Для родителей

Шовгеня Юлия Владимировна

1. «Как построить систему отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?»

 

2. Скажи мне, мама, ласковое слово...

3. Материнская терапия или мама-терапия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы психолога: «Как построить систему отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?»

                Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.

 К сожалению, помощь семьям часто ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация — не менее важная часть социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и нуждаются в ней не только сами ребята, но и их родители.

                  Психологическая помощь взрослым позволяет упрочить супружеские узы. Ведь в семьях, где на свет появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разводы — вполне обычное явление, причем происходят они чаще по инициативе мужчин. Работа с семьей мобилизует и сплачивает ее членов, способствует скорейшему обзаведению еще одним малышом, если инвалидом является первенец. Родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, дети приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

                   Дети скорее страдают от осознания своей несостоятельности в чем-то, что является нормой для других. Они переживают из-за многочисленных запретов и непрерывных увещеваний со стороны взрослых. Публичная покорность и показное смирение таких детей может сменяться тяжелыми истериками и капризами, когда они остаются один на один с родными и близкими. Их грубые, порой агрессивные выходки в адрес родителей являются реакцией на их гиперопеку, озабоченность и страхи.

                    Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить их от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

                   Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. Но и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо. Помогите себе и своим детям почувствовать себя счастливыми!

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ»

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Вы — первые и самые важные учителя своего ребенка. Малыш всему учится в общении со взрослым. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» — так называют дошкольное детство. Закладывается в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию составляют неизгладимый отпечаток ан всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

 

1. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

2. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая Вам, слушая Вас, наблюдая за Вами.

3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, развивают, направляют внимание, читают ему.

4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

5. Нужно обеспечивать ребенку широкие возможности использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

6. Следует уделять ребенку больше внимания, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем — и на работе.

7. По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.

9. Старайтесь, что бы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.



Предварительный просмотр:

Скажи мне, мама, ласковое слово...

"Серые цветы", - сказал кто-то про бедных, заброшенных, обделенных родительским вниманием детей. 

О том, как не хватает малышам любви родителей, очень часто говорят, очень много пишут педагоги и психологи. Но, к сожалению, проблема не только не исчезает, но становится все более и более актуальной. 

Все мы все время куда то спешим, куда-то торопимся. И дело здесь не только в том, что необходимо зарабатывать деньги, но и в том, что женщина, мать семейства, хочет быть сегодня успешной, социально независимой, хочет самореализовываться и самоутвердиться в социуме. 

Поэтому ребенок все чаще попадает в руки бабушки, круглосуточного сада, школы, улицы. Самое страшное в этой ситуации то, что, не получая любви в детстве, ребенок сам не научается любить. Казалось бы, чему тут учиться: проще и естественнее, непринужденнее чувства, чем любовь, нет. Однако, многие философы говорят о том, что любовь - это искусство. И нужно учиться любить. Не только своего партнера чтобы создать гармоничный союз, основанный на взаимопонимании, дружбе, взаимоуважении, но и своего ребенка, создавая ему тем самым площадку для старта, аэродром, откуда можно было бы взлетать. 

Ощущая опору, ребенку легче шагать по жизни, быть увереннее, смелее в своих желаниях, конструктивно решать возникающие проблемы. Гораздо труднее тому, в чьем сердце зияют раны, томится ощущение ненужности, никчемности. 

А ведь ребенку нужно так немного: теплый взгляд, нежное прикосновение, сказка, рассказанная на ночь. Все это дарит ощущение заботы, вашего тепла, любви. И дает ощущение ребенку, что его любят таким, какой он есть, без всяких условностей, что его принимают, понимают, жалеют. 

Уважаемые родители, помня об этом, остановитесь на мгновение! Подойдите к своему ребенку, обнимите его. Скажите, как любите, какой он замечательный у вас, самый лучший. Поиграйте с ребенком, спросите, что волнует его, чем он живет, что его печалит и радует. Постарайтесь не повышать голоса на расшалившегося малыша, а объясните спокойно, чем недовольны. Может быть, тогда на наших асфальтовых улицах будет меньше "серых цветов".

Советы для родителей:

 Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

Опасайтесь получения ребенком информации из чужих уст.

 Будьте открыты для общения с ребенком, даже если Вы в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

 Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас находится Ваш ребенок.

 Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с Вашим взрослением.

 Проявляйте ласку к ребенку, демонстрируйте ему свою любовь.

• Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается. 

   Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать — это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

 Если есть сомнение: наказывать или нет, не наказывайте.

 За один проступок — одно наказание. Даже если проступков совершено сразу очень много, наказание только одно — за все сразу

 Помните о сроке давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

 Наказан — прощен. Инцидент исчерпан, не мешайте ребенку начинать жизнь сначала.

 Наказание должно быть без унижения. Что бы ни случилось, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью.

 Ребенок не должен бояться наказания и гнева. Он должен бояться Вашего огорчения.



