Разработка дидактического материала по теме "Политика", 11 класс

Васильева Галина Владимировна

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Опорный конспект и практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Балаганская СОШ № 2

Дидактическое  пособие по теме

«ПОЛИТИКА»

по обществознанию для учащихся 11 класса

        Данное пособие разработано в качестве опорного конспекта и практикума при изучении раздела программы СОО «Политика» . Пособие может быть использовано при изучении нового материала, при закреплении, контроле знаний а также при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Этот раздел достаточно труден для обучающихся, поэтому визуализация и компактное изложение материала способствует лучшему усвоению материала. Возможно использование теории для опоры при составлении кластеров учащимися. В тексте конспекта предусмотрены пробелы для записей привлеченных знаний по географии 10 класса –для приведения примеров государств, различаемых по форме государственного правления. Можно поработать по закреплению знаний персоналий – руководителей федерального уровня разных ветвей власти. Практические задания взяты с сайтов ФИПИ и SOS-ЕГЭ, это реальные задания предыдущих лет. Пособие призвано систематизировать и закрепить знания учащихся.

Васильева Г.В.

учитель истории и обществознания

п. Балаганск, 2023 г.

РАЗДЕЛ «ПОЛИТИКА»


 

НОРМАТИВНАЯ

совокупность норм, регулирующих политические отношения

функции


КОММУНИКАТИВНАЯ

властные взаимодействия, формы политических отношений

Целеполагание (определение стратегии общественного развития, его целей, задач, путей)

Интеграция (объединение общества для достижения поставленных целей на основе определенных ценностей)

Нормотворческая (создание норм для регулирования общественных отношений)

Социализация (формирование определенных политических ценностей, распространение политических знаний)

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ


Функции элиты

интегративная (объединение различных социальных групп для достижения значимых целей)

мобилизационная (может организовывать граждан для решения значимых задач)

коммуникативная (обеспечение каналов взаимосвязи с массами)

кадровая (формирование кадрового аппарата органов управления)

По стилю лидерства


По масштабу влияния


По способу узаконения власти

        

власть централизованаPicture background

в принятии решении участвуют все сообщество

лидер свободно делегирует полномочия



основано привычке подчинения

подчинение закону, вера в законность порядков

вера в необыкновенные качества вождя

СМИ – организационно-технические комплексы быстрой передачи и массового тиражирования информации (словесной, звуковой, визуальной), охватывающие большую аудиторию и публично действующие на постоянной основе по принципу широковещательного канала


  • Публичность
  • Периодичность
  • Профессиональность
  • Опосредованность

информационная

социализации

критика и контроль мобилизационная

формирование


По масштабу

  • Мировые
  • Центральные
  • Региональные
  • Местные

По тех. хар-кам        По отношению к власти

общественного мнения


  • Радио
  • Интернет
  • Печатные

  • Официальные
  • Независимые

верховная власть в стране сосредоточена в руках единоличного главы государства и передается по наследству

  • Абсолютная (власть монарха не ограничена другими органами или законами)
  • Парламентская/конституционная (монарх обладает преимущественно

представительскими функциями)


верховная власть осуществляется выборными органами,

избираемыми населением на определенный срок

  • Президентская (президент формирует и возглавляет правительство; избирается всенародно; не может распустить парламент)
  • Парламентская (правительство формируется парламентом; президент избирается парламентом; у президента есть право

роспуска парламента)

  • Смешанная (правительство формируется президентом при участии парламента; двойная ответственность правительства)

обладают определенной политической самостоятельностью


не обладают какой-либо политической самостоятельностью

  • Двухпалатная структура парламента (СФ и ГД)

  • Двухуровневая система власти (фед. и рег.)

  • Компетенция фед. властей и властей субъектов

разграничивается конституцией

  • Субъекты имеют свое законодательство, органы власти и управления

  • Единая система законодательства

  • Единая система высших органов власти

 

режим, при котором народ служит главным источником и носителем политической власти и существует признание и гарантия государством прав и свобод личности.


