ДОП образование
Кружок "Волшебные краски" по нетрадиционной технике рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка | 206.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДАЮ
Педагогического совета Заведующий МАДОУ «Детский
Протокол №___ сад №4 «Золотая рыбка»»
«____»_______20___г. ________Минченкова Е.В.
«___»_________20____г.
Программа
дополнительного образования
по нетрадиционной технике рисования
«Волшебные краски»
для детей 3 – 7 лет
Срок реализации 4 года
Руководитель кружка: воспитатель первой
квалификационной категории Тимофеева Г.В.
Г.Пионерский 2021 год
В программе «Волшебные краски» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет.
Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по
изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование
необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся
вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста
Содержание
- Пояснительная записка Новизна и оригинальность Актуальность
Концептуальная основа и педагогическая целесообразность программы Цель и задачи программы
Техники рисования Участники
Сроки реализации программы Формы организации
Методы и приёмы
- Планируемый результат
- Учебно-тематический план занятий кружка
- Содержание занятий
Перспективное планирование
первого года обучения - 2 младшая группа 14
Перспективное планирование
второго года обучения - средняя группа 22
Перспективное планирование т
ретьего года обучения - старшая группа 32
Перспективное планирование
четвертого года обучения –подготовительная к школе группа 43
Заключение 54
Литература Приложения
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главное на занятиях кружка «Волшебная кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Занятия кружка проводятся под девизом: «Я чувствую🡪 Я представляю🡪 Я воображаю🡪 Я творю».
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что- то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с
разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами,
увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Кружок направлен на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в том, что Работая по примерным образовательным программам дошкольного
образования , большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно места отводится нетрадиционной.
В ходе реализации программы «Волшебная кисточка» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой); монотипия;
рисование свечой;
рисование по мокрой бумаге;
рисование путем разбрызгивание краски; оттиски штампов различных видов;
«точечный рисунок»;
батик (узелковая техника); граттаж;
кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна); рисование жесткой кистью (тычок);
рисование на полиэтиленовой пленке.
Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков по изобразительной деятельности.
Развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Волшебные краски».
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей 3-7 лет
Объем и срок реализации
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает:
вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет,
старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятий:
вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут;
старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут.
Занятия кружка начинаются с сентября и заканчивается в июле, общее количество часов за год 42 часа
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.
Задачи:
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
Развивать мелкую моторику рук;
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание художественно-развивающей среды в детском саду ;
- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их
апробация.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами.
Проводятся следующие формы работы: беседы
консультации мастер - классы
семинары-практикумы анкетирование выставки и др.
Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых
определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Алгоритм проведения занятия по нетрадиционному рисованию:
Создание игровой ситуации. Показ воспитателя.
Использование движения руки. Сравнение двух техник.
Проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
доступность отбираемого материала;
постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
индивидуальный подход к детям;
Планируемый результат:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
планировать свою работу;
договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
создавать индивидуальные работы;
аккуратно и экономно использовать материалы.
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В программе «Волшебные краски» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста.
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы | Уровни развития | |
Средний | Высокий | |
Техника работы с материалами | Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. | Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. |
Предметное | Передают общие, | Умеет передавать несложный |
и сюжетное | типичные, характерные | сюжет, объединяя в рисунке |
изображение | признаки объектов и | несколько предметов, |
явлений. Пользуются | располагая их на листе в | |
средствами | соответствии с содержание | |
выразительности. Обладает | сюжета. Умело передает | |
наглядно-образным | расположение частей при | |
мышлением. При | рисовании сложных предметов | |
использовании навыков | и соотносит их по величине. | |
нетрадиционной техники | Применяет все знания в | |
рисования результат | самостоятельной творческой | |
получается недостаточно | деятельности. Развито | |
качественным. | художественное восприятие и | |
воображение. При | ||
использовании навыков | ||
нетрадиционной техники | ||
рисования результат получается | ||
качественным. Проявляют | ||
самостоятельность, инициативу | ||
и творчество. | ||
Декоративная | Различают виды | Умело применяют полученные |
деятельность | декоративного искусства. | знания о декоративном |
Умеют украшать предметы | искусстве. Украшают силуэты | |
простейшими орнаментами | игрушек элементами | |
и узорами с | дымковской и филимоновской | |
использованием | росписи с помощью | |
нетрадиционной техники | нетрадиционных материалов с | |
рисования. | применением нетрадиционной | |
техники рисования. Умеют украсить предмет различными способами рисования |
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка | Техника работы с материалами | Предметное и сюжетное изображение | Декоративная деятельность | |||
9 | 5 | 9 | 5 | 9 | 5 | |
В | В | В | В | С | В | |
В | В | С | В | С | С |
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Учебно-тематический план
Программа это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам:
«Осень»
«Овощи, фрукты»,
«Животные»,
«Деревья»,
«Цветы»,
«Птицы»,
«Сказки»,
«Игрушки»,
«Загадки Кляксочки»
«Волшебные краски».
Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
№ п/п | Тема занятий | Количество занятий |
1 год обучения | ||
Сентябрь | «Осень» | 4 |
Октябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Ноябрь | «Деревья» | 5 |
Декабрь | «Птицы» | 4 |
Январь | «Животные» | 4 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 5 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Кляксочки» | 4 |
Июнь | «Краски Лета» | 4 |
Всего за 1 год обучения: 42 | ||
2 год обучения | ||
Сентябрь | «Осень» | 4 |
Октябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Ноябрь | «Деревья» | 5 |
Декабрь | «Птицы» | 4 |
Январь | «Животные» | 4 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 5 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Кляксочки» | 4 |
Июнь | «Краски лета» | 4 |
Всего за 2 год обучения: 42 | ||
3 год обучения | ||
Сентябрь | «Осень» | 4 |
Октябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Ноябрь | «Деревья» | 5 |
Декабрь | «Птицы» | 4 |
Январь | «Животные» | 4 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 5 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Кляксочки» | 4 |
Июнь | «Краски Лета» | 4 |
Всего за 3 год обучения: 42 | ||
4 год обучения | ||
Сентябрь | «Осень» | 4 |
Октябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Ноябрь | «Деревья» | 5 |
Декабрь | «Птицы» | 4 |
Январь | «Животные» | 4 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 5 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Кляксочки» | 4 |
Июнь | «Краски Лета» | 4 |
Всего за 4 год обучения: 42 | ||
Общее количество занятий по Программе: 168 |
- Содержание программы
- Перспективное планирование первого года обучения - 2 младшая группа
Месяц | № | Тема занятия: | Программное содержание |
Сентябрь | «Осень» | ||
1 | «Знакомство с красками» «Солнышко» | Познакомить детей с красками и различным материалом для рисования. Рисование ладошками. | |
2 | «Мой любимый дождик» | Познакомить с техникой рисования пальчиками, Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий и сильный) используя точку и линию как средство выразительности. | |
3 | «Веселые мухаморы» 1 занятие | Продолжить знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность. | |
4 | «Веселые мухаморы» 2 занятие | Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания | |
Октябрь | «Овощи, фрукты» | Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись». Учить детей набирать краску на палец. Развивать мелкую моторику рук. | |
5 | «Веселый горох» | ||
6 | «Ягодки и яблоки на тарелке» | Продолжать учить детей набирать краску на палец. Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура. |
7 | «Собираем урожай» | Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки». Учить ребят наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге. | |
8 | «Приглашаем снегирей» | Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке рябины. | |
Ноябрь | «Деревья» | ||
9 | «Осенний пейзаж» | Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. Закрепить знание детей о цветах. | |
10 | «Маленькой елочке холодно зимой» | Познакомить детей с новой техникой «монотипия». Учить детей наносить краску не выходя за контур. Закрепить умение держать правильно кисть. | |
11 | «Деревья у озера» | Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Продолжать учить детей набирать гуашь на кисточку. | |
12 | «Рябинка» | Учить детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
Декабрь | «Птицы» | Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Побуждать детей дополнять изображение деталями. Развивать у детей чувства цвета и формы. | |
13 | «Веселые цыплята» | ||
14 | «Жили у бабуси два веселых гуся» | Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями. Развивать воображение. | |
15 | «Лебеди на озере» | Продолжать учить детей рисовать птиц при помощи ладони. Развивать тактильную чувствительность и зрительно- двигательную координацию. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы. | |
16 | «Люли, люли, люли, прилетели гули». | Совершенствовать у детей умение делать отпечатки двумя пальчиками одновременно. Закрепить представление о цветах. Развивать ориентировку в пространстве, координацию. |
Январь | «Животные» | Познакомить детей с новым способом раскрашивания «бумажная трубочка». Развивать творчество детей через выбор цвета. Учить детей рисовать трубочкой. | |
17 | «Котенок» | ||
18 | «Зайчонок» | Продолжать учить детей использовать трубочку как изобразительное средство. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать формировать навыки рисования. | |
19 | «Ёжик» | Совершенствовать умение рисовать ладонью. Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев. Воспитывать воображение. | |
20 | «Киска, киска, киска брысь» | Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев. Побуждать детей самостоятельно рисовать дорожку. Воспитывать радостное настроение у ребят. | |
