Методическая работа.
Основной целью специальной( коррекционной) школы VIII вида является социализация и адаптация обучающихся к обществу, подготовка их к самостоятельной жизни. Это, пожалуй, самое главное в жизни каждого человека: научиться самостоятельности и независимости. Поэтому я выбрала для себя такую тему по самообразованию: "Формирование навыков самостоятельности и независимости у обучающихся со сложными дефектами развития."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида
Мое кредо: научить,
чтобы не навредить.
Педагогическая технология формирования навыков самостоятельности и независимости у обучающихся со сложными дефектами развития.
Творческий отчет
Конаныхиной Людмилы Аркадьевны учителя - дефектолога
г. Новокузнецк
2015
В классе для детей со сложными дефектами развитиями я работаю шестой год. Придя в параллель сложных классов, я имела двадцатилетний стаж работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида и курсы профессиональной переподготовки Кузбасской Государственной Педагогической Академии по олигофренопедагогике. Несмотря на это, я столкнулась с большими трудностями, так как мне никогда не приходилось работать в классе для детей со сложными дефектами развития. Помимо олигофрении, в диагнозах обучающихся, ранний детский аутизм (РДА), детский церебральный паралич (ДЦП), синдром Дауна и другие. Все дети разные по психофизическому развитию. Это не организованные дети, которые не могут говорить, играть, слушать, концентрировать свое внимание, сами себя обслуживать. Многие не могли держать самостоятельно ручку, карандаш или ложку, самостоятельно принимать пищу, пользоваться туалетом, одеваться, раздеваться и т.д.
Основной целью специальной (коррекционной) школы VIII вида является социализация и адаптация обучающихся к обществу, подготовка их к самостоятельной жизни, научить их жить. Это, пожалуй, самое главное в жизни каждого человека: научиться самостоятельности и независимости. Поэтому я выбрала для себя такую тему по самообразованию: «Формирование навыков самостоятельности и независимости у обучающихся со сложными дефектами развития».
Я планомерно стала заниматься этим вопросом.
В 2010-2011 учебном году стала применять элементы методики М. Монтессори на уроках самообслуживания. На заседании МО выступила с докладом «Введение элементов методики М. Монтессори в процесс обучения детей со сложными дефектами»;
В 2011-2012 учебном году для учителей МО сложных классов дала открытый урок с применением технологии М. Монтессори;
В 2013-2014 учебном году составила учебную программу по самообслуживанию для 2 класса с учетом требований по ФГОС;
В 2014-2015 учебном году разработала свою педагогическую технологию по формированию навыков самостоятельности и независимости у обучающихся со сложными дефектами развития.
Полное отсутствие навыков самообслуживания у детей меня настораживало. Передо мной возникла проблема: с чего начать? Как научить детей с системным недоразвитием речи (СНР) тяжелой степени читать, писать, выражать свои потребности, самостоятельно обслуживать себя, как научить, чтобы не навредить?
Что я стала делать:
- стала читать литературу по клинике, психологии детей с ограниченными возможностями здоровья (ДРА, ДЦП, синдром Дауна и др.);
- стала изучать психофизические возможности моих обучающихся;
- искать методику работы с детьми данной категории, а также искать дидактические средства, которые помогли бы мне сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм, который бы имел свою систему, а это значит: надо было найти, подходящую для данной категории детей педагогическую технологию. И я выбрала технологию Марии Монтессори. На мой взгляд, в то время она была, да и остается самой подходящей для обучения, воспитания и развития детей со сложными дефектами развития.
Методика М. Монтессори основывается на следующих принципах:
- принцип содействия естественному развитию;
- принцип взаимодействия с подготовленной средой;
- принцип индивидуальной активности в учении;
- принцип предметности в обучении;
- принцип свободы выбора в «подготовленной среде».
Особенно меня привлек принцип свободы условий развития ребенка. По М. Монтессори свобода предполагает:
- свободу передвижения в подготовленной окружающей среде;
- свободу выбора для места деятельности;
- свободу познавательных интересов;
- свободу времени, то есть продолжительность процесса собственной деятельности;
- свободу выбора уровня образования;
- свободу коммуникации и объединения в работе с другими воспитанниками.
