Программа по ритмической гимнастике
Программа по ритмической гимнастике "Пластилин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ritmicheskoy_gimnastike.docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктор ФИЗО
Пояснительная записка
Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Поэтому, одна из главных задач дошкольных учреждений - правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Одной из форм работы по физическому воспитанию дошкольников является занятие ритмической гимнастикой.
Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительных видов гимнастики. Ее содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др.).
Как средство физического воспитания детей ритмическая гимнастика широко доступна, так как строится на знакомых образных упражнениях, сюжетных композициях, которые подбираются с учёта возраста детей и их физической подготовки. Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создаёт благоприятныё эмоциональный фон, который способствует повышению работоспособности и позволяет выносить большие физические нагрузки.
Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности.
При выполнении ритмической гимнастики решается одна из основных задач – это укрепление здоровья дошкольников.
Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут быть использованы в дошкольных учреждениях. В этой связи актуальность программы «Ритмодэнс» - определяется необходимостью физического воспитания дошкольников с использованием нетрадиционных эффективных разнообразных форм, средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания.
Содержание дополнительной программы МКДОУ педагогически целесообразно, поскольку расширяет содержание основной общеобразовательной программы по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.
Цели программы:
- Выявить творческий потенциал детей и развивать их двигательные способности.
- Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника через развитие творческих способностей.
Для достижения цели образовательной программы использовались следующие основные принципы:
∙ наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;
∙ доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;
∙ систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;
∙ индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;
∙ увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;
∙ сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
Задачи программы:
- Укрепление здоровья:
-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата.
-формировать правильную осанку.
- помочь детям познать своё тело посредством выполнения акробатических упражнений, в соответствии с возрастными особенностями.
-содействовать профилактике плоскостопия.
-содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
-развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности.
- развивать гибкость каждого ребёнка, посредством прогибания во время выполнения акробатических упражнений, в меру своих физических возможностей.
- развивать чувство самостраховки.
-содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
-формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности.
3. Развитие творческих способностей занимающихся:
-формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
-воспитывать умения эмоционального выражения и творчества в движениях.
Для реализации этих задач необходимы следующие условия:
- Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющий решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.
- Обеспечение психологического комфорта воспитанников и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.
- Выбор оптимальной системы занятий.
- Объединение усилий педагогического коллектива для решения поставленных задач.
Дополнительная образовательная программа МКДОУ детский сад «Светлячок» рассчитана на 3 года. Занятия по гимнастике проводятся с детьми 5-7 лет один раз в неделю из расчета 37 часов в год. Продолжительность занятия составляет:
старшая группа — 25 минут;
подготовительная к школе группа — 30 минут.
Программой предусмотрены следующие формы занятий: групповые, индивидуальные.
Планируемые результаты:
Дети 5-6 лет:
Владеть навыками ориентировки в пространстве и приобретать определенный «запас» движений в ритмических и танцевальных упражнениях.
Должны уметь передать характер музыкального произведения в движении. Уметь точно и правильно исполнять танцевальные постановки.
Владеть основами хореографического искусства, уметь выражать в движении основные средства музыкальной выразительности.
Дети 6-7 лет:
Дети должны уметь выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеть основами хореографических упражнений. Усвоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру.
Должны уметь импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений, сочинять элементы для танцев.
Основные направления секционной работы
Организация и планирование занятий кружка строится с учетом основных принципов дидактики, возрастных и половых особенностей каждой возрастной группы, физических возможностей и психологических особенностей детей 5-7 лет.
