Инновационная деятельность на базе КФУ
Технологические карты, разработки уроков, внеклассных мероприятий, проекты, выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
• Формирование умения писать слова с сочетаниями жи, ши; ча, ща; чу,щу. | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Учитель высшей квалификационной категории
Литвиненко Надежда Владимировна.
Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. » (С элементами сингапурской методики)
Цель урока:
- Формировать умения писать слова с сочетаниями жи, ши; ча, ща; чу,щу.
Задачи:
- Создать условия для запоминания правила написаний слов с сочетаниями жи, ши; ча, ща; чу, щу.
- Содействовать умению правильного написания учащимися слов с сочетаниями жи, ши; ча, ща; чу,щу
- Способствовать развитию устной и письменной речи
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
- осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат
Предметные результаты:
- научиться правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- - проводить сравнения, классификацию по заданным критериям
- - обобщать, делать выводы
Регулятивные универсальные учебные действия:
- - принимать и сохранять учебную задачу
- -оценивать правильность выполнения задания
- - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
- - строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми
Межпредметные связи:
- - Окружающий мир
Оборудование: карточка МЭНЭДЖ МЭТ на столах, музыкальная композиция "Большой хоровод", конверты со словами , 6 бумажных цветков.
Ход урока
1. Организационный момент.
( Команды сформированы по уровню подготовленности)
- Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне и всем окружающим.
Ведь улыбка располагает к приятному общению.
А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
2. Мотивация к учебной деятельности.
ЗАДАНИЕ 1. Объяснение значения пословицы.
«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем».
- Хотелось ли бы вам, чтобы ваши знания не убывали?
Вывод:
- Нужно знания пополнять. Мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка
3. Сообщение темы.
_ Но сначала определим тему нашего урока.
Для этого прочитайте слова каждого столбика, найдите лишнее, обсудите в группе и докажите свой выбор.
крыши роща грущу
стрижи щавель живет
куча часы стучу
ежи чугун ищу
-Значит, какие орфограммы мы будем сегодня закреплять?
4. Актуализация знаний
-А чтобы дальше веселее было работать, проведем фонетическую зарядку (чистоговорки).
-Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.
-Какой звук слышится много раз? ([ж]) Охарактеризуйте его.
-Ши – ши – ши –в коробке есть карандаши.
-Какой звук слышится много раз в этой чистоговорке? [ш] Охарактеризуйте этот звук.
-Что вы можете сказать про сочетания жи – ши? (хором)
(На магнитную доску выставляю карточку жи – ши)
Интересно, звуки всегда твердые, их ничто не смягчает, а пишем букву и, которая указывает на мягкость предшествующего согласного. Что же получается, слышим ы, а пишем и. Кто же это придумал? Я попросила ребят найти ответ на этот вопрос.
Ученик. Я подготовил информацию о данных звуках. Из «Справочника по истории орфографии» я узнал, что они когда-то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир (показать слова). В современном русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые-лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И и внесли это как орфограмму в русский язык.
Массаж пальчиков.
_Прежде, чем писать:
- Погрейте ладони! (потирание ладошек)
- Погрейте каждый пальчик (потираем каждый пальчик)
- «Скалка» (покатайте ручку между ладонями)
- «Готовим тесто» (одну ладонь кладем на парту и катаем по ней ручку)
- Похлопаем в ладошки
5. Работа по теме урока
А. Чистописание
ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (подумай-запиши-обсуди) – в группах
-Составьте и запишите слоги данных букв с гласными а и у е ы
1,2,3 столы – с буквой ж (жа жи жу же)
4,5,6 столы – с буквой ш (ша ши шу ше )
Проверка
- Сколько получилось слогов?
Б. Устная словарная работа (веер)
М...шина, к...р...ндаши, х...роши
-Какие слова перед вами?
-С помощью веера покажите пропущенную букву.
-А еще какая орфограмма спряталась в этих словах?
-Составим предложение с любым из этих слов. Запишем на доске и подчеркнем главные члены предложения.
В. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши.
Угадайте слово и запишите его.
. Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).
. По полям бегут ручьи,
На дорогах ... (лужи)
. В щели глядятся,
Выскочить боятся. (мыши)
. Бегут по дорожке
Доски да ножки. (лыжи)
. Ползун ползет,
Иголки везет. (ежик)
-Подчеркните сочетания.
Взаимопроверка. (меняются тетрадями соседи по плечу)
Г. Ну, что ж, отправляемся дальше. Повторяем за мной.
Ча-ча-ча-вы ждали нашего врача.
_Какой звук многократно слышится в данной чистоговорке?
Охарактеризуйте его.
Ща-ща-ща –в пруду поймали мы леща.
-А здесь какой звук выделим?
-Дайте характеристику этому звуку.
-Какая гласная буква пишется в сочетаниях ча-ща, чу-щу? ( Хором повторяем правило. На магнитную доску выставляю карточки)
Д. Игра (распознавание звуков [ч’ ] , [ щ’ ])
-Хлопаем в ладошки, если слышим звук [ч' ], ножками топнете, если услышите звук [щ' ].
Чайки, щавель, пища, чудесный, чайник, трещать, дача, каша, чаща.
(Каша-слово-ловушка)
-А как вы понимаете слово чаща? (густой лес, заросль)
6.Самостоятельная работа
. Запишем слова под диктовку.
- В первый столбик, если слышим звук [ч’], во второй, если слышим звук [ щ' ]. Какими буквами обозначаем на письме эти звуки?
(Часы, щука, чай, ищу, удача, пища, туча, щур.)
-Значение какого слова вы не знаете? Найдите в словаре. (Щур – это небольшая северная певчая птица)
. Самопроверка. Слайд.
Ч щ
Часы щука
Чай ищу
Удача пища
Туча щур
-Подчеркнем сочетания.
7. Физкультминутка.
а. «Колечко»
б. «Кулачок, ребро, ладошка»
8. Включение в систему знаний и повторения
Задание 1 . РАУНД ТЭЙБЛ (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги в группах)
- Повторяем за учителем:
- Жи-жи-жи-прилетели к нам чижи.
- Ши-ши-ши-веселятся малыши.
Сейчас мы с вами посоревнуемся. ( На каждом столе цветок. Заполни лепестки цветка словами, в которых есть данные сочетания.
1 стол - жи
2 стол – ши
3 стол – ча
4 стол – чу
5 стол – ща
6 стол- щу
. Проверка. От каждого стола выходит к доске ученик под № 1. Читаем слова хором. Если правильно, то хлопаем в ладошки
Задание 2 . Работа в группах. (На каждом столе конверт. В конверте слова. Из этих слов нужно составить пословицы)
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Умей дружбой дорожить.
Выручай товарища в беде.
- Назовите слова с изученными орфограммами.
9. Рефлексия
- Закончите фразу: « Знания мне пригодятся …»
- О чем эти пословицы? (О дружбе) Так давайте дружить.
(Дети выходят к доске, образуют круг и поют песню «Большой хоровод»)