Февраль | «Сказки» | Продолжать учить детей рисовать при помощи полиэтиленовой пленки море. Закрепить умение рисовать всей ладонью рыбок. Развитие творческого воображения. | |
21 | «Рыбки плавают, ныряют» |
22 | «Тили-бом, тили- бом, загорелся кошкин дом» Рисование + аппликация. | Закрепить навыки рисования полиэтиленовой пленкой. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. | |
23 | «Храбрый петушок» | Закрепить навыки рисования ладонью. Познакомить детей с новым приемом рисования « штампом». Развивать эстетическое восприятие. | |
24 | «Тень, тень, потетень» | Закрепить у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования пальцеграфия. Развивать мелкую моторику. Воспитывать радостное настроение от полученного результата. | |
Март | «Цветы» | Совершенствовать технику рисования пальцами. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе. | |
25 | «Мимоза для мамы» | ||
26 | «Цветок радуется солнышку» | Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток- штампов. Развивать чувство композиции. Воспитывать радостное настроение у детей. |
27 | «Цветик- | Совершенствование техники «монотипия». Закрепить умение владения кистью. Развивать мышление и творческое воображение. | |
семицветик» | |||
28 | «Цветочек» | Закрепить умение рисовать пальчиками. Совершенствовать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Воспитывать у детей аккуратность при рисовании пальцами. | |
29 | «Цветы в вазе» | Совершенствовать умения и | |
навыки рисования ладонью и | |||
пальчиками. | |||
Закрепить у детей знание цветов. | |||
Воспитывать радостное | |||
настроение. | |||
Апрель | «Игрушки» | Учить детей наносить отпечатки пальчиками не выходя за контур. Продолжать совершенствовать навыки рисования двумя пальцами одновременно. Воспитывать аккуратность | |
30 | «Конь ретивый, с длинной гривой» | ||
31 | «Разноцветная юла» | Учить детей рисовать при помощи бумажных трубочек разных видов. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося отпечатки трубочкой равномерно по всей поверхности рисунка. Воспитывать интерес к работе. |
32 | «Самолет, самолет, ты вези меня в полет» | Учить детей рисовать пятна, скатанными шариками из салфеток. Закрепить название цветовой гаммы. Развивать творческое воображение детей. | |
33 | «Мячики» | Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Воспитывать радостное настроение от полученного результата. | |
Май | 34 | «Загадки Кляксочки» «Сирень в корзине» | Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Побуждать детей к самостоятельности. Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы. |
35 | «Волшебные картинки» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать цветовосприятие у детей. | |
36 | «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования. Закрепить знания и умения полученные за год. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить начатое до конца, следуя игровой мотивации занятия. |
37 | «Вот и лето пришло» | Закрепить умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа, используя материал: трубочки, печатки. Закрепить умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. Развивать воображение и творчество. | |
Июнь | 38 | «Выставка рисунков детей данной группы» | Учить детей рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся рисунков. |
39 | «Божьи коровки на лужайке» | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков. | |
40 | «Бабочки» | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы | |
Июль | 41 | «Волшебные краски» «Закрепление пройденного материала» | Рисование на свободную тему. Используя различные техники рисования. Учить радоваться полученному результату. |
. | 42 | «Рисуем, что хотим» | Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
- Перспективное планирование второго года обучения - средняя группа
Месяц | № | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | «Осень» «Свободная тема» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках |
2 | «Укрась платочек» | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
3 | «Осеннее дерево» | Познакомить с приемами печати печатками. Воспитывать у ребенка художественный вкус. | |
4 | «Осенний букет» | Познакомить с приемом печати листьями. Развивать у детей чувство цвета. Работать аккуратно самостоятельно. | |
«Овощи, фрукты» | Продолжать учить детей технике пальчикового рисования. Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук. | ||
Октябрь | |||
5 | «Собираем ягоды» | ||
6 | «Огуречик, огуречик» | Учить детей технике рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. |
7 | «Овощной салат» | Учить ребят технике рисования боковой стороной пальца. Развивать чувства ритма и цвета. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | |
8 | «Апельсин и ананас» | Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки. Продолжать учить детей наносить на ладонь гуашь двух цветов. Развивать у детей композиционные умения. | |