Планирование занятий на учебный год
1-й год обучения (5-6 лет)
№п/п | Разделы программы | Количество часов | Теория | Практика |
1 блок | Аэробика | 16 | 1 | 15 |
2 блок | Степ-аэробика | 16 | 1 | 15 |
3 блок | Ритмическая гимнастика | 16 | 1 | 15 |
4 блок | Элементы художественной гимнастики | 16 | 1 | 15 |
Итого: | 64 | 4 | 60 |
2-й год обучения
№п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 блок | Аэробика | 16 |
2 блок | Степ-аэробика | 16 |
3 блок | Ритмическая гимнастика | 16 |
4 блок | Элементы художественной гимнастики | 16 |
Итого: | 64 |
Структура занятия состоит из трех частей:
- Вводная часть – на данном этапе проводится разминка, включающая строевые, общеразвивающие упражнения, элементы классического тренажа, ритмиечской, дыхательной гимнастики.
- Основная часть – состоит из элементов художественной гимнастики и акробатики, гимнастики на мячах, элементов жонглирования, творческих игр, специальных заданий на развитие творческой инициативы.
- Заключительная часть – включает гимнастику растягивания – стретчинг, гимнастику из серии «подражаем животному миру», элементы аутотренинга, элементы самомассажа.
Перспективный план на 1 год обучения (5-6 лет) | ||||
№ | Программное содержание | Кол-во часов | Тип занятия | Цель |
1, 2 неделя | ОКТЯБРЬ | |||
Беседа | Что такое «Аэробика» | 1 час | Вводный, теоретический | 1. Объяснить понятие «Аэробика», для чего она нужна. |
«Аэробика» |
| 3 часа
| Практический | 1. Разучивание разминки 2. Учить соблюдать правильную осанку, правильно дышать при выполнении упражнений |
3,4 НЕДЕЛЯ | ||||
Аэробика | 1. Разминка 2. Комплекс № 2 3. Разучивание танца «Ха – фа – на- на» | 4 часа | Практический | 1. Развивать координацию движений 2. Закреплять правильную осанку 3. Способствовать развитию чувства ритма |
1,2 НЕДЕЛЯ | НОЯБРЬ | |||
Аэробика | 1. Разминка 2. Комплекс № 3 3. Разучивание спортивного танца «Заводные куклы» | 4 часа | Практический | 1. Развивать разные группы мышц 2. Повышать уровень физической подготовленности детей |
3, 4 НЕДЕЛЯ | ||||
Аэробика |
| 4 часа | Практический | Упражнять детей в выполнении ритмического танца в целом, работа над трудными местами |
1, 2 НЕДЕЛЯ | ДЕКАБРЬ | |||
Беседа | «Что такое степ-аэробика» | 1 час | теоретический | |
«Степ аэробика» |
| 3 часа | Практический | 1. Ознакомить с упражнениями комплекса № 1 |
3,4 НЕДЕЛЯ | ||||
Степ-аэробика | 1. Разминка 2. Комплекс № 2 3. П/и «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» | 4 часа | Практический | Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры, тренировать равновесие и координацию |
3,4 НЕДЕЛЯ | ЯНВАРЬ | |||
Степ-аэробика | 1. Разминка 2. Комплекс № 3 3. П/и для профилактики плоскостопия | 4 часа | Практический | Совершенствовать приобретенные навыки упражнений |
1,2 НЕДЕЛЯ | ФЕВРАЛЬ | |||
Беседа | «Что такое ритмическая гимнастика» | 1 час | Теоретический | |
Ритмическая гимнастика |
| 3 часа | Практический | Познакомить с отдельными упражнениями ритмической гимнастики. Показать детям правильное их выполнение. |
3,4 НЕДЕЛЯ | ||||
Ритмическая гимнастика | 1. Разминка 2. Комплекс «Звезды дискотек» 3. Разучивание простых элементов танца (комбинация 3 и 4) | 4 часа | Практический | Повышать физическую и умственную работоспособность детей; прививать творческое отношение к выполнению заданий |
1, 2 НЕДЕЛЯ | МАРТ | |||
Ритмическая гимнастика | 1. Разминка 2. Комплекс «С обручами» 3. Разучивание танца «Хорошее настроение» | 4 часа | Практический | Совершенствовать движения первой части комплекса, разучивание второй части комплекса в медленном темпе под счет. Работа над трудными местами |
