Конспект НОД гендерное воспитание "Дети в гостях у медведей"
Конспект занятия по гендерному воспитанию
" Дети в гостях у медведей"
Программные задачи:
· формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
· побуждать детей называть персонажей сказки по именам;
· закреплять навыки связной речи;
· развивать у детей умение отвечать на вопросы взрослого, соотносить движения с текстом, развивать мелкую моторику рук.
· Упражнять детей лепить угощение для кукол из солёного теста.
· Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание, нанесение отпечатков).
· Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.
· Воспитывать любовь и уважение к близким людям, доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа:
· Чтение русских народных сказок «Репка», «Три медведя» и др.
· Просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций «Русские народные сказки».
· Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением русской избы, домашней утвари.
· Просмотр семейных фотографий, семейных альбомов.
· Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Моя семья».
· Занятие по лепке на тему «Пряники для кукол».
Используемое оборудование, пособия:
· · сюжетное оформление кукольного уголка в группе в виде русской избы: печь, стол с самоваром и чайным сервизом, угощения, лавочки, полки, столы для «лепки»;
· разделочные доски, солёное тесто, салфетки бумажные и матерчатые (по количеству девочек);
· поделки из солёного теста разной формы, подготовленные воспитателем;
· сюжетное оформление «Речка» для проведения игры «Ловись рыбка»;
· удочки, ведерки (по количеству мальчиков);
· · аудиозапись «Русские народные мелодии».
Методическая литература:
· Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
· Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа". - М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с, переиздание доработанное и дополненное.
Ход занятия.
Дети стоят возле воспитателя.
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть, как мы с вами живем в детском саду, чем занимаемся. Поздоровайтесь с гостями (дети здороваются).
Воспитатель: Молодцы, дружно поздоровались, а теперь повернитесь ко мне. Дети, сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Хотите в сказку?(Да!).Давайте закроем глаза и посчитаем все вместе, и девочки, и мальчики: раз, два, три! Открывайте глаза!
Воспитатель: Итак, мы попали в сказку. Дети, усаживайтесь поудобнее (садятся на стульчики, стоящие полукругом в избе).
Да это же настоящая русская изба: вот кормилица – печка, стол накрыт. Сейчас посмотрим, кто же здесь живет.
(Звучит музыка «Медведь». Появляется медведь с медвежатами, в это время воспитатель Вера Анатольевна надевает детали костюма медведицы: платок (шапку) медведицы, фартук…)
Медведь:
Как прекрасно жить на свете!
В гости к нам явились дети!
Здравствуйте, здравствуйте, Саши и Маши, (дети здороваются)
А теперь знакомьтесь с семьей нашей.
За морями, за долами,
За высокими горами,
На пригорке теремок,
В теремке семья живет.
Я – Михаил Иванович-
Папа –медведь.
Всех громче в лесу я умею реветь: у – у – у…..
Я очень большой и сильный.
Каждый день я в лес хожу,
В теремок дрова ношу.
Полки в доме прибиваю,
Сладкий мед я добываю.
(Появляется медведица, улыбается, кланяется)
Медведь:
Настасья Петровна – знакомьтесь и с ней,
Нет мамы на свете милей и нежней.
Медведица:
В доме чисто убираюсь,
Пироги в печи пеку,
Сыночка с дочкой берегу.
Сынок Мишутка и дочка Машутка - прелесть просто!
Оба маленького роста,
Маму с папой обнимают
И во всем нам помогают.
Машутка:
Я вместе с мамой платочки стираю,
И маме посуду мыть помогаю
Мишутка:
Я вместе с папой в дом воду ношу.
А летом я с папой травку кошу.
Медведица:
Все узнали вы про нас,
Интересный был рассказ.
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Кто живет в нашей дружной семье? (ответы детей)
Медведица: Верно, папа-медведь. А как его зовут? (ответы детей)
Медведица: Верно, Михаил Иванович.
Ребята! А кто ещё живет в нашей семье? (ответы детей)
Верно, мама – медведица. А как её зовут? (ответы детей)
Дети: Настасья Петровна.
Верно, Настасья Петровна. А кто ещё живет в нашей семье? (ответы детей)
Скажите, как зовут сыночка? (ответы детей)
Скажите, как зовут дочку? (ответы детей)
Медведица: Дети, вспомните, пожалуйста, что делает каждый день папа-медведь? (ответы детей) (мнемодорожка)
Медведица:Верно, ребята, вы сказали. Папа – медведь в лес ходит за дровами… (перечисляет ответы детей)
Верно. А что делает каждый день мама-медведица? (ответы детей)
Верно. Вы сказали. Мама-медведица в доме убирается… (перечисляет ответы детей)
А что делают наши сынок Мишутка и дочка Машутка? (ответы детей)
Верно, сынок и дочка нам во всем помогают.
Медведица:У меня большой цветок, отрывая липесток расскажите, пожалуйста, как вы дома помогаете своим маме и папе. Но смотрите внимательно, на липестках есть различия: девочки отрывают тот липесток, на котором изображена девочка, а мальчики- с изображением мальчика. Игра "Волшебный цветок" .
Медведица: Дети, вы настоящие помощники: и цветы поливаете, и….
А раз вы такие трудолюбивые, то предлагаю вам в нашем доме похозяйничать: и вместе со мной предлагаю для нас и наших гостей испечь пряничков ароматных.
Медведь:Готовить еду, печь пряники, пироги – дело женское!
Медведица:Значит, мне будут помогать девочки. (мальчики сидят)
Медведица:Как я рада, что у меня столько помощниц. Перед приготовлением пищи мы с девочками помоем руки.
Пальчиковая гимнастика: (стоя или сидя)
Льется чистая водица,
Мы умеем чисто мыться.
В руки мыло мы возьмем,
Посильнее их потрем.
А теперь водичкой смываем
И полотенцем вытираем.
Медведица:
Девочки, сейчас мы наденем фартуки и косынки. Примемся за работу.
(Девочки надевают фартуки и косынки. Приступают к «лепке»).
Во время одевания фартуков Медведь говорит:
Девочки прянички пекут. А чем же в нашем хозяйстве мальчики могут помочь? Дети, я очень люблю на рыбалку ходить рыбу ловить. Вот и сейчас, чтобы наши мальчики не скучали, возьму – ка я вас с собой на пруд. Рыбы наловим, чтобы к ужину нам наши хозяюшки ухи наварили.
А вы, хозяюшки, к нашему возвращению постарайтесь напечь пышных пряничков, да побольше, чтобы всех угостить. Мальчики, идите ко мне.
(Идут на рыбалку).
Медведица:
Вот тесто пышное, я его давно поставила, как будто знала, что вы к нам в гости заглянете.
(Перед каждой девочкой на разделочной доске лежит «колбаска» из теста).
Медведица:
Тесто пышное, дружочек,
Быстро слепим пирожочек!
напоминает девочкам приемы лепки:
Девочки, возьмите тесто и разделите его пополам и лепим пряничек: раскатываем шарик, затем приминают его, сплющиваем и украшаем пряничек.(Приговаривает: «маленький пряничек получился у Насти , это для девочек и мальчиков, а у Даши - большой пряник, наверное для нас с Михаилом Ивановичем») Предлагает девочкам украсить пряник с помощью нанесения отпечатков колпачками фломастеров.
Медведь:
Мальчики, для рыбалки нам понадобятся удочки, вот они. Держите, рыбаки свои удочки и каждому дам по ведерку (медведь раздает детям удочки и ведерки).
А ну-ка, мальчики, мои помощники отправляемся на пруд…Шагайте за мной.
(Звучит р.н.мел., мальчики идут за медведем к «пруду», усаживаются вокруг пруда на пенечки.
Вот, мы и пришли. Рыбаки, усаживайтесь на пенечки.
Медведь:
Наверное, вы с папами на рыбалку ходили? (Да.). А кто из мальчиков на рыбалку не ходил не беда!
Сейчас я вас научу, как нужно удочку держать и рыбу поджидать.
Медведь:
Удочку мы поднимаем (мальчики поднимают удочку вверх),
В воду леску мы бросаем (опускают руку с удочкой вперед-вниз (правую?),
Ой, ловите, ой, ловите, рыбку вы не упустите!
Где же рыбка, покажите, и в ведерко опустите.
(Медведь повторяет слова стихотворения еще раз, дети выполняют движения…)
Медведь:
Ах, мальчики! Настоящие рыбаки… (хвалит мальчиков, называя их по именам). С таким уловом пора домой возвращаться. Берите свои ведерки и шагайте за мной (мальчики идут за Медведем, в «избе» ставят свои удочки в ведро и (с Медведицей) показывают улов девочкам).
Медведица:
Девочки, кладите свои прянички на противень (кладут).
А теперь пора и в печь поставить наши прянички, чтобы они испеклись и подрумянились.
(Медведица ставит пряники в печь)
Медведица:
Девочки, возьмите салфеточки и вытрите ручки, использованные салфетки положите в ведро. А теперь снимите косыночки и фартуки (снимают, вешают их на стул) и проходите на стульчики (девочки садятся).
(К этому времени Медведица с девочками должны закончить печь пряники и сесть на стулья)…
Медведица:
Вот и наши мальчики вернулись с рыбалки. Молодцы, мальчики! Сколько рыбы наловили. Покажите свой улов девочкам (показывают). Жирная, наваристая уха получится к ужину (мальчики садятся на стулья).
Пока вы на рыбалку ходили, мы с девочками время зря не теряли, много пряничков испекли. Ну-ка. Заглянем в нашу кормилицу-печку!
(Достает пряники)
С пылу, с жару, из печи, получите пряники! (Держит пряники сама).
Михаил Иванович, наверное, детишкам пора в детский сад возвращаться. сейчас переложу пряники в корзину (кладет) и в путь.
Медведь:
Да, дети, пора вам возвращаться домой. Пора прощаться с нашей дружной медвежьей семьей.
Медведица: Дети, мы очень рады, что вы заглянули к нам в гости! Спасибо вам за помощь. Мы думаем, что дома вы тоже будете помогать своим маме и папе. До свидания, дети! (До свидания).
Приходите к нам в гости в следующий раз, нам помощники нужны!
А чтобы вам попасть в детский сад, нужно закрыть глаза и сосчитать раз, два, три!
(Медведица переодевается и выходит встречать детей «в детском саду»)
Воспитатель: Вот мы и пришли в детский сад .Молодцы, дети. Я рада, что мои девочки и мальчики помогли Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу. Надеюсь, что в группе вы будете помогать друг другу и воспитателям, а дома будете настоящими помощниками вашим родителям. Не забывайте, что мамы и папы ваши самые лучшие друзья, они вас очень любят и заботятся о вас.
Нашим гостям СПАСИБО за внимание, и попрощайтесь с ними. (До свидания).
Дети, а сейчас мы будем с вами пить чай с пряничками.