Предварительный просмотр:

Материнская терапия или мама-терапия

             Идея терапии совсем не нова и не является чем то сложный и затратным. Ее может делать любая мама, или бабушка ребенка. Автор идеи и книги на данную тему «Психотерапия материнской любовью», Б.З. Драпкин,  известный детский психиатр и психотерапевт.

                Он предлагает следующее: лечить своих детей силой мысли и знает способ объяснить ребенку, что мама его любит. Терапия выглядит так, ребенок засыпает, и мама через 20-30 минут после засыпания подходит к кроватке ребенка и говорит ему как она его любит, каким счастливым хочет видеть, программирует его на успех и здоровье. Ничего сложного, более того все уже придумано, эффективные слова и маленькие хитрости. Осталось только поверить и попробовать!

               Мне данный метод очень понравился, понравилось думать и представлять хорошее, понравилось говорить сыну слова любви, особенно понравилось записывать улучшения, но самым полезным было не думать о плохом. Терапия простая и приятная. Она улучшит ваше настроение и только ради этого ее стоит попробовать. 

                                                        Что говорить: 

Первый блок.

1. Я тебя очень-очень сильно люблю.

2. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.

3. Ты моя родная частичка, родная кровинушка.

4. Я без тебя не могу жить.

5. Мы все тебя очень сильно любим.

Второй блок.

(мысленно представляйте себе своего малыша таким каким он должен стать)

1. Ты сильный, здоровый, красивый.

2. Ты хорошо кушаешь,  быстро растешь и развиваешься.

3. У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик(потом можно будет добавить).

4. Ты легко и красиво двигаешься. У тебя хорошая моторика.

5. Ты закаленный – мало и редко болеешь.

Третий блок.

1. Ты спокойный мальчик/спокойная девочка. У тебя хорошие крепкие нервы.

2. Ты совсем не любишь  плакать. (Дальше сюда включаются все, что касается астенических и неврастенических проявлений.)

3. Ты умный мальчик /умная девочка. У тебя хорошо развиваются головка и ум. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.

4. У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться.

5. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь. Отлично высыпаешься.

6. Ты очень смелый и храбрый ребенок.

7. У тебя хорошо развивается речь.

Четвертый блок

               Я забираю и выбрасываю твою болезнь (Аутизм). Твое отставание в развитии, твои проблемы с речью и т.д.

Завершающая фраза: «Я тебя очень сильно люблю!».

   

КАК читать: перепишите себе в тетрадку базовую программу, в дневной или ночной сон, после засыпания малыша подойдите к его кроватке и сядьте рядом.  Лучше держать руку возле головы или руки, ноги ребенка. Прочитав фразу, по листочку, вы ее затем мысленно проговариваете про себя, как бы передаете ребенку, как бы вкладываете свою мысль в его сознание. Затем ту же фразу повторяете вслух. И так идете по всему списку. Ежедневно, кроме маминого плохо самочувствия, в течении 21 одно дня. И более.

    Фразы базовой программы желательно не менять. Все частности именно вашего ребенка, например чтобы не было проблем с горшком, заиканием, агрессией можете добавить чуть позже. В индивидуальную программу.

    Итак. Вы завели тетрадку. На первом листочке записываете базовую программу. Читаете в течении недели своему малышу этот текст. Проверяете, нравится ли вам такой метод, хотите ли вы продолжать. Через неделю, если вас все устраивает, вы записываете на втором листочке вашей тетрадке  все, что вас волнует и тревожит, все негативное о вашем ребенке. Один единственный листочек. Это ваша отправная точка! Вы это записываете, высказываетесь, забываете и двигаетесь дальше.

    Вы больше не возвращаетесь к плохому вообще, вы начинаете вести дневник, в котором никогда не возвращаетесь к тому, что плохо. Записываете только улучшения, только хорошее! Вы любите своего ребенка таким какой он есть, замечая изменения, ожидаете улучшений и записываете их. Вы не фиксируетесь на проблемах, не думаете о них, подмечаете маленькие победы и ждете больших!

  Получается  вы как бы программируйте успех вашего ребенка, ждете лучшего, верите в своего ребенка. Вы ждите это хорошего и оно обязательно скоро придет. Постарайтесь отметить даже небольшие положительные изменения.  Записывайте в дневник, что ребенок больше улыбался. Лучше спал, как вам нравится контакт глазами и как он заинтересовался поездом, лучше играет с котом, обратил внимание на ребенка во дворе. Любую мелочь. Только хорошее. И хорошее обязательно придет вновь.

   Мысленно проговаривая текст, не забывайте представлять своего ребенка, таким каким он должен стать, формируйте его образ. Ни в коем случае не вспоминайте плохое в вашем прошлом, как можно меньше сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Вы должны начать с чистого листа, так вы поможете и себе и ребенку. У наших детей нет планок и ограничений, они маленькие и очень перспективные. Если мы будем их любить, помогать, верить в них,они непременно используют максимум своих возможностей. Спокойная, любящая и не замечающего плохого мама, разве это не чудесно!