Ноябрь | 9 | «Деревья» «Деревья с разноцветными листьями» | Познакомить детей с новой техникой «печать листьями». Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа. Развивать ориентировку в пространстве. |
10 | «Фруктовые деревья» | Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева. Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и штампом. Продолжать развивать ориентировку в пространстве. | |
11 | «Облетели с деревьев последние листочки» | Продолжать учить детей технике рисования на полиэтиленовой пленке. Сформировать у детей представления об изменении внешнего вида деревьев. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы. |
12 | «Осенний лес» | Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет. Показать прием печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции. | |
13 | «Птицы» «Два петушка ссорятся» | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка. Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно. Развивать творческое воображение. | |
Декабрь | 14 | «Каких я видел попугаев» | Продолжать учить детей использовать технику монотипия. Развивать у детей чувство цвета и формы. Закрепить основные цвета. |
15 | «У солнышка в гостях» | Продолжать знакомить детей с новой техникой «рисование по сырой бумаге». Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой. Развивать мелкую моторику рук. | |
16 | «Грач» | Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге». Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями. Поощрять детское творчество. | |
Январь | 17 | «Животные» «Ежик» | Познакомить детей с новой техникой- кляксография. Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения. Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности. |
18 | «Кто-кто в рукавичке живет» | Продолжать знакомить детей с техникой - трафарет. Развивать у детей цветовосприятие и чувство композиции. Развивать фантазию. | |
19 | «Звери под елочкой» | Продолжать знакомить детей с техникой кляксография. Развивать творчество у ребят через выбор цвета. Развивать усидчивость. | |
20 | «Лев – царь зверей» | Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия, набрызг. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. |
Февраль | 21 | «Сказки» «Жители страны Фантазии» | Продолжать учить детей рисовать кляксы. Учить детей фантазировать. Закрепить название теплых оттенков. |
22 | «Мышь и воробей» | Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета. Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской. Воспитывать аккуратность. | |
23 | «Ожившая сказка» | Развивать у детей образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей. | |
24 | «Рисуем сказку «Колобок» | Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета. Закрепить умение пользоваться трафаретами. Развивать воображение, наблюдательность, внимание. |
Март | 25 | «Цветы» «Открытка для мамы» | Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. |
26 | «Одуванчики» | Совершенствовать навыки рисования кляксами. Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг). Воспитывать эстетический вкус. | |
27 | «Астры» | Продолжать совершенствовать навыки рисования кляксами. Развивать у детей координацию и силу движений. Воспитывать радостное настроение от полученного результата. | |
28 | «Цветы на клумбе» | Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: монотипия, штампы, кляксы. Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета. Развивать творчество, воображение. | |
Апрель | 29 | «Игрушки» «Лошадка» | Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования тычком и пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к народной игрушке. |
30 | «Веселые зайчики» | Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой. Совершенствовать умения детей подбирать цвета. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | |
31 | «Плыви, плыви, кораблик» | Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге. Совершенствовать навыки рисования при помощи трафарета. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | |
32 | «Петушок да курочка» | Учить детей изображать игрушки, передавая сходство с реальным предметом. Упражнять в проведении толстых и тонких линий при помощи пальцев. Развивать творчество у ребят. |
Май | 33 | «Загадки Кляксочки» «В гостях у красок» | Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования. Поддерживать интерес к изодеятельности. Доставить детям радость и удовольствие. |
34 | «Сегодня мы волшебники» | Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования кляксография. Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне. Развивать у детей фантазию, воображение. | |
35 | «Подарки для кошки Мурки» | Закрепить навыки и умения использования различных материалов для создания выразительного образа. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. Воспитывать желание помочь друг другу. | |
