Направления работы
Технологии работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология коммуникативного развития дошкольников. | 146.74 КБ |
tehnologiya_opisanie.docx | 109.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок»
Технология «Формирование коммуникативных навыков дошкольников»
Н. Галигузова, Е.Смирнова
на 3 учебных года
Воспитатель первой кв.категории
Иванова Светлана Николаевна
г.о.Химки
«Как развивать коммуникативные навыки у детей с проблемами общения в старшем дошкольном возрасте»
Актуальность.
Дошкольный возраст –это период, когда закладываются основные принципы морали, поведения и становления ребёнка, как личности. Это время познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, как человека, развития познавательных способностей. Человек будет человеком и личностью только если он с младенчества будет среди людей, в окружении людей, в общении с людьми, впитывая в себя правильное или неправильное воспитание. И в процессе жизни постоянно работая над собой и совершенствуясь ( если воспитание правильное), и пересматривая и переделывая себя, если неправильное. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.
Мы живём в материальном мире, и пользуемся материальными благами, и именно поэтому многие родители вынуждены идти работать, а ребёнка вести в детский сад. С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется .привычный образ жизни, можно сказать, что его просто вырывают из привычного мира комфорта и уюта, где всё решала мама. Теперь ему нужно самостоятельно строить новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. На первом месте стоит своё Я. Но, оказывается, что ты не один в этом мире, и ты не центр Вселенной. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.
В своей работе я столкнулась с такой проблемой. Ко мне в группу пришёл ребёнок, с особыми трудностями в развитии и общении. И в результате работы с ним я поняла, что нужны особые методы для воспитания и общения моего с ним и с детьми.
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблеем, не только окружающим, но и себе.
Среди факторов, вызывающих агрессивное поведение детей, мы отметили следующие:
-Особенности семейного воспитания;
-Образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;
-Уровень эмоциональной напряженности ребенка.
В конце сентября я провела диагностику детей и при её анализе была составлена программа по работе с детьми
Предполагаемые результаты при работе по этой программе: дети должны легче адаптироваться в группе, создать безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, обьединить всех детей совместной деятельностью, дети должны получить уверенность в своих силах и проявить сплоченность.
Надо отметить, что дети находятся в саду большую часть времени. Детский сад-это их временный дом, в котором они живут, кушают, играют, учатся, общаются друг с другом. Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка.
Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленького человека, повышают уровень его тревожности.
По мнению целого ряда психологов по поводу того, что основной причиной детской тревожности является чувство беспомощности и неуверенности в себе. Уровень тревожности проблемного ребенка существенно колеблется в зависимости от изменения внешних и внутренних условий и редко достигает крайних значений, так что путем наблюдения эту постоянную тревожность трудно определить. Однако она скрыто может проявляться в усилении упрямства, подозрительности, негативизма и обидчивости.
Ощущение неуверенности в себе приводят к тому, что проблемные дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых, то есть во всем том, что способно поддержать их самооценку и тем самым снизить тревожность. Проблемные дети стремятся обрести симпатию любого безотносительно к тому, как они сами относятся к этому человеку. Для них важно, главным образом, то, как сами они выглядят в глазах окружающих. Это очень характерная особенность проблемных детей – крайняя зависимость от мнения других, основа которой заложена в нестабильности их самооценки.
Потребность в самоутверждении и стремление к лидерству можно считать здоровыми и естественными для любого ребенка качествами, но у проблемных детей эти стремления навязчивы, распространяются на самые различные ситуации и приобретают агрессивные черты, если встречают препятствия на пути своей реализации.
Общение с проблемными детьми требует развитых психологических навыков. Порой бывает трудно усмотреть в проблемном ребенке неуверенность в себе, поскольку она маскируется хвастливостью, манерностью и капризностью. Они способны на благородные поступки (например, взять вину товарища на себя, отказаться от желаемого предмета в пользу другого, встать на защиту слабого, проявить внимание к взрослому), но мотив такого поступка будет лежать не в нем самом, а в желании заслужить высокую оценку и тем самым самоутвердиться.
Проблема межличностных отношений дошкольников кажется нам на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему.
Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также:
- обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению;
- застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряженности, тревоге и страхе перед другими;
- демонстративность как устойчивая личностная особенность.
Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
Множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другим, важно вовремя уделять этой проблеме пристальное внимание.
Из всех характеристик и особенностей личности мы выделили основные параметры, которые, как нам кажется , наиболее важные для дальнейшего школьного обучения:
-умение общаться со сверстниками и строить отношения со взрослыми;
-отсутствие заниженной самооценки и страха неудач.
Анализ проведенной работы с родителями и анкетирование показал, что родителей волнуют вопросы эмоционального благополучия ребенка, познавательной деятельности, психологической готовности к школе и сложности общения сверстников друг с другом.
Анализ особенностей проблемных детей и специфических дефектов их общения со взрослыми и сверстниками позволил нам выделить основные задачи психологической работы с ними:
-Во-первых, необходимо было повысить интерес проблемного ребенка к окружающим его людям;
-Во-вторых, необходимо было научить ребенка извлекать опыт из неудачного общения и выхода их конфликтных ситуаций;
-В-третьих, необходимо было обучить детей определенным приемам своего эмоционального состояния, что позволило бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость.
Игровая деятельность как средство коррекционной работы с детьми.
Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, в которой они учатся, как общаться друг с другом, игра и общение выступают основными содержательными компонентами программы. Игра как деятельность свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможности свободного самовыражения. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. В самом деле, как трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут посидеть на месте или постоять, сохраняя одну и ту же позу. В игре же, выполняя, например, роль часового, дети могут сохранять одну и туже позу 9 – 10 минут.
Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения.
Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных.
В игре бурно развивается воображение ребенка. Он мысленно творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу его выполнения.
Сюжетно-ролевая игра – это игра коллективная, и именно она развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Умение играть со сверстниками важно для самоутверждения ребенка, и для общего психического развития.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми к концу дошкольного возраста появляется игра с правилами. Умение подчинятся правилу, развивается в процессе ролевой игры, где любая роль содержит скрытые правила.
Умение подчиняться правилу, самоконтроль, который требуется ребенку для выполнения роли, оценка правильности своих действий – все это, развивается в игре, необходимо для новой деятельности – учения. В игре складываются предпосылки учебной деятельности, которая станет основой для ребенка 7 – 8 лет.
По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка оттого, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилам в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения.
Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.
Игра ребенка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт.
Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр, в группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок получает только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. От того, как сложатся отношения ребенка в группе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам, умеет играть, общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.
Основная цель и задачи программы.
Цель: Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
- Развитие внутренней активности детей.
- Формирование социального доверия.
- Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
- Формирование адекватной самооценки детей.
- Развитие социальных эмоций.
- Развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Средства коррекции: детская игра, элементы психогимнастики, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения,
Программа рассчитана на детей 4 – 7 лет и состоит из занятий, которые проводятся систематически в форме подгрупповых занятий продолжительностью 20– 35 минут.
Методика позволяет определить:
- отношение каждого ребенка ко всем детям группы;
- представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы;
- каков в действительности каждый член группы в глазах всех остальных детей (личностный статус ребенка).
По результатам диагностических методик формируются группы. Повторная диагностика проводится после завершения программы в апреле месяце.
На основе полученных данных составляется план коррекционных и развивающих мероприятий с детьми, с родителями и воспитателями.
Этапы коррекционной работы
- Начальный этап.
Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании наблюдения за коммуникацией детей и особенностях их развития;
Разработка программы и содержания занятий, выбор формы работы (индивидуальная или групповая). Отбор методик и техник работы, планирование форм участия родителей. Развитие коммуникативной компетентности. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей. Понятие образа – Я. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.
Организация условий осуществления программы. Консультирование родителей. Утверждение перспективного плана работы по данной технологии. Обсуждение программы с педагогами, администрацией.
- Основной этап.
Реализация программы. Проведение занятий с детьми в соответствии с программой. Контроль динамики хода работы. Представление родителям обратной связи о ходе работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах. Внесение необходимых корректив в программу работы.
Основные формы работы:
Непосредственная образовательная деятельность
Беседы
Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)
Заучивание стихотворений
Слушание художественных произведений и обсуждение
Театрализованная деятельность
- Заключительный этап. Оценка эффективности. Оценка результатов программы с точки зрения достижения планируемых целей. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность. Праздник «Праздник правильной речи».
Основные показатели, определяющие необходимость проведения работы с детьми:
- Трудности коммуникации:
- низкий уровень коммуникативной компетентности,
- несформированность коммуникативных действий и операций,
- неумение согласовывать свои действия с партнерами,
- отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций,
- необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в общении),
- социальная изолированность, низкий социометрический статус;
- Низкий уровень сформированности широких социальных мотивов. Неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил. Неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социального одобряемых отношений;
- Трудности произвольной регуляции поведения и деятельности. Низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предвидеть их последствия. Неспособность правильно оценивать результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность. Неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом;
- Трудности эмоционального развития – неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмоций;
- Трудности личного развития. Неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе;
- Несформированность социальной потребности в общении с другими людьми – взрослыми и сверстниками, крайний эгоизм и себялюбие.
Основные этапы программы трудностей общения у дошкольников
Программа коррекции трудностей общения у дошкольников включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения психолога О.А. Карабановой «Игра в коррекции психического развития ребенка»
Взаимодействие с родителями.
Индивидуальные консультации, рекомендации по общению со своим ребенком дома, беседы.
Этапы работы с педагогами.
Взаимодействие детей из разных возрастных групп с целью совместного общения и выстраивания коммуникации между детьми старшего дошкольного возраста и младшего, а также установления дружеских отношений между сверстниками (совместная театрализованная деятельность, совместная утренняя гимнастика, совместные прогулки, совместные занятия на платной образовательной деятельности).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок»
Технология «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
О.С. Ушакова
Воспитатель первой кв.категории
Иванова Светлана Николаевна
г.о.Химки
Пояснительная записка
Актуальность и значение выбранного направления.
Для достижения качественного образования от участников образовательной деятельности требуется обеспечение преемственности и соблюдения непрерывности на всех ступенях образования.
От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение.
На мой взгляд одна из основных задач детского сада – воспитание грамотного читателя.
Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок должен прийти в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге - просмотр телевизора, видеофильмов и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать, а ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни, которая развивает у ребенка личностные качества: интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие языка; социальное и образовательное развитие; влияют на социализацию личности.
В связи с этим в моей практике назрела необходимость введения
деятельности, которая поспособствует решению этой проблемы. Я выбрала для себя технологию «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» О.С. Ушаковой
Технология включает возможность взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов – детей – родителей. Особенностью использования технологии является то, что ее возможно начать реализовывать в любой возрастной группе, начиная с самых маленьких воспитанников дошкольного учреждения. Чем дольше взаимодействие с родителями ведется по данной технологии, тем глубже становится понимание необходимости чтения.
Реализуя данную технологию, я получила следующие показатели: