Проектная деятельность
Проект по театрализованной деятельности
«Театр + театр»
старший дошкольный возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_proekt.docx | 129.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко» п. Светлый
Проект по театрализованной деятельности
«Театр + театр»
старший дошкольный возраст
Составила:
Инструктор по физической культуре
Сотникова Людмила Михайловна
п. Светлый 2014-2015г.г.
Актуальность проекта:
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче; недостаточное внимание родителей и детей к театру, несформированные умения детей в «актерском мастерстве», поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду стало опорной точкой для создания этого проекта.
Вид проекта: Творческий, игровой.
Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, а также развитие позитивных качеств личности.
Задачи проекта:
- Пробудить интерес к театру.
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Учить детей различным средствам импровизации (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).
- Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
- Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Участники проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет,
- инструктор по физической культуре,
- воспитатели,
- родители воспитанников.
Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Срок реализации проекта: Сентябрь 2014г. – май 2015г.
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, представления драматизации, игры, этюды, утренники, спортивные праздники.
Ожидаемые результаты:
- Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
- Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
- Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
- Развитие речевого взаимодействия, памяти, мышления, внимания и воображения.
- У детей исчезает чувство страха за ошибку.
- Театрально-игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:
- Коммуникативный – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;
- Социальный – в выборе места партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
- Информационный – в общении к различным источникам информации при обсуждении темы, способов действия;
- Деятельностный – это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве, в выборе планирования дел;
- Здоровьесберегающий – в самостоятельном регулировании активности, свободном выборе позы, длительности и темпа выполнения.
Формы работы:
- организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
- организация совместных с родителями мероприятий;
- организация театральных вечеров (показ сказок и представлений).
Формы работы с родителями:
- Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
- Открытые показы занятий и театральных представлений.
- Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
- Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Основные этапы проекта:
Исследовательский (предварительный) этап: (сентябрь)
- Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков;
- изучение методической литературы.
- организация предметно-развивающей среды.
- составление перспективного плана театрализованной деятельности.
Практический этап: (октябрь – апрель)
- Последовательно знакомить детей с различными видами театра, приобщать к театральному искусству.
- Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.
- Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- Совершенствование артистических навыков детей.
- Повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста, перенос игровой театрализованной деятельности в семью.
Заключительный этап: (май)
- Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.
- Представление опыта работы по театрализованной деятельности детей через презентацию проекта.
Ход реализации проекта:
Исследовательский (предварительный) этап:
- Изучение методической литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- СанПиН.
- А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
- И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
- Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
- Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.
- С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
- Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
- В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
- Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
- Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
- Организация предметно-развивающей среды:
Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.
- Ширмы.
- Куклы би-ба-бо.
- Плоскостные театры.
- Фланелеграф.
- Пальчиковые игрушки.
- Театр резиновой игрушки.
- Театр мягкой игрушки.
- Маски.
- Уголок ряжения.
- Театр рукавичек.
- Теневой театр.
- Театр ложек.
- Конусные куклы.
- Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные).
- Атрибуты для танцевальных импровизаций.
- Составление перспективного плана театрализованной деятельности.
Содержание работы:
- Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровые, песенные и танцевальные импровизации.
- Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнить представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих их. Уметь определять существенные признаки предмета. Совершенствовать умение детей ориентироваться в группе, в помещении детского сада. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к куклам, игрушкам. Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и называть.
- Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол би-ба-бо.
- Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами с «живой рукой».
- Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой рукой». Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
- Продолжать воспитывать гуманные чувства детей, развивать стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Приучать правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических спектаклей.
- Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматических спектаклей. Подводить детей к коллективному сочинению детской оперы на стихотворный текст.
- Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создать яркий, запоминающийся образ.
- Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включая их в игровые импровизации.
- Воспитывать желание играть с театральными куклами.
- Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
- Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Театральные занятия в старшем дошкольном возрасте:
Работа над этюдами даёт возможность ребёнку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы.
Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актёрского мастерства, что даёт возможность овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.
В конце сентября дети знакомятся с куклами – марионетками, узнают, что марионетки приводятся в движение при помощи ваги (деревянной крестовины, к которой на ниточке подвешивается кукла). Держа вагу горизонтально за середину и направляя её в право и влево, кукловод приводит её в движение.
