Конспекты уроков
Здесь можно посмотреть конспекты или технологические карты уроков по биологии и химии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Железы внутренней секреции»
Цель урока: познакомить учащихся со строением, функциями, нахождением
в организме желёз внутренней секреции.
Задачи урока:
- образовательная: рассмотреть строение и функции желёз внутренней секреции, заболевания, которые возникают при нарушении в работе данных органов в организме человека.
- воспитательная: воспитывать бережное отношение учащихся к своему организму.
- развивающая: развитие логического мышления учащихся, активности, внимания, памяти, формирование и развитие коммуникативных умений и навыков, познавательных интересов.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, фильтровальная бумага, надписи.
Ход урока.
I Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Начнём урок.
- Организм – это сложное, уникально-устроенное и неповторимое создание. Человек сегодняшний – это результат деятельности Матушки – природы многих миллионов лет. Наверное, много усилий нужно было применить и немало совершить ошибок, пока не был создан он – Человек разумный, таким как он есть сейчас. И организм наш – это своеобразный лабиринт. По которому нужно уметь пройтись.
Сегодня участок лабиринта мы с вами попробуем пройти. И этот участок будет называться «Железы внутренней секреции».
Запишем тему урока в тетрадь.
II Актуализация прежних знаний и умений.
- Учитель предлагает провести эксперимент.
-Учитель: «Ребята, сейчас мы волнуемся (урок открытый). Зажмите в руках фильтровальную бумагу. Что наблюдаете?»
(Ответы)
- Учитель: «Правильно: бумага стала немного влажной. Почему?»
Ответ учащихся: «Это работа потовых желёз. Пот».
-Учитель: «Правильно. А потовые железы – это железы наружной секреции».
Эксперимент 2. Представляем вкусную пищу. Выделяется слюна.
-Учитель: «Слюнные железы – это тоже железы наружной секреции»
Рассказ о рисе и суде.
«В Древности не было не прокуроров, не адвокатов. Одни судьи. На суде обвиняемому предлагали съесть сухой рис. Если тот его съедал – не виновен, если съесть не получалось – виновен. Так как без слюны (а когда человек волнуется, если виновен, слюна не выделяется) скушать сухой рис не возможно.
Но помимо желёз внешней секреции есть железы внутренней секреции, которые протоков не имеют. А вырабатывают секреты непосредственно в кровь через стенки сосудов. Которые плотно оплетают данные органы.
III Объяснение нового материала.
-Создаётся презентация в виде лабиринта. Пути – это правильные ответы при выполнении различных заданий.
-Ребята. А теперь давайте пройдём по лабиринту. И самое главное - не попасть в ловушки. А пройдя по лабиринту, ответим на вопрос: что является результатом бережного отношения человека к своему организму?
Отправляемся в путь!
-Сделаем первый шаг: ответим на тестовый вопрос.
У человека слюна выделяется:
I Во время приёма пищи
II Постоянно
III При возникновении условий, которые стимулируют деятельность слюнных желёз.
Принимаются ответы учащихся. Правильный ответ: II.
Идём по пути, где стоит цифра – II.
Пройдя по этому пути, попадаем «В страну лилипутов и карликов».
Учитель: «Но… сначала советуют заполнить паспорт здоровья. Просто так не пройти».
Паспорт здоровья
Фамилия и имя______________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Пол________________________________________________________________________
Вес________________________________________________________________________
Вредные привычки___________________________________________________________
Любимые лакомства__________________________________________________________
Жизненные приоритеты_______________________________________________________
Может быть в конце урока, после изучения темы вы многое измените в своём паспорте здоровья.
-Отправляемся в страну лилипутов и карликов.
Самый высокий человек за всё существование человечества: человек 286 см, весом 200 кг. Кровь плохо. Медленно циркулировала по его организму, прожил 30 лет.
Показывает учитель и самого маленького человека в Мордовии. Проживает в интернате инвалидов войны и труда. Его рост 97 см. Он носит обувь 13 размера, а размер одежды-34. Это размер 3-х-4-х летнего ребёнка.
А вы не задумывались, почему на свете есть люди большие и маленькие?
Ответ: это зависит от гормона роста.
Итак, поговорим о гормоне роста и о железе, которая его вырабатывает – гипофиз.
