Портфоли Клеминой Евгении Валерьевны, учителя эрзянского языка МОБУ "Кемлянская СОШ"
Представление педагогоческого опыта учителя эрзянского языка МОБУ "Кемлянская СОШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
портфолио | 130 КБ |
portfolio.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Клемина Евгения Валерьевна, учитель эрзянского (мордовского) языка МОБУ «Кемлянская СОШ» Ичалковского муниципального района РМ. Стаж работы – 3 года, в данной должности -3 года. |
Представление педагогического опыта
учителя эрзянского (мордовского) языка МОБУ «Кемлянская СОШ»
Клеминой Евгении Валерьевны
Тема: «Творческая деятельность на уроках эрзянского языка как средство развития духовно – нравственной сферы учащихся, с помощью внедрения новых образовательных стандартов»»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Актуальность и перспективность моего опыта обусловлена тем, что развитие творческих способностей на уроках эрзянского языка есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно и правильно организовать этот процесс.
Изучение мордовского языка в русскоязычной школе это не что иное, как вхождение детей в культуру мордовского языка, а при освоении культуры формируется языковой компонент. Изучение языка, культуры, истории своего народа - святая обязанность каждого из нас. Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, творческую и решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Заинтересовать детей становиться всё сложнее, ведь у каждого дома есть компьютер, выход в Интернет. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Поэтому при подготовке к уроку и его проведению я всё чаще использую информационно- коммуникативные технологии. В школе есть компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, выход в Интернет, то есть возможность для организации образовательного процесса на новом более качественном уровне. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности. С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать учеников творцами учебно-воспитательного процесса. Все это достигается с помощью новых современных методов обучения.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Главный заряд трудолюбия ребята получают на уроке. Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий. При этом применение ИКТ на уроках повышает статус учителя, который идёт в ногу со временем.
На современном этапе образования стоит задача взаимодействия современных образовательных технологий с традиционными.
Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов (А.П.Феоктистова, М.В.Мосина, М.Т.Бибина, Д.В.Цыганкина).
Так через все труды Д.В.Цыганкина проходит мысль о том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его-значит вместе и развивать духовные и творческие способности учащегося».
В течение всего времени преподавания эрзянского языка мной осуществляется анализ многочисленных материалов. На своих уроках постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов «Сятко», «Чилисема».
Разработаны рабочие программы по предмету, поурочные планы-конспекты, дидактический материал, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий.
Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности и интереса школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Технология опыта – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обученности, готовности к участию в творческой деятельности.
Работаю я в школе, где в основном обучаются русские дети. Поэтому для меня на первом месте стоит цель – заинтересовать ребенка, воспитать любовь, уважение и интерес к эрзянскому языку. Главная задача для меня оставалась прежней: научить детей самостоятельно мыслить, иметь своё мнение, быть уверенным в себе, с удовольствием ходить в школу, понимая важность процесса обучения в их дальнейшей жизни, уметь находить выход из любой ситуации и просто быть хорошим человеком.
И с первых дней обучения мои дети открывают для себя мир интересного и познавательного. Они выполняют задания творческого характера: подготовить фото-рассказ о своём селе, о семье, придумать сказочную историю о диком или домашнем животном, которое тебе нравится, нарисовать словесный портрет своего домашнего питомца и многое другое.
На первом году обучения начинается коммуникативно – речевое развитие детей. Эта прекрасная возможность показать детям красоту эрзянского языка. С этой целью использую на уроках небольшие стихотворения, которые рассказываю наизусть, читаем стихотворения вслух, читаем вслух «цепочкой». Здесь я преследую несколько целей одновременно: активизация внимания, работа над осознанным чтением и вовлечение каждого ученика в учебный процесс, когда любой ученик имеет возможность задать вопрос одноклассникам, как бы пробуя себя в роли ученика и учителя.
В современном образовательном процессе очень актуально использование на уроках компьютерных технологий, что способствует развитию интереса учащихся к изучаемому предмету. Для этого использую аудиозаписи, видеозаписи, разрабатываю уроки – презентации. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать мотивацию в целом; формировать творческие способности.
Также использую нетрадиционные формы уроков, урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, стараюсь давать творческие задания, задания игрового характера , которые требуют включить воображение, фантазию.
Создание творческих словарей.
Чтобы дети лучше запоминали слова, мы их сначала записываем в словарь и переводим, а потом, опираясь на значение слова, рядом рисуем иллюстрацию. Получается, и наглядный материала, и запоминание новых слов.
Использование игр на уроках эрзянского языка.
Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке, так и во внеурочное время (различные мероприятия, интеллектуальные конкурсы, викторины, творческие мероприятия).
Очень часто на уроках эрзянского языка использую дидактические, ролевые игры, в которых у детей активизируются умственные, творческие способности, развивается память, мышление, речь, воображение… Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления.