36 | «В гостях у Королевы-кисточки и Кляксочки» | Выявить знания детей полученные за год. Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы. Вызвать эмоциональный отклик, побуждать активно участвовать в развлечении. | |
Июнь | 37 | «Лето нашего края» | Учить детей рисовать по мокрому слою бумаги. Продолжать учить рисовать деревья. Подбирать колорит лета. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа. |
38 | «Цветы» | Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение. | |
39 | «Цыпленок» | Рисование с помощью «Риса», ватные палочки. Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу и окрашивать крупу в нужный цвет. | |
40 | «Плюшевый медвежонок» | Помочь детям освоить способ изображения –рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. | |
Июль | 41 | «Волшебные краски» «Солнышко» | Рисование ладошками. Закреплять технику печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки-лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать умение работать индивидуально. |
42 | «Лето» | Рисование картины по теме используя различные техники рисования. Учить работать самостоятельно используя широкую цветовую гамму. Учить радоваться полученному результату. |
- Перспективное планирование третьего года обучения - старшая группа
Месяц | № | Тема занятия | Программное содержание |
сентябрь | 1 | «Осень» «Бабочки» | Закреплять навыки работы техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность. |
2 | «Осенний букет» | Развивать умение творчески применять способ изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов , полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Развивать детское творчество, инициативность, изобразительные творческие способности. | |
3 | «Воздушные шары» | Закрепить представления детей о цветовом многообразии, закрепить умение различать основные цвета. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоение способов их получения. | |
4 | «Компоты и варенья» | Закрепить вид изобразительной техники-печатания фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувство композиции, световосприятие, память, наблюдательность. Обобщать знания о фруктах и ягодах. | |
Октябрь | 5 | «Овощи, фрукты» «Яблоки» | Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой «способом тычка». Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус. |
6 | «Во саду ли, в огороде» | Познакомить детей с техникой рисования свечой. Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь. Развивать творческое мышление и воображение. | |
7 | «Мы делили апельсин» | Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой. Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | |
8 | «Страна Лимония» | Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок. Побуждать изображать по представлению доступными им средствами выразительности. Развивать фантазию, воображение детей. |
Ноябрь | 9 | «Деревья» «Осенние букеты» | Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. |
10 | «Осенние мотивы» | Совершенствовать навыки рисования кляксами. Продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски. Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования. | |
11 | «Золотая осень» | Продолжать обучать детей приемам работы в технике рисования свечой. Учить использовать в работе разнофактурный материал. Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. |
12 | «Деревья смотрят в лужи» | Познакомить детей с новой техникой монотия по- сырому. Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | |
Декабрь | 13 | «Птицы» «Лебедушка и петушок» | Продолжать совершенствовать умение рисовать птиц при помощи руки. Формировать у детей желание украшать иллюстрацию декоративными элементами. Развивать творческое воображение детей. Учить детей создавать |
14 | «Сова и синица» | целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: вырезывания и наклеивания. Закрепить технику создания изображения на плоскости и в полуобъеме при помощи ватных шариков. Развивать мелкую моторику рук. |
15 | «Воробушки зимой» | Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге. Закрепить умения красиво размещать изображения на листе. Развивать композиционные умения. | |
16 | «Птицы на ветках» | Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. Развивать эстетическое восприятие. | |
Январь | 17 | «Животные» «Кони на лугу» | Учить детей составлять композицию с фигурами лошадей. Продолжать учить детей рисовать способом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. |
18 | «Динозавры» | Совершенствовать навыки рисования при помощи ладошки. Закрепить технику рисования пальцами. Развивать фантазию, творческую активность в выборе формы, цвета, дополнительных элементов. |
19 | «Животные из «Простоквашино» | Продолжать осваивать способ создания знакомого образа посредством ватных шариков на горизонтальной плоскости. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. | |