  • ТОТАЛИТАРИЗМ

режим, который характеризуется полным

контролем государства над всеми сферами жизни общества, а также присутствием обязательной государственной идеологии.

  • АВТОРИТАРИЗМ

режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения в политической сфере.

Picture backgroundPicture background

формы демократии

Прямая (непосредственная) граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений

Представительная

граждане участвуют в принятии решений через

избранных представителей

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

Политическая роль – функции, которые человек выполняет в связи со своим политическим статусом (роль избирателя, роль кандидата в депутаты, роль члена партии и тд


  • избиратель
  • депутат
  • инициатор петиции (обращения)
  • участник шествия/демонстрации
  • глава государства (президент) и т.д.

ПРИНЦИП РАВЕНСТВА

каждый гражданин имеет 1 голос

ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ

все, вне зависимости от пола, расы и тд. могут голосовать с 18 лет

ПРИНЦИП ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ

избиратель не должен отчитываться о своем

выборе, устанавливаются кабины


ПРИНЦИП ПРЯМОГО ГОЛОСОВАНИЯ

голосование непосредственно за кандидатов

ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОГО УЧАСТИЯ

никто не вправе принудить к участию или неучастию

Мажоритарная система – вид избирательной системы, при которой избранным считается кандидат,

набравший наибольшее число голосов

 Относительное большинство

 Абсолютное большинство

50% + 1 голос


  • система применяется как на выборах высших должностных лиц (президент, мэр), так и на выборах коллегиальных органов власти
  • избираются конкретные кандидаты
  • выдвижение кандидатов – от партии или в порядке самовыдвижения
  • избиратель имеет возможность учитывать не только программу, но и личные качества кандидата
  • территория страны разбивается на избирательные округа (одномандатные)

Пропорциональная система – вид избирательной системы, при которой голосование проходит по партийным

спискам, мандаты

распределяются между

партиями

пропорционально набранным голосам


  • территория государства объявляется единым избирательным округом
  • политические партии списки своих кандидатов
  • избиратели голосуют за один из этих списков (партию)
  • избирательный порог (барьер) для прохождения (для Гос. Думы – 5%)
  • голосуют прежде всего за партии, а не за

конкретных людей

ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ФУНКЦИИ

Регулятивная (регулирование общественных процессов)

Охранительная (защита прав)

Контрольно-надзорная (экспертиза деятельности власти)

Представительская (представляют интересы граждан, доводят общ. мнение)

Социализирующая (политическое воспитание)

разновидность государства, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется разделение властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства


  • Верховенство права во всех сферах жизни общества
  • Разделение властей, система сдержек и

противовесов

  • Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека
  • Взаимная ответственность государства и личности

                          

АНАРХИЗМ

  • Освобождение от любых видов власти
  • Уничтожение государства как общественного института
  • Свобода печати, собраний, союзов
  • Абсолютная автономия самоуправляющихся общин

  • Массовые (четкая организация, наличие сети местных отделений, систематическая работа с избирателями)
  • Кадровые (малочисленность, слабая организация, нет строгого постоянного членства, ориентированы на ближайшие выборы)

  • Правящие
  • Оппозиционные

  • Легальные
  • Нелегальные

добровольные самодеятельные

организации граждан, создаваемые для достижения конкретных целей путем оказания влияния на правительство


функции

Представительство во властных структурах разнообразных социальных интересов

Электоральная функция (участие в выборах)

Политическая социализация Политическая мобилизация

Отбор и воспитание политических лидеров

 Picture background Picture background Picture background

Роль общественно-политических движений

  • Привлечение граждан к реализации гос. политики
  • Выдвижение и поддержка гражданских инициатив
  • Проведение общественной экспертизы проектов законов
  • Осуществление общественного контроля за деятельностью органов гос. власти

Практикум по теме «ПОЛИТИКА»

1.  Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Форма государства, методы государственного властвования, форма правления, тип политического режима, форма государственного устройства.

