Методические разработки
Методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практика инклюзивного образования | 2.63 МБ |
Сопровождение детей с ООП | 850.88 КБ |
Спровождение детей с ООП | 19.32 КБ |
Самопрезентация | 2.23 МБ |
Мастер-класс | 1.63 МБ |
Обо мне (текст к самопрезентации) | 13.93 КБ |
Индивидуальная программа реабилитации ребенка - инвалида на основе ИПР выданной учреждением здравоохранения | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предистория
Правовое регулирование инклюзивного образования Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 г. №273-ФЗ Ф едеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 Приказ М инобрнауки Р оссийской Ф едерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» Закон Республики Карелия «Об образовании» от 20.12.2013 г. №1755-ЗРК
П роблемы 1. Отношение всех участников образовательного процесса к сложившейся ситуации. 2. Отсутствие специальных условий для обеспечения качественного образования с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка с ОВЗ.
Инвалиды, как социальная категория людей, по утверждению Е. Асановой, нуждается в социально – психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеют самостоятельно решать свои проблемы. Один из путей решения этой задачи - развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации
Малер А.Р. отмечает, что у детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе овладения той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям [18]. В результате этого они выпадают из нормальных социальных отношений и поэтому нуждаются в социальной помощи. Освоение детьми – инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий: (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации).
Социальная реабилитация преследует две основных задачи: 1. Создать условия, которые позволяют каждому ребенку – инвалиду реализовывать себя, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми. 2. Помочь окружающим адекватно воспринимать детей с ограниченными возможностями, обеспечивать им равные со здоровыми детьми возможности [3].
Применительно к детям это означает следующее. 1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых - потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке. 2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной. 3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей - способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях. 4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование. Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов.
Задачи данной общественной организации: поднять самооценку родителей; дать возможность родителям посмотреть на своего ребёнка с другой стороны; помочь родителям выйти из своих проблем; помочь семьям не замкнуться в себе. общей целью является содействие самостоятельности детей-инвалидов в обществе и повышение качества их жизни . Воспитывает неравнодушных людей, которые помогают этим детям в развитии, в интеграции в общество, подготовке детей к взрослой жизни, чтобы в будущем они не стали балластом для общества.
Внутренняя документация 1. Приказ на начало учебного года "Об утверждении перечня средств реабилитации детей-инвалидов и перечня сотрудников по работе с детьми-инвалидами ". 2. Приказы ежемесячно "Об оплате" (о размерах выплат специалистам за работу с детьми-инвалидами, формулу даёт централизованная бухгалтерия на начало года ). 3. ИПР на каждого ребёнка на начало года, редактируем по итогам консилиума (разработали на основании медицинской ИПР) 4. Протоколы консилиумов 5 . ИПС на каждого ребёнка-инвалида 6 . О бразовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья
О рганизация системы взаимодействия с внешними социальными партнёрами УМЦ «Школа 2100 » ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» МАУ ДПО «Центр развития образования» РЦ «Даунсайд ап» МОУ «Центр ПМСС» МУ Ц ентр «Родник» Институт проблем инклюзивного образования www.inclusive-edu.ru
Тьюторское сопровождение ТЬЮТОР Ассистент (помощник) – лицо, оказывающее техническую помощь СОПРОВОЖДАЮЩИЙ С пециалист с педагогическим образованием, который сопровождает процесс «индивидуального» образования
Система работы тьютора осуществляет индивидуальное сопровождение ребёнка с ООП в процессе образовательной деятельности; участвует в разработке образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ; отслеживает результаты освоения образовательной программы; координирует работу специалистов; о существляет взаимодействие с родителями; отслеживает психологический климат в детском коллективе. Т ьютор координирует получение качественной образовательной услуги не только детьми с ООП, но и детьми группы в целом.
Задачи социализации улучшить психологическое состояние детей с ограниченными возможностями и их родителей; способствовать более успешной адаптации детей-инвалидов в ОУ; содействовать формированию позитивного общественного мнения в отношении таких детей Дети-инвалиды должны обучатся вместе с обычными детьми. Грань между ними должна уйти в прошлое.
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система взаимодействия всех сотрудников Администрация Тьютор Ст.воспитатель , в оспитатели Ребёнок, Родитель Специалисты, др.сотрудники
Достижения Д ети показывают положительную динамику в развитии социальных навыков; Родители ребенка с ОВЗ понимают как перспективы, так и ответственность; Родители занимают активную позицию сотрудничества; Специалисты действуют в команде, опираясь на коллегиальные решения и подходы; Педагоги принимают политику администрации и реализуют инклюзивную модель образования.
Проект «Мы вместе!»
