«Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка - 2021»

Долба Чочагай Кызыл-ооловна

Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка (далее - Мероприятие) является одним из механизмов реализации современной языковой образовательной политики, установленной федеральным законодательством, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, законодательством субъектов Российской Федерации.

Основным принципом государственной политики в сфере современного российского образования является организация образовательной деятельности этнокультурной направленности, ориентированной на многомерное культурное и языковое пространство народов России, их консолидацию, формирование общероссийской гражданской идентичности на базе и во взаимосвязи с этнокультурными особенностями и традициями народов в условиях многонационального государства.

В Стратегии отмечается, что основным вопросом государственной национальной политики Российской Федерации, требующим особого внимания государственных органов, по-прежнему является сохранение и развитие языков народов Российской Федерации (не исключая русский народ), укрепление их духовной общности. Как эффективный путь сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества рассматривается создание условий для получения образования на языках народов России, использование в системе школьного образования инновационных подходов для изучения языков народов России в статусе родных.

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации насчитывается более 270 языков и диалектов. В государственной системе образования в качестве предмета изучения используется более 96 языков и только на 12 языках осуществляется обучения в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Мои педагогические находки»                                                                                   учителя русского  языка и литературы                                                                                  МБОУ СОШ  с.Ак-Тал

      Долба Чочагай Кызыл-ооловны

Мой профессиональный путь  начался   со школьной библиотеки. Этот путь, в конечном счете, меня привел к работе учителя. Поэтому  в этом пути  хочется оставаться значимым, уважаемым человеком. Педагогу для этого нужно быть в центре событий, найти с детьми общие точки соприкосновения, быть современным, интересным, уметь подготовить ребят к этой жизни, где они будут востребованы, конкурентоспособны, научить идти дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить их самим. Вот почему задача учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы не просто дать знания, а привить тягу к самопознанию. 

Работая в школе , я выделила главное в своей педагогической деятельности: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания обучающихся, помочь старшеклассникам сориентироваться в выборе профессии. Кому, как не учителю-словеснику, важно помочь ученику выбрать профиль, удовлетворить его познавательные интересы в гуманитарной области?

Чтобы расширить кругозор учащихся, научить их формулировать собственное мнение, считаю отличной методической находкой использование на уроках интерактивных методов. Особенно хорошо они действуют в технологии групповой работы. Мне кажется, что именно работа в группах разного состава, распределение ответственности, анализ ошибок позволяет раскрыться личности ребенка в полном объеме. Роль учителя здесь тоже меняется: он занимается организацией общего направления, определяет время и порядок, дает консультации. При этом у учеников появляются дополнительные источники информации: словари разных типов, книги, энциклопедии, компьютерные программы.  При этом ребята учатся общению, умению преодолевать конфликты, находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы. Важно проследить, чтобы в группе работали все члены, а не два-три лидера. Такую работу на уроках русского языка я начинаю уже в пятом классе. Причем стараюсь, чтобы каждый раз ученик пробовал себя в группе в разных ролях. 

Как научить детей грамотно писать, свободно и красиво выразить свои мысли?

Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самопознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение мысли ребенка, насколько свежо восприятие им каких-либо явлений. Поэтому необходимо  дать детям возможность проявить инициавтиву, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития  творческих  задатков учащихся.

Развитие творческих способностей ученика – процесс длительный. Начала я эту работу с 5 класса и постепенно совершенствовала в старших классах. А для развития творческих способностей, по – моему, необходимо развивать чувственную сферу ребенка. Это значит развивать умение ребенка сопереживать, почувствовать внутреннее состояние человека или объекта.

Для этого часто использую приемы описания разного состояния,например,описать хлеб глазами голодного или сытого. Описание одной и той же действительности через призму настроения можно задать следующими темами творческих работ: «Мой класс,когда мне грустно», «Мой класс,когда мне весело» и т.д.

