Проектная деятельность

Сотникова Людмила Михайловна

Проект по театрализованной деятельности

«Театр + театр»

 старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_proekt.docx129.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко» п. Светлый

Проект по театрализованной деятельности

«Театр + театр»D:\театр морды.jpg

 старший дошкольный возраст

Составила:

 Инструктор по физической культуре

Сотникова Людмила Михайловна

        

п. Светлый 2014-2015г.г.

Актуальность проекта:

        Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.

        Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир.

        Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

         Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче; недостаточное внимание родителей и детей к театру, несформированные умения детей в «актерском мастерстве», поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду  стало опорной точкой для создания этого проекта.

Вид проекта: Творческий, игровой.

Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, а также развитие позитивных качеств личности.

Задачи проекта: 

  1. Пробудить интерес к театру.
  2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  3. Учить детей различным средствам импровизации (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).
  4. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
  5. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
  6. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.

Участники проекта: 

  • Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет,
  • инструктор по физической культуре,
  •  воспитатели,
  • родители воспитанников.

Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Срок реализации проекта: Сентябрь 2014г. –  май 2015г.

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, представления драматизации, игры, этюды, утренники, спортивные праздники.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
  2. Значительное расширение представлений  детей о театральной культуре.
  3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей  театральной культуры.
  4.  Развитие речевого взаимодействия, памяти, мышления, внимания и воображения.
  5. У детей исчезает чувство страха за ошибку.
  6. Театрально-игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:
  • Коммуникативный – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;
  • Социальный – в выборе места партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
  • Информационный – в общении к различным источникам информации при обсуждении темы, способов действия;
  • Деятельностный – это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве, в выборе планирования дел;
  • Здоровьесберегающий – в самостоятельном регулировании активности, свободном выборе позы, длительности и темпа выполнения.

Формы работы:

  • организация обучающих,  развивающих и творческих занятий;
  • организация совместных с родителями мероприятий;
  • организация театральных вечеров (показ сказок и представлений).

Формы работы с родителями:

  1. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
  2. Открытые показы занятий и театральных представлений.
  3. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
  4. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Основные этапы проекта:

Исследовательский (предварительный) этап: (сентябрь)

- Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков;

-  изучение методической литературы.

- организация предметно-развивающей среды.

- составление перспективного плана театрализованной деятельности.

Практический этап: (октябрь – апрель)

- Последовательно знакомить детей с различными видами театра, приобщать к   театральному искусству.

- Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.

- Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- Совершенствование артистических навыков детей.

- Повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста, перенос игровой театрализованной деятельности в семью.

Заключительный этап: (май)

- Проведение мониторинга исполнения задач  проекта.

На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.  

   - Представление опыта работы по театрализованной деятельности детей через презентацию проекта.

Ход реализации проекта:

Исследовательский (предварительный) этап:

-  Изучение методической литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. СанПиН.
  3. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  4. И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
  5. Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  6. Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.
  7. С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
  8. Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва  изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
  9. В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
  10. Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
  11. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

-  Организация предметно-развивающей среды:

Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.  

  1. Ширмы.
  2. Куклы би-ба-бо.
  3. Плоскостные театры.
  4. Фланелеграф.
  5. Пальчиковые игрушки.
  6. Театр резиновой игрушки.
  7. Театр мягкой игрушки.
  8. Маски.
  9. Уголок ряжения.
  10. Театр рукавичек.
  11. Теневой театр.
  12. Театр ложек.
  13. Конусные куклы.
  14. Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные).
  15. Атрибуты для танцевальных импровизаций.

- Составление перспективного плана театрализованной деятельности.

Содержание работы:

  1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей  в создании художественного образа, используя для этого игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  3. Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнить представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих их.  Уметь определять существенные признаки предмета. Совершенствовать умение  детей ориентироваться в группе, в помещении детского сада. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к куклам, игрушкам. Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и называть.
  4. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закреплять правильное  произношение  всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол би-ба-бо.
  5. Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами с «живой рукой».
  6. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой рукой». Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого  движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
  7. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
  8. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей, развивать стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Приучать правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических спектаклей.
  9. Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа  персонажа кукольного и драматических спектаклей. Подводить детей к коллективному сочинению детской оперы на стихотворный текст.
  10. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создать яркий, запоминающийся образ.
  11. Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включая их в игровые импровизации.
  12. Воспитывать желание играть с театральными куклами.
  13. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
  14. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Театральные занятия в старшем дошкольном возрасте:

Работа над этюдами даёт возможность ребёнку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы.

Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актёрского мастерства, что даёт возможность овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

В конце сентября дети знакомятся с куклами – марионетками, узнают, что марионетки приводятся в движение при помощи ваги (деревянной крестовины, к которой на ниточке подвешивается кукла). Держа вагу горизонтально за середину и направляя её в право и влево, кукловод приводит её в движение.

Для того, чтобы ритмически организовать движение кукол, используются русские народные мелодии. Когда дети усвоят принципы управления куклой, им предлагается почитать потешки о животных. Так появляется спектакль «В гостях у Василисы», поставленный по мотивам русских народных потешек.

С куклами – марионетками в русских костюмах, малыши водят хороводы, импровизируя танцевальные движения напевая при этом любую русскую народную песню.

Во второй половине года дети знакомятся с новым видом кукол – с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способна передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.

К конце года дети старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, с «живой рукой). Все свои умения и навыки дети используют в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие сценки, разученные ранее. Спектакль в такой форме является итоговым и подводит итог в работе с детьми за год, даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки.

Перспективно-тематический план

(сентябрь-ноябрь)

Виды творческой деятельности

Методы развития творческих способностей

Средства развития творческих способностей

Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество

Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения

Шапочки зверей, фонограмма

«Мишки-шалунишки», «Магазин игрушек», «Зайчата»

Песенное творчество

Предлагать детям сочинять музыку в жанре марша и танца (народная пляска, марш, вальс, полька)

Мягкая игрушка

«По ровненькой дорожке», «Как у наших у ворот», «Лето» (вальс), «Мишка с куклой»

Танцевальное творчество

Поощрять стремление детей сочинять танцевальные характеристики персонажей кукольного театра

Театр марионеток, фонограмма

 

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Обучать детей играть попевки, построенные на интервале секунды

Металлофон

«Дождик-дождик», «Сорока-сорока», «Гармошка»

Основные навыки театрального мастерства

Методы формирования навыков театрального мастерства

Средства формирования навыков театрального мастерства

Содержание работы, занятия

Основы кукловождения.

Познакомить детей с приёмами  кукловождения марионеток

Куклы-марионетки: лошадка, петушок, кот, мышки, фонограмма

«К нам пришла лошадка», «Мыши и кот», «Кот и петушок»

Зан.1-4, 5-8, 9-12

Стр.145-171

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий»

Основы кукольного театра

Вызывать интерес к театру марионеток, желание участвовать в спектакле

Куклы-марионетки, русские народные костюмы, фонограмма

Основы актёрского мастерства

Развивать память и фантазию детей

Работа у зеркала

Этюды на  усмотрение воспитателя

Основные принципы драматизации

Продолжать развивать  умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке

Драматизация в костюмах, декорации

«Колосок»

Праздники, досуги, развлечения

Приобщать к фольклору. Учить эмоционально реагировать на выступление детей

Куклы-марионетки

Спектакль на усмотрение воспитателя

 

(декабрь-февраль)

Виды творческой деятельности

Методы развития творческих способностей

Средства развития творческих способностей

Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество

Поощрять инициативу и активность детей при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер одного персонажа другому

Шапочки зверей, костюмы, фонограмма

«Зайчик и лиса», «Котик и козлик», «Красная Шапочка и волк»

Песенное творчество

Побуждать детей сочинять коллективно песни в характере своего героя

Шапочки зверей, костюмы, марионетки

«Тень-тень», «Барашек и Петя», «Зайка и Мишка»

Танцевальное творчество

Развивать умение импровизировать движения вальса и польки, используя кукол-марионеток

Театр марионеток

«Кот Леопольд» (муз. Резникова)

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Учить детей исполнять попевки в пределах звукоряда

 

Металлофон

«Петушок», «Кап-Кап-Кап», «Марш» Е Тиличеева

Основные навыки театрального мастерства

Методы формирования навыков театрального мастерства

Средства формирования навыков театрального мастерства

Содержание работы, занятия

Основы кукловождения.

Побуждать детей создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами – марионетками

Куклы-марионетки в русских костюмах, фонограмма

Зан.13-16,17-20, 21-24, Стр.166-187

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий»

Основы кукольного театра

Прививать устойчивый интерес к театру марионеток, желание импровизировать с куклами-марионетками

Куклы-марионетки, атрибуты к спектаклю, фонограмма

Основы актёрского мастерства

Развивать выразительность жеста.

Работа у зеркала

«Вот он какой», «Игра с камушками»,

«Спать хочется», «Золушка»

Основные принципы драматизации

Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке

Драматизация в костюмах, с декорациями, в предметном окружении

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Праздники, досуги, развлечения

Воспитывать положительное отношение к праздникам, учить детей правильно оценивать поступки

Атрибуты, костюмы, необходимые для конкретного праздника

На усмотрение муз. рук и воспитателя.