Ответ: форма государства

2.  Найдите в приведенном списке функции государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Политическая.

2.  Правоохранительная.

3.  Социальная.

4.  Демократическая.

5.  Этническая.

Ответ: 123

3.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Демократический режим, политический режим, охлократия, аристократия, тоталитарный режим.

Ответ: политический режим

4.  Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

5.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

6.  Запишите слово, пропущенное в схеме.

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=23899&png=1

Ответ: правления|государственного правления

7.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Демократия, тоталитарное общество, политический режим, авторитарное государство, диктатура.

Ответ: политический режим

8. Прочитайте текст и выполните задание.

 

Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей. Например, местные элиты апеллируют к местным нормам, обычаям и интересам, что при распаде хозяйственных и иных связей позволяет им сохранить и усилить свое влияние. На изменение характера принятых решений могут претендовать не только местные правящие элиты, стремящиеся к дополнительным полномочиям и прерогативам при решении политических вопросов, но и оппозиция. Снижают эффективность политического регулирования также и разнородность позиций различных групп и слоев населения, отсутствие у граждан политического опыта, иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.

В результате законы, а также иные нормативно-правовые акты, их дополняющие, такие как постановления, распоряжения властей во многом теряют свою регулирующую способность, то есть не проникают в достаточной мере в социальные и политические отношения. Понижение эффективности решений центральных властей принижает авторитет не только режима, но и исповедуемых им ценностей. Попытки исправить положение, любой ценой «продавить» необходимые решения нередко заставляют режим перешагивать допустимые границы в политическом торге с оппонентами, толкают правящие круги к популизму, способствуют нарастанию коррупции, усиливают теневые механизмы власти.

Чтобы решения исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ, обеспечение стабильности валюты и так далее), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечивать надежные формы контроля за деятельностью всех структур, задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом, можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу  — обеспечение зависимости государства от гражданского общества.

 

В. П. Пугачев, А. И. Соловьев

8-1.  Авторы полагают, что для эффективности государства необходима не только централизация управления, но и «обеспечение зависимости государства от гражданского общества». Приведите три аргумента в обоснование заявленной точки зрения.

9. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданское общество». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

10. Прочитайте текст и выполните задание.

 

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления  — федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

 

К. С. Гаджиев

10-1.  Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.

10-2  Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

10-3.  Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.

10-4.  Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один  — теоретического характера, другой  — с опорой на факты прошлого и современности.

11.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовое государство». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

12.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

13.  Выберите из предложенного признаки правового государства. Ответ запишите цифрами без запятых и пробелов.

 

1.  Наличие системы налогов и сборов.

2.  Разделение и независимость ветвей власти.

3.  Система сдержек и противовесов ветвей власти.

4.  Верховенство закона, его равное действие для всех.

5.  Разветвленная система правоохранительных органов.

6.  Соотношение национальной валюты с валютами других стран.

Ответ: 234

14.  Прочитайте фрагменты из публицистических материалов. Выберите среди них примеры, характерные для функционирования правового государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  «Глава государства отдал приказ, чтобы верные ему войска открыли огонь против оппозиции и разогнали митинг».

2.  «Племянник президента страны был задержан полицией за драку в баре и предстал перед судом».

3.  «Парламент страны выступил с инициативой отставки правительства и проведения досрочных выборов».

4.  «Конституционный суд принял на экспертизу на соответствие Конституции страны новый указ президента».

5.  «По распоряжению главы государства оппозиционные силы и партии были исключены из предвыборных списков и не смогли участвовать в парламентских выборах».

Ответ: 234

15.  Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Форма правления

Отображает порядок организации и деятельности высших органов государственной власти

...

Включает в себя средства и методы реализации государственной властью своих полномочий

Государственное устройство

Определяет характер и способы взаимодействия центральной власти и региональной

Ответ: политический режим

16.  Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют формы государства.