3, 4 НЕДЕЛЯ | ||||
Ритмическая гимнастика | 1. Разминка 2. Комплекс № 4 3. Разучивание танца «Хорошее настроение» | 4 часа | Практический | Укреплять дыхательную систему, развивать координацию движений, мышечную систему, путём выполнения упражнений. Формировать правильную осанку. Продолжать выполнять ОРУ в едином темпе |
1,2 НЕДЕЛЯ | АПРЕЛЬ | |||
Художественная гимнастика | Занятие «В гости к радуге» Разучивание танца с лентами «Бабочки» | 4 часа | Практический | Способствовать приобретению знаний и обогащению двигательного опыта в области художественной гимнастики |
3,4 НЕДЕЛЯ | ||||
Художественная гимнастика | Занятие «Прыгалки-скакалки» Разучивание танца «Бабочки» | 4 часа | Практический | Способствовать развитию ловкости, прыгучести, координации, выносливость, воспитанию эстетического вкуса, чувства прекрасного. |
1, 2 НЕДЕЛЯ | МАЙ | |||
Художественная гимнастика | Занятие «Живет повсюду красота» Разучивание танца «Разноцветная игра» | 4 часа | Практический | Создать условия для закрепления учащимися техники выполнения элементов художественной гимнастики |
3, 4 НЕДЕЛЯ | ||||
Художественная гинмастика | Занятие «Бодрость, грацию и пластику – все, это дарит нам гимнастика!» Разучивание танца «Разноцветная игра» | 4 часа | Практический | Способствовать формированию правильной осанки через упражнения ритмической гимнастики, развитию гибкости, подвижности |
Перспективный план на 1 год обучения (6-7 лет) | ||||
№ | Программное содержание | Кол-во часов | Тип занятия | Цель |
1, 2 неделя | ОКТЯБРЬ | |||
«Аэробика» |
| 4 часа
| Практический | Совершенствование чувства ритма, формирование культуры движений |
3,4 НЕДЕЛЯ | ||||
Аэробика | 1. Разминка 2. Комплекс № 2 3. Разучивание танца «Утренняя гимнастика» | 4 часа | Практический | Создать условия для расширения двигательного опыта воспитанников посредством использования и освоения физических упражнений |
1,2 НЕДЕЛЯ | НОЯБРЬ | |||
Аэробика | 1. Разминка 2. Комплекс № 3 3. Разучивание спортивного танца «Утренняя гимнастика» | 4 часа | Практический | 1. Развивать разные группы мышц 2. Повышать уровень физической подготовленности детей |
3, 4 НЕДЕЛЯ | ||||
Аэробика |
| 4 часа | Практический | Упражнять детей в выполнении ритмического танца в целом, работа над трудными местами |
1, 2 НЕДЕЛЯ | ДЕКАБРЬ | |||
«Степ аэробика» |
| 4 часа | Практический | 1. Ознакомить с упражнениями комплекса № 1 |
3,4 НЕДЕЛЯ | ||||
Степ-аэробика | 1. Разминка 2. Комплекс № 2 3. П/и «Физкульт-ура!» | 4 часа | Практический | Формировать устойчивое равновесие и правильную осанку |
3,4 НЕДЕЛЯ | ЯНВАРЬ | |||
Степ-аэробика | 1. Разминка 2. Комплекс № 3 3. П/и «Скворечник» | 4 часа | Практический | Воспитывать морально-волевые качества: уверенность, выдержку, сосредоточенность, внимание |
1,2 НЕДЕЛЯ | ФЕВРАЛЬ | |||
Ритмическая гимнастика | 1. Разминка 2. Комплекс № 1 3. Разучивание танца «Мажоретки» | 4 часа | Практический | Способствовать формированию правильной осанки, подвижности суставов |
3,4 НЕДЕЛЯ | ||||
Ритмическая гимнастика | 1. Разминка 2. Комплекс № 2 3. Разучивание танца «Мажоретки» | 4 часа | Практический | Воспитание музыкальности и чувства ритма |
1, 2 НЕДЕЛЯ | МАРТ | |||
Ритмическая гимнастика | 1. Разминка 2. Комплекс № 3 3. Разучивание танца «Мажоретки» | 4 часа | Практический | Совершенствовать движения первой части комплекса, разучивание второй части комплекса в медленном темпе под счет. Работа над трудными местами |
3, 4 НЕДЕЛЯ | ||||