Для того, чтобы ритмически организовать движение кукол, используются русские народные мелодии. Когда дети усвоят принципы управления куклой, им предлагается почитать потешки о животных. Так появляется спектакль «В гостях у Василисы», поставленный по мотивам русских народных потешек.
С куклами – марионетками в русских костюмах, малыши водят хороводы, импровизируя танцевальные движения напевая при этом любую русскую народную песню.
Во второй половине года дети знакомятся с новым видом кукол – с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способна передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.
К конце года дети старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, с «живой рукой). Все свои умения и навыки дети используют в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие сценки, разученные ранее. Спектакль в такой форме является итоговым и подводит итог в работе с детьми за год, даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки.
Перспективно-тематический план
(сентябрь-ноябрь)
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Занятия и репертуар Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий» |
Игровое творчество | Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения | Шапочки зверей, фонограмма | «Мишки-шалунишки», «Магазин игрушек», «Зайчата» |
Песенное творчество | Предлагать детям сочинять музыку в жанре марша и танца (народная пляска, марш, вальс, полька) | Мягкая игрушка | «По ровненькой дорожке», «Как у наших у ворот», «Лето» (вальс), «Мишка с куклой» |
Танцевальное творчество | Поощрять стремление детей сочинять танцевальные характеристики персонажей кукольного театра | Театр марионеток, фонограмма |
|
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Обучать детей играть попевки, построенные на интервале секунды | Металлофон | «Дождик-дождик», «Сорока-сорока», «Гармошка» |
Основные навыки театрального мастерства | Методы формирования навыков театрального мастерства | Средства формирования навыков театрального мастерства | Содержание работы, занятия |
Основы кукловождения. | Познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток | Куклы-марионетки: лошадка, петушок, кот, мышки, фонограмма | «К нам пришла лошадка», «Мыши и кот», «Кот и петушок» Зан.1-4, 5-8, 9-12 Стр.145-171 Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий» |
Основы кукольного театра | Вызывать интерес к театру марионеток, желание участвовать в спектакле | Куклы-марионетки, русские народные костюмы, фонограмма | |
Основы актёрского мастерства | Развивать память и фантазию детей | Работа у зеркала | Этюды на усмотрение воспитателя |
Основные принципы драматизации | Продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке | Драматизация в костюмах, декорации | «Колосок» |
Праздники, досуги, развлечения | Приобщать к фольклору. Учить эмоционально реагировать на выступление детей | Куклы-марионетки | Спектакль на усмотрение воспитателя |
(декабрь-февраль)
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Занятия и репертуар Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий» |
Игровое творчество | Поощрять инициативу и активность детей при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер одного персонажа другому | Шапочки зверей, костюмы, фонограмма | «Зайчик и лиса», «Котик и козлик», «Красная Шапочка и волк» |
Песенное творчество | Побуждать детей сочинять коллективно песни в характере своего героя | Шапочки зверей, костюмы, марионетки | «Тень-тень», «Барашек и Петя», «Зайка и Мишка» |
Танцевальное творчество | Развивать умение импровизировать движения вальса и польки, используя кукол-марионеток | Театр марионеток | «Кот Леопольд» (муз. Резникова) |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Учить детей исполнять попевки в пределах звукоряда
| Металлофон | «Петушок», «Кап-Кап-Кап», «Марш» Е Тиличеева |
Основные навыки театрального мастерства | Методы формирования навыков театрального мастерства | Средства формирования навыков театрального мастерства | Содержание работы, занятия |
Основы кукловождения. | Побуждать детей создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами – марионетками | Куклы-марионетки в русских костюмах, фонограмма | Зан.13-16,17-20, 21-24, Стр.166-187 Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий» |
Основы кукольного театра | Прививать устойчивый интерес к театру марионеток, желание импровизировать с куклами-марионетками | Куклы-марионетки, атрибуты к спектаклю, фонограмма | |
Основы актёрского мастерства | Развивать выразительность жеста. | Работа у зеркала | «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Золушка» |
Основные принципы драматизации | Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке | Драматизация в костюмах, с декорациями, в предметном окружении | «Лисичка-сестричка и серый волк» |
Праздники, досуги, развлечения | Воспитывать положительное отношение к праздникам, учить детей правильно оценивать поступки | Атрибуты, костюмы, необходимые для конкретного праздника | На усмотрение муз. рук и воспитателя. По тематическому плану |
(март - май)
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Занятия и репертуар Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий» |
