Информация для педагогов

Игра - многофункциональное средство развития, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включенности и способное обеспечить целостное развитие личности ребенка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы. Действуя в условиях свободного выбора, ребенок реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к природе и окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в познавательно-речевом развитии дошкольников

         Игра – многофункциональное средство развития, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включённости и способное обеспечить целостное развитие личности ребёнка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы. Действуя в условиях свободного выбора, ребёнок реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребёнка формируются основы гуманного отношения к природе и окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации.

Комплекс познавательно-речевых игр для дошкольников.

                                     Игры в природе.

На экскурсиях и прогулках проводятся игры, в которых дети овладевают широким спектром способов познания окружающего мира. В процессе активного взаимодействия с миром природы у дошкольников развивается наблюдательность, образное и логическое мышление, воображение, память.

  1. «Следопыт»

Оборудование: карточки с изображениями или названиями различных объектов природы, карандаши.

Обозначив границы исследуемого участка, детям предлагается найти предметы, указанные в списке. На поиск отводится определённое время. Правила поиска: не причинять вреда растениям и животным, можно только отмечать свои находки в списке. По окончании поиска дети собираются в этом же месте и показывают, что им удалось найти, после чего возвращают все находки на свои места.

Примерный перечень объектов:

- следы пребывания животного;

- предмет с запахом;

- что-нибудь липкое;

- семечко, принесённое ветром и т. д.

- червяк, муравей, камень, гусеница, жёлудь, куколка, берёза, паутина, жук, лист, пень и т. д.

 2. «Познание через ощущения»

Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши.

Детям предлагается подумать, как разные животные и человек воспринимают окружающий мир. Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «отключить» зрение, т. е. попросту завязать глаза. Детям предлагается исследовать участок местности с помощью различных органов чувств. Каждый ребёнок выбирает себе место, которое он будет исследовать. Затем дети завязывают глаза, вслушиваются в звуки, вдыхают запахи, определяют на ощупь, какие предметы окружают их. Далее детям даётся задание – выразить свои впечатления в стихах, коротких рассказах, рисунках.

3. «Знакомство с листьями»

Оборудование: повязки на глаза, листья деревьев.

Детям раздаются листья разных деревьев. Они садятся в круг и работают парами. Задание: внимательно рассмотреть листья и описать их друг другу. Дети изучают листья с закрытыми глазами. Потом, не снимая повязок, они кладут листья в центр круга. Воспитатель, передавая листья по кругу, предлагает детям найти на ощупь свой лист. Получив лист, каждый ребёнок ощупывает его и, найдя свой, оставляет у себя. Открывая глаза, все проверяют, действительно ли у каждого оказался его лист.

4. «Учёные-исследователи»

Оборудование: бумага, карандаши.

Детям предлагается необыкновенное исследование: отыскать следы деятельности насекомых. Это могут быть объеденные листья, ходы под корой деревьев и т. д. Интересно изучать поведение муравьёв. Дети получают задание, выяснить, где живут и чем питаются муравьи, описать их движения, части тела, что они делают, встретив на своём пути препятствие (камень или палку). Можно, найдя цепочку муравьёв, бросить им кусочки пищи (колбаса, хлеб, сахар)  и посмотреть как поведут себя муравьи. Детям предлагается изобразить, как движутся муравьи, зарисовать колонию муравьёв.

5. «Найди своё дерево»

Оборудование: повязки на глаза, карточки с изображениями деревьев.

Дети разбиваются на пары, и одному ребёнку в каждой паре завязывают глаза. Затем «зрячий» партнёр бережно подводит своего товарища к какому-нибудь дереву, следя, чтобы тот не споткнулся и не упал. Ребёнок с завязанными глазами тщательно ощупывает дерево, стараясь запомнить все особенности и характерные черты, по которым он сможет потом найти его. После этого «зрячий» партнёр отводит товарища к исходному месту, стараясь вести его извилистым путём, чтобы сделать задачу поиска дерева более сложной и интересной. Повязка снимается, и ребёнок ищет дерево, которое он ощупывал.

Далее каждый ребёнок должен отыскать какое-нибудь дерево, изображённое на карточке в стилизованном виде (весёлое, грустное, дерево-великан…). Обсуждаются вопросы:

- Какие условия необходимы для роста деревьев? Сколько лет пройдёт пока маленькие деревья станут большими?

- Когда «грустят» деревья? Почему деревья попадают в беду? Как люди могут помочь им?

- Почему деревья «дружат» с птицами? Какие ещё животные могут использовать деревья?

 6. «Оттенки зелёного»

Оборудование: листы белой бумаги, зелёные растения.

Игра способствует развитию цветового восприятия. Дети получают задание найти зелёные листья различных растений (осенью). После того, как дети принесут свои находки, они должны разложить их на белых листах бумаги от более тёмных оттенков зелёного до более светлых.

После этого даётся задание нарисовать картинки, пользуясь красками природы. Дети должны собрать предметы различной окраски- листья, цветы, глину, горные породы – всё, что оставляет на бумаге след и чем можно рисовать.

Кроссворды.

В кроссвордах необходимо выполнить две последовательные операции: поиск аналогов и выбор тех из них, что укладываются в заданные кроссвордом пределах. Для дошкольников используют миникроссворды.