20 | «Животные пустыни» | Продолжать учить детей технике набрызг. Закрепить навыки рисования при помощи трафарета. Расширить представление детей о пустыне. Воспитывать у ребят интерес к природе разных климатических зон. | |
Февраль | 21 22 | «Сказки» «Сказочная птица» «Кто, кто в теремочке живет?» | Совершенствовать навыки рисования ладошкой. Закрепить у детей умение смешивать краску на палитре. Развивать воображение, фантазию. Продолжать учить детей работать в технике - трафарет. Побуждать ребят вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения. |
23 | «Дома в городе снеговиков» | Учить детей новой технике рисования восковыми мелками и акварелью. Учить ребят передавать образ сказочного домика. Развивать чувство композиции. | |
24 | «Кот, петух и лиса» | Закрепить у детей умение передавать сюжет сказки, используя знакомые нетрадиционные техники рисования. Развивать творчество, фантазию. Развивать стремление выполнять работу красиво. | |
Март | 25 | «Цветы» «Черемуха» | Закрепить умение рисовать ветку черемухи способом тычка. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. |
26 27 | «Мимоза» «Цветик- разноцветик» | Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. Поощрять детское творчество, инициативу. Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно- эмоциональное восприятие окружающего мира. |
28 | «Георгины» | Продолжать совершенствовать умения и навыки используя техники кляксография, набрызг. Развивать наблюдательность. Развивать умение предвидеть результат, достигать его. | |
29 | «Игрушки» «Барабан висит на ленте» | Познакомить детей с новой техникой рисования «граттаж». Формировать умение получать четкий контур рисуемого объекта. Развивать эстетические чувства. | |
Апрель | 30 | «Веселые матрешки» | Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж». Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. |
31 | «Кукла с мячиком» | Совершенствовать навыки рисования используя нетрадиционную технику граттаж. Продолжать учить детей сильнее нажимать на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. Развивать мелкую моторику рук. | |
32 | «Машинки на стоянке» | Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж». Продолжать учить создавать композицию рисунка. Развивать чувство ритма. | |
Май | 33 | «Загадки Кляксочки» «Необычные рисунки для Матроскина» | Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования. Продолжать развивать у ребят творческое воображение, фантазию, мышление. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал. Доводить начатое до конца. |
34 | «Космический | Совершенствовать умения и | |
коллаж» | навыки в свободном | ||
экспериментировании с | |||
материалами, необходимыми для | |||
работы в нетрадиционных | |||
техниках. | |||
Развивать воображение и | |||
творчество. | |||
Развивать умение | |||
самостоятельно располагать | |||
изображение на листе бумаги. | |||
Вызывать эмоциональное | |||
отношение к образу. | |||
35 | «Мои маленькие | Закрепить умения использовать в | |
друзья из | работе нетрадиционные техники | ||
Простоквашино» | рисования тычком, по-сырому, | ||
граттаж. | |||
Развивать чувство композиции и | |||
ритма. | |||
Развивать у детей воображение, | |||
интерес к результатам | |||
рисования. | |||
Понимать рисунок, как средство | |||
передачи впечатлений. | |||
36 | «Вот и лето | Совершенствовать умение делать | |
пришло» | отпечатки ладонями и | ||
дорисовывать их до | |||
определенного образа. | |||
Закрепить умение продумывать | |||
расположение рисунка на листе. | |||
Развивать воображение и | |||
творчество. | |||
иИ июнь И | 37 | «Одуванчики» | Закреплять умение использовать для создания изображения понравившиеся техники. Развивать интерес к самостоятельно художественной деятельности. |
38 | «Летняя фантазия» | Развивать фантазию, воображение, композиционные умения. Упражнять в рисовании методом размывания краски. Воспитывать инициативность, интерес к рисованию | |
39 | «Пейзаж у озера» | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства используя технику –монотипия. Развивать умение детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом. | |
40 | «Цветущая клумба» | Совершенствовать навыки работы в технике кляксография. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. Развивать у детей творческое воображение. | |
ИюльИюль Июль | 41 | «Волшебные краски» «Сказочный лес» | Продолжать учить детей технике кляксография. Закрепить навыки рисования по сырому. Закрепить знание детей о пейзаже. Развивать фантазию, воображение. |
42 | «Рисую, что хочу» | Совершенствовать навыки самостоятельно выбрать тему рисунка и технику рисования. Закрепить полученные знания за учебный год. Развить творческое воображение, учить радоваться полученному резкльтату. |
- Четвертый год обучения - подготовительная к школе группа
