ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 Иванова Екатерина Николаевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ    Опубликовано 25.02 2020 -11:45

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Характерной особенностью развития современного общества, является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в устоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии. Эта особенность не случайна.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 — 2016 годы» констатирует необходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребованному средству стабильного развития России.

 В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Идея воспитания гражданственности и патриотизма – это не дань моде, она всегда имела большое общественное значение.

(В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.) Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. (Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.)

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы педагоги должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России.

Мы педагоги поставили перед собой задачи воспитания любви к Отечеству, преданности ему. Дети должны стремиться своими действиями служить интересам своей Родины. У детей формируются воля, выносливость, смелость, познание традиций, поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Научные исследования О.И. Жуковской, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, Р.С. Буре, М.Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями [6].

В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания, что соответствует заявленной теме.

В предверии празднования 70-летнего юбилея Победы  был разработан и осцществлён познавательско-исследовательский  проект по патриотическому воспитанию дошкольников старшего возраста « День Победы. Уроки Великой Отечественной войны». Целью которого … своевременный вклад в духовное, нравственное развитие ребенка; создание условий  для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; формирование знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.

Ожидаемые результаты проекта - формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины  и  России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

Данный проект предполагал большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека – героя и страны, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина.

Для реализации проекта нами была  организована предметно-развивающую среду с учетом данного проекта, велась подборка художественной литературы, готовились презентации, посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты и сценарии , был создан мини – музей «Подвиг народа в ВОВ»,

В рамках экспериментальной площадки  была запланирована и проведена большая работа  по преемственности в краеведении: совместные экскурсии в музей,  к памятным местам города, мы поздравили ветеранов совместным концертом. Нам очень повезло, что у нас есть такие «старшие друзья», на которых мы можем ровняться, на которых мы стараемся быть похожими, которые никогда не отказывают нам и с удовольствием приниамают участие в мероприятиях с дошколятами.

         Таким образом, можно сказать, что ростки гражданственности и патриотизма, заложенные нами детям в детском саду, продолжат свой рост и в школьные годы.

План совместных мероприятий определяет цели, задачи и направления в вопросе воспитания в соответствии с принципами образовательной политики  района:

- повышение патриотизма, гражданственности, повышение нравственности, самоопределение личности;

- создание условий для ее самореализации через взаимодействие семьи, педагогических коллективов, общественных организаций и учреждений.

Преемственность тем гражданско – патриотического воспитания в старшей группе ДОУ (5-6 лет)  и начальных классах ОУ (второй год обучения)

        

ДОУ

ОУ

«Мой город»

« Моя малая родина»

«Люби и знай родной край»

«Памятники на воронежской земле»

«Наша Родина»

(«Наши защитники», «Этот день Победы» )

«Памятники старины»

«О прошлом говорят…»

«Труд взрослых»

«История создания вещей»

«История и культура»

«Предметный мир»

«Для войны и мирной жизни»

«Музей-машина времени»