Игровое творчество | Побуждать детей коллективно создавать образы персонажей, постоянно ощущая своего партнёра, стремясь подыграть ему. | Фонограмма, костюмы, необходимые атрибуты | «Карабас-Барабас и Буратино», «Мальвина и Пьеро» |
Песенное творчество | Воспитывать устойчивый интерес к песенному творчеству. | Настольный театр | «Девочка чумазая» А. Барто |
Танцевальное творчество | Побуждать детей к поиску выразительных движений, для передачи характера персонажей | Костюмы персонажей спектакля, атрибуты для импровизаций | Танцевальные импровизации к сказке «Буратино» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять подбирать знакомые попевки от разных звуков и включать их в игровые импровизации | Металлофон, куклы с живой рукой. | Русские народные мелодии. |
Основные навыки театрального мастерства | Методы формирования навыков театрального мастерства | Средства формирования навыков театрального мастерства | Содержание работы, занятия |
Основы кукловождения. | Познакомить детей с приёмами вождения кукол «живой рукой» | Куклы с «живой рукой» | Зан. 25-28, 29-32, 33- 36 Стр. 188-204 Занятия 33-36 на оценку деятельности. Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» |
Основы кукольного театра | Развивать интерес к театру кукол с «живой рукой» | Куклы с «живой рукой», фонограмма | |
Основы актёрского мастерства | Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера | Работа у зеркала | «Потерялся», «Котята», «Маленький щенок», «Скульптор», «Робкий», «Повар-лгун» |
Основные принципы драматизации | Использовать в театрализованной деятельности импровизационные возможности детей | Костюмы, декорации, верховые куклы | Сказка на усмотрение воспитателя |
Праздники, досуги, развлечения | Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивать желание импровизировать | Костюмы и декорации необходимые для проведения праздников | Поездка в театр. Праздники на усмотрение воспитателя и муз. рук. |
Практический этап: (октябрь – апрель)
- Последовательно знакомить детей с различными видами театра, приобщать к театральному искусству:
- Беседа «Что такое театр?»
- Рассматривание:
- открыток с разными видами театра: оперный, драматический, музыкальной комедии, кукольный.
- Театральных афиш, билетов.
- Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.
- Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
Виды творческой деятельности:
- Игровое творчество;
- Основы кукловождения;
- Основы актерского мастерства;
- Основы кукольного театра;
- Драматизации.
- Совершенствование артистических навыков детей:
- Репетиции спектаклей «Красная шапочка», «Приключения Буратино».
- Исследовательское наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».
- Беседа «Театральный словарь» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлер, режиссер, сцена, декорации, антракт и тд.
- Показ театрализованных спектаклей для младших групп и родителей.
- Повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста, перенос игровой театрализованной деятельности в семью:
- Консультация для родителей «Театр дома»;
- Сотрудничество с родителями: помощь в изготовлении театра (варежковый, пальчиковый вязанный, плоскостной бумажный и т.д.).
Заключительный этап: (май)
- Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.
Мониторинг выполнения задач проекта «Театр+театр» (оценка педагога)
Критерии оценки:
1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощено держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;
- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т.д.);
- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;
- в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.
3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и физкультурных занятиях;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;
- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.
4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:
- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;
- организуются выступления перед малышами.
Таблица 2. Оценка знаний, умений и навыков детей
Оценка знаний, умений и навыков детей | ||||||||||||||
0 - отлично | Х - хорошо | У - удовлетворительно | - неудовлетворительно | |||||||||||
Группа | Этюдный тренаж | Игры-драматизации | Этюды с куклами | Кукольные спектакли | Общая оценка | |||||||||
Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
|
Иванов П | о | о | у | х | х | х | о | о | о | х | х | х | х | хорошо |
Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:
Этюдный тренаж (мастерство актёра)
- Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
- Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
- Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
- Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры – драматизации
- Желание участвовать в играх-драматизациях;
- Умение общаться с партнёром;
- Способность импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
- Желание играть с куклой;
- Умение управлять ею;
- Способность импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
- Желание участвовать в спектаклях;
- Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
- Способность создавать образ с помощью кукол театра.
II. Представление опыта работы по театрализованной деятельности детей через презентацию проекта.
Сотникова Людмила Михайловна