Прием написания письма литературному герою или от имени литературного героя, письма самому себе помогает учащимся ощутить уместность или неуместность употребления тех или иных языковых средств  в зависимости от темы обращения. Здесь учащиеся соотносят новую информацию и имеющиеся знания, творчески перерабатывают собственную позицию, оценку.

Иногда среди учителей  слышу негативные отзывы о компьютере. Разве только ленивый не ругает сегодня Глобальную сеть : и отвлекает это детей, и заставляет шаблонно мыслить. А если все это заставить работать «на себя»? Например, составленные мною компьютерные презентации вдохновили учащихся на собственные проекты. И теперь нередко в роли учителя со своим творчеством на уроке выступает ученик!

Все наши начинания, мои методические поиски поддерживают родители, которые нередко становятся активными участниками нашей воспитательной работы.

Наверное, каждый неравнодушный учитель задумывается о своей работе. Конечно, хочется быть и востребованным, и уважаемым. Но, размышляя о своем предназначении, необходимо помнить, что имеем мы дело с неокрепшими душами. И поэтому каждому из нас необходимо помнить вечную заповедь: не навреди!



Предварительный просмотр:

МБОУ Ак-Тальская средняя общеобразовательная школа

 Чеди-Хольский кожуун РТ

Мастер-класс

«Праздник самовара»

Провела:Долба Чочагай Кызыл-ооловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Ак-Тал

с.Ак-Тал

1 ведущий:

Добрый день, дорогие гости! Давно мы Вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы вам припасли на всякий вкус.

Добро пожаловать в гости к нашему самовару.

2 ведущий:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

И хоть боле привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

1 ведущий:

  • конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас. (Обращается к ведущему).
  • Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?

2 ведущий:

  • Как о чем, о самоваре! Ведь сегодня он  у нас в гостях! Или мы у него?

1 ведущий:

  • да, что ни говори, любили наши бабушки и дедушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудного дня…

2 ведущий:

  • Или после бани…

1 ведущий:

  • А в праздник: вся семья у самовара. Да, что говорить, без него нельзя представить жизнь русского народа. Самые хорошие песни звучали  у самовара.

ИСПОЛНЯЕТСЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец-самовар!

Самовар пыхтит-искрится –

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

1 ведущий : Изобрели самовар в России. Впервые изготовили его на Урале, а затем началось массовое производство. Особенно своими самоварами славилась Тула. К середине 19 века в России существовало уже около 80 фабрик, производящих самовары.

2 ведущий:

  • вот как размышлял писатель В. Кравцов:

“У нас в России самовар заменял камины, у которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить дом без  камина, а у нас – без самовара.  Там, где новейший этикет не изгнал из гостиных самоваров и не похитил у хозяйки права разливать чай, гости садятся теснее вокруг чайного стола. Появляется какой-то центр, вокруг которого вращается общая беседа.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА-ХОРОВОД “Я - ЗМЕЯ”

Все стоят в кругу. Один человек – ведущий. Он идет по кругу и приговаривает: “Я – змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?” - обращается он к одному из стоящих в кругу. Тот, к кому обратились должен ответить: “Хочу”. После этого игрок пролезает между ног водящего и становиться за его спину. Они продолжают путь, передвигаясь по кругу паровозиком. Тот же вопрос они задают теперь вместе любому из стоящих в кругу.  Точно также он пролезает между ног, но уже двух человек. Постепенно “тело” змеи увеличивается. Когда остается несколько последних человек, им всем задается уже известный вопрос. Игроки начинают пролазить между ног у “змеи”, а “хвост змеи” в это время смыкается с “головой”. Игроки вынуждены передвигаться по замкнутому кругу. Это вызывает смех всех играющих. Игра под веселые шутки заканчивается.

Если играющих очень много, можно устроить сразу несколько “змей”.