Достижения Наработка эффективного опыта практики инклюзии, тьюторского сопровождения; Система работы специалистов; Расширение круга социальных партнёров; Распространение опыта на разных уровнях; Поступление в МДОУ детей-инвалидов (в том числе ребёнка с синдромом)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное учреждение с группами общеразвивающей направленности посещают : 11 детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых: : 7 детей-инвалидов 2 ребенка с синдромом Дауна 1 с нарушением зрения 1 ребенок со сложной структурой нарушений 4 с нарушениями речи Из них 8 с особыми образовательными потребностями (ООП ) это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении Каждому ребенку с ООП в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» должны создаваться специальные образовательные условия.
Сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, направленной на поиск скрытых ресурсов развития человека, семьи или организации и опору на собственные возможности. Система сопровождения ребенка с ООП Нормативно-правовая база Система взаимодействия с социальными партнерами Психолого-педагогическое сопровождение Преемственность в работе специалистов Материально-техническое, программно-методическое сопровождение
Система сопровождения ребенка с ООП Администрация Тьютор Воспитатели Ребёнок-Родитель Специалисты
Тьютор - специалист с педагогическим образованием, который сопровождает процесс индивидуального образования Ассистент (помощник) – лицо, оказывающее техническую помощь индивидуальное сопровождение ребёнка с ООП в процессе образовательной деятельности разработка адаптированной образовательной программы отслеживание результатов освоения адаптированной образовательной программы координация работы специалистов, взаимодействие с родителями, отслеживание психологического климата в детском коллективе В процессе работы тьютор отслеживает не только процесс образовательно деятельности детей с ООП, но и следит за тем, чтобы образовательная деятельность других детей осуществлялась в полном объёме.
Сопровождение ребенка с ООП Работа строится по следующим направлениям : Работа с педагогами; Работа с детьми группы; Работа с ребенком с ООП по адаптированной образовательной программе и индивидуальная коррекционная работа ; Работа с родителями ребёнка с ООП; Работа с родителями детей группы.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Сопровождение детей с ООП в детском саду
общеразвивающего вида
Малофеева Нина Сергеевна педагог – психолог/тьютор
Курицына Кристина Андреевна зам.зав. по ВМР
Центр развития ребенка -детский сад 110
Аннотация: С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, одним из основных принципов которого является сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека с учетом индивидуальных потребностей ребенка, определяющих особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Законом об образовании закрепляется обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. В соответсвии с п.5 ст.5. Закона в целях реализации права каждого человека на образование, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наше дошкольное учреждение с группами общеобразовательной направленности посещают 11 детей-инвалидов (ст.79 п.4), среди которых 4 ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП): 2 ребенка с синдромом Дауна, 1 – инвалид по зрению, 1 ребенок с нарушение эмоционально-волевой сферы. Каждому ребенку в соответствии с Законом об образовании (ст.79, п.2) создаются специальные образовательные условия.
Сопровождение ребенка с синдромом Дауна.
Сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, направленной на поиск скрытых ресурсов развития человека, семьи или организации и опору на собственные возможности.
Работа строится по следующим направлениям:
- Работа с родителями;
- Работа с педагогами;
- Работа с детьми группы;
- Работа с ребенком с ООП по адаптивной образовательной программе и индивидуальная коррекционная работа.
Работа по первому направлению включает в себя еженедельные встречи с родителями ребенка, на которых обсуждается общая стратегия ведения образовательно – воспитательной работы.
Работа с педагогами направлена на обогащение педагогических знаний педагогов об особенностях детей, создание педагогических условий для реализации адаптированной образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Работа с детьми группы включала в себя работу по сплочению детского коллектива, по разъяснению в доступной для детей форме особенностей особого ребенка, обучение взаимодействию с ним, по формированию доброжелательной атмосферы в группе.
Работа с ребенком с ООП направлена на освоение адаптивной образовательной программы, на установление взаимоотношений с детским и педагогическим коллективом, на адаптацию ребенка к условиям общеразвивающего детского сада. Индивидуальная работа педагога – психолога с ребенком.
Сопровождение ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями строится по тем же направлениям, что и для ребенка с синдромом.
Работа по первому направлению идет как с родителями ребенка, так и разъяснение родителям детей группы особенности данной ситуации.
Работа с педагогами и специалистами направлена на выделение единых требований к ребенку, на организацию взаимоподдержки педагогов.
Работа с детьми группы направлена на формирование познавательного интереса, формирование адекватного отношения к особенностям ребенка, беседы социально – нравственного характера, формирование положительного образа ребенка.
Работа с ребенком направлена на усвоение норм и правил поведения, на развитие произвольности и саморегуляции, на создание положительного образа себя.