Игровые технологии использую на уроках и на внеурочных занятиях. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Незаменимым помощником учителя является программа PowerPoint, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации. Компьютерные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ. Мультимедийные технологии могут быть использованы как в проведении урока, так и во время внеурочной деятельности. Чтобы заинтересовать учащихся в изучение эрзянского языка, привить любовь к культуре, традициям и обычаем мордовского народа, стараюсь свои уроки провести интересно, чтобы зажечь искорку в сердцах детей.
Анализ результативности.
Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития творческих способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе (это видно из таблиц):
Год | Кач-во знаний % | Успеваемость% |
2013-2014 | 72,2% | 100% |
2014-2015 | 75,2% | 100% |
2015-2016 2016-2017 | 85,2% 81,9% | 100% 100% |
Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде.
Ежегодно учащиеся МОБУ «Кемлянская СОШ» активно принимают участие во Всероссийской предметной олимпиаде по эрзянскому (мордовскому) языку, где занимают призовые места.
№ | Ф.И.О. ученика | Уровень олимпиады | Результат |
2014-2015 учебный год | |||
1. | Горшкова С. | Муниципальный | 2 место |
2. | Шаляева Е. | Муниципальный | 1 место |
2015-2016 учебный год | |||
1 | Шаляева Е. | Муниципальный | 1 место |
2016-2017 | |||
1. | Шаляева Е. | Региональный | 3 место |
2. | Пурисенкова О. | Мунимципальный | 2 место |
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам.
Учащиеся школы активно принимают участие и во внеурочной деятельности: конкурсах, интеллектуальных мероприятиях, где занимают призовые место.
В 2016 году команда МОБУ «Кемлянская СОШ» заняла 1 место в районной интеллектуальной игре «РАСЬКЕНЬ ЛИСЬМАПРЯ», проведенной в рамках Всероссийского дня мордовского языка».
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что творческая деятельность на уроках, развитие духовно-нравственной сферы учащихся непосредственно связанно с внедрением новых технологий. Изучение и применение современных технологий в организации учебного процесса на основе требований ФГОС НОО - играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность творческого развития, самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.
За годы работы в школе пришлось многое, понять, осмыслить и придти к выводу – всё в школе от урока: авторитет учителя, авторитет учебного предмета, общая культура и дружелюбие учеников и учителя, совместный учебный труд. Я поняла и осознала - что есть главное в профессии учителя. Это постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успехи твоих учеников. Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в нем на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, участвую в работе семинаров, провожу открытые уроки, мероприятия. С публикациями о представленном собственном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться:
на школьном сайте : http://410.83433.3535.ru/
пополняю личную страницу на портале: https://nsportal.ru/klemina-evgeniya-valerevna
Электронное портфолио:
https://infourok.ru/user/klemina-evgeniya-valerevna1/page/portfolio-kleminoy-evgenii-valerevni
Приложение с методическими разработками уроков:
https://infourok.ru/razrabotka-uroka-na-temu-dikie-zhivotnie-zimoy-2546498.html
https://infourok.ru/razrabotka-uroka-na-temu-krasavica-zima-2546799.html
https://infourok.ru/razrabotkakonspekt-uroka-na-temu-kem-bit-professii-2583524.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, участвую в работе семинаров, провожу открытые уроки, мероприятия. С публикациями о представленном собственном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться: на школьном сайте : http://410.83433.3535.ru/ пополняю личную страницу на портале: https://nsportal.ru/klemina-evgeniya-valerevna https://infourok.ru/user/klemina-evgeniya-valerevna1 Электронное портфолио: https://infourok.ru/user/klemina-evgeniya-valerevna1/page/portfolio-uchitelya-erzyanskogo-yazika-kleminoy-evgenii-valerevni https://nsportal.ru/user/595622/page/portfoli-kleminoy-evgenii-valerevny-uchitelya-erzyanskogo-yazyka-mobu-kemlyanskaya
КРИТЕРИЙ 1. Качество знаний по итогам внутреннего мониторинга учебных достижений обучающихся за межаттестационный период
КРИТЕРИЙ 2. Качество знаний по итогам внешнего мониторинга учебных достижений обучающихся за межаттестационный период
КРИТЕРИЙ 3. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КРИТЕРИЙ 4. РЕАЛИЗАЦИЯ: ПРОГРАММ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА, ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
КРИТЕРИЙ 5. УЧАСТИЕ В ИННОВАЦИОННОЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРИТЕРИЙ 6. РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ
КРИТЕРИЙ 7. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам
КРИТЕРИЙ 8. НАЛИЧИЕ ПУБЛИКАЦИЙ
КРИТЕРИЙ 9. НАЛИЧИЕ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ, МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
КРИТЕРИЙ 10. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, методических объединениях
КРИТЕРИЙ 11. ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ, МАСТЕР-КЛАССОВ, МЕРОПРИЯТИЙ
КРИТЕРИЙ 12. ОБЩЕСТВЕННО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА
КРИТЕРИЙ 13. УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ
КРИТЕРИЙ 14. Награды и поощрения педагога в межаттестационный период
КРИТЕРИЙ 15. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА