"Методический семинар " «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием новых технологий»"(презентация) и объяснительная записка
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР на тему:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием новых технологий»
Киселева Г.В, учитель математики первой категории
МБОУ Пильнинская СШ № 2 им. А. С. Пушкина, р.п. Пильна
Знание только тогда ,когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
Среди всех учебных предметов математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующая от обучающихся постоянной, кропотливой самостоятельной работы. Поэтому, одной из главных задач стоящих перед каждым учителем математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления, а для этого необходимо отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут обучающихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес обучающихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках используются различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоятельности учащихся при овладении учебным материалом.
Проблема активизация познавательной деятельности учащихся на уроках не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что умение активно познавать новое играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Федеральные государственные стандарты (ФГОС) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. Цель образования формируется:
- Новыми образовательными запросами общества, семьи и государства.
- Широким внедрением ИКТ – технологий во все сферы жизни.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование интеллектуальной честности и объективности , способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования , изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно-образовательная среда (ИОС).
Новизна опыта.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
-самостоятельно критически мыслить;
-грамотно работать с информацией;
-быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Среди важнейших вопросов совершенствования обучения основам наук следует выделить активизацию познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения математике. Математика играет большую роль в развитии науки, техники, в различных сферах производства, поэтому значительно повысились требования к уровню математической подготовки школьников.
Оптимальный вариант познавательной деятельности предполагает сформированность умственной самостоятельности обучающихся. Исходной позицией формирования творческой активности и умственной самостоятельности является воспитание внимания обучающихся на основе пробуждения у них познавательного интереса.
Воспитание внимания и интереса осуществляется средствами включения обучающихся в творческую работу. Постепенно проявляющийся у обучающихся интерес к изучению предмета и приобретенные умения повышают их любознательность, самоутверждение в своих возможностях, школьники ищут новые способы овладения учебным предметом; у них появляются устойчивые потребности знать и трудиться.
Игровые технологии
Немаловажная роль отводится игровым технологиям на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В процессе игровой технологии обучающиеся сталкиваются с ситуациями выбора, в которых они проявляют свою индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.
В процессе проведения урока с использованием игровых технологий я стараюсь реализовать следующие цели:
1 .Образовательная - закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности интереса в урочную и неурочную работу для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры;
2. Развивающая - умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы, развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации.
3. Воспитательная - формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.
Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Учебной целью игр на уроке является проверка знаний обучающихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я считаю, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.
Мультимедийные технологии и ИКТ
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что ИКТ позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.
Цели использования компьютера на уроках математики следующие:
- развитие межпредметных связей математики и информатики;
- формирование компьютерной грамотности;
- развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы.
Процесс организации обучения обучающихся с использованием ИТ позволяет:
-сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
-эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах, данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
-осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т. д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
Хочу отметить, что обучающиеся заинтересованы в применении мультимедийной технологии, которая способствует лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Одной из дидактических преимуществ технологии мультимедиа, по сравнению с традиционными, заключается в том, что создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, раскрывающей практическую значимость темы.
Использование различных форм ИКТ на уроках оживляют мои их, но наиболее простой из них является использование презентаций, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:
- возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.
- ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;
- большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.
- оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).
- В рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, учащиеся 9,11 классов, согласно графику тренировочных и диагностических работ, занимались в компьютерных классах, где выходили в интернете на соответствующие сайты МИОО и ФИПИ по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:
- Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
- Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
- Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
- Принцип научности. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
- Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разно уровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
- Принцип системности. Использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
- Принцип последовательности. Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.
- Практикую проведение таких уроков, как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.
При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением презентации или ЭОР (ЦОР). Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Можно использовать презентацию при закреплении учебного материала для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Я использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Мною созданы презентации уроков по некоторым темам программного материала 5, 6, 7, 8,9,10,11 классов. Собрана большая коллекция ЦОР. Компьютер, мультимедиа-ресурсы позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности перечисленных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.
Решение задач с практическим содержанием
Эффективному обучению математике во многом способствует решение задач с практическим содержанием (задачи прикладного характера). Потребность в использовании практических материалов при обучении школьников математике определяется тем, что возникновение, формирование и развитие математических понятий имеют своим источником чисто человеческие ощущения и восприятия, а также тем, что в познавательной деятельности учащегося имеет место тесная связь логических процессов мышления и чувственных восприятий. Поэтому обращение к примерам из жизни, окружающей обстановки и т. п. облегчает мне возможность организовать целесообразную учебную деятельность учащихся. Во время занятий часто привожу примеры в рамках здоровьесберегающей технологии, с которыми школьники работают с наибольшим интересом.
Обучающее практическое занятие
Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.
Применение опорных схем
Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.