ЗАГАДКИ

Кто приходит, кто уходит – все ее за ручку водят. (Дверь)

Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окно)

В избе – изба, на избе – труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Под крышей – четыре ножки, а на крыше – суп да ложки. ( Стол)

В небо –дыра, в землю – дыра. А в середине – огонь да вода. (Самовар)

(Шуточные диалоги)

1.

  • Федул, что губы надул?
  • Кафтан прожег.
  • Можно зашить?
  • Да иглы нет.
  • А велика ли дыра?
  • Один ворот остался.

2.

  • Фома, что из леса не идешь?
  • Да медведя поймал!
  • Так веди сюда!
  • Да он не идет!
  • Так сам иди!
  • Да он меня не пускает!

3.

  • Сынок, сходи за водицей на речку!
  • Брюхо болит.
  • Сынок, иди кашу есть!
  • Что ж, раз мать велит – надо идти!

РЕБЯТА ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ

Девочка:

  • У частушки есть начало, у частушки есть конец.

А кто слушал те частушки, скажем прямо: “Молодец”.

1 ведущий:

А было время, когда чай на Руси не знали. Привезли его из заморских стран. Дорогой он был. Пили его только богатые. Бедные про него и не слышали. Расскажи, дедушка, как ты чай варил.

Дед:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,

А я от роду не знаю, как проклятый чай варить.

Взял  тогда, налил водички, всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку и петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,

Остудив его немножко, на господский стол подал.

Гости с барином плевались, сам он важно озверел,

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

А потом-то догадался, что забыл я посолить!

2 ведущий:

Спасибо, дедушка за рассказ!

Гость:

А что, не пора ли нам и честь знать. Пора и о делах вспомнить. Спасибо всем за чай.

Частушки

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец-самовар!

Самовар пыхтит-искрится –

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

(Шуточные диалоги)

1.

  • Федул, что губы надул?
  • Кафтан прожег.
  • Можно зашить?
  • Да иглы нет.
  • А велика ли дыра?
  • Один ворот остался.

2.

  • Фома, что из леса не идешь?
  • Да медведя поймал!
  • Так веди сюда!
  • Да он не идет!
  • Так сам иди!
  • Да он меня не пускает!

3.

  • Сынок, сходи за водицей на речку!
  • Брюхо болит.
  • Сынок, иди кашу есть!
  • Что ж, раз мать велит – надо идти!



Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему
«Старинные русские народные игры как средство приобщения  к национальной культуре и традициям русского народа»

         Участников мастер – класса приглашают занять свои места.
-Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Долба Чочагай Кызыл-ооловна – учитель русского языка и литературы Ак-Тальской средней школы. Сегодня мастер – класс будет посвящен старинным русским народным играм и их значению в приобщении   к национальной культуре и традициям русского народа.
       Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков. 

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

- Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

- Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

- Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей 

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз. Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

- Гуси-лебеди, домой!

- Зачем?

- Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

- А чего волкам надо?

- Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой — остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего — постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой — дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия. 

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы - современные взрослые, в своем детстве. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие.



Предварительный просмотр:

МБОУ Ак-Тальская СОШ

Разработка урока  по русскому языку

по теме: Имя прилагательное

Провела:Долба Ч.К.

с.Ак-Тал

6 класс

Урок

      Тема: «Обобщение по теме: « Имя прилагательное».

       Цели:

1)Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

2)Закрепление умений отграничивать прилагательные от других частей речи, определять разряды прилагательных, правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы;

3)Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

2. Работа над эпиграфом к уроку.

Стихотворение об имени прилагательном (запись)

  • Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

Конечно, имя прилагательное. Мы уже знакомы этой частью речи.

  • Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Обобщение по теме: «Имя прилагательное». В тетрадях запишите число, классная работа и тему урока.

  • Что мы должны знать и уметь по данной теме?

Знать:

  • определение имени прилагательного;
  • разряды прилагательного;
  • степени сравнения;
  • признаки прилагательного.

Уметь:

  • определять разряды прилагательных;
  • правильно употреблять прилагательные в речи;
  • указывать морфологические признаки прилагательных;
  • правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.

Сегодня на уроке мы постараемся обобщить свои знания!

Оценка на уроке.

  • На уроке за работу каждый должен получить оценку, а для этого на полях тетради, за каждый этап вы будете ставить себе  +/- .В конце урока подведем итог.

3.1Работа по вопросам.

Разделимся на группы. Вопросы у меня написаны на листочках, представитель каждой группы выходит, вытаскивает вопрос и отвечает, а представители его ряда помогают, если он затрудняется

Вопросы:

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Какими способами образуется имя прилагательное?
  3. Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное?
  4. Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного ?
  5. Какие разряды есть у прилагательных?
  6. У каких прилагательных есть степень ?
  7. На какие две группы делятся степени сравнения и как они образуются?
  8. Чем является прилагательное в предложении?
  9. А чем еще может быть прилагательное в предложении?
  • Оцените свою работу или помощь товарищу на полях!

4.2 Найди ошибку.

Найдите ошибки (запись)

 Задание каждой группе: образуйте от данных прилагательных степени сравнения и запишите их.

1-я группа: спокойный; (спокойнее, более спокойный, спокойнейший, самый спокойный)

2-я группа: сладкий;     (слаще, более сладкий, сладчайший, самый сладкий)  

3-я группа: вкусный;     (вкуснее, более вкусный, вкуснейший, самый вкусный)

Проверка (-Слушаем внимательно ответы представителя группы. Право исправить дается сначала группе, а затем «соседям».)

  • От прилагательных какого разряда можно образовать степени сравнения?

(Только от качественных)

Оцените себя!

5. Физминутка (запись)

6.Роль прилагательного в предложении .

-А теперь поговорим о роли прилагательного в предложении.

Запишите в тетради предложения, к доске записывать предложение пойдут по 1 представителю из каждой группы.

-Найдите в предложении имя прилагательное и подчеркните его как член предложения. Ребята работают у доски , а все остальные у себя в тетрадях самостоятельно.

Опрос, проверим работу товарищей.

Чем же чаще всего является прилагательное в предложении? (Определением).

Оцените себя  и за этот этап в тетради!

Вчера стояла солнечная погода..

Вкус чая приятен.

Чай обладал приятным вкусом.

- Мы хорошо поработали в группах, в качестве заключения урока я бы хотела вам предложить небольшой тест. Но сначала подведем итог

8. Обобщение.

 -Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы были сегодня на уроке?

( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

- В течение урока вы сами сегодня оценивали себя, поставьте себе оценку!

9. Рефлексия.(запись)

10. Домашнее задание 

Повторить все правила имени прилагательного

10. Итог. Самооценка.

- В течение урока вы сами сегодня оценивали себя, поставьте себе оценку!

1-я группа: спокойный;

2-я группа: сладкий;    

3-я группа: вкусный;    

Вчера стояла солнечная погода..

Вкус чая приятен.

Чай обладал приятным вкусом.

Что такое имя прилагательное?

Какими способами образуется имя прилагательное?

Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное?

     Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного ?

Какие разряды есть у прилагательных?

У каких прилагательных есть степень ?

На какие две группы делятся степени сравнения и как они образуются?

Чем является прилагательное в предложении?

А чем еще может быть прилагательное в предложении?



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

7 класс

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Создание сатирического образа и социальная острота проблематики.

Провела: Долба Ч.К.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ с.Ак-Тал

с.Ак-Тал

Цель урока: 

-понять, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества,

-дать характеристику героям сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
- показать особенности жанра сказки в творчестве писателя

Задачи:

1) актуализировать понятия сказка, сатира, рассмотрение понятий нравственность, порок, их отражение в сказке;

2) определение нравственных пороков общества через анализ и взаимоотношения главных героев, способствовать развитию мыслительных операций: анализа и классификации, развитию образного мышления и долговременной памяти;

3) способствовать осознанию значимости изучения сатирических произведений Салтыкова – Щедрина.