 

1.  Федерация.

2.  Президентская республика.

3.  Унитарное государство.

4.  Иммунитет.

5.  Парламентская республика.

6.  Территория.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 46|64

17.  Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «политический режим».

 1.  Авторитаризм.

2.  Федерализм.

3.  Тоталитаризм.

4.  Монархия.

5.  Демократия.

6.  Диктатура.

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 24|42

18.  Укажите три особенности государства, характеризующие его как центральный институт политической системы, и конкретизируйте примером каждую названную особенность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

19.  Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

20.  Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.) Перед кем будет ответственно правительство?

21.  Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Государство в широком смысле  — это общность людей, организуемая органами власти и проживающая на определённой территории.

2.  Государство в узком смысле  — это система учреждений, обладающая верховной властью на определённой территории.

3.  В любом государстве осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества.

4.  В любом государстве гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений.

5.  В любом государстве гарантировано равенство всех перед законом.

Ответ: 12|21

22.  Найдите в приведённом ниже списке признаки, присущие любому государству как общественному институту, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Законодательная деятельность.

2.  Выборность органов власти.

3.  Суверенитет.

4.  Территориальная целостность.

5.  Наличие публичной власти.

6.  Разделение властей.

Ответ: 1345

23.  Что из перечисленного относится к признакам любого государства? Запишите цифры, под которыми эти признаки указаны.

 

1.  Территориальная целостность.

2.  Верховенство закона.

3.  Суверенитет.

4.  Взаимная ответственность государства и личности.

5.  Разделение властей.

6.  Наличие органов принуждения.

Ответ: 136

24.  Найдите в приведенном списке функции государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Внешнеполитическая.

2.  Правоохранительная.

3.  Социальная.

4.  Демократическая.

5.  Этническая.

6.  Первичной социализации.

Ответ: 123

25.  Найдите в приведенном ниже списке формы территориально-государственного устройства и выберите цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Диктатура.

2.  Республика.

3.  Демократия.

4.  Унитарное государство.

5.  Монархия.

6.  Федерация.

Ответ: 46|64

26.  Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А)  власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

Б)  гарантировано равенство всех перед законом

В)  гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г)  власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д)  особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е)  осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

ТИПЫ ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

1)  демократический

2)  авторитарный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

Ответ: 211222

27.  Найдите в приведенном списке черты, характерные для демократического политического режима, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Высший орган государственной власти избирается непосредственно народом.

2.  Власть подчинена контролю общества.

3.  Ограничение оппозиции.

4.  Строгая централизация государственной власти.

5.  Конституционно закреплено всеобщее и равное избирательное право.

Ответ: 125

28.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданское общество и правовое государство». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

29.  Найдите в приведенном списке отличительные черты тоталитарного политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Взаимная ответственность государства и общества.

2.  Монополия государства на средства массовой информации.

3.  Общеобязательная идеология.

4.  Централизованная система управления экономикой.

5.  Власть подчинена контролю общества.

Ответ: 234

30.  Найдите в приведенном списке формы территориально-государственного устройства и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Унитарное государство.

2.  Монархия.

3.  Конфедерация.

4.  Республика.

5.  Федерация.

Ответ: 135

31.  Найдите в приведенном списке характеристики парламентской монархии и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Глава государства  — наследственный монарх, обладающий представительскими функциями.

2.  Высшую судебную власть осуществляет монарх.

3.  Законодательную власть осуществляет выборный парламент.

4.  Исполнительная власть принадлежит правительству.

5.  Представительские функции осуществляет председатель верхней палаты парламента.

Ответ: 134

32.  Найдите в приведенном списке положения, характеризующие парламентскую республику, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Формирование правительства парламентом.

2.  Прямое всенародное избрание президента.

3.  Отсутствие у президента права роспуска парламента.

4.  Ответственность правительства перед парламентом.