- свободу выбора предметов для удовлетворения.
Здесь же хочется отметить, что свобода выбора деятельности не означает полного произвола в обращении с материалом, а подразумевает постепенное овладение рациональным способом действия с ним. А «абсолютная свобода» конечно же, относительна, так как ограничивается рядом факторов, присутствующих в самой подготовленной среде и обусловленных ее предметным и социальным аспектами.
Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Обучение детей как таковое не являлось для Марии Монтессори делом принципиальным. Она считала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не учитель, а сам ребенок. И он же определял время работы с этим материалом.
Оставалось только подготовить для воспитанников предметно-пространственную развивающую среду и обеспечивать психоэмоциональный комфорт.
По М. Монтессори кабинет делится на 4 зоны:
- зона практической жизни;
- зона сенсорного развития;
- математическая зона;
- языковая зона.
Я поделила кабинет на 5 зон: (слайды: кабинет)
- учебная зона;
- зона отдыха;
- логопедическая зона;
- игровая зона;
- зона сенсорного развития.
Плавное зонирование учебного кабинета – это один из принципов моей технологии.
Здесь воспитанники учатся, отдыхают, занимаются логопедией, играют и развивают свои сенсорные способности.
Во время урока обучающиеся могут плавно переходить из одной зоны в другую и так несколько раз.
Плавное зонирование учебного процесса – это второй принцип моей технологии. (слайды: урок)
Формирование у обучающихся жизненно важных компетенций в специальной (коррекционной) школе VIII вида происходит, в основном, на уроках самообслуживания, социально-бытовой ориентировки (СБО), хозяйственно-бытовом труде (ХБТ).
В начальных классах обучение по предмету «самообслуживание» ведется по пяти направлениям:
- формирование навыков культурного поведения;
- формирование навыков, связанных с гигиеной тела;
- формирование навыков приема пищи;
- формирование навыков одевания и раздевания;
- формирование трудовых навыков.
Рассмотрим по одному примеру из каждого раздела заранее спланированного учебно-воспитательного процесса от класса к классу:
(Демонстрация слайдов)
I. Формирование навыков культурного поведения | ||||||||
I кл. | II кл. | III кл. | IV кл. | |||||
Круг приветствия | Приветствие учителя и одноклассников | Употребление слов и знаков приветствия | Приветствие окружающих знакомых людей. | |||||
II. Формирование навыков, связанных с | гигиеной тела.
| |||||||
I кл. | II кл. | III кл. | IV кл. | |||||
Наблюдение за мытьем рук взрослого человека. | Сопряженное мытье рук: учитель-ученик. | Выполнение действий по инструкции учителя. | Самостоятельное мытье рук и вытирание их. | |||||
III. Формирование навыков приема пищи. | ||||||||
I кл. | II кл. | III кл. | IV кл. | |||||
Тщательно пережевывать пищу, обрабатывая ее слюной. | Формирование умения аккуратно принимать пищу (чистая одежда, чистый стол.) | Правильно самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки. | Самостоятельно принимать пищу: 1-ое, 2-ое, 3-е блюда. | |||||
IV. Формирование навыков одевания и раздевания | ||||||||
I кл. | II кл. | III кл. | IV кл. | |||||
Наблюдение процесса одевания и раздевания. Элементы самостоятельного одевания. | Формирование самостоятельного одевания, раздевания (футболки, трико,…) | Выполнение одевания и раздевания по инструкции учителя в определенном порядке. | Самостоятельное одевание и раздевание в определенном порядке. | |||||
V. Формирование трудовых навыков | ||||||||
Наблюдение за протиркой пыли в шкафах. | Полоскание и отжимание тряпочки : учитель-ученик. | Выполнение действий по инструкции учителя. Протирка пыли в шкафу. | Самостоятельная уборка пыли в шкафу с игрушками. |
Работа, начатая в классе, продолжается в группе продленного дня (ГПД) воспитателями, а дома – родителями. Процесс формирования навыков самостоятельности и независимости идет непрерывно, ежедневно, в системе.
Это третий принцип – принцип систематичности и последовательности в обучении.
Из приведенных примеров видно, что обучение ведется по принципу от простого к сложному на предметной основе, соблюдаются принципы научности и доступности.