Месяц | № | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | «Осень» «Ежики» | Познакомить детей с техникой печати листьями, яблоками. Познакомить с новым материалом пастель.. Учить создавать фон пастелью. |
2 | «Лебеди на пруду» | Познакомить детей с техникой –монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. | |
3 | «Осенние деревья» | Познакомить с техникой печатания капустными листами | |
4 | «Осенние листья» | Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования-зентангл. | |
Октябрь | 5 | «Овощи, фрукты» «Овощи и фрукты- герои сказки» | Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре. Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге. Развивать образное восприятие, чувство цвета. |
6 | «Дары природы» | Совершенствовать технику рисования «монотипия». Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | |
7 8 | «Натюрморт с арбузом» | Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта. Предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок. Развивать творческую активность. | |
«Фрукты» | Продолжать совершенствовать технику по сырому с отражением. Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь | 9 | «Деревья» «Ветка рябины в вазе» | Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при использовании нетрадиционных техник. Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности рябины. Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала. |
10 | «Осенняя береза» | Познакомить детей с новой техникой «рисование свечей». Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. | |
11 | «Дерево под ветром и дождем» | Продолжать знакомить детей с техникой «рисование свечей». Учить детей изображать различные образы деревьев. Развивать у ребят фантазию при выборе изобразительного материала и составление композиции. | |
12 | «Новогодняя елка» | Учить изображать деревья с помощью рисования смятой бумагой, жесткой кистью, мелками. Продолжать обучать детей способам действий жесткой кистью. Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить изображения каких-либо небольших предметов. |
Декабрь | 13 | «Птицы» «Снегири на ветках» | Совершенствовать навыки рисования способом «тычка». Развивать умение самостоятельно создавать композицию. |
14 | «Дятел и кукушка» | Закрепить навыки рисования при помощи трафарета. Продолжать учить детей рисованию свечей. Развивать мелкую моторику рук. | |
15 | «Цапля с птенчиком» | Продолжать совершенствовать технику граттаж. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент. Развивать композиционное и пространственное восприятие. | |
16 | «Голуби на черепичной крыше» | Совершенствовать навыки нетрадиционной техники – трафарет. Развивать у детей чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности. |
Январь | 17 | «Животные» «Пушистые детеныши животных» | Учить детей изображать пушистого животного в какой- либо позе или движении. Продолжать учить детей использовать при изображении шерсти материал разного вида: поролон, трубочка. Развивать творческое воображение. |
18 | «Домашние животные» | Продолжать учить детей рисовать домашних животных разными материалами по фону. Совершенствовать умение составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер. Развивать творческую активность. | |
19 | «Звери в зоопарке» | Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу. Совершенствовать технику рисования пальцами, «кляксографией», тычком. Развивать любознательность. | |
20 | «Кто живет в зимнем лесу» | Совершенствовать навыки изображения животных, используя нетрадиционные техники рисования. Продолжать учить, самостоятельно выбирать технику рисования. Развивать чувство цвета и композиции. |
Февраль | 21 | «Сказки» «Лиса и журавль» | Закрепить навыки рисования «по сырому». Закрепить умение смешивать на палитре краску. Развивать у детей усидчивость. |
22 | «Фонари в городе Снеговиков» | Познакомить детей с новой техникой «батик». Учить детей рисовать по ткани. Формировать эстетический вкус. | |
23 | «Сказочный подсолнух» | Продолжать знакомить детей с техникой «батика». Развивать у детей чувство цветовосприятия. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы. | |
24 | «Сказочный дом – гриб» | Учить детей самостоятельно придумывать и изображать дом- гриб, при помощи нетрадиционных техник рисования. Развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую моторику. | |
Март | 25 | «Цветы» «Цветы в вазе» | Совершенствовать технику рисования «граттаж». Продолжать формировать чувство композиции и ритма. Развивать чувственно – эмоциональное восприятие окружающего мира. |
26 | «Цветочек в горшочке» | Закрепить приемы работы в технике кляксография. Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. | |
27 | «Маки» | Продолжать совершенствовать технику изображения - граттаж. Совершенствовать приемы работы с острым краем палочки. Воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. | |