Находится в турецком седле, в черепной коробке. Небольшого размера, массой 1 грамм, напоминает фасолину. Имеет доли: переднюю, заднюю, среднюю. Вырабатывает несколько гормонов. Один из них – гормон роста.
Если гормона роста вырабатывается мало – карликовость, если много – гигантизм. Если во взрослом состоянии гормон роста начинает вырабатываться, а рост костей закончился, то разрастаются мягкие органы: уши, стопы, нос, губы и др. Они могут быть гигантского размера. Это акромегалия. Эти больные, приходя к врачу, жалуются, что им несколько раз в год приходится менять размер обуви, размер перчаток.
На доске магнитами крепим надписи:
Слева: гормон роста.
Справа: карликовость
гигантизм
акромегалия
Идём дальше. На следующий этап лабиринта. Но через испытание. Перед вами тесты. Нужно выбрать то, что не относится к гипофизу.
Правильный ответ: B.
Например: железа имеет вид бабочки. А она не имеет вид бабочки.
Идём по пути В.
Ребята, я не зря поставила этот ответ в тест. Вид бабочки имеет железа –ЩИТОВИДНАЯ. И попадаем на этап лабиринта – щитовидная железа. Запишем в тетрадь.
Картинка с железой. Это особенная железа. Сама природа «обратила на неё внимание», так как самый большой ген в организме отвечает за деятельность данной железы. Имеет вид бабочки. Расположена в передней части шеи. Можно попробовать прощупать. Если не нащупали – это хорошо. Но более подробно вам об этом скажет врач. Вырабатывает несколько гормонов, но самый распространённый – это тироксин. Прикрепляем слева на доске название этого гормона.
Щитовидная железа отвечает за обмен веществ в нашем организме. Если гормона тироксина и гормонов из его группы вырабатывается избыточно, то развивается базедова болезнь. Эти люди раздражительны, много едят, но при этом худеют. Работа с учебником: открыть рисунок (учитель называет номер рисунка и страницу) где изображён человек, который болеет базедовой болезнью.
Люди, болеющие микседемой: вялые, жёлтая кожа, сухая, редкие волосы. Т.е. обмен веществ понижен, понижена температура. Если в младенчестве тироксина вырабатывается мало – развивается кретинизм, которое характеризуется умственной и физической отсталостью. Рост в высоту отсутствует, а только в ширину. Наступает диспропорция всех частей тела.
Справа на доске крепим названия заболеваний:
микседема,
кретинизм,
базедова болезнь.
Щитовидная железа – это единственная железа, которая усваивает йод, который поступает в организм с пищей.
Но более подробно о профилактике и о заболеваниях щитовидной железы вам расскажет врач – эндокринолог.
Здесь уместно прослушать выступление врача – эндокринолога.
Запись с выступлением можно сделать заранее, попросившись на приём
.
В сутки человек, например, должен потреблять 10 миллиграмм йода. В Японии люди потребляют намного больше, 3000 мг. А почему?
Ответ: они много потребляют морепродуктов, в которых содержится йод.
На интерактивной доске: продукты. Задание: выбрать те продукты, которые содержат много йода.
Продукты: рыба, кальмары, морская капуста, торт, конфеты, утка, перец, овощи.
Количество продуктов, содержащих йод должно быть 5. Это путь, по которому нужно пойти дальше.
Но, сначала, релаксация. Музыка. Ребята отдыхают.
Путь ведёт на этап с названием «Надпочечники».
Записываем в тетрадь.
В название заложено расположение. Надпочечники шапкой покрывают правую и левую почки. Имеют два слоя: корковый и мозговой. Гормоны мозгового слоя регулируют обмен жиров и углеводов, а коркового слоя – натрия, калия, углеводный и белковый.
Гормоны надпочечников: адреналин и норадреналин.
Нужно идти дальше.
Но сначала выполним задание. Соберите пазлы и определите, что собрали. А ещё один человек будет работать на доске, чтобы все видели, что у нас получается.
Собрав пазл, получается картинка той или иной железы с названием этого органа на латинском языке. Латынь – язык медицины.
Разобрать латинские названия ЖВС. И в том числе и поджелудочная железа pancreas. На доске именно эта железа и это название. Это название поможет нам пройти дальше по лабиринту.
