоничное развитие личности невозможно построить высокоразвитое, гуманное и демократическое общество»
В.А. Сухомлинский
В последние годы формировать ребенка как гармоничную личность стало очень сложно.
Где же найти пути, чтобы развить, разбудить в душе ребенка то, что не могут, а иногда не хотят его родители? Именно в игре. Игра, игровая деятельность младшего школьника создает особое поле, в котором ребенок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самостоятельности.
Игровая деятельность для младшего школьника – это сама жизнь со всеми ее прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.
А самыми любимыми и интересными для младших школьников являются творческие игры. Действуя, в воображаемой ситуации, ребенок как бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится более сдержанным, волевым, организованным, решительным в поведении.
А оно определяется внутренним «ядром личности» и закладывается именно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В игровой деятельности исходной, отправной точкой является интерес, свободный выбор. В качестве мотивов в игровой деятельности выступают любознательность, желание проявить себя, стремление получить удовольствие, удовлетворить свое самолюбие.
Работа над проблемой, играя, воспитывать и обучать, я придумала игру «Пчелиное братство», которая идет на протяжении всего курса обучения в начальной школе. Начинается она тогда, когда дети научились читать и познакомились с произведениями Л.Н.Толстого. Именно в это время я им показываю фильм «Детство Л.Н.Толстого». Оттуда ребята узнают об игре в «муравьиных братьев».
Мы поддерживаем игру братьев Толстых, придумываем свою игру «Пчелиное братство». А прежде чем его создать и стать настоящими пчелами, надо узнать все о жизни этих трудолюбивых насекомых.
Часть информации дети находят сами, а другую часть получают от меня. Я опираюсь на рассказы Сергея Иванова из журнала «Миша».
Жизнь пчел недолгая, но зато интересная, разнообразная. Она полна неожиданностей, трудностей и может даже приключений. Я предлагаю ребятам ощутить вкус этой интересной и разнообразной жизни. Дети с удовольствием соглашаются со мной. Так начинается игра, которая подчиняет и учебную, и внеклассную работу. Дети класса делятся на пчелиные семьи и начинают между собой соревноваться. Раз пчелы в своей жизни могут быть и «строителями», и «няньками», и «приемщиками», и так далее, то дети тоже на каждые два дня становятся разными специалистами.
Для соревнования оформляется специальный экран или «строятся соты в улье», где специальности каждой семьи расписаны на два дня.
10 - 11 | 12 - 13 | 14 - 17 | 18 - 19 | 20 - 21 | |
1 семья | |||||
2 семья | |||||
3 семья | |||||
4 семья | |||||
5 семья |
Например, 12 и 13 марта, дети первой семьи – «санитары», они могут проверить состояние учебников, внешнего вида учеников, вторую обувь и так далее. Ребята второй семьи – «разведчики», они приносят в класс что-то новое, интересное (загадки, ребусы, кроссворды, удивительные факты, логические задачи, новые слова и так далее). Главное то, что дети самостоятельно его нашли или с помощью родителей. Третья семья – «медоносы» - носители пятерок. Количество пятерок, полученных за два дня, заносится на экран и раскрашивается определенным цветом. Каждый в семье стремится к высшей оценке обучения, учится замечать чужие победы и радоваться им. Дети четвертой семьи – «вентиляторщики», то есть дежурные, следящие за чистотой в классе. Ребята пятой семьи – «няньки» - они пытаются организовать досуг одноклассников во время перемены, общаясь и сплачивая коллектив класса.
Конечно же, поначалу, вся игра не сводится к полной самостоятельности детей. Им помогаю и я, и родители, и ребята, которые на этой игре уже были воспитаны.
Общение в игре выглядит таким образом:
Первый этап игры, который продолжается до тех пор, пока ребята в совершенстве не освоят «специальности» и не будут действовать почти самостоятельно. В течение его каждую четверть семья меняет свой состав. Она может формироваться из детей, которые между собой дружны или из тех ребят, которые недалеко друг от друга живут. Так же может формироваться семья и по лидерству в коллективе или по усмотрению учителя, психолога, родителей. Важно, что дети «пчелиными семьями» могут работать на любом уроке, на классных праздниках создавать выступления и ходить друг к другу в гости. Так как в первом классе нет оценочной системы, то достигать результатов помогает значковая система. Например,
На втором этапе игры выпадают такие специальности, как «няньки», «вентиляторщики», «санитары». Этот этап игры направлен на развитие интеллекта, самостоятельности интереса к учебной деятельности. На смену значкам специальностей приходят цвет и буквы. В каждой ячейке «семьи» могут появляться цвета с инициалами Ф.И.:
- Чтение – белый
- Математика – желтый
- Русский язык – синий
- Развитие речи – оранжевый
- Окружающий мир – зеленый
- Тетради, дневник – красный
Итоги подводятся по «количеству меда» в соте или по тому, сколько и как раскрашены соты. И обязательно мы с родителями не забываем о периодическом награждении победителей и участников игры. Ведь стимул должен быть в любом виде деятельности.