5.  Наделение президента представительскими полномочиями.

Ответ: 145

33. Вам необходимо подготовить доклад по теме «Политические режимы».

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические режимы». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

34.  Найдите в приведённом ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Ассоциация преподавателей университетов.

2.  Региональное управление образования.

3.  Объединение ветеранов правоохранительных органов.

4.  Территориальное управление внутренних дел.

5.  Союз защиты прав потребителей.

Ответ: 135

35.  Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительства и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент государства, который формирует правительство из представителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Президентская республика.

2.  Унитарное государство.

3.  Демократическое государство.

4.  Парламентская республика.

5.  Авторитарное правление.

6.  Федеративное государство.

Ответ: 346 1.  Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

КРИТЕРИЙ СРАВНЕНИЯ

... ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Деление страны на избирательные округа

Страна делится на избирательные округа

За кого происходит голосование

Избиратели голосуют за личность

Как определяется победивший

Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов

Ответ: Мажоритарная

36.  Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Государство делится на избирательные округа.

2.  Избиратели голосуют за личность кандидата.

3.  Государство представляет собой единый избирательный округ.

4.  Избиратели голосуют за политическую партию.

5.  В день голосования запрещена политическая агитация.

6.  Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов.

Ответ: 126

37.  Учёные определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.

38.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

39.  Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Тайная подача голосов.

2.  Наличие имущественного ценза.

3.  Доступность правдивой информации о кандидатах.

4.  Равноправие избирателей.

5.  Наличие альтернативных кандидатов.

6.  Регистрация избирателей на избирательных участках.

Ответ: 1345

40.  Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

41.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Типы избирательных систем». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

42.  Ниже приведён перечень положений. Все они, за исключением двух, характеризуют мажоритарную избирательную систему.

 

1.  Избирательный порог.

2.  Побеждает кандидат, получивший большинство голосов.

3.  Возможен второй тур голосования для определения победителя.

4.  Формируются одномандатные округа.

5.  Голосование по партийным спискам.

6.  Возможно самовыдвижение кандидатов.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 15|51

43.  Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации, общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений.

Предложите четыре способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.

44.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовые основы избирательного права в РФ». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

45. Прочитайте текст и выполните задание.

 

Избирательная стратегия  — главный инструмент организации и проведения избирательной кампании. Стратегия, стратегические приоритеты, стратегические направления избирательной кампании, стратегический замысел, стратегический имидж  — все эти термины связываются с данным понятием как организаторами, так и аналитиками избирательных кампаний. Однако отсюда вовсе не следует, что все участники избирательного процесса однозначно понимают эти термины. Более того, исследователи тоже не пришли к единому пониманию стратегии.

Основная проблема в том, что стратегия как форма организации деятельности зависит от множества факторов, начиная от исторической ситуации, переживаемой обществом, и заканчивая особенностями личности кандидата. Всё это заставляет более пристально рассмотреть различные подходы к пониманию избирательной стратегии с тем, чтобы сформулировать обобщающее понятие.

Разработка и реализация определенной, чётко выстроенной и сбалансированной стратегии ведения предвыборной политической борьбы достаточно сложная задача, решение которой определяет успех всей избирательной кампании. Хорошая стратегия определяет порядок действий кандидата и его команды по достижению поставленных целей. Это и компас, указывающий верное направление, и способ движения к намеченной цели. Если команда кандидата не смогла построить избирательную стратегию, кампания приобретает спонтанный и непредсказуемый характер. Роль команды в том, что она должна стать единым организмом, органы которого дополняют друг друга и усиливают общее стремление к поставленной цели.

Политические технологи и аналитики используют различные подходы к анализу построения избирательной кампании. В рамках каждого из этих подходов формируется своё представление об избирательной стратегии. В самом общем виде можно выделить три основных типа избирательных стратегий: социальная, политическая и имиджевая. Разумеется, в каждом из этих подходов присутствуют элементы других, но в подчиненном виде. Рассмотрим каждый из них более детально.