Идём на этап с латинским названием поджелудочная железа. Запишем в тетрадях. Эта железа находится в изгибе двенадцатиперстной кишки. Имеет строение: головку, хвост и тело. Вырабатывает гормон – инсулин, который регулирует количество глюкозы в крови. Гормон расщепляет глюкозу до гликогена. Но глюкозы может быть много, инсулина недостаточно и глюкоза выводится с мочой через почки наружу. Заболевание при нехватке инсулина – сахарный диабет.
На доске прикрепили:
справа – сахарный диабет,
слева – инсулин.
При нехватке инсулин вводят в организм искусственно.
IV Закрепление нового материала.
Учитель: Я надеюсь, что мы успешно прошли по лабиринту.
Выводы. Вопрос: 1) Какие органы относятся к ЖВС?
Задание: На доске линиями соедините гормоны и заболевания, к которым приводят избыток или недостаток того или иного гормона (надписи мы крепили на доске в течение урока).
И посмотрим, попали ли мы в лабиринте на ловушки. И в презентации появляется слово «ЗДОРОВЬЕ». То есть вначале урока мы решили в течение урока определить: что является результатом бережного отношения человека к своему организму. И получили ответ.
Но по жизни есть ловушки: вредные привычки, неправильный образ жизни. Неправильное питание. И пожелаю, чтобы этих ловушек в вашей жизни не было.
V Домашнее задание.
Домашнее задание: параграф, соотношение всех своих параметров можно найти на сайте, а дополнительная информация на сайте – ЦОР.
Предварительный просмотр:
Урок «Рост и развитие растений»
Класс: 6
Дата проведения: 8 апреля 2015 г.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, компьютер, документ-камера, колонки, презентация, ЭОР издательства «Дрофа».
Лабораторное оборудование: чашки Петри, иголочки, тетради, скотч.
Биологическое оборудование: фрукты и овощи, коллекция семян, рассада томатов и огурцов.
Цели: познакомить учащихся с основными принципами, которые лежат в основе роста и развития растений в целом.
Планируемые результаты обучения
После завершения урока учащиеся приобретут следующие умения:
-личностные
1.Осознавать значимость изучения природы для своего дальнейшего развития.
2.Определять собственное отношение к экологическим проблемам.
- метапредметные
познавательные | регулятивные | коммуникативные | информационные |
1)структурировать знания; 2)определять основную и второстепенную информацию. | 1)самостоятельно формулировать проблему и строить действия в соответствии с ней; 2) определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; 3) оценивать доступный результат. | 1) определять цели и функции участников, способы взаимодействия; 2) обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений; 3) использование речевых средств для аргументации своей позиции; 4) ведение дискуссий, с соблюдением правил речевого этикета. | 1) навыки глубокого осмысления информации; 2) осуществлять поиск информации с использованием ресурсов ЭОР; 3) пользоваться приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией; 4) соблюдение нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении; 5) эффективно применять средства ИКТ. |
- предметные
биология | математика | краеведение | информатика | русский язык |
1) понимание значимости изучаемой темы; 2) развитие способности понимать фрагменты ЭОР; 3) формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать услышанное. | 1)развивать навык устного счёта; | 1) развивать умение посадки культурных растений; 2) развитие умение различать различные семена между собой; 3)культуры учащихся через знания о родном крае. | 1)формирование информационной культуры; 2)использование компьютерных устройств; 3)использования безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. | 1) продолжать формирование культуры речи; 2)формировать умение выражать свои мысли и идеи используя правильно подобранные слова и фразы. |
План проведения урока
I. Подготовительный этап | II. Основной этап | III. Заключительный этап |
Деятельность учителя: -определение целей; -разработка вопросов; -планирование оценивание; -разработка заданий. Деятельность учащихся: - отвечают…; -мозговой штурм; -знакомство с вводной презентацией; - выполняют задания; - рассуждают; - Выполняют лабораторную работу. | Деятельность учителя: -наблюдение; - составление теста; - консультирование, ответы на вопросы учащихся; -оценивание на отдельных этапах учащихся. Деятельность учащихся: - сбор информации; - анализ информации; -оформление результатов работы (лабораторная работа); -выполнение тестов; -участие в познавательной игре; - оформление работы на уроке; - самоанализ работы по реализации урока. | Деятельность учителя: - помощь в реализации решений учащихся, в целом, конечного результата: проведение экскурсии. Деятельность учащихся: - выполнение теста; - заинтересовать учащихся продуктом своей деятельности; - рефлексия. |
Технологическая карта урока «Рост и развитие растений»
Цели урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, познакомить с идеей предстоящего урока, выявить уровень знаний по данной теме, создать элемент по популяризации сельскохозяйственных знаний, развивать навыки совместной деятельности.
