Москва столица
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по патриотическому воспитанию
в старшей группе
ТЕМА:
« Москва – столица!»
Цель: Формирование культурно-ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста в процессе изучения истории города Москва.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания о столице и архитектурных памятниках Москвы;
- Познакомить с профессией - «гид».
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь, память, воображение;
- Развивать эстетические представления и художественный вкус.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями Москвы;
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину;
- Воспитывать бережное, трепетное отношение к историческому наследию.
Предварительная работа с детьми:
- Познавательные беседы: «Были в Москве леса, стали в дебрях чудеса»; «Кремлевская площадь».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий архитектурных зданий г. Москвы.
- Сюжетно-ролевые игры: «Пилоты», «Архитекторы и строители современных зданий».
- Чтение художественной литературы: Баруздин "Страна, где мы живем", Л.Кассиль "Москва".
- Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.
- Слушание музыкальных произведений, посвященных Москве.
Предварительная работа воспитателя:
- Изучение литературы о Москве, архитектурных памятниках Москвы;
- Создание мультимедийной презентации по теме занятия;
Словарная работа:
Государственный Кремлёвский Дворец съездов, Царь-пушка, Царь - колокол, Поклонная гора, гид.
Методические приемы:
- Словесный: беседа, рассказ, вопросы.
- Наглядный: показ слайдов.
- Игровой: игра.
Оборудование:
- Медиопроэктор
- Музыкальный центр.
План:
- Прослушивание песни «С чего начинается Родина»
- Беседа о России
- Путешествие в столицу
- Рассказ о Москве
- Игра «Гости Москвы»
- Физ. минутка «Самолет»
- Итог занятия
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей на занятие. Предлагает послушать песню.
Звучит песня «С чего начинается Родина» музыка В.Е.Баснера, слова: М. Матусовского.
Воспитатель :Ребята, о чём поётся в этой песне?
Дети: О Родине.
Воспитатель: Правильно, мы с вами сегодня поговорим о Родине.
А кто вспомнит и расскажет стихотворение о Родине.
Дети:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою.
Глубже морей, оно выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я!
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окном
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель: что мы называем словом «Родина»?
Дети: это страна, где мы родились или наши родные и т.д.
Воспитатель:
- А как называется наша страна?
-А какая наша страна Россия?
- Как называется мы с вами граждане России?
- А какой главный город в России?
- А почему он главный город?
- Кто-нибудь из вас был в Москве?
- А хотите там побывать?
- Тогда отправляемся в столицу. А на чём мы можем добраться туда очень быстро?
- Да в Москву полетим на самолете. Получите свои билеты. Проходите на свои места.
Воспитатель-стюардесса:
- Добрый день уважаемые пассажиры, вы находитесь на борту самолета «ТУ -154», следующий рейсом Константиновск - Москва. Полет совершает экипаж аэрофлота под командованием пилота……………… Просьба всем пристегнуться и во время полета не покидать свои места.
Звучит песня «А я иду, шагаю по Москве»
Воспитатель-стюардесса:
-Прослушайте информацию о Москве. В старину люди говорили : «Град Москва – всей Руси глава». Это значит - много на Руси древних и прекрасных городов, а столица одна. А как всё начиналось? Князь Юрий Долгорукий основал небольшое поселение, в него вошло несколько деревень, расположенных по берегам реки Москвы. Поэтому и называлось поселение Москва. Жители занимались ремеслами, выгодно торговали. Ведь находилась Москва на пересечении больших дорог. Товары везли и по воде и по суше. Москва быстро росла и развивалась. Сегодня Москва – один из самых больших и красивых городов нашей страны. И со всех стран мира едут туристы в Москву, любуются архитектурой города. О Москве слагали былины, сказки, пословицы, поговорки, песни. Её называют: «Матушка- Москва», «Москва белокаменная», «Москва златоглавая», «Золотая Москва», «Дорогая столица», «сердце нашей Родины». А какие поговорки вы знаете о Москве?
Дети:
- Москва – столицей народ гордится.
- Москва – всем городам мать.
- Кто в Москве не бывал – красоты не видал.
- Москва, что гранит – никто не победит.
- За Москву – мать не страшно умирать.
Воспитатель-стюардесса:
- Уважаемые пассажиры, наш самолет совершил посадку в аэропорту Внуково. Счастливого, вам, путешествия!
Воспитатель: Вот она Москва! (показ слайда)
Здравствуй, столица! Здравствуй, Москва!
Здравствуй Московское небо!
Начинаем нашу экскурсию по Москве. А поможет нам провести экскурсию гид. А вы знаете кто такой гид?
Дети: Это человек, который знакомит людей с достопримечательностями города.