По тематическому плану

 

 (март - май)

Виды творческой деятельности

Методы развития творческих способностей

Средства развития творческих способностей

Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество

Побуждать детей коллективно создавать образы персонажей, постоянно ощущая своего партнёра, стремясь подыграть ему.

Фонограмма, костюмы, необходимые атрибуты

«Карабас-Барабас  и Буратино», «Мальвина и Пьеро»

Песенное творчество

Воспитывать устойчивый интерес к песенному творчеству.

Настольный театр

«Девочка чумазая» А. Барто

Танцевальное творчество

Побуждать детей к поиску выразительных движений, для передачи характера персонажей

Костюмы персонажей спектакля, атрибуты для импровизаций

Танцевальные импровизации к сказке «Буратино»

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Поощрять подбирать знакомые попевки от разных звуков и включать их в игровые импровизации

Металлофон, куклы с живой рукой.

Русские народные мелодии.

Основные навыки театрального мастерства

Методы формирования навыков театрального мастерства

Средства формирования навыков театрального мастерства

Содержание работы, занятия

Основы кукловождения.

Познакомить детей с приёмами вождения кукол «живой рукой»

Куклы с «живой рукой»

Зан. 25-28, 29-32, 33- 36

Стр. 188-204

Занятия 33-36 на оценку деятельности.

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»

Основы кукольного театра

Развивать интерес к театру кукол с «живой рукой»

Куклы с «живой рукой», фонограмма

Основы актёрского мастерства

Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера

Работа у зеркала

«Потерялся», «Котята», «Маленький щенок», «Скульптор», «Робкий», «Повар-лгун»

Основные принципы драматизации

Использовать в театрализованной деятельности импровизационные возможности детей

Костюмы, декорации, верховые куклы

Сказка на усмотрение воспитателя

Праздники, досуги, развлечения

Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивать желание импровизировать

Костюмы и декорации необходимые для проведения праздников

Поездка в театр. Праздники на усмотрение воспитателя и муз. рук.

 

Практический этап: (октябрь – апрель)

- Последовательно знакомить детей с различными видами театра, приобщать к   театральному искусству:

  • Беседа «Что такое театр?»
  • Рассматривание:
  1. открыток с разными видами театра: оперный, драматический, музыкальной комедии, кукольный.
  2. Театральных афиш, билетов.

- Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.

- Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

Виды творческой деятельности:

  1. Игровое творчество;
  2.  Основы кукловождения;
  3.  Основы актерского мастерства;
  4. Основы кукольного театра;
  5. Драматизации.

- Совершенствование артистических навыков детей:

  • Репетиции спектаклей «Красная шапочка», «Приключения Буратино».
  • Исследовательское наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».
  • Беседа «Театральный словарь» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлер, режиссер, сцена, декорации, антракт и тд.
  • Показ театрализованных спектаклей для младших групп и родителей.

- Повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста, перенос игровой театрализованной деятельности в семью:

  • Консультация для родителей «Театр дома»;
  • Сотрудничество с родителями: помощь в изготовлении театра (варежковый, пальчиковый вязанный, плоскостной бумажный и т.д.).

Заключительный этап: (май)

  1. Проведение мониторинга исполнения задач  проекта.

На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.  

Мониторинг выполнения задач проекта «Театр+театр» (оценка педагога)

Критерии оценки:

1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:

- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);

- дети спокойно и раскрепощено держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;

- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;

- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;

- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:

- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т.д.);

- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;

- в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.

3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и физкультурных занятиях;

- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;

- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.

4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:

- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;

- организуются выступления перед малышами.

Таблица 2. Оценка знаний, умений и навыков детей

Оценка знаний, умений и навыков детей

0 - отлично

Х - хорошо

У - удовлетворительно

- неудовлетворительно

Группа

Этюдный тренаж

Игры-драматизации

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Общая оценка

Ф.И.

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

 

Иванов П

о

о

у

х

х

х

о

о

о

х

х

х

х

хорошо

Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:

Этюдный тренаж (мастерство актёра)

  1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры – драматизации

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
  2. Умение общаться с партнёром;
  3. Способность импровизировать при создании образа.

Этюды с куклами

  1. Желание играть с куклой;
  2. Умение управлять ею;
  3. Способность импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли

  1. Желание участвовать в спектаклях;
  2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
  3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.

II. Представление опыта работы по театрализованной деятельности детей через презентацию проекта.

Сотникова Людмила Михайловна