Игру можно проводить в разных вариантах, например – наряжать елочки на Новый год, или собирать букеты для мам, или зарабатывать «деньги» для себя и друзей.
И наконец, третий этап игры: «Пчелиное братство» включает в себя полностью самостоятельные решения детей, которые будут стремиться к лучшей жизни на земле, проявляя себя как личности.
Этот этап игры проводится в выпускном классе. Каждая семья утепляет свой улей сделанными заранее родителями восковыми дощечками. Дощечки для строительства появляются только после того, когда «семьей» выполнено определенное задание, которое кладется в леток улья.
Например, сходите в городскую библиотеку и узнайте «должников», выпустите газету по русскому языку, проведите игру «По русским народным сказкам» у первоклассников, сделайте кормушку, подготовьте концерт для дошколят, организуйте выставку, экскурсию… Конечно, на данном этапе игры требуется помощь или учителя, или родителей, или старшеклассников. Но как приятно помогать детям, которые в этой жизни хотят сделать что-то доброе, поэтому мы с радостью беремся за эту помощь. В течение всей игры дети получали «Сертификат» принятия в «Пчелиное братство», грамоты от «Пчелиных братьев». А самой главной наградой был «Орден Братства». Он давался ребятам на протяжении всех лет обучения, в зависимости от достигнутого ими результата. Чем награждать и кого, решала «пчелиная семья», то есть сами дети.
Разнообразные приемы и методы, используемые в ходе игровой деятельности, не пропали даром: дети быстро адаптировались к новым условиям обучения в среднем звене, активно включались в предложения и деятельность школы.
По окончании начальной школы, как показывает практика, ребята не захотели расставаться со своими «семьями» и перенесли их в пятый класс.
Поэтому дети, родители, вместе с классным руководителем пригласили меня. Посоветовавшись с родителями, мы решили провести еще одну разновидность игры: «Пчелиное братство». На данном этапе название было такое: «Тайна загадочного острова». Здесь каждая «пчелиная семья», имея «паспорт семьи», должна была обследовать «загадочный» остров по своим маршрутам, указанным в «паспорте». Тем самым получить яркую, четкую карту «острова» у себя в «паспорте» быстрее других команд. Часть острова считалась обследованной, если ребята справлялись с заданием Хозяина (залива, заповедника, хребта, равнины, полуострова, бухты – всего того, что есть на острове).
Надо сказать, что Хозяевами острова были, и учителя по предметам, и родители, и ребята – старшеклассники, и я. Нами были, за эти шесть недель, проведены, и спортивные состязания, и беседы по этикету, и конкурсы математиков, и литературные турниры, и ремонт книг из школьной библиотеки, и сборы макулатуры. А потом была выбрана из полученных карт самая четкая и яркая. Весь класс отправился в путь – поход, глядя на эту карту. Там нас ждало много приключений и испытаний, подготовленных родителями и направленных на самостоятельность действий ребят в своей группе. Это было интересно, и клад дети нашли!
Я знаю, что моя главная задача – подготовить подрастающую личность к самовоспитанию, дать ей в руки средства для этого, не подчинять, не «адаптировать», не деформировать, а учить самовоспитанию и саморазвитию. Ведь в личности соединяется индивидуальное (я) и социальное (мы), которое надо постоянно уравновешивать.
Поэтому, одной из главных задач школы является создание благоприятного климата в коллективе, чтобы даже при недостаточной успешности в учебе, подросток был адаптирован, ощущал свою важность и необходимость.
И опять на помощь приходит игра. Игра в КВН – уникальное средство просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга детей и подростков. Именно поэтому, я была руководителем школьной команды КВН. Занимаясь с ребятами КВНом, я знаю, что участвуя в подготовке выступлений, примеряя на себя различные роли, относясь с иронией к трудностям, общаясь и обмениваясь опытом друг с другом, КВНщики больше, чем их сверстники, готовы найти себя во взрослой жизни, стать социально активными людьми.
Источники информации:
Журнал "Миша" №4 1998г.