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе.
Этапы урока | Учебный материал | Формы работы/методы обучения | Используемые ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Готовятся к работе | Настраивает учащихся на работу | |||
Первичное введение информации. | Показ презентации. | Фронтальная работа. | Презентация. | Показывает презентацию. Называет тему урока. | Слушают учителя. |
Опрос. | Задания по домашнему заданию. | Индивидуальная работа. | Опрос. | Организует индивидуальную работу учащихся. Показывает результаты опроса на доске, анализирует. Выставляет баллы. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Записывают баллы, которые получили в ходе выполнения заданий по домашней теме. |
Мозговой штурм. | Формулировка проблемного вопроса. | Фронтальная работа. | Документ – камера. | Генерирует идеи. Задаёт вопросы. | |
Объяснение нового материала. | 1.Работа с биологическими объектами (фруктами) по обнаружению семян. 2.Просмотр интерактивного фрагмента «Строение семени». 3.Просмотр интерактивного фрагмента «Прорастание семян». 3. Просмотр интерактивного фрагмента «Эндосперм». 4. Обсуждение темы «Рост и питание проростка» 5.Работа у доски с семенами (глубина заделки». | Работа в парах. Игра. | Фрукты. ЭОР «Дрофа» ЭОР «Дрофа» ЭОР «Дрофа» Таблица «Дрофа» | Организует индивидуальную и парную работу учащихся. Задаёт вопрос «А почему семена сейчас не прорастают?» У вас получится прорастить сейчас? Задаёт вопрос «Какое значение в семени играет эндосперм и как он об- разуется?» Поясняет. Предлагает на доске «посеять» семена. | Рассматривают семена, которые ребята сами собрали из плодов. Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопрос. Слушают. Участвуют в посадке семян. |
Выполнение лабораторной работы «Условия прорастания семян» | ЭОР «Дрофа» | Консультирует учащихся по выполнению лабораторной работы. | Выполняют и оформляют лабораторную работу в рабочих тетрадях. | ||
Актуализация полученных знаний | Тестирование. | Коллективная работа. | Интерактивный тест. | Читает вопросы. | Отвечают на вопросы. |
Подведение итогов - ответ на проблемный вопрос. | Напоминает проблемный вопрос. | Отвечают на проблемный вопрос | |||
Рефлексия. | Мне понравилось … Мне не понравилось … Я узнал … | Организует рефлексии. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | ||
Оценивание работы учащихся на уроке. | Выставляет учащимся оценки за урок и баллы. | ||||
Домашнее задание. | Задаёт домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |
Задания, которые использовались при опросе домашнего задания.
- На экране несколько картинок растений. Учащиеся определяют типы опыления растений. Записывают их на доске, что является ответами к тестовым вопросам. Вопросы:
1. Крупные цветы или мелкие, собранные в соцветия;
2. Цветки мелкие, невзрачные, лишены нектарников;
3. Яркая окраска околоцветника;
4. В закрытом бутоне;
5. Наличие нектара, аромата;
6. Много пыльцы, пыльца мелкая и сухая;
7. Большинство лишены запаха;
8. Зацветают до распускания листьев;
9. Тычинки выше пестика.
Проверка:
1. 1
2. 2
3. 1
4. 3
5. 1
6. 2
7. 2
8. 2
9. 3
Если у вас 9 или 8 правильных ответов, то поставьте себе 1 балл, если 7 или 6 – 0, 5 баллов, если 5, 4, 3,2, 1 – 0 баллов.
- На экране пять фотографий: муравья, колибри, воды, орла, летучая мышь. Кто лишний (тема «Опыление»)?
Ответ: орёл.
- № вопроса на экране. Ответ на них (вместо Х) – одно слово.
1) Взрослые родительские организмы
Яйцеклетка Спермии
Оплодотворение
Х
Зародыш
2)Центральная клетка (2п) + второй спермий = Х
3)Части пестика: рыльце, Х, завязь.
Ответ: зигота – 6 букв, эндосперм – 9 букв, столбик – 7 букв. Ребята считают сумму. Она равна 22. Если ответ получился такой же – 1 балл, если другой – 0 баллов.
