Публикации

Паршина Анна Владимировна

Начинаю новую страницу своего сайта, где будут собраны самые интересные материалы-публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 036

ТЕХНОЛОГИЯ ВОПРОШАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 

Паршина А.В. 

МОУ “Новохоперская СОШ №2”  12parshina@mail.ru 

 

Аннотация: искусство вопрошания в современная школе- неотъемлемая часть развития мышления ребенка. Умение задавать вопросы формирует новые знания и новые поиски решений. 

Ключевые слова: вопрошание, вопрос, мышление, развитие, тематика, инструмент. 

THE TECHNOLOGY OF QUESTIONING AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

 Parshina A.V.

MOU “Novokhoperskaya Secondary school No. 2”

 12parshina@mail.ru

    Abstract: the art of questioning in a modern school is an integral part of the development of a child's thinking. The ability to ask questions generates new knowledge and new searches for solutions.

   Keywords: questioning, question, thinking, development, subject, tool.

    Планируя урок, учитель задает себе вопрос «С чего начать?», «Как подвести к теме урока, ее цели?». Именно эти и многие другие вопросы заставляют задуматься о важности вопросов. Умение задавать наводящие вопросы в ходе занятия, может максимально разнообразить урок и в то же самое время, открыть новые знания, которые, возможно, не были запланированы, а появились спонтанно в ходе обсуждения. Именно учитель задает вектор к достижению основной цели занятия. 

    Данная техника включает в себя следующие этапы: 1. Определение цели вопросов (фокусирование вопросов). 2.Постановка вопросов. 3. Проработка открытых и закрытых типов вопросов. 4. Определение приоритетности вопросов. 5. Планирование дальнейших действий. 5.Рефлексия проделанной работы.[1] 

    На своих занятиях, я прошу детей фиксировать вопросы, которые у них возникают в ходе занятия. Так у обучающихся формируется концентрическое внимание, а также отбор полезной информации. Главная задача на первых этапах работы с техникой вопрошания- это пробудить интерес к действию мыслительному.

    Другой вариант применения техники — вопрошания- это интеллект-карта. Делим класс на 2-4 группы, определяемся с тематикой вопросов, например, по прочитанному тексту, диалогу, просмотренному фильму и т. д. После группы обмениваются картами и дают устные ответы. Возможно, в ходе обсуждения появятся и новые вопросы, что очень важно. В коридоре нашей школы на стене есть стенд, на который дети приклеивают стикеры, определенного цвета с вопросами. Другие учащиеся крепят ответы. Причем можно отвечать как на свои вопросы, так и на другие.[1] 

    Существует много техник, развивающих навык вопрошания: “Дерево вопросов”, “Зачем нужны вопросы”, “Стена вопросов и ответов”, “Конструктор вопросов”, “Ромашка Блума”. 

    Техника вопрошания дает возможность ребенку выражать свое мышление, развивать речь, осмысливать. Именно генерация собственных вопросов заставляют ребенка трансформировать и углублять вопросы.  

    Многие спрашивают, какова роль учителя на уроке, если ребенок сам задает вопрос- другие на него отвечают. Ответ прост « от учителя глаголящего к учителю- модератору, учителю- тьютору». Если обратиться в прошлое, то в школе Аристотеля в основу положен диалог, а именно система вопросов и ответов в поиске истины. Именно вопрос - это инструмент, который открывает дверь к новым знаниям. 
 

 Список литературы: 

   1.Карастелев В.Е. — В чем состоит современная культура вопрошания? Как научить ставить собственные вопросы, а не заимствовать чужие? // Современное образование. – 2018. – № 4. – С. 104 - 118.