28 | «Цветок, который смотрит в воду» «Нарцисс» | Продолжать учить детей навыкам рисования техникой «батик». Продолжать учить детей рисовать по ткани, используя гуашь. Закрепить представление о внешнем виде цветка. | |
Апрель | 29 | «Игрушки» «Веселые человечки» | Продолжать знакомить детей с техникой граттаж. Закрепить и усложнить способ изображения фигурки человека. Воспитывать у детей аккуратность в работе. |
30 | «Золотой петушок» | Совершенствовать навыки изображения сказочного персонажа, выполняя работу в технике тампонирование. Закрепить знание детей о цветовой гамме. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. | |
31 | «Баба Яга и леший» | Учить детей изображать при помощи деревянной и ватной палочек, способов действий и взаимоотношений героев. Развивать чувство композиции. Развивать интерес к народному творчеству. | |
32 | «Игрушки для детского сада» | Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности форм предметов. Продолжать учить детей использовать техники рисования: пальцеграфия, штампы, печатки, набрызг. Развивать самостоятельность, творческую активность. |
Май | 33 | «Загадки Кляксочки» «Загадочный мир космоса» | Совершенствовать умения и навыки подбирать материал, соответствующий технике нетрадиционного рисования. Продолжать учить детей создавать многоплановую сюжетную композицию. Закрепить знания детей о различных техниках рисования: батик, граттаж, кляксография. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику. |
34 | «С днем рождения, мой город» | Учить детей рисовать праздничный поселок, передавая архитектурные особенности зданий. Продолжать совершенствовать навыки детей выбирать необходимые для рисунка материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, трубочки, палочки и т.д. Воспитывать любовь к родному поселку. | |
35 | «Мир, в котором мы живем» | Показать целостность окружающего мира, раскрыть образ природы. Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков. Совершенствовать технические навыки в рисовании граттажем. Развивать наблюдательность. |
36 | «КВН по изобразительной деятельности» | Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения нетрадиционной техники рисования. Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях. Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства. Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный изобразительно- художественному искусству. | |
июнь | 37 | «Краски лета» «Красивые бабочки» | Совершенствовать технику рисования ладошкой, Учить украшать бабочку используя ватные палочки, развивать чувство цвета. Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства. |
38 | «Радуга-дуга» | Рисование по мокрому. Развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой, развитие воображения, фантазии, чувства цвета, восприятия цвета, продолжать знакомить с техникой рисования гуашью по мокрому | |
39 | «Цветик-семицветик» | Освоение цветовой гаммы. Развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие. | |
40 | «Облака» | Продолжить знакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
Июль | 41 | «Волшебные краски» «Унылая пора» | Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции, используя нетрадиционные техники рисования. Совершенствовать навыки смешивания красок. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов. |
42 | «Волшебный цветок» | Совершенствовать навыки рисования в технике батик. Формировать умения и навыки рисования по ткани. Воспитывать воображение, фантазию |
.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список литературы
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
- Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008;
№5,7/2009
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
- Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
- Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.
Приложения
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Печать по трафарету.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Монотипия предметная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения
отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой.
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой.
Возраст: от пяти лет, Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Акварельные мелки.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Тычкование.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает
квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
Монотипия пейзажная.
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Зентагл
Зентангл — это техника рисования повторяющихся узоров, которые затем складываются в абстрактное изображение. Это один из видов арт-терапии. Узоры, из которых образуется картинка, называются танглами.
Это и творчество, и медитация, и удовольствие, и способ создания оригинальных рисунков, ценных как самостоятельные произведения или способных украсить узором почти что угодн