Ритмическая гимнастика | 1. Разминка 2. Комплекс № 4 3. Разучивание танца «Мажоретки» | 4 часа | Практический | Способствовать развитию точности, ловкости и выразительности движений, умения координировать свои движения с музыкой |
1,2 НЕДЕЛЯ | АПРЕЛЬ | |||
Художественная гимнастика | Упражнения с мячом Разучивание танца с гимнастическими лентами «Фантазия» | 4 часа | Практический | Способствовать приобретению знаний и обогащению двигательного опыта в области художественной гимнастики |
3,4 НЕДЕЛЯ | ||||
Художественная гимнастика | Упражнения с обручами Разучивание танца «Фантазия» | 4 часа | Практический | Способствовать развитию ловкости, прыгучести, координации, выносливость, воспитанию эстетического вкуса, чувства прекрасного. |
1, 2 НЕДЕЛЯ | МАЙ | |||
Художественная гимнастика | Упражнения акробатики Разучивание танца «Фантазия» | 4 часа | Практический | Создать условия для закрепления учащимися техники выполнения элементов художественной гимнастики |
3, 4 НЕДЕЛЯ | ||||
Художественная гимнастика | Занятие «Я - радостный» Разучивание танца «Фантазия» | 4 часа | Практический | Способствовать формированию правильной осанки через упражнения ритмической гимнастики |
Методическое обеспечение программы
Раздел программы | Приемы и методы | Связь с другими предметами | Форма итогового занятия |
Аэробика | Беседа Просмотр видеороликов Показ Выполнение упражнений Игра Музыкальное сопровождение | Музыка Физическое воспитание Коммуникация Социализация | Выступление на празднике «День матери» |
Степ-аэробика | Беседа Просмотр видеороликов Показ Выполнение упражнений Игра Музыкальное сопровождение | Музыка Физическое воспитание Коммуникация Социализация | Выступление на родительском собрании |
Ритмическая гимнастика | Беседа Просмотр видеороликов Показ Выполнение упражнений Игра Музыкальное сопровождение | Музыка Физическое воспитание Коммуникация Социализация | Выступление на праздниках «День защитника Отечества» и 8 марта |
Художественная гимнастика | Беседа Просмотр видеороликов Показ Выполнение упражнений Игра Музыкальное сопровождение | Музыка Физическое воспитание Коммуникация Социализация | Выступление на праздник «День защиты детей» |
На конец учебного года основные показатели развития детей 5-7 лет, прошедших курс обучения по программе:
1. К концу года дети должны уметь выполнять более сложные комбинации, построения и перестроения;
2. Уметь быстро переключаться с одного движения на другое, с одной фигуры на другую.
3. Уметь выполнять более сложные комбинации гимнастических упражнений;
4. Уметь анализировать, давать самооценку при выполнении ритмических упражнений и акробатических этюдов.
5. Уметь уважать друг друга, иметь желание объединяться для коллективных композиций.
6. Уметь владеть своим телом.
Список используемой литературы:
- Н. А. Фомина, Г. А. Зайцева, Е. Н. Игнатьева, С. С. Чернякина «Сказочный театр физической культуры». Издательство «Учитель» Волгоград 2002.
- А. В. Иваницкий, В. В. Матов, О. А. Иванова, И. Н. Шарабарова «Ритмическая гимнастика на ТВ». Москва «Советский спорт» 1989.
- О. Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Практическое пособие. Воронеж 2007.
- Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова «Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий». Москва 2007.
- И. М. Воротилкина «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Методическое пособие. «Издательство НЦ ЭНАС» Москва 2004.
- Е. Н. Вареник «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет». «Творческий центр» Москва 2006.