Социальный подход к избирательной стратегии предполагает, что избирательная стратегия направлена на изменение социальной среды, на инициирование тех социальных сил, благодаря которым кандидат получает неоспоримые преимущества перед соперниками. Основная цель стратегии состоит в налаживании взаимодействия кандидата с различного рода социальными группами и слоями, поддержка которых и составляет главный политический капитал, опираясь на который он получает доступ и к другим ресурсам, необходимым для победы.

Политический подход к избирательной стратегии акцентирует внимание на политической сфере как главной цели кандидата. Победа зависит от налаживания правильного взаимодействия кандидата с основными игроками политической сцены. Создание союзов, коалиций, направленных против одних игроков и в поддержку других, обеспечивает продвижение кандидата на политической сцене. Стратегия этого типа нацелена на достижение высокого политического статуса, который открывает доступ к административным ресурсам и обеспечивает поддержку социальных слоёв.

Сторонники имиджевого подхода считают, что и социальная, и политическая среды подвижны, пластичны, поэтому полагаться на них нельзя. Кандидат, используя личностный ресурс  — свой имидж,  — подчиняет себе и социальную, и политическую среды и добивается победы. Имидж  — это специально созданная конструкция, предназначенная для подчинения социальной и политической среды целям кандидата. В ходе политической борьбы имидж используется как символический капитал, обладающий порой даже большей силой, чем социальный или политический.

 

По В. Н. Амелину и Н. С. Федоркину

45-1.  Какое место, с точки зрения автора, занимает избирательная стратегия в избирательном процессе? Каким образом может сказаться на характере избирательной кампании плохо выстроенная стратегия, как считает автор? Назовите два последствия. Какую роль должна играть команда кандидата в избирательной кампании, с точки зрения автора?

45-2.  Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «избирательный процесс». Как связаны итоги избирательной кампании и избирательная стратегия, с точки зрения автора? Какие термины связывают организаторы и аналитики избирательных кампаний с понятием «избирательная стратегия»? Укажите два любых понятия.

45-3.  Автор пишет, что «политические технологи и аналитики используют различные подходы к анализу построения избирательной кампании». Укажите два любых подхода, названных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. Сначала указывайте подход, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.

45-4. Автор пишет, что «основная проблема в том, что стратегия как форма организации деятельности зависит от множества факторов». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых фактора и поясните их влияние на избирательный процесс.

46.  Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие политические партии по составу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Консервативная.

2.  Массовая.

3.  Кадровая.

4.  Коммунистическая.

5.  Нелегальная.

6.  Социал-демократическая.

Ответ: 23|32

47.  Гражданин С. является членом одной из либеральных партий. В приведенном списке найдите идеологические взгляды, которые должен разделять гражданин С. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Право собственности есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека.

2.  Права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

3.  История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

4.  Демократия  — единственно приемлемый для большинства населения политический режим, при условии перехода к главенству права.

5.  Капиталистическое общество расколото на два больших враждебных лагеря  — буржуазию и пролетариат.

Ответ: 124

48.  Ниже приведен ряд политических партий. Все они, за исключением двух, образованы по политико-⁠идеологическому признаку.

 1.  Коммунистическая.

2.  Либеральная.

3.  Оппозиционная.

4.  Социал-⁠демократическая.

5.  Кадровая.

6.  Монархическая.

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 35|53

49.  Установите соответствие между типами политических партий и принципами их классификации. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ПАРТИЙ

А)  оппозиционная

Б)  либеральная

В)  кадровая

Г)  социал-демократическая

Д)  массовая

ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ ПАРТИЙ

1)  по отношению к власти

2)  по политической идеологии

3)  по составу

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Ответ: 12323

50.  Найдите в приведенном списке черты, присущие идеологии либерализма, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Сильное государство.

2.  Соблюдение прав и свобод личности.

3.  Гражданское равноправие.

