Подростковый возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrost.ppt | 466.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура личности подростка… В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней- переход, все течет. (Л.С.Выготский)
Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». 2010 год
Кризис подросткового возраста Кризис 13- 15 лет направлен на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений . 201 3 год
Подростковый комплекс Проявления подросткового комплекса: чувствительность к оценке посторонних своей внешности крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет 201 3 год
Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью , Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью ; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости, Неустойчивость интересов 201 3 год
Парадоксы подростковой психики Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать. Интересно все сразу и ничего. Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем». При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Смена настроения Потребность в общении сменяется желанием уединиться ; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости, Веселье, радость может быстро смениться апатией Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью Неустойчивость интересов 201 3 год
Каковы ощущения подростка? Внутренний Конфликт Я – уникальная личность Я – такой же как и все Чувство взрослости Половое созревание Быстрая смена настроения 201 3 год
Чувство взрослости Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты " псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков, тусовки , (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения. 201 3 год
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений 201 3 год
Половое созревание «Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе мать-природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чудовищной скоростью. Порой ты уверен, что мать-природа — настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ, его же видно за сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет». Ди Снайдер 201 3 год
Внутренний конфликт Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе. Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным! 201 3 год
Борьба подростка: За то, чтобы перестать быть ребенком. За утверждение среди сверстников. За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность. Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.
Как добиться дисциплины на уроке? Стать для мальчиков Альфой (лидером, идеалом) Давать задание не вдаваясь в споры Понимание и поддержка Уважение к личности
Оптимальная среда обучения для мальчиков-подростков: Обеспечьте высокие ожидания как в учебе, так и в поведении. Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков. Поясняйте на примерах понятие «настоящий мужчина», которого уважают за поступки и ум. Не перегружайте опекой и контролем. Демонстрируйте взаимное уважение. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха. Имейте мужество. Изменение в подростке требуют практики и терпения.
Здесь приведены высказывания педагогов. Как можно иначе обратиться к ученику, чтобы у него появилось желание ответить на ваше словесное требование? а) «Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!» б) «Ты постоянно срываешь мой урок!» в) «Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!» г) «Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
Выберите правильные, на Ваш взгляд, варианты ответов: (можно один или несколько) В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать? а) выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий - а вдруг она уважительная? б) какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях подобных опозданий; в) один раз запереть дверь класса на ключ и не пустить опоздавшего - пусть помается в коридоре! г) предложить однажды свою помощь этому ребенку, например, позвонить ему домой в 6 часов утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, чтобы положить конец опозданиям.
Зайдя на перемене в класс, учитель видит, как подростки гоняют по полу булочку. Как на это реа-гировать? а) да никак; булочку уже не «спасти», «футболистов», видимо тоже... б) на ближайшем классном часе поговорить с ребятами о хлебе, в частности, рассказать им о его культурно-обрядовом и магическом значении, почитании хлеба на Руси; в) потребовать немедленно прекратить безобразие, булочку поднять с пола и положить на учительский стол; г) всех «футболистов» препроводить, к директору, а булочку захватить как вещественное доказательство
В классе есть ребенок - «слабак», как называют его одноклассники, которые не упускают случая поиздеваться над физически и психологически слабым мальчиком. Как учителю помочь такому ребенку? а) в такой ситуаций помочь может только профессионал - психолог, без него - увы! - не обойтись! б) такого слабого ребенка следует ограждать от сильных и злых, а последним не давать спуску! в) прежде всего, необходимо найти хоть одну сильную сторону такого ребенка и именно с этой стороны хоть раз показать его детям; г) превратить «слабака» в сильного вряд ли удастся; не лучше ли втолковать детям, что его - слабого и беспомощного - нужно любить и защищать?