Воспитатель: что такое достопримечательности?
Дети: Это красивые, старинные места, здания.
Воспитатель: Нашу экскурсию начнет …… он расскажет нам о Красной площади. (показ слайда)
Ребенок: Красная площадь – главная площадь Москвы. Красная площадь – значит красивая. Давным-давно русские люди все красивое называли словом «красное», например, красное солнышко, красна девица. Вот и самую красивую площадь в Москве называют «Красной», но сначала ее называли торговой. Сейчас на этой площади проходят военные парады, праздники.
Воспитатель: Предлагаю побыть гидом для нас и рассказать про Кремль. (показ слайда)
Ребенок: Кремль - это не одно здание, а небольшой городок, старинное название крепости. Кремль – это крепость, которую сначала построили из дерева. Дмитрий Донской решил стены крепости выложить из белого камня. И Кремль стали называть белокаменным. А когда научились делать кирпичи, то стены Кремля сложили из красного кирпича, которые стоят и сейчас.
Воспитатель: Вот Кремлевский Дворец съездов, о нем нам расскажет (имя ребенка)
Ребенок: Кремлевский Дворец съездов построен около 50 лет назад. Во Дворце съездов проходили встречи лучших людей страны. Сейчас там проходят детские новогодние елки, выпускные вечера, концерты.
Воспитатель: Про Спасскую башню нам расскажет (показ слайда)
Ребенок: Спасская башня – самая красивая и главная башня Кремля. На этой башне находятся самые знаменитые часы с курантами. Бой этих часов мы слышим по телевизору в Новый год.
Воспитатель: В Кремле есть исторические памятники. О них нам расскажет гид……. (показ слайда)
Ребенок: Кремль славится огромной Царь – пушкой. Она не только большая, но и очень красивая. Пушку отлили, чтобы защищаться от врагов и поставили на самом видном месте. Рядом лежат огромные ядра.
Воспитатель: Еще один памятник – это Царь – колокол, о котором расскажет нам (показ слайда)
Ребенок: Царь – колокол – это самый большой колокол в мире. Он не только самый большой, но и самый молчаливый. Его голоса никто не слышал, когда его отливали, от него откололся огромный кусок. И от этого он остался немым.
Воспитатель: Вот и познакомились мы с Красной площадью. Давайте направимся с вами к Большому театру, о нем нам расскажет…… (показ слайда)
Ребенок: Большому театру более 200 лет. Сюда приходят слушать оперу, посмотреть балет. Большой театр – это театр для взрослых, но иногда бывают спектакли для детей.
Воспитатель: В Москве есть еще одно интересное место – Поклонная гора. И гид расскажет нам. (показ слайда)
Ребенок: Поклонная гора называется так потому, что в давние времена было принято, входя в Москву, кланяться ей. Люди поднимались на эту гору, то город оказывался перед ними как на ладони и они низко кланялись. Сейчас на этой горе стоит памятник нашим солдатам, победившим в войне с фашистами.
Воспитатель: теперь предлагаю прогуляться нам по Старому Арбату, давно ставшему символом Москвы. И об этой улице нам расскажет …. (показ слайда)
Ребенок: Старый Арбат – старинная улица города. Она проходит между Арбатской и Смоленской площадями. Арбат считается улицей свободного творчества. Здесь можно увидеть выступления факиров, йогов, музыкантов, танцоров, выставки художников. Это одно из любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы.
Воспитатель: Посмотрите, вот художники рисуют на Арбате свои картины. (показ слайда). А у меня тоже есть рисунки Красной площади, но, к сожалению, я не все успела нарисовать. Предлагаю вам найти на рисунках недостающие элементы и дорисовать их. Давайте представим себя художниками, сидящими на Арбате. Дети рассматривают рисунки и дорисовывают недостающие элементы – часы на Спасской башне, звезду на Кремле, раскрашивают купола.
Показ и рассматривание работ.
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по Москве. Давайте на память сфотографируемся. Нам пора домой, самолет уже нас ждет.
Физ. минутка «Самолет»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет!
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет.
Руки ставим все вразлет.
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда
Раз и два, раз и два
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два
Опустите руки вниз
Самолет остановись!
Уважаемы пассажиры, полет домой прошел для вас незаметно!
Воспитатель: Ребята, а в каком городе мы побывали? Кто основал Москву? А что означает слово Москва?
На память о Москве, я подарю вам открытки. ( воспитатель спрашивает у каждого ребенка, что изображено на его открытке. )
Воспитатель: Во все времена граждане нашей страны восхищались Москвой, любили ее. И неважно, что мы с вами не живем в Москве, а любим ее, как все россияне. Потому что Москва – это наша столица.