Варианты построения кроссвордов:

- Задано одно ключевое слово, которое определяет границы поиска (например, «деревья», «цветы»). В таком кроссворде можно использовать только названия данной группы.

- Слова имеют общие точки пересечения.

- В кроссворд заключено проверочное слово, прочесть которое можно при условии безошибочного заполнения.

- Кроссворды в форме фигуры: «звёздочки», «лесенки», «ёлочки» и т.д.

- Игра «Эрудит»: играющие договариваются о содержании кроссворда, например, «овощи» и по очереди составляют кроссворд с пересечениями.

Игры – загадки.

Загадки – великолепный материал для развития сообразительности. Загадка - всегда неполное, но очень точное описание какого-либо предмета или явления природы. Загадки вносят оживление, снимают усталость. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логической задачи различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Фенологические рассказы- загадки содержат ошибки, которые дети должны найти и исправить.

Весна – это любимое время года Буратино. У меня есть письмо, в котором он рассказывает о весне. «Весна – чудесное время года. Весна длится 4 месяца: март, апрель, май и июнь. Весной небо чистое и голубое. Ярко светит солнце. Появляются первые листочки на деревьях и зеленеет травка. В саду цветут розы и астры. Лёд и снег тает, текут ручьи. Дети пускают кораблики. На улице так жарко, что люди сразу снимают пальто и шубы, ходят в платьях и футболках».

Игры – путешествия.

Эти игры очень хорошо развивают кругозор детей, помогают им больше узнать о том, что их окружает. Эти игры объединяют разные виды деятельности детей.

Игры – беседы (диалоги)

В основе игры- беседы лежит общение педагога с детьми и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, радость игры. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, сделать открытие и в результате что-то узнать. Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ.

1. «Контуры и силуэты»: определить, назвать и описать предмет.

2. «Угадай по описанию»:

-Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)

- Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко! (Опята)

- Ягоды эти похожи на малину. Только чёрного цвета. Да колючки, как у ежа. (Ежевика)

Игры – аукционы.

Игра – аукцион представляет серию тематических вопросов и заданий, с которыми ведущий обращается к участникам состязания. По существу, это открытое соревнование на лучшее знание какой-либо темы. Педагог показывает предмет, который будет разыгран (поделка из природного материала). Затем предлагает детям перечислять растения, названия которых связаны с животными (название темы) – вороний глаз, гусиная лапка, волчье лыко, жабник, кошачья лапка, мышиный горошек, львиный зев, кукушкин лён…). Выигрывает и получает приз тот участник, кто последним назвал растение.

Тематика возможных заданий:

-редкие растения;

-правила поведения в лесу;

-пословицы и поговорки о лесе и т. д.

Викторины.

Викториной называют игру в вопросы и ответы. Вопросы могут подбираться на разные темы или на одну какую–либо избранную тему. Ценность викторин состоит в том, что они расширяют кругозор детей, помогают выявить их знания, содействуют развитию познавательных интересов и смекалки. Подбор вопросов должен соответствовать возрасту детей, уровню их подготовленности, умственным способностям, но не обязательно все вопросы должны укладываться в рамки программы, ведь интересы ребят значительно шире.

Природоведческая викторина.

1. Что это за трава, которую и слепые узнают? (крапива)

2. Что общего у всадника и петуха? (шпоры)

3. Какое топливо добывают на болоте? (торф)

4. Самая маленькая птичка. (колибри)

5. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)

6. На каком материке нет рек? (Антарктида)

7. Между какими одинаковыми буквами можно «поставить» маленькую лошадь и получить название страны? (Я-пони-я)

8. Какие вы знаете цветные моря? (Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое)

9. Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль)

10. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (клёст)

11. Какая из птиц быстрее всех летает? (стриж, до 140 км/ч)

12. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (из ландыша)

13. Из древесины какого дерева изготовляют лыжи? (берёза)

14. След какого хищного зверя похож на след человека? (медведя)

15. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)

16. Сок какого растения помогает при укусе комаров? сок петрушки)

17. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (туча)

18. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (запах)

19. Не море, не река, а волнуется. (колосья в поле)

20. В воде она родится,

      Но странная судьба:

      Воды она боится

      И гибнет в ней всегда.  (соль)

21. Сер, да не волк,

      Длинноух, а не заяц,

      С копытами, да не лошадь.  (ослик)

22. Много рук, а нога одна. (дерево)

23. Где сухого камня не найдёшь? (в воде)

24. Что вниз верхушкой растёт? (сосулька)

25. Висит сито, не руками свито. (паутина)

26. Что ест жаба зимой? (ничего, спит)

27. Где раньше тает снег: в лесу или в городе? (в городе)

28. Сколько дней в високосном году? (366)

29. Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)

30. В каком месяце есть 28 дней? (в любом)

31. Другое название чёрного леопарда. (пантера)

32. Самый малый океан. (Северный Ледовитый)

33. Животный мир. (фауна)

34. Морская щука. (акула)

35. Самая быстроногая птица. (страус)

36. Самое крупное наземное животное. (слон)

37. Место в пустыне, где есть растительность и вода? (оазис)

38. Медоносные растения. (липа, гречиха, акация, клевер)

39. Из каких цветов варят варенье? (роза, одуванчик)