Проблемный вопрос: «Почему не проросли семена?»
- Какое вещество содержалось в семени до того, как ему создали условия для прорастания?
- В какое вещество оно превратилось?
- Что стимулирует это вещество?
- Какая часть зародыша прорывает семенную кожуру?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии
Учебник: Н.И. Сонин «Биология.7 класс»
Автор: Аношкина Галина Петровна,
учитель химии и биологии
Тема урока: «Царство грибы. Особенности организации грибов,
их роль в природе и жизни человека».
Цель урока: познакомить учащихся со строением, значением в природе и жизни человека грибов.
Задачи урока:
- образовательная: выяснить основные черты строения грибов, отличия от растений и животных, а так же обозначить роль грибов в природе и жизни человека, сделав акцент на месте грибов в биогеоценозах.
-развивающая: развивать умение учащихся различать грибы внутри царства и меду представителями различных царств.
-воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, пазлы, карта, таблицы, ресурсы Интернет (ЦОР).
Тип урока: урок-объяснение нового материала с использованием ИКК.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Учитель приветствует учащихся. Говорит, что рада встречи и надеется на плодотворную работу с элементами личного успеха каждого учащегося.
«Я на мир сей смотрю с восхищением,
И на каждого, кто в нем живет.
ВДОХНОВЛЯЕТ меня ОКРУЖЕНИЕ
К покорению новых высот…»
И. Солоневский
II. Объяснение нового материала.
- Ребята, попробуйте отгадать тему сегодняшнего урока. А для этого вам нужно слушать тезисы и пытаться на более ранних этапах дать ответ.
Итак, начнём.
- Среди их представителей есть Скрипица.
- Растут очень быстро, увеличиваясь в размере на 1-2 см в сутки.
- Эти организмы любят тепло и влагу.
- С древнейших времен играли в питании человека очень важную роль.
- Уже охотники и собиратели доисторической эпохи умели распознавать как их питательные свойства, так и содержание яда во многих видах.
- Бывают съедобные и ядовитые.
- В наземном строении имеют ножку и шляпку.
-Конечно, это были Грибы.
-Учитель раздаёт на каждую парту корзинку, в которой находятся муляжи грибов и листочки разных цветов ( 5 шт).
-Ребята, запишем тему урока «Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека».
- Грибы – это группа организмов, которые выделяют в отдельное царство. Тело их состоит из нитей грибницы, которые плотно прилегают друг к другу. Такие же нити находятся под землёй.
Обратимся к ЭОР (издательство «Дрофа», «Биология, 7 класс» по линии Н.И. Сонина).
- Общие сведения о грибах. Царство грибов.
- Происхождение грибов. Многообразие грибов.
- Выслушав текст от автора, учащиеся приступают к выполнению задания.
-Задание. Возьмите из корзинки красную бумажку и прочтите задание.
Работа с интерактивной доской. При помощи руки соедини правильно части грибов.
А после того как грибы приобрели правильный вид, попробуйте разделить их на две группы. Правильно: съедобные и ядовитые.
А теперь ещё на две группы. А теперь по какому признаку?
Ответ: на пластинчатые грибы и трубчатые.
Что общего у всех этих грибов?
Ответ: у них у всех есть шляпка и ножка.
- Да, верно. Шляпка и ножка в целом образуют плодовое тело.
- Отделы грибов.
Возьмите из корзинки жёлтую бумагу с заданием.
Задание. Попробуйте предположить: к какому отделу относятся белый гриб, подосиновик, подберёзовик? Почему?
Ответ. К отделу Базидиомикота. Так как у них имеются хорошо различимые шляпка и ножка.
Вопрос. Почему все названия отделов грибов имеют второй корень «микота».
Ответ. В переводе «микота» означает «гриб».
- Сходства и различия грибной клетки от растительной и от животной.
Возьмите из корзинки зелёную бумажку и выполните задание.
Задание. Обведите букву, которая соответствует правильному ответу в таблице и вы получите слово, которое будет основополагающим на следующем этапе урока. Все вопросы о грибной клетке.
Вопрос | Буква | Вопрос | Буква |
В стенке клетки хитин. | М | Запасное вещество – гликоген. | Л |
В стенке клетке целлюлоза. | О | Запасное вещество – крахмал. | М |
Имеется клеточная стенка. | И | Способны к передвижению. | А |
Неограниченный рост. | Ц | Размеры: не более 15 см. | Р |
Продукт обмена веществ - мочевина. | Е | Способ потребления веществ – всасывание. | И |
Автотрофы. | П | Не способны к передвижению. | Й |
Правильный ответ. М И Ц Е Л И Й
- Особенности строения грибов.
