Инновационная деятельность на базе КФУ

Технологические карты, разработки уроков, внеклассных мероприятий, проекты, выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Учитель высшей квалификационной категории

Литвиненко Надежда Владимировна.

Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. » (С элементами сингапурской методики)

Цель урока:

  • Формировать умения писать  слова  с сочетаниями жи, ши; ча, ща; чу,щу.

Задачи: 

  • Создать условия для запоминания правила написаний слов   с сочетаниями жи, ши; ча, ща; чу, щу.
  • Содействовать умению правильного написания учащимися слов с   сочетаниями жи, ши; ча, ща; чу,щу
  •  Способствовать развитию устной и письменной речи

    Планируемые результаты:    

 Личностные:        

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
  •  осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат

 Предметные результаты:

  •  научиться правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

 Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия: 

  • - проводить сравнения, классификацию по заданным критериям
  • - обобщать, делать выводы

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • - принимать и сохранять учебную задачу
  • -оценивать правильность выполнения задания
  • - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
  • - строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми

Межпредметные связи: 

  • - Окружающий мир

 Оборудование: карточка МЭНЭДЖ МЭТ на столах, музыкальная композиция "Большой хоровод", конверты со словами , 6 бумажных цветков.

Ход урока

1. Организационный момент.

( Команды сформированы по уровню подготовленности)

-  Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне и всем окружающим.

Ведь улыбка располагает к приятному общению.

А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

2. Мотивация к учебной деятельности.

ЗАДАНИЕ 1. Объяснение значения  пословицы.

«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем».

- Хотелось ли бы вам, чтобы ваши знания не убывали?

Вывод:

- Нужно  знания пополнять.  Мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка

3. Сообщение темы.

_ Но сначала определим тему нашего урока.

Для этого прочитайте слова каждого столбика,  найдите лишнее, обсудите в группе и докажите свой выбор.

                             

крыши               роща               грущу

стрижи              щавель            живет

куча                    часы                 стучу

ежи                     чугун                ищу

-Значит, какие орфограммы мы будем сегодня закреплять? 

4. Актуализация знаний

-А чтобы дальше  веселее было работать, проведем фонетическую зарядку (чистоговорки).

-Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.

-Какой звук слышится много раз?     ([ж])  Охарактеризуйте его.

-Ши – ши – ши –в коробке есть карандаши.   

-Какой звук слышится много раз в этой чистоговорке?   [ш] Охарактеризуйте этот звук.

-Что вы можете сказать про сочетания жи – ши? (хором)

(На магнитную доску выставляю карточку жи – ши)

Интересно, звуки всегда твердые, их ничто не смягчает, а пишем букву и, которая указывает на мягкость предшествующего согласного. Что же получается, слышим ы, а пишем и. Кто же это придумал? Я попросила ребят найти ответ на этот вопрос.

Ученик. Я подготовил информацию о данных звуках.  Из «Справочника по истории орфографии» я узнал, что они когда-то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир (показать слова). В современном русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые-лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И и внесли это как орфограмму в русский язык.

Массаж пальчиков.

_Прежде, чем писать:

  • Погрейте ладони! (потирание ладошек)
  • Погрейте каждый пальчик (потираем каждый пальчик)
  • «Скалка» (покатайте ручку между ладонями)
  • «Готовим тесто» (одну ладонь кладем на парту и катаем по ней ручку)
  • Похлопаем в ладошки

5. Работа по теме урока

А.  Чистописание

    ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (подумай-запиши-обсуди) – в группах

-Составьте и запишите слоги данных букв с гласными а и у е ы

1,2,3 столы – с буквой ж (жа жи жу же)

4,5,6 столы – с буквой ш (ша ши шу ше )

Проверка 

- Сколько  получилось слогов?

Б.   Устная словарная работа (веер)

М...шина, к...р...ндаши, х...роши

-Какие слова перед вами?

-С помощью веера покажите пропущенную букву.

-А еще какая орфограмма спряталась в этих словах?

-Составим предложение с любым из этих слов. Запишем на доске и подчеркнем главные члены предложения.

В. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши.

     Угадайте слово и запишите его.    

. Не поедет без бензина

    Ни автобус, ни   ... (машина).

. По полям бегут ручьи,

     На дорогах  ... (лужи)

.  В щели глядятся,

    Выскочить боятся.  (мыши)

.  Бегут по дорожке

   Доски да ножки. (лыжи)

.  Ползун ползет,

    Иголки  везет. (ежик)

-Подчеркните сочетания.

Взаимопроверка. (меняются тетрадями соседи по плечу)

Г. Ну, что ж, отправляемся дальше. Повторяем за мной.

   Ча-ча-ча-вы ждали нашего врача.

_Какой звук многократно слышится в данной чистоговорке?

  Охарактеризуйте его.

    Ща-ща-ща –в пруду поймали мы леща.

    -А здесь какой звук выделим?

   -Дайте характеристику этому звуку.

-Какая гласная буква пишется в сочетаниях ча-ща, чу-щу? ( Хором повторяем правило. На магнитную доску выставляю карточки)

          Д. Игра (распознавание         звуков [ч’  ] , [ щ’ ])    

  -Хлопаем в ладошки, если слышим звук [ч' ], ножками топнете, если услышите звук [щ' ].

Чайки,  щавель, пища, чудесный, чайник, трещать, дача, каша, чаща.

(Каша-слово-ловушка)

          -А как вы понимаете слово чаща?  (густой лес, заросль)

6.Самостоятельная работа

.    Запишем слова под диктовку.

- В первый столбик, если слышим звук [ч’], во второй, если слышим звук [  щ' ]. Какими буквами обозначаем на письме эти звуки?

(Часы, щука, чай, ищу, удача, пища, туча, щур.)

-Значение какого слова вы не знаете? Найдите в словаре. (Щур – это небольшая северная певчая птица)

. Самопроверка. Слайд.

Ч                      щ

Часы              щука

Чай                 ищу

Удача             пища

Туча                   щур

-Подчеркнем сочетания.

7. Физкультминутка.

а. «Колечко»

б. «Кулачок, ребро, ладошка»

8. Включение  в систему знаний и повторения

 Задание 1 . РАУНД ТЭЙБЛ (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги в группах)

- Повторяем за учителем:

- Жи-жи-жи-прилетели к нам чижи.

-  Ши-ши-ши-веселятся малыши.

Сейчас мы с вами посоревнуемся. ( На  каждом столе  цветок. Заполни лепестки цветка словами, в которых есть  данные сочетания.

1 стол -  жи                          

2 стол –  ши

3 стол –  ча

4 стол –  чу

5 стол –  ща

6 стол-  щу

. Проверка.    От каждого стола выходит к доске  ученик под № 1. Читаем слова хором. Если правильно, то хлопаем в ладошки

Задание 2 .  Работа  в группах. (На каждом столе конверт. В конверте слова. Из этих слов нужно составить пословицы)

 Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Умей дружбой дорожить.

Выручай товарища в беде.

- Назовите слова с изученными орфограммами.

9. Рефлексия 

- Закончите фразу: « Знания мне пригодятся …»

- О чем эти пословицы? (О дружбе) Так давайте дружить.

(Дети выходят к доске, образуют круг и  поют песню «Большой хоровод»)