Методическая разработка на тему:"Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности"
«Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности».
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Это связано с введением и реализацией нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Эффективным средством развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте, являются театрализованные игры. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие дидактические задачи, направленные на формирование выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В начале учебного года изучив результаты диагностики по формированию игровой деятельности детей, а в частности театрализованных игр, я поставила цель использовать предметно – пространственную развивающую среду для привлечения детей к театрализованной деятельности.
· Владеет приемами вождения настольных кукол с речевым сопровождением.
· Умение имитировать характерные действия персонажей.
· Вызывать желание выступать перед куклами или сверстниками, обустраивая место для выступления.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и
безопасной.
Исходя из того, что насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, я постаралась дополнить развивающую среду нашей группы не только традиционными видами театра, но и нетрадиционными, а также оборудованием и разными материалами для театральной деятельности. Такими как:
· Театр кукол би-ба-бо
· Пальчиковый театр
· Театр на фланелеграфе
· театр куклол из бумажных конусов,
· театр «из коробочек»
· Театр на стаканчиках
· Театр на палочках
· Театр на кружках
· Театр на спичечных коробках
· маски сказочных персонажей,
· Различные атрибуты для спектаклей
Учитывая требования к полифункциональности, трансформирумости и динамичности развивающей среды я использую ширмы.
Они удобны в использовании, имеют привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности.
Напольная ширма предназначена для театрализованных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, театральных постановок с использованием различных видов кукол.
Несколько слов о преимуществах использования напольных ширм в групповом пространстве
Дидактическая ценность Ширмы используются как средство обучения ребенка.
Эстетическая ценность Они являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств, творчества.
Трансформируемость Дают возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.
Вариативность и доступность Появляется возможность создания различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных видов театра и атрибутов к ним; периодическая сменяемость материалов - стимулирует разнообразную детскую активность.
Используем как напольные, так и настольные ширмы. Настольные ширмы очень удобны в обращении: они легки, их можно использовать не только в разных театрализованных играх, но и на непосредственно – образовательной деятельности.
Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. А уголок ряженья позволяет им изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
Изменяя предметно – пространственную развивающую среду, я заметила, что дети чаще играют в театрализованные игры. Активно принимают участие в постановках, инсценировках. С большим желанием дети выступают перед родителями и малышами.
Зимой мы порадовали детей ясельной группы постановкой сказки «Репка», репетируем сказку «Теремок» и планируем показывать её в других группах. Элементы театрализованной деятельности мы используем в ходе всего образовательного процесса: при познавательно-речевом развитии, художественно-эстетическом, музыкальном, и т.д. Дети берут любой вид театра и изображают по своему замыслу, придумывая свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.
При создании многих видов театра моими помощниками были родители. Сами находили интересную информацию, предлагали и изготавливали различные виды театров, приносили атрибуты для пополнения уголка ряженья. Родители показали детям серию кукольных театров по мотивам басен. Поставили музыкальный спектакль «Муха - Цокотуха»
Участвуя в театрализованных играх, дети и родители становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
В марте я вновь провела диагностику детей, которая показала, что уровни детей по данным показателям повысились.
Проанализировав свою деятельность, я пришла к выводу, что театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, раскрыть индивидуальные способности ребёнка, демонстрируя неожиданные грани его характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.