Возьмите из корзинки синий конверт. Прочитайте и выполните задание.
Задание. В конверте небольшие листочки с названиями выберите из них те названия, которые имеют отношение к строению грибов.
На листочках написаны названия: корень, стебель, шляпка, гифы, почка, ножка, конечность, мицелий, лист.
Должны остаться: ножка, шляпка, гифы, мицелий.
- Особенности строения грибной клетки.
Достаньте из корзинки белый листочек, прочитайте и выполните задание.
Задание. Посмотрите на доску и выполните интерактивное задание. Правильно назовите части грибной клетки.
Можно вызывать учащихся к доске по – одному. После выполнения задания, нажав на кнопку «ответить», можно определить: кто ответил правильно, а кто - неправильно. Ответы будут обведены зелёным и красным цветом.
- Значение грибов.
Возьмите из корзинки коричневый листок. Прочитайте и выполните задание.
Задание. Перед вами таблица с цифрами от 1 до 9. Под ней утверждения, их 9. Ячейку под номером правильного утверждения закрасьте простым карандашом. Утверждения по картинке , которую учащиеся только что просмотрели. Смотреть нужно внимательно. Должна получиться фигура.
1 | 4 | 7 |
2 | 5 | 8 |
3 | 6 | 9 |
- Чага – это растение.
- Чага – это гриб.
- Чага используется в строительстве.
- Дрожжи – это грибы.
- Не бывает патогенных грибов.
- Грибы – источник ценного гриба.
- Лишай человека вызывают бактерии.
- Лишай человека вызывают грибы.
- Грибы не могут поражать культурные растения.
Когда ребята заштриховали ячейки, у них получилась фигура. Правильную фигуру учитель выводит на экран.
1 | 4 | 7 |
2 | 5 | 8 |
3 | 6 | 9 |
Ребята сравнивают и сами себе ставят баллы (от 1 до 4).
- Размножение грибов.
Учащиеся просматривают фрагмент «Размножение грибов».
III. Закрепление.
- Закрепление сегодня у нас пройдёт в следующей форме.
В корзинках остались розовые конверты. Но не во всех. В каждой второй. Поэтому объединяемся в четвёрки. Открываем конверт и видим там листочки с фразами. Нужно определить к какой теме они имеют отношение.
Темы: «Строение грибов»,
«Строение грибной клетки»,
«Размножение грибов»,
«Значение грибов».
Листочки перемешены. Вам нужно в группе определиться, какую тему вы выбираете и собирать фразы имеющие отношение к данной теме. Нужно просить листочки по выбранной теме у других групп. Кто первым соберёт 4 фразы по одной теме – тот побеждает!
Учитель может составить свои вопросы. А я предлагаю такие:
1 конверт. 1.В клетке запасное вещество – гликоген.
2. Мицелий состоит из гиф.
3.Грибы могут вызывать болезни человека.
4.Размножаются грибы спорами.
2 конверт. 1. У грибов имеется клеточная стенка.
2.В строении имеется шляпка и ножка.
3.Дрожжи используются в кондитерской промышленности.
4.Плодовое тело образуется из вторичного мицелия.
3 конверт. 1.Клеточная стенка представлена хитином.
2.Низ шляпки может быть представлен пластинками или трубочками.
3.Спорынья – это гриб.
4. Вторичный мицелий имеет два ядра.
4 конверт. 1.Шляпка и ножка – это тело гриба.
2.Пластиды в грибах отсутствуют.
3.Грибы – источник ценного белка.
4. Первичный мицелий имеет одно ядро.
Дополнительно (с корректировкой). 5 конверт. 1.Имеется ядро.
2.Тело гриба образовано гифами.
3. Чага может разрушить древесину дерева.
4.Споры гриба прорастают в почве.
Утверждения не нумеруются.
Потом всё проверяется.
IV. Формулируются выводы.
В заключение.
Рефлексия.