4.  Приоритет личности перед обществом и государством.

5.  Стабильность.

Ответ: 234

51.  Найдите в приведённом ниже списке функции политических партий в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Разработка и принятие законов.

2.  Выдвижение политических лидеров.

3.  Оппонирование правительству.

4.  Контроль над денежной системой.

5.  Формирование правоохранительных органов.

6.  Представление определённых групп общества.

Ответ: 236

525.  Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

53.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Либерализм, социал-демократия, национализм, консерватизм, идеология, анархизм.

Ответ: идеология

54.  Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

НАЗВАНИЕ

ПРИЗНАКИ

Правящие

Партии, обладающие большинством в представительных органах власти и реализующие свою программу в политических решениях

...

Партии, критикующие политику правительства и предлагающие альтернативные политические решения и реформы

Ответ: оппозиционные

55.  Политическая партия находится в меньшинстве в законодательном собрании и критикует деятельность властей. Она не имеет широкого круга членов, предпочитая создавать на местах небольшие, но компетентные и профессиональные штабы. Партия отстаивает идеи социальной справедливости, введения прогрессивной шкалы налогообложения. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данной партии.

 1.  Социалистическая.

2.  Массовая.

3.  Оппозиционная.

4.  Нелегальная.

5.  Кадровая.

Ответ: 135

56.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические организации». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

57.  Установите соответствие между типами партий и основаниями для их классификации: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ПАРТИЙ

A)  коммунистические

Б)  правящие

B)  оппозиционные

Г)  либеральные

Д)  социал-демократические

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ

1)  по отношению к власти

2)  по базовой идеологии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Ответ: 21122

58. Прочитайте текст и выполните задание.

 

Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода.

Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли.

Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями.

Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей.

Четвёртый подход к лидерству в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарного». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидерства и его последователей.

Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно... обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

 

Из работы М. Ж. Херманн «Составные части лидерства»

58-1.  Какие типы политического лидера названы в тексте? Укажите три типа. Назовите черты, свойственные лидеру-марионетке, которые отметила автор документа.

58-2.  Назовите три качества, которые, по мнению автора, характеризуют лидера как «великого человека». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно качество лидера.

58-3.  Какого лидера ожидают, по мнению автора, простые люди? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите пример иного типа лидерства и охарактеризуйте его.

58-4.  Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных автором, с Вашей точки зрения, является предпочтительным? Приведите три объяснения почему.

59.  Найдите в приведённом ниже списке примеры рационально-легального политического лидерства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Во главе политической партии оказался лидер по призванию, народный вождь.

2.  Монарх в выборе своих решений опирается на обычаи и традиции.

3.  Глава государства осуществляет свою власть исключительно на основе законов.

4.  Журналисты отметили, что нового главу государства отличает высокая уверенность в себе, убеждённость в своих собственных представлениях.

5.  Политическую власть в стране возглавил человек неординарный, нравственно сильный.

6.  Властные полномочия лидера чётко очертили соответствующие положения принятой конституции.

Ответ: 36|63

60.   Назовите три вида элит, которые существуют в обществе и проиллюстрируйте примерами способность представителей каждого типа влиять на принятие политических решений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

36.  Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Политическая элита  — группа людей, являющаяся конституционно утверждённым источником власти в любом государстве.

2.  Политическая элита выдвигает политических лидеров.

3.  К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4.  По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую и оппозиционную.

5.  Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную самостоятельную группу, способную принимать политические решения.

Ответ: 245

Ссылки на ресурсы:

1. Официальная страница Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Вконтакте

https://vk.com/wall-36510627_40161

2. Федеральная служба в сфере образования и науки

https://fipi.ru/o-nas/novosti/kim-ege-i-oge-2022-goda

3. Сайт Д.Гущина «SOS ЕГЭ»

1. https://soc-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&extra_id=423&print=true&svg=0&num=true 

4. Группа ВК

2. https://vk.com/obscheege