Для ребенка с нарушениями зрения создаются условия в рамках охраны зрения и использование здоровьесберегающих технологий.
Координирует работу Тьютор, в задачи которого входит разработка адаптивной образовательной программы, координация работы специалистов, взаимодействие с родителями, отслеживание психологического климата в детском коллективе и отслеживание результатов освоения адаптивной образовательной программы. Задачей тьютора так же является индивидуальное сопровождение воспитанников в процессе образовательной деятельности. В процессе работы тьютор отслеживает не только процесс образовательно деятельности детей с ООП, но и следит за тем, чтобы образовательная деятельность других детей осуществлялась в полном объёме.
Адаптивная образовательная программа на каждого ребенка прописана в основной образовательной программе ДОУ.
Таким образом, в соответствии с Законом об образовании и ФГОС ДО необходимые условия для детей с ООП в нашем учреждении создаются по следующим направлениям: кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение и психолого-педагогические условия для реализации инклюзивного образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОМОЧЬ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА И САМОГО СЕБЯ – ВОТ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.
Психолог... что приходит на ум, когда мы слышим это слово? Какое-то ощущение тайны связано с этим словом. Как будто человек, носящий это звание, знает что-то такое, от чего мир вдруг станет лучше...
Вы удивитесь, но порою, дошколята сами могут нам преподать урок, самый главный урок нашей жизни - урок Доброты.
Иногда, помогая взрослым понять своих детей, я прихожу к мысли, что порой легче подсказать ребенку как рассказать родителям о своих желаниях, чем подсказать взрослому, как он нужен своему ребенку.
Мир ребенка хрупок и нестабилен и от непонимания он рассыпается…
Ребенок не только отражает и копирует нас, он еще создает нас как взрослых и как родителей...
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность : «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» Аристип М етод сказкотерапии обеспечивает комплексное воздействие на ребёнка.
Основные этапы работы , 1. Этап «Ритуал вхождения в сказку» 2. Этап «Рассказывание сказки» . 3. Этап «Сказочная задача» 4. Этап «Обобщение приобретенного опыта» 5. Этап «Ритуал выхода из сказки» 6. Этап «Рефлексия»
Сюжетная линия Классический вариант 1. Выбор героя сказки 2. Зачин - Начало сказки 3. Подробная характеристика героя 4. Трудность, конфликт 5. Реакцию героя на случившееся 6. Поиск выхода из ситуации, решение проблемы 7. Нахождение верного решения 8. Завершающий шаг - сказочная развязка Мой вариант 1.Проблема 2. Зачин 3. Отражение конфликта 4. Кульминация 5. Поиск решения 6. Развязка
Приемы работы Вхождение в сказку: четверостишье, выполнение задания На 3-м этапе – нагнетание отрицательных эмоций, текущий анализ, проигрывание эмоций Использование кинезиологических упражнений Ритуал выхода из сказки - четверостишье
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Одну простую сказку
А может и не сказку
А может не простую
Хочу вам рассказать
Её начну я с детства
А может и не с детства
А может и не я начну
Но будем начинать
Мне помнится когда-то
Когда-то в нашей школе
Был выпускной на волю
И там все началось
Хотела стать актрисой
А может балериной
А может быть художницей
Но мне не удалось
И тут я поглядела
На всех я поглядела
И сразу вдруг решила
В психологи хочу
Решила - научилась
И все вдруг получилось
И вот я перед вами
Красивая стою
А дальше...
Но тут работать стала
При этом все мечтала
Мечтала я конечно же
Подвиг совершить
Но времени не стало
Рожать пора настала
Такое приключение
Ну с каждой может быть
Пока одна жила я
Я отдыха не знала
Я детям помогала
В парламенте была
И много танцевала
Красиво танцевала
И сольное латино
И бытовые танцы
И даже на арабских
Конечно я была
Я курсы посещала
И знанья повышала
Сертификатов много
Скопилось у меня
Любила и мечтала
И сына воспитала
И тьютором вдруг стала
Наверное, судьба
В работе я пахала
И сказки сочиняла
И семьи приглашала
Такие вот дела
И от такого деянья
Спустилось озарение
Спустилось озарение
Однажды на меня
Взяла я в руки сказки
С Захаркиной подсказки
Захарик – это сын мой
Он хитрый у меня
И в сказку я влюбилась
Хоть с детства позабылось
Теперь без сказки с сыном
Мы не живем и дня
Идею этой сказки
А может и не сказки
Поймёт не только взрослый
Но даже карапуз
Друг друга вы цените
И бережно храните
А если что, идите
Ко мне, я вас дождусь
Мы сядем без опаски
И вместе с доброй сказкой
Отправимся мы в детство
И сбросим тяжкий груз