- Мне понравилось…
- Я испытал трудности…
- Я понял…
- Мне было интересно узнать о…
- Новое для меня было…
- Посмотрите на дно вашей корзинки. Там имеются небольшие магниты с двумя кусочками рисунка: чего-то жёлтого и серого. Жёлтое – хорошее настроение от урока, серый цвет – плохое. Прикрепите на магнитную доску тот магнит, который скажет о вашем настроение на уроке.
Все кусочки попробуйте собрать в единый рисунок.
В конце урока на магнитной доске ребята крепят (или нет) часть солнца. Если всем им понравился урок, то получится весёлое солнце.
V. Домашнее задание.
- Составить кроссворд по теме «Грибы. Общая характеристика» (используя программу HotPotatoes).
Используемые ресурсы:
- ЭОР издательства «Дрофа»,
- картинки сети Интернет (корзинка и солнце).
Предварительный просмотр:
Технологическая карта (технология тематический портфолио).
Тема урока: «Металлы» (химия, 9 класс).
№ п / п | Название рублики | Задания рубрики | Балл за выполнение | Итоговый Балл |
1. | Воспроизведение материала темы (терминов, фактов, понятий, правил). | Задание 1 Положение металлов в периодической таблице. Задание 2 Особенности строения атома металлов. Задание 3 Физические свойства металлов. Задание 4 Что называют сплавами? Задание 5 Химические свойства металлов. | 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 6 баллов | мax 20 баллов |
2. | Узнавание изученного явления, его интерпретация и преобразование | Задание 1Расположите металлы в порядке возрастания металлических свойств: K,Na,Ca,Fe,Cu,Al,Li. Задание 2 Записать характеристики по строению атома (на примере натрия). Задание 3 Чем физические свойства металлов отличаются от физических свойств неметаллов (на примере K и С)? Задание 4 Почему сплавы обычно твёрже исходных металлов? Задание 5 Записать химические реакции, отражающие химические свойства лития. | 2 балла 3 балла 4 балла
5 баллов 6 баллов | мax 20 баллов |
3. | Задания на анализ материала, выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи | Задание 1 Почему франций занимает в периодической системе данное положение? Задание 2 Почему франций – самый типичный металл? Задание 3 Какая кристаллическая решётка характерна для металлов и почему? Какие химические свойства металлов вытекают из особенностей строения кристаллической решётки металлов? Задание 4 Задача: В какой массе магнитного железняка, имеющего 0,1 массовых долей, или 10% примеси, содержится 2т железа. Задание 5 Осуществить превращения:Fe---FeCl3---Fe2O3---Fe(NO3)3 | 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 6 баллов | мax 20 баллов |
4. | Синтез материала, предполагающий овладение (совершенствование) умениями объединять отдельные элементы в единое целое | Задание 1 Сообщение на тему: «Сущность процесса образования сплавов» Задание 2 Доклад на тему: «Что такое жёсткость воды и каковы способы её устранения?» Задание 3 Творческое задание: «Сконструировать модель кристаллической решётки металлов» Задание 4 Выполнение практической работы «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». Задание 5 Реферат по теме «Почему металлов больше, чем неметаллов?» | 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 6 баллов | мax 20 баллов |
5. | Оценка каких-либо явлений по определенным критериям | Задание 1 Почему к металлам неоднозначное отношение? (Ни один металл нельзя назвать хорошим или плохим) Задание 2 Магнетизм – преимущество или недостаток? Задание 3 Польза и вред металлов для живых организмов? Задание 4 Как получить металлы высокой чистоты? Задание 5 Есть ли память у металлов? | 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 6 баллов | мax 20 баллов |
Итого баллов: | ||||
Итоговая отметка: |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Что обнаружит химик в стакане чая?»
Цель занятия: познакомить учащихся с химическим составом любимого напитка – чая.
Задачи занятия:
-образовательная: рассмотреть химический состав чая;
отметить особенности заваривания чая с учётом химических свойств веществ;
входящих в состав чая, определить основные показатели качества чая.
-развивающие:
продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;
формировать умения работать с различными источниками информации;
формировать умения записывать формулы веществ;
совершенствовать способности учащихся к самоанализу и самооценке.
-воспитательная:
воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Тип занятия: изучения нового материала
Форма работы учащихся: занятие (урок).
Необходимое техническое оборудование: компьютер, химическое оборудование, проектор, экран.
Структура и ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Техника безопасности при изучении данной темы.