Система централизованного тестирования и итоговая аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений, с одной стороны, и определяет необходимость более четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта по разделам, курсам, предметам, с целью упорядочивания нагрузки ученика, с другой стороны.
Тестирование на уроках.
На своих уроках я широко применяю метод тестирования. Он позволяет мне объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения, как целого класса, так и каждого ученика в отдельности. Тестирование позволяет:
- учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- проверять качество усвоения материала;
- разнообразить процесс обучения;
- сэкономить время на опрос;
- использовать тесты для компьютеризации обучения.
С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро “диагностировать” овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.
Главная задача каждого преподавателя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учиться. Жизнь постоянно требует, чтобы воспитание интереса к знаниям шло на уроке интересном, развивающем активность и самостоятельность мышления, приучают к труду и активной умственной деятельности.
Механическая работа на уроке, приводящая к ничтожному напряжению мысли, мало полезна. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащемуся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения. Когда учащемуся надо самому подумать, сделать вывод, обобщение, тогда он видит перспективу применения полученных знаний на практике.
Учитель, используя разнообразные технологии обучения, систематически целенаправленно развивает у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулирует процессы переключения, поисковую активность; учит детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы осуществить удовольствие от учения.
Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.
Результативность
Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику, лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Основная масса учащихся усваивает знания по математике на должном уровне.
Для активизации познавательной деятельности я стремлюсь разнообразить методику проведения уроков, используя современные технологии, стараюсь создать на уроке ситуацию успеха и комфортную психологическую обстановку, повышая интерес учащихся к предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Визитная карточка педагога» Киселева Галина Викторовна Дата рождения : 2 марта 1963 Образование: высшее В 1984 г. окончила Горьковский государственный педагогический институт им. М . Горького Специальность: математика Квалификационная категория: первая Место работы: МБОУ ПСШ №2 им.А.С. Пушкина р.п.Пильна Стаж работы: 34 года Педагогическое кредо : «Учитель! Выучи ученика так , чтобы было потом у кого учиться.»
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученика м, то он – совершенный учитель .» Л.Н.Толстой
Цель: Создание условий для учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяющую формировать совокупность знаний , умений и навыков по математике.
Основные задачи : 1. Создание на уроках математики условий для активизации познавательной деятельности ; 2. Формирование и развитие обще учебных, самостоятельных и познавательных навыков учащихся ; 3. Выработка навыков планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности ; 4.Формирование способности владения различными методами познания.
Актуальность Современные требования к компетенциям учащихся заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока
Основные ориентиры современного школьного обучения Развитие личности ученика Формирования у школьника познавательной деятельности и таких учебных умений, которые позволят ему успешно продолжить своё образование. Научить творчески мыслить , находить рациональные пути решения проблем, воспитать потребность в саморазвитии. Основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско- правовой , коммуникационной, информационной и других сферах. (Концепция модернизации российского образования)
Средства активизации познавательной деятельности Создание атмосферы заинтересованности, повышение мотивации для достижения поставленной цели, оценки труда. Создание ситуации общения, стимулирование диалога , при котором ребята должны: Защищать свое мнение, приводить аргументы и доказательства используя полученные знания Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углублять тем самым процесс познания ; Рецензировать ответы товарища, вносить коррективы, давать советы ; Делиться своими знаниями с другими ; Помогать товарищу в затруднении, объяснять непонятое . Побуждение учащихся к нахождению не единственного решение, а нескольких решений предпринятых самостоятельно. Изменение форм деятельности учащихся, повышающих работоспособность на уроке Физ.минутка , комфортная среда позволяющая снять напряжение, усталость . Использование элементов технологии сотрудничества Поощрение любой познавательной активности . Высокий темп урока: каждый ученик должен быть занят . Очень важно научить ученика учиться !
1. Применение нетрадиционных форм урок а . 2 . Использование игровых форм, методов и приёмов обучения . 3 . Переход от монологического взаимодействия к диалогическому ( субъект – субъектному) . 4.применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуац ий ) 5 . Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся. 6. Применение новых информационных технологий 7 . Систематическое использование различных средств контроля 8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ 9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов . Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
М етоды мотивации и стимулирования деятельности учащихся : I . Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью. II . Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация. III . Волевые : информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений , самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности IV . Социальные : развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки .
Важнейшим результатом обучения математике можно считать достаточный уровень сформированности основных общеучебных навыков, умения сотрудничать, вести дискуссию, работать с информацией. Для школьников характерен средний уровень самостоятельности и ответственности, они толерантны и достаточно коммуникабельны. Качественно иной уровень самосознания, активная жизненная позиция школьника, готовность его профессионально ориентироваться в информационном мире - это результат урочной и внеурочной деятельности , новых подходов в обучении.