Ход урока:

-Здравствуйте,ребята! Рада вас всех видеть на уроке литературы. Хочу,чтобы наше общение проходило в радостной атмосфере.А вы хотите?

-А теперь,послушайте,пожалуйста,мелодию.

- Вы узнали эту мелодию? (Мелодия из заставки к передаче «В гостях у сказки»)

Так как мы сегодня будем говорить о сказке, то и эпиграфом к нашему уроку будет сказочное выражение. «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
-На прошлом уроке мы познакомились с текстом сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
-  Исходя из темы, определите цели урока.

Цель нашего сегодняшнего урока – показать значение и роль художественных приемов; совершенствовать навыки характеристики героев; доказать актуальность «Повести» Салтыкова-Щедрина.

- Давайте немножко остановимся на творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина (М. Е. Салтыкова – Щедрина нельзя назвать писателем одного жанра (сказки). Он писал и романы, и повести, и критические статьи, и стихи в ранний период творчества. Большинство своих сказок ,а их двадцать девять, он создаёт в период с тысяча восемьсот восемьдесят второго по  тысяча восемьсот восемьдесят шестого  года, всего им написано тридцать две сказки.)

        Спасибо,Вилена.Одна из тридцати двух сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина является сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Дальше хочу пригласить наших девочек.(Х.Милана,Б.Буяна)

Для начала проверим, как хорошо вы знаете содержание сказки.                     На слайде появятся вопросы и варианты ответов, ваша задача – ответить верно на вопрос. (2 слайд) (Дети заранее приготовили сигнальные карточки, на вопросы теста они отвечают при помощи карточек).

(викторина)

  • Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.В результате кораблекрушения

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.С помощью волшебника

4.Прилетели на ковре-самолете.

  • В чем мужик варил суп? (з слайд)

1. В котелке        

2. В пригоршне

3.В кокосовой скорлупке

4.В чане.

  • Какую газету читали генералы на необитаемом острове? (4 слайд)

1. «Московскую правду»

2.«Московские ведомости»

3. «Московское обозрение»

4. «Вестник Москвы».

  • Как генералы отыскали на острове мужика? (5 слайд)

1. По следам, оставленным на песке

2. По звукам балалайки

3. По запаху мякинного хлеба

4. По его крикам.

  • Кем этот мужик работал в Петербурге? (6 слайд)

1. Поваром

2. Кузнецом

3. Маляром

4 Извозчиком.

  • В каком виде два генерала прибыли на остров? (7 слайд)

1. В мундирах

2. В ночных рубашках

3. В шубах и валенках

4. Раздетые.

  • Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? (8 слайд)

1. Пуговицу

2. Орден

3. Тапочки

4. Платок.

  • Из чего мужик сделал силки для птиц? (9 слайд)

1. Из собственных волос

2. Из собственной рубахи

3. Из собственных лаптей

4. Из лески.

  • Как генералы вернулись домой? (10 слайд)

1. Заснули и проснулись дома

2. Так же как и попали на остров

3. Их спасли случайно

4. Мужик построил корабль.

  • Как генералы мужика при себе удерживали? (11 слайд)

1. Цепью приковали

2. Веревочкой привязали

3. Смирительную рубашку надели .

4. Он остался сам.        

-Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Сорвались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества.

Проблемы общества автор показывает через использование сатиры.

На прошлом уроке мы узнали, что такое сатира и чем она отличается от юмора. Так что же такое сатира? (13 слайд) (

Итак, мы говорим о сказках Салтыкова-Щедрина, (14 слайд) а можно ли «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки? (15 слайд)

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое сказка? (16 слайд)

 Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Физминутка

В любой сказке мы можем найти сказочные выражения, например, «Жили-были…».  (17 слайд) Чтобы доказать, что данное произведение относится к жанру сказки, давайте найдем в тексте эти сказочные выражения и определим, в чем их роль.

(проверка задания на 18 слайде)

        Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове (поместить героев в условное сказочное пространство «по щучьему велению…»). Стр. 264

    Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит- растут деревья, а на деревьях всякие плоды…( «Сказано-сделано» несет иронический смысл.  На самом деле, генералы могут только говорить, а делать ничего не способны). Стр. 266

        Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Стр. 272

        Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало! Стр. 272. (Традиционная сказочная концовка «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» находится у Щедрина не в конце сказки и имеет почти прямой смысл:  мужику действительно  ничего не досталось).

        Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

        Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать! Дважды Щедрин применяет одну сказочную формулу, лишь немного видоизменяя ее: «этого ни пером описать, ни в сказке сказать»,  «того ни в сказке сказать, ни пером описать». Используется автором для усиления значения сказки.

Кроме того, у Салтыкова-Щедрина эти формулы несут иронический смысл, служат своеобразными поговорками, часто сопровождают волшебство в сюжете. (19 слайд)

         -Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет? (20 слайд)
Не вписывается в сказочный сюжет описание петербургской жизни генералов: их  служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Не сказочная  причина, по которой произошло перемещение генералов на остров:  «оба были легкомысленны».

Почему местом действия выбран необитаемый остров?

Вспомним роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо.  Герой, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил, волю и мужество и за несколько лет освоил остров, сделал своё жилище уютным и безопасным.

 Сказка  Салтыкова-Щедрина написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочно смешной форме.

Итак, кто является главными героями сказки? (21 слайд)

Дайте сравнительно – сопоставительную характеристику героям по предложенным вам аспектам для сравнения.(22 слайд)

                                 Сравнительно – сопоставительная  характеристика

                                              генералов                      и              мужика

Внешний облик

В ночных рубашках, на шее по ордену

Громаднейший мужчина

Отношение к труду

жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни

Трудолюбивый, ловкий,  находчивый

Умственные способности

«…ничего не понимали», слов никаких не знали

Догадливый, умный

Отношение к другим людям

Легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы

Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ

-Мы прослушали характеристику наших героев. Чем отличается поведение мужика от поведения генералов? (просмотр мультфильма)
(Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Для усиления эффекта Салтыков – Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями. Мужик – редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой.

Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и что он должен на них работать. Мужик делает попытку «дать стречка», но тут же подчиняется.)

Салтыков-Щедрин обличает, судит враждебную ему действительность. Для этого он использует особые приемы сатиры. Аллегория, гипербола, фантастика.Один из излюбленных приемов Щедрина - гротеск.

А теперь давайте найдем из  текста «Повести….» эти художественные средства. Слайд 13

Аллегория –
генерал не может сам сорвать яблока с дерева, то есть он совсем не приспособлен к жизни, ничего не умеет делать сам.

Гротеск –
генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

Гипербола –
генералы уверены были, что пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают.Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились

Фантастика –
генералы попадают, заснув, на необитаемый остров.

САТИРА — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

Аллегория – изображение  отвлеченного понятия через консретный образ

Гипербола – преувеличение свойств  предмета с целью усиления образности художественной речи

Гротеск (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный»; итал. grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера»[1]) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

-Я надеюсь, что вы не будете похожи на наших генералов, будете умелыми, трудолюбивыми как мужик, но в отличие от мужика, вы не будете подчиняться чужой воле. И в трудных жизненных ситуациях  вы выберите правильный путь.
Если за этот урок вы научились уважать чужой труд, если вы никогда не обидите слабого человека, если будете учиться хорошо, и не будете такими невежественными как наши «генералы» значит, наш урок не прошел зря.

Как вы думаете, что случилось бы с генералами, если бы они не нашли мужика? С-Щ тоже подумал об этом и написал сказку «Дикий помещик», которую вы прочитаете дома.