III. Объяснение нового материала.
IV. Закрепление нового материала.
V. Подведение итогов. Выводы по занятию.
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин) |
I | Организационный момент. | Настроить учащихся на работу. Обозначить цели и задачи урока. | Приветствуют учителя | 1 |
II | Техника безопасности при работе в рамках изучения данной темы | Учитель поясняет, как нужно работать с любыми химическими веществами на уроках химии. | Работают в тетрадях. | 4 |
III IV | Объяснение нового материала Промежуточный опрос знаний. Закрепление материала. | Учитель объясняет новый материал [1] Выполнение практической части урока [2] Контролирует процесс выполнения заданий, проверяет, указывает на ошибки [3] Проектное задание [4] | Задают вопросы по новой теме. Делают выводы. Делают записи в тетрадях. Выполняют практическую часть Выполняют задания Выполняют проектное задание | 15 10 5 7 |
V | Подведение итогов. Выводы по занятию | Подводит итоги [5] | Делают выводы по новому материалу урока. | 3 |
ЭТАПЫ ОБЪЯСНЕНИЯ МАТЕРИАЛА [1]
Общее число входящих в чай химических веществ и соединений пока ещё невозможно подсчитать, в настоящее время обнаружено уже около 300, причём 260 из них уже удалось идентифицировать, т.е. раскрыть их формулу. Следовательно, чай — сложнейшее и разнообразнейшее по своему химическому составу растение.
Вполне естественно, что нас как потребителей чая интересует, прежде всего, вопрос о тех химических веществах, которые содержатся в чайном напитке, в настое. Ведь именно растворимая часть чая поступает в организм человека.
Химический состав чая:
экстрактивные вещества (40%): придают чаю неповторимый вкус, аромат, красно-коричневый цвет и тонизирующее действие;
пример: танины – дубильные вещества – обладают терпким вяжущим вкусом и красно- коричневым цветом; при гидролизе танинов образуется глюкоза.
Дубильные вещества чая легко вступают в реакцию с белками, что применяют для дубления кож.
Например: чай + молоко = сложный нерастворимый комплекс.
Таннины хорошо растворяются только в горячей воде [а].
Пример: катехины – индикаторы – меняют свою окраску в зависимости от реакции среды – в кислой среде они светлеют [б].
С солями железа дают соединения чёрного цвета [в]
Алкалоиды (кофеин и теофиллин).
Витамины (С, Р, В1, В2, РР).
Эфирные масла [г]
Вода. Для заваривания чая применяется мягкая вода, так как соли, входящие в состав жёсткой воды (сульфаты кальция и магния) придают чаю мутность, неприятный вкус и запах. По отношению к чаю действует правило: чем жёстче вода, тем в меньшей степени экстрагируются его вещества, входящие в состав чая.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ [2]
Опыт а. Заварить чай и поставить его остывать.
Опыт б. В заваренный чай положить кусочек лимона.
Опыт в. Заварить чай в железной посуде. Определение танинов в нескольких сортах чая.
Опыт г. Обратить внимание, что на поверхности чая имеются масляные пятна.
Опыт д. Правильно заварить чай [Е]
Опыт ж. Определение кислотно- щелочного баланса нескольких сортов чая.
ПРАВИЛА ЗАВАРИВАНИЯ ЧАЯ [Е]
- Кипячение воды. Для заваривания чая нужно поймать коней первой стадии кипения воды – «белый ключ».
- Фарфоровый чайник сполоснуть кипятком.
- Положить в чайник порцию сухого чая. И залить его на треть кипятком. Накрыть льняной салфеткой.
- Дать настояться 3,5-5 минут.
- Потом доливают чайник кипятком доверху.
P.S. Смысл некоторых заливок воды состоит в том, чтобы всё время поддерживать одинаково высокую температуру.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОПРОС ЗНАНИЙ [3]
Задания:
- Где больше кофеина: в кофе или в чае?
- Чем обусловлен аромат чая?
- А какое влияние чай оказывает на организм человека?
Этап «Промежуточный опрос» можно провести в форме игры. Приглашаются как бы специалисты: медицинские работники, технологи, и отвечают на вопросы.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА [4]
Учитель предлагает учащимся составить проект: рекламный буклет «Какой чай лучше?» (рекомендации химика). После составления буклетов – обсуждения.
ВЫВОДЫ И ИТОГИ [5]
Здесь учитель высказывает свою удовлетворённость уроком. А ребята отмечают, что им понравилось, а что – нет.