Проектная деятельность
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ БУТУРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Средняя группа
Воспитатели:
М.В. Кашина
О.Г. Стригун
2016-2017 учебный год
Экологический проект
«Юные защитники природы»
Обоснование необходимости разработки проекта
«Юные защитники природы »
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Индивидуальные и групповые беседы, наблюдения за детьми позволили выявить представления детей средней группы о компонентах экологической культуры человека.
Наиболее значимыми для себя дети считают:
Представления детей 4-5 лет об экологической культуре человека. | |
| 32%; |
| 20%; |
| 20%; |
| 12%; |
| 8%; |
| 8%. |
Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края .
Задачи проекта:
- создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
- формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
- реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
- развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Сроки реализации проекта: один год.
Участники, партнеры проекта: сотрудники ДОУ, дети 4-5 лет и их родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный : планирование и прогнозирование предстоящей работы. (апрель, май)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
2 этап – практическая деятельность (июнь – август, новый учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – итоговый, диагностический (апрель)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
- изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей 4-5 лет об экологической культуре человека.
Формы работы по реализации проекта:
<>ØØØØØØØØØØØØЭкологическая тревога
- Экологические знаки
- Экологическая тропа
- Экологическая газета
- Итоговое мероприятие
План - карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.
АКЦИЯ «Интересно, что у нас под ногами?»
(июнь - август)
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога. Задача: развивать умения наблюдать и сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно следственные и временные связи. Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать желание общаться с природой. | - Экскурсия «экологическая тропа» на территории ДОУ. - Беседа на тему «Лес - краса и защита земли». -Наблюдения: за пауками и насекомыми, за солнцем, за ветром, за облаками, за дождём. -Опыты: а) солнце высушивает предметы; б) солнце прогревает предметы. - Чтение худ. литературы. И. Соколов - Микитов «Рассказы о природе». Б. Заходер «Дождик». Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки». В.Бианки «Паучок пилот». -Викторина «Мой любимый цветочек». Фольклор: песенки- потешки, загадки, пословицы и поговорки. Экологические игры: «Кто скорее соберёт», «Найди пару», «К дереву беги», «Найди листок, как на дереве». -Труд в природе. Совместно с воспитателем осуществлять прополку, рыхление земли и полив на огороде и в цветнике. | Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев на территории ДОУ» |
2. | Экологические знаки Задача: развивать умственные сравнения и обобщения, формировать элементарные понятия экологических знаний; Формировать интерес ко всему живому окружающему нас; уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в природе. | -Экскурсия на луг. -Беседа на тему «Луга в природе». -Наблюдения: за птицами, за деревьями и кустарниками, за клумбой, за песком. -Опыты: а) с песком; б) с водой. - Чтение худ. литературы. Б.Заходер «Ласточка», «Птичья школа», Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки», В.Степанов «Весёлые стихи». Распределение экологических знаков на участке ДОУ. - Викторина «Мой любимый край». -Фольклор: песенки- потешки, загадки, скороговорки. -Экологические игры: «Найди дерево по описанию», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом», «Подскажи словечко». -Труд в природе. Совместно с воспитателем прополка и полив огорода и цветника, мытьё игрушек после прогулки.
| Изготовление знака «Не сорите», |
3. | Экологическая тропа. Задачи: формирование экологической культуры, экологического сознания. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к природе. | -Экскурсия «Дышит лето ветерком». -Беседа на тему «Берегите почву». -Викторина « Овощи и фрукты». -Наблюдения: за солнцем, за облаками, за ветром, за деревьями и кустарниками. -Чтение худ. литературы. Б.Заходер «Сказка про храброго носорога», Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки», И.Соколов- Микитов «Рассказы о природе». -Изготовление альбома «Берёзонька». Фольклор. Песенки- потешки, загадки о явлениях природы. -Экологические дидактические игры: «Вершки и корешки», «Можно нельзя», «Грибы и ягоды», «Когда это бывает». Игра - путешествие «Собери и положи». - Труд в природе. Продолжать уход за посадками овощей: прополка, полив, сбор урожая. | Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи
|
4. | Экологическая газета | Раскрашивание листовок «Чистый поселок» для составления газеты. Изготовление газеты «А у нас в детском саду я порядок наведу»,
| Изготовление газеты «Летние путешествия» |
АКЦИЯ «Птичье меню» (октябрь-ноябрь)
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицам нет еды | Наблюдение, беседа. | Оформление коробки для корма птиц |
2. | Экологические знаки | Аппликация «Птички в кормушке» . Рисование плаката «Покормите птиц зимой» Создание альбома «Птицы нашего края»
| Презентация фильма «Птицы зимой». Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей» |
3. | Экологическая тропа | Экскурсии, п/и, д/и Раскладывание корма в кормушки.
| Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе |
4. | Экологическая газета | Разучивание стихов о птицах. Рисование «Птичьи домики» | «Покормите птиц зимой» - плакат экологической направленности. Придумывание историй «Как я спас птичку» |
АКЦИЯ: «Ёлочка-краса» (декабрь)
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Вырубка елей к новогоднему празднику. | Инсценировка: «Встреча с ёлочкой» | Выпуск плакатов и развешивание плакатов в ДОУ.
|
2. | Экологические знаки | Изготовление альбома «Спасём ёлочку» | Изготовление табличек знаков «Не рубите ели» Рисование запрещающих знаков вырубки елей.
|
3. | Экологическая тропа | Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом. | Установка знаков по экологической тропе.
|
4. | Экологическая газета | «Кто дружит с елью?» | Оформление стенгазеты: пословицы и поговорки о лесе, охране природы. Фотовыставка «Новогодняя елка готова к празднику».
|
АКЦИЯ «Капелька воды»
(февраль-март)
Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: вода в опасности | Капитошка рассказывает… Опыты по изучению свойств воды.
| Создание семейной лаборатории. |
2. | Экологические знаки | Рисование «Мир в капельке воды»
| Выставка «Запрещающие знаки на водоеме» Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» |
3. | Экологическая тропа | Экскурсия «Кому нужна вода» Развлечение «Вода и птички»
| Изготовление атрибутов к развлечению |
4. | Экологическая газета | Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь». Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде».
| Разучивание стихов о воде в семейном кругу. Дневник наблюдений за водой. |
Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей – развлечение «Мы юные защитники природы родного края» ( апрель)
- посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.