Урок литературного чтения Н.Носов На горке
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема:Н.Носова «На горке»
Цель урока: вовлечь учащихся в деятельность, направленную на формирование умения анализировать рассказ с целью определения его темы и главной мысли средствами рассказа Н. Носова «На горке»
Задачи урока:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
1. Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2. Формировать мотивацию к обучению и познанию;
3. Формировать осмысление и принятие основных базовых ценностей.
4 Воспитание лучших качеств личности: трудолюбия, чуткости, сопереживания, доброты.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
2. Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
3. Формировать умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Познакомиться с новым произведением «На горке» Н. Носова.
- Формировать умение читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного.
- Формировать умение определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами, уметь подтверждать её словами текста, описывать характерные черты героя;
- Продолжить работу по формированию продуктивного способа чтения, использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), давать и обосновывать нравственную оценку поступков героя;
- Формировать умение прогнозировать содержание произведения;
- Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся, выяснить лексическое значение незнакомых слов в произведении.
- Оборудование:
Для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, карточки для вывешивания на доску.
Для учеников: учебник, карточки с тестом.
Ход урока
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
- Начинаем урок литературного чтения.
-Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой наших гостей, мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко присядем за парты.
- Актуализация знаний.
-Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (думать, размышлять, понимать смысл прочитанного произведения, задавать вопросы к тексту, соотносить главную мысль произведения и пословицу)
-Какой раздел учебника мы изучаем? (Писатели детям)
-Какие произведения мы с вами уже прочитали в этом разделе? (перечисляют произведения)
-Что в них общего? (юмористические)
-А что такое юмор? (юмор-изображение какой-либо жизненной ситуации в смешном, комическом виде)
-Какой рассказ читали на прошлом уроке?(«Живая шляпа».) Кто его автор?
-Почему этот рассказ юмористический?
-Зачитайте отрывки из рассказа, вызывающие смех. ( 3 человека)
-Какие слова и выражения делают эти отрывки смешными?(дробление слов, необычные действия: взяли кочергу и лыжную палку, нелогичность действий.
-Почему эти действия были присущи героям?( дети были фантазёрами)
-Удалось ли передать интонацию юмора читавшим?
-
3. Определение темы и цели урока.
-Кто из вас догадался, произведение какого автора мы продолжим сегодня читать?
- К какому жанру оно будет относиться? Почему? (рассказ-небольшое прозаическое произведение)
-Может ли быть этот рассказ юмористическим?
-Откройте учебник на стр.60, прочитайте название рассказа.
Тема урока
-Итак, с каким произведением мы сегодня познакомимся?( с рассказом Н. Носова «На горке».)Можем ли мы по названию рассказа предположить его содержание?
-Рассмотрите иллюстрации к рассказу до стр. 63.
-Согласуются ли они с названием рассказа?
Уточните, о чём будет этот рассказ? (предположения)
-Чтобы узнать, верны ли ваши предположения, что надо сделать? (прочитать рассказ)
-Можем ли мы сразу сказать, какие человеческие качества и поступки высмеивает автор? (нет, надо не только прочитать, но ещё и подумать)
-Над чем надо подумать после чтения рассказа? (какие качества высмеивает автор)
-Какая цель урока?
Цель на доске: Узнать, какие человеческие качества высмеивает Н. Носов в рассказе «На горке».
-Какие шаги необходимо выполнить, чтобы достичь цели урока?
-Выберите нужные действия(дети расставляют пункты плана по порядку
Задачи на доске.
- Познакомиться с рассказом.
- Дать характеристику главному герою произведения.
- Определить тему.
- Определить главную мысль произведения.
4.Основная часть
1) Какую первую задачу нам надо решить?
Самостоятельно прочитайте рассказ. чтобы определить его тему. Во время чтения выделите непонятные слова.
Проверка первичного восприятия
Понравился рассказ? Что понравилось?
Подтвердились ли наши предположения?
Что не совпало? Какие слова были не понятны?
– Прежде чем мы начнем читать рассказ вслух, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
– Трудные слова читаем по слогам, а затем целыми словами:
СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите синоним собирали) СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ ,ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите антоним ленятся) СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ, ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)
ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ
Есть ли среди этих слов непонятные? ( Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника)
А где ещё можно узнать лексическое значение слова? (в толковом словаре.)
- В парах обсудите и соотнести слова с их лексическим значением.
чиркать- тонкий лист древесины
Фанерка- поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги
Четвереньки- быстро, с резким звуком проводить чем-нибудь по чему-либо.(В произведении-коньками по снегу)
Физкультминутка (для глаз)
-Какую задачу мы решили? Какая следующая задача?
Определение темы
-О чём этот рассказ?
- Какую следующую задачу мы должны решить? (Дать характеристику главному герою произведения) Что для этого надо сделать? (перечитать рассказ и проанализировать)
3) . Осмысление (чтение текста с остановками)
Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.
- Чтение и анализ первой части (до слов: " и будем кататься… ").
(читает хорошо читающий ученик)
-Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
-Что делали ребята? Прочитайте, как они строили горку (выборочное чтение)
- О какой черте характера ребят говорит это занятие? (трудолюбие)
-Мы можем высмеивать трудолюбие?
- 2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «взобраться не может…").
(читает хорошо читающий ученик)
-Где был Котька, когда ребята трудились? (дома)
- Почему он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
-Какие черты характера он проявил? (хитрость и лень). А как бы вы поступили?
3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до слов «И полез вниз на четвереньках» (читает хорошо читающий ученик)
-Что произошло, когда ребята ушли обедать? (Котька вышел на горку)
-Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку? (выборочное чтение)
-Зачем Котька посыпал горку песком? (он не мог на неё взобраться)
-Какую черту характера высмеивает Носов?( глупость).Почему?
-Что из этого вышло? Прочитайте (выборочное чтение)
4) Чтение и анализ четвёртой части ( до слов «и можно будет кататься»)
-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (удивились, возмутились ,поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом)
Правильно ли поступили ребята, заставив Котьку работать? (надо исправлять ошибки).
-Котька сразу согласился это сделать? А почему не сразу?
-Какое качество подтверждается? (ленивый)
5)Чтение и анализ пятой части
Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из текста.
Почему ему понравилось работать?(был не один и был результат)
-Как вы думаете. изменился ли Котька? (да, он стал лучше)
-Кто помог ему стать лучше ? (его товарищи)
-. Чем заканчивается рассказ? (Котьке понравилось трудиться)
-Итак, какую задачу мы сейчас решали (давали характеристику Котьке)
Дайте характеристику главному герою
-Какие качества Котьки высмеивает Носов в этом рассказе? (хитрость, лень, глупость) От каких черт характера ему надо избавиться?(лень, глупость)
Теперь мы можем решить последнюю задачу?
Физминутка. (2 мин)
4. Проверка восприятия. (Проговаривание нового знания)
Определение главной мысли рассказа.
В парах посоветуйтесь и выберите пословицу, которая отражает главную
мысль рассказа.
На доске:
1. Поспешишь – людей насмешишь
2) Семь раз отмерь, а один отрежь.
3) Умел ошибиться, умей и поправиться.
– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? Вывод: исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
-- Зачем Носов написал этот рассказ?
- Чему учит рассказ?
(трудолюбию, умению исправлять ошибки, быть настоящими товарищами, уважать чужой труд)
-Почему Носов назвал рассказ «На горке»?
-Название отражает тему рассказа или его главную мысль? ( тему)
5.Домашнее задание. Перечитайте рассказ, выберите отрывки для выразительного чтения.
6. Закрепление.
-Предлагаю вам поработать в группах. Ответьте на вопросы теста. Работаем в группах.(4 человека)
- Тест.
- Что ребята построили во дворе?
А) снежную горку
Б) снежную крепость
В) снежную бабу - Чем занимался Котька во время строительства горки?
А) работал вместе с ребятами
Б) смотрел телевизор
В) сидел дома и смотрел, как другие трудятся - Что сделал Котька, когда ребята ушли?
А) быстро нацепил коньки и выскочил во двор
Б) продолжал смотреть телевизор
В) стал строить свою горку
Почему Котька не смог взобраться на горку?
- А) не пустили ребята
Б) горка была высокой
В) горка была скользкой - Что придумал Котька для того, чтобы взобраться на горку?
А) посыпал песком и взобрался
Б) решил гулять в другом месте
В) позвал папу - Как ребята отнеслись к поступку Котьки?
А) похвалили и стали кататься вместе
Б) пожурили и предложили исправить
В) побили и не стали разговаривать - Что предпринял Котька, чтобы исправить свою ошибку?
А) посыпал горку снегом и сделал ступеньки
Б) принес конфеты и раздал ребятам
В) не стал ничего исправлять
Проверка.
7.Итог урока. Урок заканчивается. Подведём итог нашей работы.
С каким рассказом мы познакомились?
-Достигли ли мы цели урока?
-Почему именно через юмор автор рассказал нам об этом случае?
8. Рефлексия. -Закончите одно из предложений:
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я